14 августа 2018 года
Фотопроект «Город на память». 391. Проспект Будённого
Проспект Будённого был назван в честь маршала Семёна Будённого в 1974 году вскоре после смерти прославленного кавалериста и военачальника. До революции это был Слободской проезд, а с 1922 года – Мейеровский проезд, так как в этих местах находилось садоводство советского ботаника, профессора МГУ Константина Мейера. Здесь можно встретить примечательные образцы сталинской жилой застройки и даже чудом сохранившихся гипсовых физкультурников на стадионе «Крылья Советов».
Семён Михайлович Будённый был призван на военную службу в 1903 году и в составе Донского казачьего полка участвовал в Русско-японской войне. Как лучший наездник полка отправлен в Петербург для обучения в Офицерской кавалерийской школе, а с началом Первой Мировой войны сражался на германском, австрийском и кавказском фронтах, за храбрость награждён «полным георгиевским бантом» — Георгиевскими крестами четырёх степеней и Георгиевскими медалями четырёх степеней.
Китель маршала Будённого образца 1940 года в экспозиции Музея Вооружённых Сил
В 1918 году Будённый создал революционный конный отряд, предтечу Первой Конной армии, разгромившей войска Деникина и Врангеля. После Гражданской войны он руководил конными заводами, которые в результате многолетней работы вывели новые породы лошадей – будённовскую и терскую. Занимая ведущие посты в наркомате обороны СССР, маршал Семён Будённый лоббировал роль кавалерии на поле боя, хотя потенциальный противник – Германия – готовился к танковой, моторизованной войне. Но надо отдать должное Будённому – он выступал за техническое перевооружение армии и даже в рамках изучения новых методов борьбы с противником ещё в 1931 году совершил свой первый прыжок с парашютом.
В годы Великой Отечественной войны он входил в состав Ставки верховного главнокомандования, участвовал в обороне Москвы, командовал армиями и фронтами, а в послевоенные годы занялся любимым делом – коневодством, Будённый не раз избирался депутатом в Верховный Совет СССР. Современники отмечали его своеобразный характер, способность быстро схватывать обстановку и принимать рациональные решения.
Храм Воскресения Христова на Семёновском кладбище был построен в 1855 году на средства купца М. Мушникова. В первые годы советской власти храм был закрыт, в неоднократно перестроенном здании располагалась кладбищенская контора, а затем ремонтно-механический комбинат.
В 1936-1937 годах ликвидирован военный некрополь в южной части кладбища, в ходе расширения территории завода «Салют» снесены надгробия центральной части кладбища. В 1966 году на месте могил в северной части разбили сквер с парикмахерским салоном, общественным туалетом и закусочной, которую циничные местные жители прозвали «На черепке». Долгое время в кустарнике лежали остатки надгробий с надписями, а вандалы норовили покопаться в земле в поисках антикварных раритетов.
Перестроенное здание храма. 1986 год: https://pastvu.com/p/202505
В наши дни храм возвращён Церкви. Освящение совершил патриарх Кирилл, сказавший: «Храм был построен здесь, на Семёновском кладбище, одном из самых известных кладбищ города Москвы. Но в послереволюционные годы кладбище варварски, безумно было уничтожено. На территории кладбища построен завод, какие-то учреждения, а в 1960-е годы, в разгар хрущёвских гонений, бульдозером были снесены оставшиеся могилы. Иногда мы спрашиваем: а за что нам всё то плохое, что иногда случается в нашей жизни, и не просто в личной жизни, но и в жизни страны? И возникает вопрос: а кто наказан за это преступление — уничтожение гробниц наших предков?»
