Содержание:
Причины сноса гаражей в москве и других городах. почему сносят?
В период массового возникновения гаражных кооперативов и коллективных автостоянок «раздавали землю». Люди начали использовать участки с целью строительства «укрытий» для машин. Было и еще одно преимущество: гараж «защищен» от инфляции гораздо лучше, чем обычные бумажные деньги.
Строительство подобных объектов осуществлялось на территории гаражных кооперативов. Как правило, собственники даже не вдавались в юридические моменты, связанные с оформлением участка, правами на него, необходимыми документами.
В результате оказалось, что участки принадлежат кооперативам на правах аренды. Земля же принадлежит городу (населенному пункту). Сроки аренды подходят к концу.
Местные органы власти не хотят продлевать договор, поскольку собираются отдать участки под застройку. Как результат – договор аренды не продлевается, земля передается в аренду другому юридическому лицу. Встает проблема сноса старых гаражей.
Само собой, собственники объектов недовольны подобными действиями властей. Но ничего нельзя поделать: юридически все грамотно и справедливо. Чтобы частично компенсировать убытки, вызванные потерей подобных объектов, принят закон «Об обеспечении имущественных прав граждан-владельцев гаражей» (2021 год).
Сразу стоит оговориться, что компенсация за снос гаражей минимальная. И уж тем более она не возмещает ни реальную стоимость объекта, ни моральные переживания.
Процедура сноса гаража: что делают и как избежать проблем?
У владельцев объектов постоянно возникают вопросы:
- кто должен убирать землю после сноса гаражей;
- как происходит процесс;
- какие документы должны предъявить строительные фирмы;
- кто должен вывозить мусор;
- как подготовить гараж к сносу (в Москве, Санкт-Петербурге, Уфе или других населенных пунктах).
Руководство строительной фирмы, которая собирается сносить земельный участок, выстраивает отношения с собственниками самостоятельно. Т.е. это право компании.
Если владелец гаража не согласен с действиями (по сносу объекта, утилизации мусора, порядку выполнения работ), то может обратиться в суд. Правда, сложно сказать, получится ли заработать деньги и отстоять интересы.
Если производится снос плоскостных гаражей для целей муниципалитета или по госпрограмме, действия четко прописываются и регламентируются ст. 239 ГК РФ. В документе прописывается порядок выкупа недвижимости и возмещения убытков.
Снос гаражей может осуществляться только после регистрации двухстороннего соглашения в Регистрационной Палате. Если подобного договора нет, то процедура считается незаконной.
Часто возникает стандартный вопрос: «Куда обращаться при сносе гаражей? Как отстоять права и законные интересы?». Теперь вы знаете, что стоит писать в городскую мэрию и пытаться отстоять права.
Основание для сноса – предупреждение / решение властей. Если документа не было, а объект «разровняли», обращаемся в суд. В эту инстанцию необходимо подавать заявление о незаконном сносе.
Как узнать, что гараж в москве или уфе идет под снос
Известны так называемые «волны сноса». В 2021 году в столице «разровняют» 43 000 м2. Это так называемая «пятая волна». Под снос идут объекта, расположенные на территории важных транспортных коммуникаций. Устранение гаражей «маскируется» благовидной целью обеспечения безопасности и снижения риска аварийных ситуаций.
Под демонтаж идут строения, которые находятся по следующим адресам:
- Ул. Люблинская 96, стр.1 и 2.
- Ул. Новокузьминская 19А.
- Проектируемый проезд 5369 Капотня стр.1.
- Ул. Шкулева стр.2Д, стр. 2В.
- Каширский проезд 10.
- Ул. Велозаводская 26.
- Ул. Зеленодольская 40, корп.2.
- Ореховый бульвар 15Г, 7, корп. 1А.
- Ул. Хлобыстова 17, 26 стр. 2.
- Ул. Каспийская 13, 13 стр.1.
Можно ли противостоять сносу гаража в Уфе, Москве, Санкт-Петербурге или любых других населенных пунктах? Никаких законных оснований нахождения гаражей на городской земле нет. Был период, когда землю выдавали инвалидам, но в 2021 году норму законодательства убрали.
