Вопросы улучшения жилищных условий

Вопросы улучшения жилищных условий

Вопросы улучшения жилищных условий

Как встать на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются малоимущие граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Решение о признании семьи нуждающейся в жилых помещениях принимает орган местного самоуправления в соответствии с учетной нормой площади жилого помещения, действующей на территории данного муниципального образования.

Согласно ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетная норма площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления.

Основания и порядок признания семьи малоимущей регулируются Законом Московской области от 22.12.2022 № 231/2022-ОЗ «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» (далее – Закон Московской области).

В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлен Законом Московской области от 12.12.2005 № 260/2005-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (далее – Закон).

Пунктом 1 ст. 2 Закона определено, что на учет принимаются граждане Российской Федерации, имеющие место жительства на территории Московской области не менее пяти лет, нуждающиеся в жилых помещениях по основаниям, установленным ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и признанные малоимущими в соответствии с Законом Московской области.

Указанными нормативными правовыми актами органы местного самоуправления Московской области руководствуются при принятии решений, касающихся признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и ведения учета таких граждан.

Согласно ч. 1 ст. 2.1. Закона с целью принятия на учет гражданин подает заявление о принятии на учет в орган местного самоуправления по месту своего жительства или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ).

Таким образом, в целях постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях гражданину необходимо обратиться с соответствующим заявлением в администрацию муниципального образования по месту жительства или МФЦ и представить документы, перечень которых установлен ст. 5 Закона Московской области и ст. 2.1. Закона.

Как признаться малоимущим в целях постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право малоимущие граждане, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Малоимущими признаются граждане Российской Федерации, имеющие место жительства на территории Московской области, если размер доходов и стоимости имущества гражданина либо размер среднедушевого дохода семьи и стоимости имущества семьи ниже или равен величине порогового значения доходов и стоимости имущества (п. 1 ст. 4 Закона Московской области от 22.12.2022 № 231/2022-ОЗ «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» (далее-Закон).

В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона, гражданин с целью признания его малоимущим подает заявление в орган местного самоуправления по месту своего жительства или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. С заявлением должны быть представлены документы, указанные в ст. 5 настоящего Закона (за исключением документов, которые запрашиваются органом местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия), а именно:

1) документы, удостоверяющие личность гражданина и личность членов его семьи (паспорт или иной документ, его заменяющий), а также для малолетних членов семьи – свидетельство о рождении и документы, подтверждающие наличие у них гражданства Российской Федерации;

2) документы, подтверждающие семейные отношения гражданина и членов его семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение суда о признании членом семьи);

3) документы, содержащие сведения о месте жительства, а в случае отсутствия таких сведений в паспорте или ином документе, удостоверяющем личность, – выданный органом регистрационного учета граждан Российской Федерации документ, содержащий сведения о месте жительства, либо решение суда об установлении факта постоянного проживания;

4) согласие на обработку персональных данных гражданина, членов его семьи;

5) документы, свидетельствующие об изменении фамилии, имени, отчества (в случае, если гражданин, члены его семьи изменили фамилию, имя, отчество);

6) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования гражданина и членов его семьи;

7) выписку из домовой книги, содержащую сведения о лицах, проживающих по месту жительства гражданина, членов его семьи;

8) копию финансового лицевого счета;

9) документы, содержащие сведения о расходах гражданина, членов его семьи по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в расчетном периоде;

10) документы, подтверждающие доходы гражданина, членов его семьи;

11) документы, подтверждающие наличие зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортных средств, за исключением автомототранспортных средств и прицепов к ним (ПТС);

12) справку об отсутствии права собственности на жилые помещения, выданную органом, осуществляющим технический учет и техническую инвентаризацию жилищного фонда субъекта Российской Федерации, в котором проживал гражданин и члены семьи гражданина до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

13) сведения из территориальных органов Федеральной налоговой службы
о размере оплаченных налогов и сборов в расчетном периоде.

Порядок предоставления жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

На основании Закона Московской области от 12.12.2005 № 260/2005-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (далее – Закон) ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими должностными лицами.

Списки граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также информация о количестве жилых помещений, поступивших в муниципальный жилищный фонд, размещены на официальных сайтах органов местного самоуправления Московской области, осуществляющих учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с требованиями, указанными в ч. 12, 13 ст. 2.3 Закона.