Семёновский парк на месте кладбища
Усадьба Гусаревых построена, возможно, ещё до войны с Наполеоном. Купцы-старообрядцы Гусаревы владели несколькими кирпичными заводами, которые производили ежегодно до 5 000 000 кирпичей, один из заводов находился сразу за усадьбой. Наибольших коммерческих успехов достиг Алексей Гусарев, инженер-технолог, член Московского архитектурного общества, участник Всероссийской художественно-промышленной выставки 1882 года. После революции деревянный особняк использовался в качестве склада, а затем был передан НИИ проблем высшей школы (НИИВШ).
На мемориальной табличке допущена опечатка – Гусаровы вместо Гусаревы.
Измайловское шоссе, 6 – жилой дом (1980). Вероятно, на первом этаже располагался Дом моделей или магазин тканей.
С момента создания Советского государства вопросам образования уделялось приоритетное внимание. Те, кто идеализирует империю, разрушенную большевиками, может ознакомиться с итогами переписи 1920 года: на территории России только 41,7 % населения в возрасте от 8 лет и старше умел читать. В СССР предоставление полного, всестороннего и бесплатного образования декларировалось Конституцией, а расходы на просвещение к началу тридцатых годов составляли 13,37% от бюджета государства.
В издании «Генеральный план реконструкции г. Москвы. 1936 г.» говорилось: «Школьный фонд города, состоящий к началу 1935 г. из 375 школ, из которых 79 размещены в деревянных зданиях, совершенно недостаточен по своим размерам и в значительной части не отвечает своему назначению. За десятилетие число учащихся в школах ориентировочно увеличится до 700 тыс. Чтобы разместить их в школах и обеспечить нормальные условия для занятий, необходимо за 10 лет построить 530 школ».
Мейеровский проезд. Новая школа типового проектирования. 1937-1938 гг.: https://pastvu.com/p/267285
Сейчас учащихся стало гораздо больше, старое здание школы (архитектор Д. Фридман, 1935) перестало отвечать возросшим требованиям и было снесено, на его месте открылся современный центр образования.
Между путями железной дороги и Мейеровским проездом раскинулся индустриальный гигант «Салют», созданный в 1912 году для производства авиадвигателей «Гном», которые устанавливали на аэропланы «Ньюпорт» и «Фарман». В 1917 году на этой же площадке заработал ещё один французский завод «Сальмсон», поставивший более 400 моторов для военного ведомства России.
Завод «Салют». 1970-1980 гг.: https://pastvu.com/p/67854
Проспект Будённого, 16к60 – одно из старинных индустриальных зданий, сейчас мини-отель.
Советская власть национализировала оба предприятия, создав на их базе завод «Мотор № 4 имени М. В. Фрунзе», со временем занявший лидирующие позиции в отрасли. На карте 1925 года значительную часть территории занимали Семёновское и Военное кладбища – строительство новых заводских корпусов развернулось на их месте.
Созданные на предприятии двигатели устанавливали на самолёты АНТ-25, ТБ-3, истребители И-15, И-16, И-153, торпедные катера. В годы Великой Отечественной войны завод изготовил более 10 000 двигателей для штурмовиков ИЛ-2. После войны завод освоил серийное производство реактивных двигателей для самолётов МиГ и Су.
Когда-то эти места были рабочей окраиной, в наши дни существование подобных промышленных гигантов посреди города представляется неуместным. Не один десяток лет местные жители слышали гул испытываемых двигателей, ощущали запах авиационного керосина, а копоть оседала на подоконниках окрестных жилых домов. В настоящее время предприятие действует и носит название НПЦ газотурбостроения «Салют».
Центральная проходная завода «Салют». 1970-1980 гг.: https://pastvu.com/p/67853
Доска Почёта завода «Салют». 1970-1980 гг.: https://pastvu.com/p/67758
Дом культуры «Чайка». 1977-1979 гг.: https://pastvu.com/p/1784
Для заводчан строились новые дома. Проспект Будённого, 17 (1934)
Мейеровский проезд. 1948-1951 гг.: https://pastvu.com/p/461144
Проспект Будённого, 19 (1937)
За последние пару десятилетий многие районные стадионы стали стройплощадками для жилых комплексов, но спортивный комплекс на проспекте Будённого сохранился и даже гипсовые фигуры физкультурников по-прежнему украшают входную группу. Заводской стадион «Крылья Советов» открылся в 1934 году, после современной реконструкции его трибуны вмещают 4900 зрителей, на поле с натуральным газоном проходят футбольные матчи.