В 2021 году в Земельный кодекс внесли изменения: теперь договоры аренды под временные сооружения вообще не заключаются ВООБЩЕ. Составлен перечень объектов, на размещение которых выдают так называемое временное разрешение (к примеру, при строительстве жилого дома можно временно разместить бытовку для мастеров). Но гаражи под эту категорию не подпадают.
Капитальные гаражи, на которые выданы свидетельства о праве собственности (на само строение и на землю), могут снести при желании. Если удастся, то владелец получит компенсацию из бюджета.
Кстати, есть возможность взыскания компенсации через суд, но сумма от этого особо не изменится. Как провести все юридические процедуры без больших проблем и сложностей? Если родственник получил паспорт на гараж (или же любой другой документ на собственность) с 1990 по 1999 гг., нужно будет переоформить его.
Для этого обращаемся в Дирекцию Имущества Москвы. Но то, что объект находится в собственности физического лица, все равно не спасает от возможных проблем.
Гаражи в марьиной роще могут не дожить до амнистии
Московские власти форсируют снос гаражей, чтобы успеть до «гаражной амнистии», которую правительство хочет объявить в 2021 году. Но не все владельцы гаражей готовы принять неизбежное.
Владельцам гаражей позволили расслабиться. С 2021 года 4 миллиона россиян, которые до сих пор не могли законным образом оформить свои гаражи, получат возможность все-таки это сделать. Законопроект о «гаражной амнистии», готовившийся в течение двух лет Росреестром и Минэкономразвития, внесён в правительство и поддержан главой кабмина. Об этом Михаил Мишустин заявил 22 июля во время ежегодного отчёта правительства перед депутатами Госдумы, немало позабавив их рассказом, что и сам потерял гараж из-за отсутствия законодательной нормы на амнистию.
Ранее на парламентских слушаниях в Госдуме участники выражали опасение, что большинство гаражей по этому законопроекту будет невозможно оформить в собственность из-за «слишком большого перечня документов». Директор департамента недвижимости Минэкономразвития уверяет, что законопроект позволяет гражданам рассчитывать на получение земли «по любому документу на право пользования гаражом, вплоть до договора на энергоснабжение» и оформить права собственности на боксы «с легкостью». Два года чиновники готовили «гаражную амнистию», премьер назвал проект закона «восстановлением справедливости» и пролил бальзам на сердца миллионов владельцев всего лишь одной фразой: «Если у человека был гараж, то нужно сделать всё возможное, чтобы он его оформил».
Однако не все гаражи доживут до счастья быть легализованными. Во всяком случае в Москве.
— Как раз именно это с нами и случилось, — рассказал «Новым Известиям» владелец гаража в Марьиной Роще Игорь Волчек. – Лицом к нам обернулись, когда на горизонте забрезжила «гаражная амнистия». До этого 50 лет жили тихо мирно, никого не трогали и нас никто не тревожил. Платили взносы, обустраивали территорию, въезд, охрана – все, как положено, и за свой счёт. Сейчас Управа и Префектура вынуждают «добровольно» записываться в список для получения денежной компенсации за снос гаражного объекта. Не запишешься – ничего не получишь, просто так сгонят.
О том, что над гаражным кооперативом «Энергетик» сгущаются тучи, Волчек узнал только этой весной, и то случайно.
— На территории нашего ГСК (7-й проезд Марьиной Рощи, владение 3) несколько раз появлялись какие-то люди, заявлявшие, что в ближайшее время наши гаражи будут снесены, — рассказывает Игорь Волчек. -Документов они не представляли. Все это тревожило. Каких-либо официальных уведомлений о сносе гаражей я не получал, никакой информации в интернете и в прессе тоже не нашёл. 19 мая обратился в управу «Марьина Роща». Сотрудница Управы Семёнова Татьяна Николаевна сообщила, что решение о сносе гаражей есть, но на просьбу предоставить мне это решение и какие-либо распорядительные или иные документы, подтверждающие эту информацию, ответила, что в управе их нет. С большим трудом мы нашли маленькое и невнятное сообщение на сайте Управы в разделе «Общее» — в нем не было ни сроков, ни порядка сноса, ни документальных оснований для этого мероприятия. Семёнова сообщила мне, что необходимо подать заявление о включении в список владельцев гаражей для получения денежной компенсации. Причём, компенсацию будет выплачивать РЖД после того, как я подпишу с этой организацией соглашение о продаже гаражей.»