Реализация жилых помещений во вновь строящихся домах осуществляется по договорам долевого участия, а именно за счет собственных средств граждан, заключивших вышеуказанные договоры с застройщиком. Администрация муниципального образования не является застройщиком и соответственно не получает жилые помещения в муниципальную собственность. Таким образом обеспечение жильём граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за счет средств муниципального жилищного фонда осуществляется крайне медленно.

Сроки предоставления органами местного самоуправления жилых помещений по договору социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, Жилищным кодексом Российской Федерации не предусмотрены.

Согласно ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, а также гражданам, проживающим в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.

Таким образом, в случае предоставления гражданином в орган местного самоуправления документов, подтверждающих его право на внеочередное обеспечение жильем, жилое помещение по договору социального найма предоставляется вне очереди.

Действующее законодательство Российской Федерации исключает возможность применения дифференцированного подхода к решению жилищного вопроса граждан с учетом конкретных обстоятельств, не регламентированных нормативными актами. Несоблюдение установленного порядка предоставления жилья повлечет нарушение конституционных прав граждан, вставших на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья в более ранние сроки.

Для получения необходимых консультаций по жилищному вопросу гражданину необходимо обратиться в администрацию муниципального образования по месту жительства.

Возможно ли обжаловать решение о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях?

На основании Закона Московской области от 12.12.2005 № 260/2005-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (далее – Закон) ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими должностными лицами. Решение о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимается органом местного самоуправления в соответствии с имеющимися полномочиями.

Статья 56 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает исчерпывающий перечень оснований, по которым граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

При этом, согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, поставленные на учет нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года могут быть сняты с указанного учета по основаниям, предусмотренным п.п. 1, 3-6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Необходимо отметить, что в соответствии с ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации и ч. 3 ст. 5 Закона решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях могут быть обжалованы гражданами в судебном порядке.

Согласно ст. 11 Жилищного кодекса Российской Федерации защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.

Таким образом, по вопросу несогласия с решением органа местного самоуправления о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, гражданин вправе обратиться в судебные органы.

Как приватизировать жилое помещение в общежитии?

Жилые помещения в общежитиях отнесены к специализированному жилищному фонду, который представляет собой совокупность жилых помещений государственного и муниципального жилфондов (п. 2 ч. 3 ст. 19, п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации). Такие помещения предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Соответственно, договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения (ч. 1 ст. 94, ч. 2 ст. 105 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Читайте также:  Под шумок реновации: застройщики уже продают квартиры, ранее обещанные переселенцам

Вместе с тем, у значительной части граждан, проживающих в жилых помещениях в общежитиях, трудовые отношения, на основании которых им было предоставлено право проживания в общежитиях, давно утрачено.

Граждане РФ, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилфонда на условиях социального найма, вправе приобрести их, то есть приватизировать (ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»; гл. 8 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Что же касается жилых помещений общежитий, то таковые не подлежат приватизации (ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации).

Чтобы жилые помещения, использовавшиеся в качестве общежитий, можно было приватизировать, необходимо, чтобы они находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям/учреждениям, и были переданы в ведение органов местного самоуправления. В таком случае вне зависимости от даты их передачи в муниципальную собственность и даты предоставления гражданам применяются нормы жилищного законодательства о договоре социального найма, и, соответственно, такие помещения уже можно приватизировать на общих условиях (ст. 7 Закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ Федеральный закон от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»; ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации).

Таким образом, допустима приватизация только бывших общежитий, переданных в ведение органов местного самоуправления, поскольку такая передача позволяет сохранить все жилищные права граждан, в том числе право на приватизацию жилых помещений (ст. 18 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации).

Если общежитие передается предприятием в ведение органов местного самоуправления, но в муниципальную собственность не принято, гражданин не лишается права на приватизацию занимаемого им жилого помещения (Определение Верховного Суда РФ от 08.12.2022 № 4-КГ15-66).

Категории граждан и программы, предусматривающие предоставление им жилищных субсидий на приобретение и строительство жилья.

В настоящее время в Московской области реализуются следующие программы, предусматривающие предоставление отдельным категориям граждан жилищных субсидий на приобретение и строительство жилья:

1. Подпрограмма «Социальная ипотека» (II этап) государственной программы Московской области «Жилище», направленная на улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан с использованием ипотечных жилищных кредитов (врачи, учителя, воспитатели, молодые ученые и уникальные специалисты, молодые тренеры).

2. Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище», направленная на оказание поддержки молодым семьям (возраст которых не превышает 35 лет) в решении жилищного вопроса путем предоставления социальных выплат.

3. Подпрограмма «Улучшение жилищных условий отдельных категорий многодетных семей» государственной программы Московской области «Жилище», направленная на оказание государственной поддержки в решении жилищного вопроса многодетным семьям, имеющим семь и более детей, а также семьям, в которых одновременно родились 3 и более детей.

4. Подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий» государственной программы Московской области «Сельское хозяйство Подмосковья», направленная на оказание поддержки гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности.

5. Подпрограмма «Семейная ипотека» государственной программы Московской области «Жилище», направленная на снижение процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту на 3 процентных пункта.

С более подробной информацией по реализации подпрограмм можно ознакомиться на сайте Министерства жилищной политики Московской области (minzhil.renovaciya5.ru) и на сайте Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области (msh.renovaciya5.ru), а также в администрации муниципального образования Московской области.

Вместе с этим, постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.1996 № 1010 «Об Агентстве по ипотечному жилищному кредитованию», для выполнения задач по формированию и развитию системы ипотечного жилищного кредитования в России создано Открытое акционерное общество «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (со 2 марта 2022 года именуемое как АО «ДОМ.РФ»). Деятельность АО «ДОМ.РФ» направлена на создание равных возможностей для получения ипотечных кредитов (займов) всем гражданам Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2022 № 1170 меры государственной поддержки реализуются в отношении гражданина Российской Федерации (матери или отца), являющегося заемщиком по ипотечному жилищному кредиту (займу), при рождении у него в период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 года третьего ребенка или последующих детей, путем направления акционерным обществом «ДОМ.РФ» собственных денежных средств с последующим возмещением обществу недополученных доходов и затрат из федерального бюджета на цели полного или частичного погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) граждан Российской Федерации в размере их задолженности, но не более 450 тыс. рублей. Указанные средства направляются на погашение задолженности по основному долгу, а в случае, если такая задолженность меньше 450 тыс. рублей, оставшиеся средства направляются на погашение процентов, начисленных за пользование кредитом (займом).

С более подробной информацией по данному вопросу можно ознакомиться на официальном сайте АО «ДОМ.РФ» https://дом.рф либо позвонив по телефону горячей линии 8-800-505-11-11.

Как получить жилье, если нет гражданства РФ

В соответствии с п. 5 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

Согласно п. 1 ст. 2 Закона Московской области от 12.12.2005 № 260/2005-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» на учет принимаются граждане Российской Федерации, имеющие место жительства на территории Московской области не менее пяти лет, нуждающиеся в жилых помещениях по основаниям, установленным ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и признанные малоимущими в соответствии с Законом Московской области от 22.12.2022 № 231/2022-ОЗ «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда».

Таким образом, в случае получения гражданства Российской Федерации и регистрации по месту жительства, после истечения указанного пятилетнего срока гражданин вправе обратиться в орган местного самоуправления по вопросу постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Как получить жилье, если сгорел частный дом

В соответствии со ст. 34, 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и ст. 211 Гражданского кодекса Российской Федерации ответственность за причиненный в результате пожара ущерб несет собственник жилого помещения. Установленных законодательством Российской Федерации правил возмещения государством такого ущерба не существует.

В силу ст. 930 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может быть застраховано по договору страхования в пользу лица, имеющего интерес в сохранении этого имущества. В связи с этим обязанность органа местного самоуправления по предоставлению помещений собственникам отсутствует.

Категории граждан и основания предоставления им для временного проживания жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда определены в главе 9 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

В целях рассмотрения вопроса о предоставлении жилого помещения для временного проживания из муниципального специализированного жилищного фонда гражданин может с соответствующим заявлением обратиться в орган местного самоуправления по месту жительства.

Как оспорить судебное решение

Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

В соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Не вступившее в законную силу решение суда первой инстанции в соответствии со ст. 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации может быть обжаловано в апелляционном порядке.

Вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда Российской Федерации, могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями.

Как получить комнату в коммунальной квартире?

Порядок заселения комнат в коммунальных квартирах и очередность получения гражданами, проживающими в коммунальной квартире, освободившихся комнат определены ст. 59 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Комнаты, освобождающиеся в коммунальных квартирах, могут предоставляться гражданам как по договору социального найма, так и передаваться им в собственность.