Центральный вход на стадион «Крылья Советов». 1970-1980 гг.: https://pastvu.com/p/74699
Когда-то на месте стадиона были садоводческие плантации. 1910 год: https://pastvu.com/p/50169
Административное здание со спортивными секциями, раздевалками и складом инвентаря
Бывший летний кинотеатр
Говорят, что эти лавочки в сквере установлены ещё в шестидесятые годы.
Редкая крышка из Белоруссии — Завод Коминтерн г. Витебск
Мейеровский проезд. 1940 год: https://pastvu.com/p/152990 На переднем плане виден заводской Комбинат питания (Фабрика-кухня), построенный в 1937 году, за ним – жилой дом сотрудников завода.
Комбинат питания в Мейеровском проезде. 1946 год: https://pastvu.com/p/13993
Мейеровский проезд. Пожарная часть. 1947-1955 гг.: https://pastvu.com/p/581460
9-я ул Соколиной Горы, 3А – здание школы № 696, ныне – Московское медицинское училище № 30
Мейеровский проезд. 1943-1950 гг.: https://pastvu.com/p/1098
Проспект Будённого, 23 – жилой дом построен по проекту архитектора З. Розенфельда в 1934 году
Проспект Будённого, 31 – Научно-исследовательский институт медицины труда (1951)
Проспект Будённого, 33 – бывшие бани «Соколиная гора»
Мейеровский проезд, 43. 1940-1960 гг.: https://pastvu.com/p/34788
Невзрачное здание, скрывающееся за листвой деревьев – это общежитие, которое называли «учительским», считается первым в СССР панельно-каркасным домом. Его построили архитекторы Г. Кузнецов и Б. Смирнов в 1948 году.
Мейеровский проезд. 1950-1960 гг.: https://pastvu.com/p/34798 Далеко не всем достались квартиры в новых домах и многие заводчане жили в бараках. Вскоре они стали историей – в Мейеровском проезде выросли панельные и кирпичные пятиэтажки, двенадцатиэтажные башни.
Проспект Будённого, 47 – кирпичный жилой дом серии II-08 (1959)
Проспект Будённого, 30 – а вот и парадная сталинка 1956 года. Проект предусматривает переход по лестничным холлам из одного подъезда в другой.
Проспект Будённого, 32 – бывший Клуб ДОРПРОФСОЖа (ДК имени В. И. Ленина Московско-Рязанской железной дороги, архитектор Георгий Гольц, 1928-1930)
В 1940 году по Мейеровскому проезду была проложена трамвайная линия. 1970-1975 гг.: https://pastvu.com/p/94313
Проспект Будённого – словно заповедник московской архитектуры, где представлена и довоенная застройка, и «хрущёвки», и современный жилой комплекс «Золотая звезда». На его месте располагалось автотранспортное предприятие, давшее название Гаражной улице.
Проспект Будённого, 51А – административное здание (1950)
По чётной стороне Гаражной улицы находился автокомбинат № 2, его корпуса занял Компьютерный центр «Будёновский».
Проспект Будённого пересекается с шоссе Энтузиастов и продолжается эстакадой, проложенной над промышленной зоной в сторону Перовской улицы.
Энтузиастов приветствует фигура рабочего, созданная скульптором Г. Неродой и установленная здесь в 1970 году. Спецовка пролетария напоминает то ли костюм водолаза, то ли скафандр космонавта. По городской легенде, это один из конкурсных проектов памятника Юрию Гагарину – работа лауреата воцарилась на высоченной стелле на Ленинском проспекте, а невостребованным произведениям нашлось место в других районах города.