Никаких отношений с РЖД у Волчека не было, железная дорога тоже не спешила их устанавливать, было бы странно обращаться в компанию и навязывать ей свой гараж на продажу, тем более что владелец и не собирался ничего продавать. Но поскольку самая близкая к народу власть ничего внятного объяснить не смогла, Игорь Иосифович обратился к мэру Москвы Сергею Собянину: сносят «Энергетик или не сносят? Кто? Для какой цели? Где официальное распоряжение мэрии? Через 10 дней Волчек получил ответ, что его обращение направлено для рассмотрения «по компетенции» в Префектуру Северо-Восточного административного округа. Еще через две недели раскачалась префектура, пришел ответ за подписью заместителя префекта Е.Д. Каданцева. В нем лишь сообщается, что « В соответствии с Распоряжением Федерального агентства железнодорожного транспорта от 21.01.2020 № ВЧ- 13-р «Об утверждении документации по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории) для объекта: Организация пригородного-городского пассажирского железнодорожного движения на участке Подольск-Нахабино (МЦД-2 «Подольск-Нахабино»). 1 этап» предусмотрено строительство железнодорожных путей, а также остановочного пункта «Марьина Роща» пригородного-городского пассажирского железнодорожного транспорта. Заказчик строительства ОАО «РЖД». В границы планируемого строительства попадает объект гаражного назначения, расположенный по указанному адресу (ГСК «Энергетик»)».
И все! Ссылок на какие-либо официальные документы предоставлено не было. Совершенно непонятно, каким боком к указанному внутриведомственному распоряжению прислонились управа и префектура. Однако, как показали дальнейшие события, они очень активно прислонились и даже взяли на себя роль коллекторов, отжимающих имущество у несчастных должников.
— 7 июля 2020 г. Управа пригласила владельцев гаражей ГСК «Энергетик» на собрание, — продолжает рассказ Игорь Иосифович. – Были не все владельцы. Присутствующих проинформировали, что гаражи будут снесены, для получения компенсации необходимо срочно обратиться с заявлением в Управу. Все опять на словах, ни документов, ни официальных уведомлений владельцам гаражей. Но многие из нас дрогнули, разобрали заранее заготовленные бланки «Прошу включить меня в список на получение денежной компенсации за снос гаража. Подпись дата».
На людей, говорят, было больно смотреть. Их заставляют подписывать приговор своему имуществу, и мало кто вслух решается задать вопросы, почему с ними так поступают? Почему Префектура в месячный срок со дня получения обращения от инициатора освобождения территории (если таковое вообще существует) держала это в тайне и не уведомила, как положено по закону, владельцев гаражей о предполагаемом сносе. Почему на момент подачи заявлений о компенсации уже существовали какие-то списки несуществующих владельцев или граждан без документов, подтверждающих право на гараж? Почему сотрудник Префектуры отказывается корректировать списки, хотя это является его прямой обязанностью. Ну и конечно, самый главный вопрос: почему, когда Правительство РФ настаивает на гаражной амнистии, чиновники из органов исполнительной власти Москвы грубо нарушают права граждан и занимаются самоуправством?
— Было такое ощущение, — говорит о чиновниках Игорь Волчек, — что они очень торопятся отобрать гаражи до принятия закона об амнистии. При этом необходимость освобождения территории для нужд РЖД, возможно, является только предлогом. Не удивлюсь, если на месте нашего ГСК, как и на гараже, отнятом у премьера Мишустина, «что-то построят». Если уж с собственностью таких людей не считаются, то с простыми владельцами вообще не церемонятся: компенсацию в руки и скажи спасибо, что ее дали.
Это самое удивительное в детективной истории нашего собеседника: не имея на руках распоряжения РОСЖЕЛДОРА, и даже не представляя, что в нем написано, чиновники управы и префектуры со всех ног бросились изгонять людей с места, освобождая его для нового интересанта. Возможно, ничего удивительного в этой спешке и нет, если вспомнить, в каком лакомом для чиновничьего ока месте расположен ГСК «Энергетик», — Марьина Роща, центр Москвы. И размеры кооператива, как с подозрением осматриваются приговоренные к сносу, вполне могут вместить на своей территории два-три высотных жилых дома. Но это наши предположения, рожденные в условиях информационного вакуума, который опустился на «Энергетик» в самый разгар пандемии. Почему-то именно в это время, когда все сидели по домам из-за карантина, власти и готовили свой сюрприз ничего не подозревающим владельцам гаражей.