В первую очередь правом на получение освободившейся комнаты в коммунальной квартире обладают наниматели (или собственники), проживающие в этой квартире, которые на момент освобождения жилья признаны или могут быть признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях. В этом случае комнаты предоставляются указанным гражданам по договору социального найма. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях установлены ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

При отсутствии в квартире указанных лиц, освободившееся помещение предоставляется по договору социального найма проживающим в ней нанимателям или собственникам, если они могут быть признаны малоимущими, и если они обеспечены жильем менее нормы предоставления на одного человека.

В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее – норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Лицам, которые не могут быть признаны малоимущими, но обеспечены жильем менее нормы предоставления на одного человека, освободившиеся в коммунальной квартире комнаты передаются по договору купли-продажи.

Цена договора купли-продажи освободившегося жилого помещения определяется органом местного самоуправления.

При отсутствии в коммунальной квартире всех вышеуказанных лиц освободившиеся комнаты заселяются в порядке, предусмотренном положениями Жилищного кодекса, на основании договора социального найма.

Как принять участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2022-2027 годы.

В соответствии с п. 3 Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее – Правила) участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2022-2027 годы (далее – Подпрограмма), может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:

1) возраст каждого из супругов, либо одного родителя в неполной семье на день принятия Государственным заказчиком решения о включении молодой семьи – участницы Подпрограммы в список претендентов на получение социальных выплат в планируемом году не превышает 35 лет;

Читайте также:  Гаражи подлежащие сносу в москворечье сабурово

2) признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях в соответствии с пунктами 5-10 Правил;

3) наличие у молодой семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, в порядке и по условиям, установленным Государственным заказчиком;

4) имеющая место жительства в Московской области;

5) наличие согласия совершеннолетних членов молодой семьи на обработку органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области, центральными исполнительными органами государственной власти Московской области, федеральными органами власти персональных данных о членах молодой семьи.

Решение о признании (или об отказе в признании) молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, решение о принятии (или об отказе в принятии) на учет нуждающихся в жилых помещениях, а так же о включении (не включении) молодой семьи в состав участников Подпрограммы принимается органом местного самоуправления муниципального образования Московской области.

С подробной информацией об участии в Подпрограмме гражданин может ознакомиться на официальном сайте Министерства жилищной политики Московской области www.minzhil.renovaciya5.ru в разделе: /Документы – Обеспечение жильем льготных категорий граждан – Молодые семьи – Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2022-2027 годы/.

Если семья гражданина соответствует условиям Подпрограммы, то рекомендуем ему обратиться в орган местного самоуправления по месту регистрации с заявлением и документами, предусмотренными Правилами Подпрограммы.

На что может быть направленна социальная выплата в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2022-2027 годы.

Согласно п. 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительства) жилья и их использования утвержденных Постановление Правительства РФ от 17.12.2022 № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» социальные выплаты используются:

а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением случаев, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения на первичном рынке жилья);

б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство жилого дома (далее – договор строительного подряда);

в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность молодой семьи (в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее – кооператив);

г) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа (далее – жилищный кредит) на приобретение жилого помещения по договору купли-продажи или строительство жилого дома;

д) для оплаты цены договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором с уполномоченной организацией) и (или) оплату услуг указанной организации;

е) для погашения суммы основного долга (части суммы основного долга) и уплаты процентов по жилищным кредитам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома или по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным жилищным кредитам или кредитам (займам) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита;

ж) для уплаты цены договора участия в долевом строительстве, который предусматривает в качестве объекта долевого строительства жилое помещение, содержащего одно из условий привлечения денежных средств участников долевого строительства, установленных пунктом 5 части 4 статьи 4 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – договор участия в долевом строительстве), или уплаты цены договора уступки участником долевого строительства прав требований по договору участия в долевом строительстве (далее – договор уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве);

з) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита на уплату цены договора участия в долевом строительстве, на уплату цены договора уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве;

и) для погашения суммы основного долга (части суммы основного долга) и уплаты процентов по жилищному кредиту на уплату цены договора участия в долевом строительстве или на уплату цены договора уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве либо по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита на уплату цены договора участия в долевом строительстве или на уплату цены договора уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве (за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным жилищным кредитам либо кредитам (займам) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита).