Всю жизнь живу в Москве, на проспекте Буденного бывать не доводилось. Это район Соколиная гора. Заинтересовало здание, явно советское, с серпом и молотом. Подошла посмотреть вывеску, оказалось научно-исследовательский институт медицины труда.
Дальше по улице легендарные бани. Основаны в 1939 году, пережили две реконструкции, сейчас там и хамам, и соляная пещера, и массаж, и солярий. Я не фанат таких развлечений, но знаю, есть любители.
Потом встретилось вот такое. Необычный дом. Это серия II-68-01/16Ю-2/78, только этажей как-то мало. Стоит такой обрубочек. Интересно, почему такой низкий построили? Обычная этажность – 16.
Через дорогу вот такое здание. Предположила, что школа или может учебный комбинат, по виду похоже. Однако, в окнах шторы, будто жилой дом. При этом комнатки маленькие, а кухни вообще крохотные. Полезла в интернет, узнать, что за здание. А это первый каркасно-панельный дом в Москве! Построен в 1947-1948 годах. В то время было актуально максимально дешевое жилье с посемейным заселением. В каком-то смысле уникальный дом, историческое здание. В 2017 году он включен в программу реновации, неясно, что с ним будет.
Углядела конструктивистские мотивы, перешла через дорогу. Центр культуры “Соколиная гора”, бывший клуб ДОРПРОФСОЖ. Был период, когда он назывался ДК имени Ленина Московско-Рязанской железной дороги. Построен в 1928-1930 годах.
Напротив новый жилой комплекс “Золотая звезда”. Раньше на этом месте находилось автотранспортное предприятие. По сравнению с окружающей застройкой дома выглядят гигантскими. Приходится постараться, чтобы они влезли в кадр. Когда проходишь между зданиями, чувствуешь себя букашкой. За высотками есть еще малоэтажные корпуса. В глубине квартала установлено ограждение, видимо еще планируется строительство. Дальше выделена площадка для жилого дома по программе реновации.
Маленький домик, который выбивается из общей стилистики, занимает ритуальное агентство. Для полноты картины: через дорогу НИИ шинной промышленности, чуть дальше НИИ органической химии, под окнами хорда и пересечение с шоссе Энтузиастов, в общем красота. Ну и ТЭЦ. Есть еще нефтеперерабатывающий завод, возможно его снесут, нынче есть такая тенденция.
Много слышала про компьютерный рынок “Буденовский”, впервые увидела. Здание построено в 1951 году, раньше его занимал автокомбинат № 2. В 2001 году гараж переделан в торговый центр. ” Буденовский” – конкурент Савеловского рынка, но по-моему сейчас ни тут, ни там никто ничего не покупает.
Проспект Буденного назван в честь знаменитого маршала в 1974 году. До революции это был Слободской проезд, а с 1922 года – Мейеровский проезд, так как в тех краях находилось садоводство профессора МГУ Константина Мейера.
В середине XVII века в этой местности располагался Потешный соколиный двор царя Алексея Михайловича. Отсюда название района – Соколиная гора.
Поделитесь постом с друзьями
Содержание:
Проспект Будённого (Москва)
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 октября 2014;
проверки требуют 23 правки.
Проспе́кт Будённого (бывш. Мейеровский проезд) — одна из основных транспортных магистралей в Москве, которая расположена в Восточном административном округе, на территории района Соколиная гора.
Проспект начинается как ответвление Измайловского шоссе, далее идёт на юг и примыкает к шоссе Энтузиастов.
До 1922 года назывался Слободской проезд из-за находившейся вблизи него Семёновской Слободы.
Мейеровский проезд на аэрофотоснимке 1941 года. Южная часть дороги не построена, на её месте застройка.
Потом он был переименован в Мейеровский проезд, так как рядом находилось садоводство К. И. Мейера.