— Огромная стоимость квадратного метра жилья в столице и спрос на новые квартиры привели к тому, что московские власти на долгие годы оказались озабочены тем, чтобы найти любой пятачок земли, куда можно воткнуть новое жилое или офисное строение, а подряд на постройку отдать нужным фирмам, — заявил «НИ» эксперт Общества защиты прав потребителей Павел Краснухин.- Интересы владельцев гаражей оказываются в этой логике последним и наименее существенным элементом.
В преддверии «гаражной амнистии» власти и вовсе активизировались. Гаражные боксы крушат по всей Москве. Очень часто криминальными методами. Приезжают представители фирм, неизвестно кем «уполномоченные», и без какой-либо разрешительной документации, без оцепления территории начинают варварски сносить чужое имущество. При этом их вообще не интересует, есть ли у людей какие-то документы на гараж, хотя довольно часто они есть – выдавались в советское время, но нынешние власти считают их «утерянными» или «устаревшими бумажками». Часто людей даже не уведомляют, что их гаражи будут сноситься, не редкость, что москвичи лишаются своего имущества без какой-либо компенсации.
Большая ошибка, я считаю, что Федеральный центр не наложил мораторий на снос до принятия закона о «гаражной амнистии». Этого требовала фракция КПРФ в Госдуме, поддерживали муниципальные депутаты и наше Общество. В результате обстановка вокруг острой темы еще больше накалилась, а технологии лишения москвичей гаражного имущества стали более изощренными.
Последний раз фракция КПРФ призывала к мораторию в Москве накануне пандемии, требуя создать в префектурах комиссии для решения судьбы автостоянок и гаражей. Требование было выдвинуто на фоне очередной волны демонтажа боксов по отработанной схеме: столичные власти отказывали в продлении договора аренды земли, где стоят гаражи, после чего окружные комиссии принимали решение о сносе без судебных разбирательств. «Производится изъятие земель, окруженные силовыми структурами трактора подъезжают и все сносят. Возмущение колоссальное, писем уйма», — посетовал депутат Госдумы Валерий Рашкин. «Мораторий», по его мнению, должен действовать до тех пор, пока гаражная амнистия дополнительно не защитит права владельцев.
Игорь Волчек, кстати, один из немногих, кто после памятной встречи в Управе написал заявление не по трафарету: дал согласие включить себя в списки на получение компенсации при условии, что власти докажут законность отъема территории ГСК и запланированного сноса гаражей.
Интересный момент: когда обсуждали непростую ситуацию с гаражами, у «Новых Известий» возник вопрос: 50 лет их кооператив существовал на честном слове, или же были какие-то советские документы, подтверждающие права на гаражи? Ведь одно дело, когда владелец как бедный родственник сидит на жердочке, и совсем другое, когда имеешь преимущество в споре с другими интересантами. Возникла пауза: документы, может, и были, но наверняка утеряны… И вот удача! Нашелся акт от 19 ноября 1968 года исполкома Дзержинского райсовета депутатов трудящихся о том, что гаражи в ГСК «Энергетик» построены в соответствии с разрешением всех существующих требований и могут быть допущены к эксплуатации.
— Это говорит только о том, что права собственности, которыми гаражников наделила советская власть, по закону сохраняются за ними и в постсоветской России с 1991 года, — заявил «НИ» известный политик, депутат Мосгордумы Сергей Митрохин. – Документы действительны, их никто не отменял, как бы этого не хотелось московским властям. По опыту знаю, когда затевается очередная мутная история, подобная ГСК «Энергетик», людей всегда берут на пушку. Я готов помочь разобраться в ситуации, если владельцы гаражей ко мне обратятся. Прямо сейчас советовал бы отозвать из префектуры заявления о компенсациях за снос, так как нарушены права собственников, они не получили достоверной информации и были введены в заблуждение. Все вопросы, касающиеся прав собственности, следует решать только в суде. Не стоит забывать о корыстных мотивах, которые присутствуют в этой истории. Организаторам затеи хотелось бы обойтись с владельцами гаражей «малой кровью» — запугать и сунуть по 300 тысяч рублей. С законными собственниками такие номера не проходят. Надо уважать себя и бороться.