Как определить уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения молодой семьи с целью принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях для участия подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2022-2027 годы.

Уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения определяется как отношение суммарного размера общей площади жилых помещений к количеству всех зарегистрированных по месту жительства в данных жилых помещениях (частях жилых помещений), за исключением:

1) поднанимателей данного(ых) жилого(ых) помещения(ий) жилищного фонда социального использования;

2) нанимателей данного(ых) жилого(ых) помещения(ий) жилищного фонда коммерческого использования;

3) граждан, проживающих в данном(ых) жилом(ых) помещении(ях) индивидуального жилищного фонда по договору безвозмездного пользования;

4) граждан, которые приобрели (построили) жилые помещения с использованием бюджетных средств, полученных ими в установленном порядке от центрального исполнительного органа государственной власти Московской области или органа местного самоуправления муниципального образования Московской области, но с регистрационного учета по прежнему месту жительства в данном жилом помещении не сняты.

Временные жильцы, зарегистрированные в данном(ых) жилом(ых) помещении(ях) (части(ях) жилого помещения(ий) по месту пребывания, при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения не учитываются.

При определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения не учитывается общая площадь жилого помещения, занимаемого молодой семьей по договору:

1) найма специализированного жилого помещения;

2) поднайма жилого помещения жилищного фонда социального использования;

3) найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования;

4) безвозмездного пользования жилым помещением индивидуального жилищного фонда;

5) договору найма жилого помещения индивидуального жилищного фонда.

При заключении договоров, указанных в подпунктах 2, 4, 5, с отцом, матерью, дедушкой, бабушкой, братом, сестрой общая площадь жилого помещения при определении уровня обеспеченности учитывается.

Какой должен быть минимальный срок проживания в Московской области для участия молодой семьи в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2022-2027 годы.

Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства не предусмотрен минимальный срок проживания на территории Московской области.

Кому предоставляются меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2022 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан»?

В соответствии с Федеральным законом жилыми помещениями обеспечиваются следующие категории граждан:

1) граждане, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

а) граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;

б) члены семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, а также члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые приобрели право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы;

в) граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;

г) граждане, уволенные с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащие обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета;

2) совместно проживающие с гражданами, предусмотренными подпунктами «а», «в», «г» пункта 1 настоящего раздела, члены их семей.

Кто в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» и Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов» может улучшить свои жилищные условия?

В рамках Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 могут получить субсидию за счет средств федерального бюджета ветераны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии со статьями 14, 15, 17 – 19 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Нужно ли ветерану ВОВ для получения социальной выплаты подтверждать статус малоимущих?

Граждане, относящиеся к категории ветераны ВОВ, не должны представлять документы, необходимые для подтверждения статуса малоимущих.

Какова специфика получения субсидии у ветеранов в соответствии со статьей 17 Федеральным законом «О ветеранах»?

Статья 17 предусматривает обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений. Предоставление субсидии по данной статье возможно только при наличии у ветерана инвалидности.

Предоставляется ли субвенция ветеранам в соответствии со статьей 20 Федеральным законом «О ветеранах»?

Ветераны труда, труженики тыла пользуетесь правами и льготами, установленными статьей 20 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». Указанной статьей такая мера социальной поддержки как обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, не предусмотрена.

Имеет ли право на обеспечение жильем гражданин, имеющий статус бывшего несовершеннолетнего узника концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.

Законом о ветеранах установлен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших в ней участие, а также иных лиц, перечисленных в законе. При этом в данный перечень такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, не включена.

Читайте также:  ул. Чугунные Ворота д. 21 к. 4 г. Москва - всё о доме, УК, отзывы, индекс

Можно ли предоставить государственный жилищный сертификат гражданину, родившемуся в зоне проживания с правом на отселение после 30 июня 1986 г.?

Согласно частям второй и третьей Закона № 1244-1 гражданам, переселившимся после 30 июня 1986 г. на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные соответственно статьями 20 и 18 Закона №1244-1; этим гражданам (за исключением граждан, указанных в пункте 6 части первой статьи 13 Закона №1244-1) в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 Закона №1244-1, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы.