В 1974 году, после смерти маршала Семёна Михайловича Будённого (1883—1973) проезд стал проспектом и был назван его именем.
Примечательные здания и сооружения
По нечётной стороне
Остановка Проспект Будённого
Автобусы
№ Т25 (конечная), Т88 (конечная), 730
Остановка Кирпичная улица
Автобусы
№ 36, 83, 86, 141, 254, 702, 730, Т32
Остановка Вольная улица
Остановка Стадион «Крылья Советов»
Остановка 10-я улица Соколиной Горы
Остановка 9-я улица Соколиной Горы; 8-я улица Соколиной горы; Проспект Будённого, дом 24; 5-я улица Соколиной горы
Автобусы
№ 86, 254, 702, 730, Т32
Остановка 3-я улица Соколиной Горы
Автобусы
№ 254, 702, 730, Т32
Остановка Гаражная улица
Автобус
№ 702к (конечная), 730 (конечная), Т32 (конечная)
Остановка Компьютерный центр «Будённовский»
Автобусы
№ 36, 83, 141, 254, 702
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 марта 2012;
проверки требуют 6 правок.
Координаты: (G) (O) (Я)
Проспект Будённого — одна из основных транспортных магистралей в Москве, которая расположена в Восточном административном округе, на территории района «Соколиная гора».
Справа примыкает Семёновский проезд, слева — Кирпичная улица, Вольная улица, 10-я улица Соколиной Горы, 9-я улица Соколиной Горы, 8-я улица Соколиной Горы и Гаражная улица. Пресекает 5-ю и 3-ю улицы Соколиной Горы.
Мейеровский проезд, 1934 год
Проспект Будённого назван в честь советского военачальника, героя Гражданской войны (командовал Первой Конной армией) и Советского Союза маршала Семёна Михайловича Будённого (1883—1973). Был трижды награждён медалью «Золотая Звезда» и имел 8 орденов Ленина.
Проспект Будённого до 1922 года назывался Слободской проезд из-за находившейся вблизи него Семёновской Слободы. Потом он был переименован в Мейеровский проезд, так как рядом находилось садоводство Мейера. Спустя 52 года, в 1974 году название изменили на проспект Будённого в честь героя Гражданской войны и Советского Союза маршала Семёна Михайловича Будённого (1883—1973).
По нечётной стороне:
По чётной стороне:
Автобус № 730 (конечная)
Троллейбусы № 25 (конечная), 88 (конечная), 45 (конечная)
Автобусы № 36, 83, 86, 141, 254, 702
Трамваи № 34, 36
Автобусы № 86, 254, 702
Остановка Проспект Будённого, дом 49
Автобусы № 254, 702
Троллейбус № 32 (конечная)
Автобус № 702к (конечная)
Автобусы № 36, 83, 141, 254, 702
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 октября 2014;
проверки требуют 6 правок.
Проспект Будённого — одна из основных транспортных магистралей в Москве, которая расположена в Восточном административном округе, на территории района Соколиная гора.
Проспект Будённого назван в честь советского военачальника, героя Гражданской войны (командовал Первой Конной армией) и Советского Союза маршала Семёна Будённого (1883—1973), который был трижды награждён медалью «Золотая Звезда» и имел 8 орденов Ленина.
Проспект Будённого до 1922 года назывался Слободской проезд из-за находившейся вблизи него Семёновской Слободы. Потом он был переименован в Мейеровский проезд, так как рядом находилось садоводство Мейера. Спустя 52 года, в 1974 году название изменили на проспект Будённого в честь героя Гражданской войны и Героя Советского Союза маршала Семёна Будённого.
Автобусы № Т25 (конечная), 730
Троллейбус № 88 (конечная)
Автобусы № 36, 83, 86, 141, 254, 702, 730
Автобусы № 86, 254, 702, 730
Остановка 3-я улица Соколиной Горы
Автобусы № 254, 702, 730
Автобус № 702к (конечная), 730 (конечная)