Мария Архипова (Баст), председатель ассоциации адвокатов России за права человека:
— Безусловно, право собственности должно быть гарантировано и должно соблюдаться. Однако сложности со статусом гаражных комплексов, кооперативов у собственников автомобилей уже давно. К сожалению, в ряде случаев оказывается, что земля под гаражами не оформлена в собственность самих автомобилистов, в других случаях земля может быть оформлена на юридическое лицо, а собственники автомобилей владеют только самим гаражом – металлической или кирпичной конструкцией, расположившейся на земельном участке. Собственно, ситуация, которая описывается, не нова и требует своего решения, в котором придется искать баланс интересов всех участников – и собственника земли, и собственника гаража. Алгоритм решения мог бы быть следующим: собственник автомобиля и гаража, имеющий на руках документы, подтверждающие, что он владел и пользовался гаражом, платил взносы на содержание гаражного комплекса и подъездных дорог к машино-местам, получал бы компенсацию, учитывающую стоимость конструкции, т.е. самого гаража, и то самое постоянное машино-место или парковочное место, куда он мог бы ставить свой автомобиль и быть уверенным в его безопасности. Взять и забрать без предоставления машино-места – не решит проблему: машина есть и она должна где-то находиться. Безусловно, такие собственники должны уведомляться застройщиком или городом, что планируется изъятие земли и машино-место будет перенесено, организованно получать компенсацию.
Если речь идет о том, что владельцев принуждают писать отказ от своих гаражных объектов под угрозой отсутствия компенсации, то это повод обратиться в прокуратуру с требованием провести проверку по данному факту, а также потребовать применения мер прокурорского реагирования, чтобы действия по изъятию земли и гаражей были остановлены до момента получения достоверной информации собственниками автомобилей. Собственники имеют право видеть проект, согласованную документацию, основания, на которых их гаражи будут изымать. Также собственники могут обратиться в суд в связи со сносом гаражей и потребовать применения обеспечительных мер. В случае их применения гаражи будут оставаться нетронутыми до вступления решения суда в законную силу, а возможно, решением суда будет запрещен снос гаражей. В случае, если речь идет об изъятии земли для государственных нужд, то собственники также вправе рассчитывать на компенсацию и имеют прав обратиться в суд, если не согласны с ее размером или процедурой изъятия.
В сопроводительных материалах к законопроекту о «гаражной амнистии» поясняется, что в России на сегодняшний день на кадастровый учёт поставлено свыше 5,6 млн гаражных объектов. При этом количество существующих, но не оформленных гаражей значительно превышает указанные показатели. Вместе с тем в законодательстве до сих пор понятия «гараж» и «гаражно-строительный кооператив» отсутствуют. В законопроекте предлагается прописать механизм оформления прав граждан на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых размещены гаражи, возведенные до введения в действие в 2005 году современного градостроительного регулирования. Также планируется определить основные принципы соотнесения конкретного гаража и гражданина, обратившегося за оформлением прав на него, установить перечень документов, подтверждающих такие обстоятельства. И самое главное – необходим мораторий на снос гаражей до принятия закона. Вот тогда люди поверят, что власти Москвы повернулись к ним лицом.
Документы, необходимые для получения компенсации за снос гаража
Оформление денежной компенсации происходит в порядке установленной соответствующим государственным постановлением. Обычно вся информация о программах по сносу объектов недвижимого имущества находится в открытом доступе на интернет-портале города. Поэтому данная процедура достаточно проста и не требует от владельцев сбора дополнительных документов. Все документы, которые должны быть предоставлены обычно уже имеются на руках:
- Заявление о получении компенсации пишется обычно в произвольной форме на адрес государственной организации, которая выступает заказчиком сноса;
- Паспорт гражданина РФ или любого другого государства для подтверждения личности заявителя, в чьей собственности находится объект, подлежащий сносу;
- Правоустанавливающие документ на недвижимое имущество или документы, подтверждающие членство в гаражном кооперативе;
- В случае, если владелец не может обратиться лично, необходимо предоставить нотариально-заверенную доверенность и паспорт доверенного лица;
- Если право владение перешло по наследство необходимо предоставить документ, подтверждающий родство с умершим бывшим владельцем гаража.
Важно! Предоставление документа о проведении независимой оценки стоимости гаража не имеет никакой силы в данной ситуации. Расчет будет происходит исходя из внутренних критериев стоимости. Поэтому даже в случае явно заниженной компенсации оспорить ее будет практически невозможно.
Документы, подтверждающие право на получение компенсации за снос гаража
Городские власти разработали нормативно-правовой акт, который регламентирует право владельцев на получение денежного возмещения в случае сноса собственности в рамках городской программы. Для этого гражданам необходимо подтвердить свое право владения одним из ниже перечисленных документов:
- Документ, выданный государственным органом власти или органом местного самоуправления, которые имели или имеют такую компетенцию;
- Договор купли-продажи, заключенного на передачу прав собственности на гараж в рамках, установленных законодательством;
- Документ, подтверждающие вступление гражданина в права наследования на данный объект недвижимого имущества;
- Вступившее в силу судебное постановление, подтверждающие право собственности гражданина на объект недвижимого имущества;
- Документы, подтверждающие членство гражданина в гаражном кооперативе или клубе автомобилистов, а также квитанции об оплате членских взносов;
- Выписка из кадастрового реестра, подтверждающая право собственности гражданина на данный объект недвижимого имущества;
- Любой друг документ, который имеет законную силу и подтверждает право собственности или возникновение такого права в рамках существующего законодательства.
Восстановить документы на право владения можно в рамках программы «гаражной амнистии». Данная программа будет действовать до 2021 года и позволит граждан, у которых нет документов на нежилое помещение, оформить его в собственность вместе с участком земли, на котором оно расположено.
За чей счет
Гаражи в Москве и других городах зачастую сносят, поскольку земля принадлежит местным властям, сказал управляющий партнер юридической фирмы Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин. Объекты мешают строить новые дороги, ж/д линии, метро, новые дома, отметил он.
Часто гаражные кооперативы — это закрытые для перемещения пространства, внутри которых не соблюдаются нормы пожарной и экологической безопасности, сказал партнер бюро Syntaxis Александр Стариков. В больших городах практически не осталось места под новую застройку, а такое использование земли нерационально, добавил управляющий партнер «ВекторСтройФинанса» Андрей Колочинский. Сносить старые гаражные комплексы однозначно нужно, считает он.
Однако компенсация за снесенные гаражи гражданам выплачивается, как правило, ниже их рыночной стоимости: оценивается только цена самой постройки, без учета земли под ней, сказал Юрий Федюкин. В Москве, например, металлический гараж с рыночной стоимостью в 600–700 тыс. рублей оценивается в 200–220 тыс. рублей, отметил он.
Инициатива может быть реализована, если город согласится дополнительно поддержать застройщиков в виде льгот или субсидий, с помощью которых можно будет компенсировать разницу в цене, полагает Александр Стариков.
Но градостроительная задача состоит не в том, чтобы появилось еще больше машин, а в создании условий, чтобы люди чаще пользовались общественным транспортом, уверена руководитель комиссии по жилищной политике общественного совета Минстроя, президент фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева.
— Нужно решать первостепенные задачи: строить жилье очередникам, расселять аварийное жилье. Городу нужны свободные от машин пространства, парки. Это важно, а не новые гаражи за дешево, — считает Надежда Косарева.
Жители столицы не могут полностью отказаться от личного транспорта, поскольку многие из них регулярно выезжают на дачи, добавила Светлана Разворотнева.
Компенсация 150–200 тыс. рублей за снесенный гараж не может решить проблему с парковкой в таком мегаполисе, как Москва, отметила гендиректор Q1 Group Екатерина Ньюман.
Предоставлять взамен снесенного гаража машино-место, а не деньги, — справедливее с точки зрения равноценного возмещения имущественных прав, указал эксперт тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Павел Склянчук.
Компенсация за снос гараж в москве и санкт-петербурге
В рамках программы реновации городские власти предусмотрели возмещение денежных средств за снос гаража. Но, чтобы получить компенсацию, надо предоставить документы, подтверждающие право владения на данное имущество или наличие доли в гаражном кооперативе. В рамках программы было определена, что сумма компенсации может определяться двумя способами:
- По кадастровой стоимости при наличии всех документов, подтверждающих право владения гаражом;
- В зависимости от постройки (материалов из чего построен гараж: металлическая конструкция или бетон, кирпич) при паевом владении гаражным кооперативом. Сюда даже могут относиться еще такие критерии как год, в котором был построен гаража, а также месторасположение гаража (городской район) и т.д.
Во втором случае стоимость компенсации определена фиксированной суммой, хотя она может меняться в зависимости от района города:
- В Москве компенсация за снос гараж, построенного при использовании металлических конструкций, составляет порядка 150 тысяч рублей, в Санкт-Петербурге эта сумма значительно ниже – 20-30 тысяч рублей;
- За снос гаража, построенного с использованием бетона или кирпича, в Москве можно получить около 250 тысяч рублей, в Санкт-Петербурге эта сумма составляет 50-70 тысяч рублей.
Важно! Расчет может производиться в индивидуальном порядке исходя из трех критериев: тип постройки, год строения, и место расположения гаража.
Нехватка мест
В комиссию по ЖКХ, строительству и дорогам Общественной палаты РФ регулярно обращаются жители Москвы насчет парковки личного транспорта. Ситуация приобретает критический характер, сказано в письме председателя комиссии, исполнительного директора НП «ЖКХ Контроль» Светланы Разворотневой в адрес мэра столицы Сергея Собянина. С копией документа ознакомились «Известия».
Недостаток парковочных мест во дворах приводит к конфликтам между соседями, автомобили мешают уборке дворов, проезду спецтехники, в том числе скорой помощи, сказано в письме. Особенно остро проблема проявляется в районах строительства новых транспортных магистралей: там сносят гаражные кооперативы, подчеркнуто в обращении к мэру.
В Москве действительно наблюдается колоссальная нехватка парковочных мест, согласен президент ГК «Основа» Александр Ручьев. Новостройки возводятся с паркингами, но машино-места в большом количестве нужны и жителям старых районов, отметил он.
— На уровне закона нет обязательных норм обеспечения городских территорий машино-местами и другой инфраструктурой. Их создание — добрая воля застройщиков по договоренности с властями, — сказала «Известиям» Светлана Разворотнева.
Общественники предложили запустить в столице «гаражную реновацию», которая позволит на основе государственно-частного партнерства обеспечить граждан доступными парковочными местами. В частности, инициатива предполагает дать людям выбор — получить вместо снесенных старых гаражей машино-место в специально построенных многоуровневых паркингах либо компенсацию в 150–350 тыс. рублей, как сейчас. По похожим расценкам также предлагается продавать места всем желающим, сказала Светлана Разворотнева.
— Пилотную программу нужно запустить в Москве, в случае ее успеха распространить на другие крупные города, — добавила она.
Инициатива относится к темам, чувствительным для общества, сказали «Известиям» в Минстрое. Поэтому для оценки возможности ее внедрения требуется тщательный анализ вопроса с привлечением общественности и профессионального сообщества, сказали в министерстве.
Также на федеральном уровне должны быть обязательными нормы развития территорий с четкими требованиями по обеспечению жилых домов инфраструктурой (стоянки, дороги, объекты социальной инфраструктуры), отметила Светлана Разворотнева.
«Известия» направили запрос в мэрию Москвы и Росреестр.
Порядок сноса самовольно возведенного объекта
Отсутствие обладателя самовольно возведенного гаража не является препятствием для демонтажа объекта. Если обладатель объекта отказывается вывести имущество из самовольно возведенного гаража, то власти вскрывают гараж, снимают все фотокамеру, опечатывают имущество, присваивают номер и перемещают на площадку для хранения.
Обладатель может вернуть его, если обратится с заявлением в префектуру и приложит документы, которые подтверждают принадлежность объекта. Если в течение 6 месяцев обладатель не заберет имущество из снесенного объекта, то оно подлежит утилизации. Таким образом, лучше поспешить, иначе придется оформлять займы без отказа или лучшие займы на карту за 5 минут, чтобы на эти деньги восполнить имущественные потери.
Протокол № 1 от 25.02.2020
Адрес | Тип объекта |
поселок Загорье, д.9 | металлический тент |
Задонский проезд, вл. 22 (напротив) | опора освещения |
2-й Варшавский пр., вл. 1 (ориентировочный адрес) | бытовки, контейнеры, металлическое строение |
Варшавское ш., вл. 39 | железобетонное ограждение |
Шипиловский проезд, вл. 31 | металлическая бытовка, металлическая конструкция, киоск |
ул. Ясеневая, д.41, корп. 1 | бетонный гараж |
Каширское ш., вл. 65 | деревянное сооружение |
Кавказский бульвар, вл.59 | металлический забор |
ул. Луганская, вл. 12 | бетонный забор |
ул. Кировоградская, вл.20, корп.2 | металлический тент |
ул. Кировоградская, д. 24, корп.4 | металлический тент |
1-й Дорожный проезд, Проектируемый проезд 5109, до тупика вблизи реки Городня | бетонные опоры |
ул. Чертановская, вл. 60А, стр.2 | металлическое ограждение, металлические столбики, биотуалет |
ул. Газопровод, вл. 6 | бетонные опоры |
ул. Газопровод, д. 7, корп.1 | кирпичный гараж |
ул. Подольских Курсантов, д.2, корп.1 | металлический тент |
ул. Подольских Курсантов, д.8, корп.2 | металлический тент |
ул. Бирюлевская, д. 55, корп.1 | металлические тенты |
Гурьевский проезд, д.29, корп.1 | металлический тент |
ул. Нагатинская, вл.1 | шлагбаум |
Адрес | Тип объекта |
Харьковский пр., вл. 4, к.1 | бетонный забор |
ул. Мелитопольская, вл. 5-7 | металлические бытовки, металлические ангары, металлический забор |
Каширское ш., д. 78, к.1А (ориентировочный адрес) | металлический забор |
ул. Котляковская, д. 3, стр.5 | железобетонное сооружение |
Нагорный проезд, вл.12Г, стр.16 | металлические контейнеры |
ул. Кировоградская, вл.13 | металлическое ограждение, бетонное ограждение, ворота, бетонные вазоны |
ул. Судостроительная, д.18, корп. 41 | железобетонное ограждение |
В соответствии с п.II Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов на территории Южного административного округа города Москвы, уполномоченными городскими структурами на постоянной основе ведутся работы по выявлению незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства.
Освобождение земельных участков от некапитальных объектов осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 02.11.2021 № 614-ПП «Об утверждении положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов».
В соответствии с п.2.8 распоряжения Правительства Москвы от 16.08.2021 № 628-РП «О создании государственных бюджетных учреждений города Москвы в сфере дорожной деятельности» проведение работ по демонтажу и (или) перемещению на специально организованную площадку незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, их хранение, возврат правообладателям либо утилизация, проведение в установленном порядке работ, направленных на пресечение незаконного (нецелевого) использования земельных участков, работ по сносу самовольных построек осуществляет ГБУ «Автомобильные дороги ЮАО».
Способ отстоять свои интересы (о котором никто не знает)
Если у вас гараж давался под строительство кооперативу, то предоставлялся земельный участок кооперативу. Но нужно проверить, был ли договор аренды (между госорганами и кооперативом), был ли он зарегистрирован.
Если договор заключался до 1997 года, то зарегистрирован в земельном комитете или в любой другой организации, уполномоченной на совершение подобных действий.
Право возникло, поэтому владелец гараж имеет преимущественное право в соответствии с законом на продление (по ст. 22 ЗК РФ). Соответственно, обращаемся сначала к арендодателю. Если он отказывает, то идем в суд. Можно попробовать параллельно заняться оформлением прав собственности на гаражи.
Получается, что для защиты гаража от сноса нужно будет:
- сдать объект строительства в эксплуатацию, регистрируем в ФРС (само собой, собрать документы и подтвердить все будет достаточно сложно);
- подать в суд на признание права или по приобретательской давности, или по 222 ГК.
Помним о том, что изъять землю и недвижимость можно лишь для государственных или муниципальных нужд. В противном случае инвестор, который собирается застроить участок, должен будет выкупить все гаражи у кооператива и право аренды на землю.
При этом стоимость сделки определяет кооператив. Желательно, чтобы права аренды земельного участка и права собственности на гаражи были зарегистрированы в соответствующих инстанциях.