Нормы частей второй и третьей статьи 22 Закона №1244-1 предусматривают дифференциацию мер социальной защиты в зависимости от характера и степени вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы. Такая дифференциация (как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях определения от 14.05.2022 № 1007-О, от 06.11.2022 № 2636-О и № 2671-О) основана на объективных критериях, к числу которых относится прежде всего уровень радиоактивного загрязнения соответствующей территории (зоны), на которой проживают или с которой эвакуируются (добровольно выезжают) граждане.

Отсюда следует, что граждан, которые проживали в указанной зоне начиная с 30 июня 1986 г. и позднее, Закон №1244-1 (исходя из прямого смысла статьи 22 Закона РФ) не лишает самостоятельного права на получение мер социальной поддержки (в том числе права на жилищное обеспечение в порядке, установленном Правительством Российской Федерации), но при этом ограничивает реализацию данного права определенным условием.

Таким образом, по смыслу, придаваемому данной норме законодателем, к началу проживания в радиоактивной зоне в силу прибытия туда следует приравнивать также и начало проживания в радиоактивной зоне в силу рождения. Родители указанных граждан добровольно приняли решение о необходимости рождения ребенка в зоне радиационного заражения, сознавая наличие и степень риска проживания в данной зоне, связанного с последствиями радиационного загрязнения.

Обоснованно ли органы местного самоуправления Московской области связывают право граждан, пострадавших в результате радиационных аварий и катастроф, состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (улучшении жилищных условий) с обязательным проживанием на территории Московской области не менее 5 лет?

В соответствии с нормами Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон) федеральный законодатель передал полномочия по определению порядка обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета граждан – участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавших в результате этих аварий, и приравненных к ним лиц, Правительству Российской Федерации. Согласно положениям Закона, право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в рамках подпрограммы имеют только те граждане, пострадавшие в результате радиационных аварий и катастроф, которые признаны установленным порядком нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Порядок и условия принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) регламентируются нормами Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

Согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.

Пунктами 5,7 статьи 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации, а также определение порядка ведения органами местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Пунктом 1 статьи 2 Закона Московской области от 12.12.2005 № 260/2005-ОЗ «О порядке ведения учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (далее – Закон Московской области) установлено обязательное требование 5-летнего проживания на территории Московской области при принятии решения о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (улучшении жилищных условий).

Рассматривая вопрос об обоснованности применения пункта 1 статьи 2 Закона Московской области к гражданам, пострадавшим в результате радиационных аварий и катастроф, необходимо учесть, что его законность уже была подтверждена определением Верховного Суда Российской Федерации от 01.04.2022 №4-АПГ15-7.

Кроме того, следует учитывать, что возможность установления субъектом Российской Федерации ценза оседлости для постановки на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий согласуется также с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определениях от 09.04.2002 № 123-О, от 04.03.2004 № 80-О, от 27.05.2022 № 741-О-О, от 29.05.2022 № 1027-О.

Таким образом, органы местного самоуправления Московской области обоснованно связывают право граждан, пострадавших в результате радиационных аварий и катастроф, состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (улучшении жилищных условий) с обязательным проживанием на территории региона не менее 5 лет. Это относится также к г.Москве (10 лет) и г.Санкт-Петербургу (10 лет).

Какие требования предъявляются к гражданам при определении их права на получение жилищной субсидии, предусмотренной Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»?

В настоящее время вопросы жилищного обеспечения граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регулируются нормами Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее – Закон).

Данный законодательный акт с 1 января 2003 г. регулирует все правоотношения, связанные с оказанием государственной поддержки «северянам» в решении их жилищной проблемы.

Требования, которым должны соответствовать граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, при определении их права на получение сертификата, определены преамбулой к Закону, а также нормами статьи 1 Закона:

1. Выезд из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей

не позднее 1 января 1992 г.

2. Наличие стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет.

3. Отсутствие жилых помещений для постоянного проживания за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (либо при наличии таковых – признание установленным порядком нуждающимся в улучшении жилищных условий).

4. Отсутствие фактов получения какой-либо государственной помощи для приобретения жилья.

В случае, если гражданин соответствует указанным выше требованиям, на него распространяется право на получение жилищной субсидии, предусмотренной Законом.

Отдельное внимание стоит уделить ситуации, когда у гражданина, выезжающего (выехавшего) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей имеется жилое помещение для постоянного проживания за пределами указанных районов и местностей.

В данном случае указанные граждане смогут претендовать на получение жилищной субсидии только при условии, если они будут признаны установленным порядком (в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации) нуждающимися в улучшении жилищных условий в муниципальных образованиях, где расположены указанные жилые помещения.

Равнозначное жилье: верховный суд объяснил правила замены аварийных домов

ЗАО «Племзавод «Разуменский» и Олег Ткачук* в 2006 году заключили договор найма жилого помещения. Ткачук с женой и сыном заняли две комнаты в общежитии общей площадью 24,9 кв. м (жилой площадью 24,9 кв. м). Спустя восемь лет межведомственная комиссия Белгородского района признала многоквартирный дом, в котором жила семья Ткачук, аварийным и подлежащим сносу. Семье предложили переселиться в однокомнатную квартиру-студию, но они отказались – поскольку общая площадь студии меньше площади их нынешнего жилья и составляет 23,3 кв. м. Тогда администрация Белгородской области попыталась через суд выселить их с предоставлением другого жилого помещения и снять с регистрационного учёта. 

Белгородский районный суд Белгородской области удовлетворил иск администрации, Белгородский областной суд с ним согласился. Они обратили внимание, что семья Ткачук не стоит в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий и не признана в установленном порядке малоимущей. По мнению судов, законных оснований для внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма взамен аварийного нет, а значит, семья должна переехать в предлагаемую им квартиру-студию. 

ИСТЕЦ: Администрация Белгородской области 

ОТВЕТЧИК: Олег Ткачук* с женой и сыном

СУТЬ СПОРА: О выселении с предоставлением другого жилого помещения и снятии с регистрационного учёта

РЕШЕНИЕ: Отменить решения нижестоящих судов, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции

Когда дело дошло до Верховного суда, тот отметил: при выселении из аварийного жилья другое помещение предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в качестве компенсации, поэтому условия проживания в нем не должны быть хуже прежних (а с точки зрения безопасности даже лучше). Если до выселения семья занимала квартиру или не менее двух комнат, она вправе претендовать на жилье с таким же количеством комнат. Значит, Ткачук с женой и детьми должны получить жилое помещение общей площадью не менее 24,9 кв. м. При этом выселенные граждане сохраняют право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учёте (ст. 55 ЖК). Поэтому ВС отменил решения нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции (№ 57-КП 8-16).

Юрист Региональный рейтинг.группаАрбитражное судопроизводство (средние и малые споры – mid market)группаЗемельное право/Коммерческая недвижимость/СтроительствогруппаИнтеллектуальная собственностьгруппаКорпоративное право/Слияния и поглощениягруппаНалоговое консультирование и спорыгруппаСемейное и наследственное правогруппаБанкротство (включая споры)группаРазрешение споров в судах общей юрисдикциигруппаУголовное право Дмитрий Урякин обратил внимание, что ранее ВС уже высказывал аналогичную позицию в своих разъяснениях (абз. 4 п. 37 постановления Пленума ВС № 14, п. 6 Обзора судебной практики ВС), а также в решениях по конкретным делам (№ 44-КГ16-21, № 1-КГ15-11, № 44-КГ16-26, № 10-КГ17-5). Юрист ПБ Федеральный рейтинг.группаБанкротство (включая споры) (high market)25место
По выручке на юриста (менее 30 юристов)
45место
По выручке
Профайл компании
Анна Сулима тоже вспомнила похожие дела (№ 44-КГ16-23, № 44-КГ16-9). «ВС уже не в первый раз возвращается к вопросу предоставления неравнозначного жилья при выселении из-за сноса жилого дома. Это говорит о наличии реальной проблемы, связанной с неправильным толкованием норм права органами местного самоуправления», – считает Сулима. «ВС подтвердил очевидное положение ст. 89 ЖК о необходимости предоставления равнозначного по площади помещения при выселении из аварийного дома», – сообщил юрист практики разрешения споров Федеральный рейтинг.группаСанкционное правогруппаСемейное и наследственное правогруппаЧастный капиталгруппаИнтеллектуальная собственность (Консалтинг)группаИнтеллектуальная собственность (Регистрация)группаКорпоративное право/Слияния и поглощения (high market)группаМеждународные судебные разбирательствагруппаТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)группаАрбитражное судопроизводство (крупные споры – high market)Профайл компании Артем Берлин.  

* – имя и фамилия изменены редакцией.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector