Осталось объединить 146 землевладельцев: Метшин задумал «территорию мечты» у речпорта

Осталось объединить 146 землевладельцев: Метшин задумал «территорию мечты» у речпорта

Содержание:

«все есть у татьяны георгиевны. а главное, имеется хребет»

Теперь о том, как реновация будет выстроена организационно. Во-первых, «душой» проекта, его главным архитектором стала бывший главный архитектор Казани, а ныне заместитель директора ГБУ «Фонд пространственных данных Республики Татарстан» Татьяна Прокофьева, которой предложили встать во главе большой работы лишь пару дней назад.

«Все есть у Татьяны Георгиевны. А главное, имеется хребет, который не даст прогнуться под натиском желаний тех или иных застройщиков», — многообещающе представил ее Метшин. Отметим, что выбор в пользу долго ожидавшей на запасном пути Прокофьевой, вероятно, обусловлен как ее международным опытом, так и тем авторитетом, который она заработала в высших кабинетах республики.

Предполагается, что первые проекты на территории станут появляться уже через пару летПредполагается, что первые проекты на территории станут появляться уже через пару лет

«Территория комплексная. Так просто подойти, влегкую принять решения не получится, — рассказала Татьяна Георгиевна по итогам презентации. — Для меня представленная концепция — это крупные философские детали, мазки». Первый шаги, которая предпримет команда Прокофьевой, будут касаться разработки проектной документации.

«Я думаю, что не доживу, — отшутилась она на вопрос о том, сколько времени потребуется на реализацию проекта. — Это дело не пяти лет! Только документация, по-моему, будет разрабатываться в течение нескольких лет». Тем не менее предполагается, что первые проекты на территории станут появляться уже через пару лет.

Читайте также:  Кварталы 124, 125, 126, ограниченные Аминьевским шоссе, улицами Ватутина, Кременчугская — Проекты планировки кварталов реновации Москвы

Наконец, чтобы придать начинанию еще больше веса, Метшин объявил о создании координационного штаба по реализации проекта, который возглавил сам лично. Заседания планируется проводить в еженедельном режиме.

«Будем встречаться с каждым собственником, обсуждать. Это территория мечты! Прибыль там тоже должна быть, но я всех призываю под флагом будущего Казани сделать то, чем можно гордиться следующие десятилетия», — напутствовал мэр собравшихся.

«казалось, эту глыбу нам не сдвинуть»: старо-татарскую слободу возродили, очередь за реновацией промзоны у речпорта

Когда-то амбициозными казались и планы возрождения Старо-Татарской слободы. «Центр города стоял в руинах, — сказал Метшин. — Все, что осталось после программы ликвидации ветхого жилья и строительства исторического центра. Первая половина программы была реализована, вторая половина досталась нам.

Казалось, эту глыбу нам не сдвинуть. Но под руководством первого президента Минтимера Шариповича [Шаймиева] и действующего президента Рустама Нургалиевича [Минниханова] мы начали поднимать эту штангу. Вместе с бизнесом, неравнодушными общественниками нам удалось сохранить более 300 зданий».

На территории Старо-Татарской слободы также создали префектуру «Старый город», которую с ноября 2021 года возглавляет бывший первый замглавы администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Казани Роберт Гарипов.

В 2021 году слободу посетили 1,3 млн туристов, но пандемия коронавируса внесла корректировки в программу событий на территории. В ответ префектура провела 9 тематических онлайн-проектов об истории слободы, 75-летии Победы, 100-летия образования ТАССР.

«Количество туристов из-за пандемии уменьшилось — это тоже повод еще раз посмотреть на потенциал территории, на новые возможности», — отметил мэр Казани.

Гарипов рассказал о готовящихся улучшениях пешеходных связей набережной Кабана с улицами Салиха Сайдашева, Каюма Насыри, бульвара на улице Фаткуллина. Обновят и установят новые мемориальные таблички для увековечения памяти известных людей, живших и работавших на территории слободы.

Гарипов рассказал, готовящихся для улучшения пешеходных связей с набережной Кабана и ул. Салиха Сайдашева, Каюма Насыри, бульвара по ул. Фаткуллина будут сделаны пешеходные  «проколы» между улицамиГарипов рассказал о готовящихся улучшениях пешеходных связей набережной Кабана с улицами Салиха Сайдашева, Каюма Насыри, бульвара на улице Фаткуллина

«Установки остаются прежними — развитие территории Старо-Татарской слободы, сохранение исторического наследия, привлечение и вовлечение бизнеса в жизнь слободы, — сказал мэр города. — Работа проведена большая, но ее как всегда еще очень и очень много».

Наряду с возрождением исторического ядра слободы здесь понемногу появляется новая застройка. Все больше интереса к территории проявляют и инвесторы. Скоро на улице Каюма Насыри ожидается открытие ресторана «Цех», идут переговоры о предоставлении площадей для швейной фабрики.

Территория «Старого города» не ограничена улицами Тукая, Марджани, Каюма Насыри и включает в себя полуостров Локомотив, Речной порт и промышленную зону вокруг него. Напомним, на месте промзоны от речного порта вдоль улицы Меховщиков ранее планировалось создать казанский финансовый район — это 7 млн «квадратов» недвижимости и 19 тыс. рабочих мест. Территория входит в практически готовую концепцию развития исторического центра Казани.

«Это точка роста исторического центра Казани с огромными возможностями, — сказал Метшин. — Это непростая площадка, есть вопрос по техусловиям, по гидротехническим сооружениям, которые накладывают на нас ограничения и обязанности».

Несмотря на сложности, мэр поручил исполкому в ближайшее время провести встречу с собственниками земельных участков, архитекторами, которые на разных этапах предлагали идеи по реновации территории. «Пора, что называется, запрягать нас всех и начинать работу по проектированию и освоению большой территории», — подытожил мэр Казани.

На полгода власти города изменили работу муниципальных парковок, которые стали бесплатными не с 21:00, а с 18:00. Деньги не будут требовать и за стоянку по субботамНа полгода власти города изменили работу муниципальных парковок, которые стали бесплатными не с 21:00, а с 18:00. Деньги не будут требовать и за стоянку по субботам

«обменяться мнениями и вместе помечтать»

Такого бомонда зал исполкома Казани не собирал, пожалуй, со времен подготовки к Универсиаде-2021. Здесь и гендиректор ПСО «Казань» Равиль Зиганшин, в последние годы редко появляющийся на публике, и гендиректор АО «Эдельвейс Корпорейшн» Илшат Хайруллин, и председатель совета директоров АО «Ядран-Ойл» Ирек Салихов, и крупнейшие девелоперы.

«Я пригласил всех посоветоваться, обменяться мнениями и вместе помечтать», — открыл встречу мэр Казани Ильсур Метшин.

По генплану до 2040 года в Казани на месте прежних промзон, депрессивных территорий должно появиться 13 новых точек роста города. Территория у речпорта — одна из них. «К сожалению десятилетиями и Казань, и казанцы отделены от Волги индустриальной зоной, депрессивными складами.

О том, как появилась Ново-Татарская слобода и почему она была депрессивной еще задолго до советской власти, на страницах «БИЗНЕС Online» рассказывал историк Айрат Файзрахманов, использовав в заголовке словосочетание «трагедия прошлого». Теперь, судя по настрою городских властей, все будет с точностью до наоборот.  

Ильсур Метшин: «Сами владельцы между собой никогда ни о чем не договорятся. Мы готовы взять на себя эту ответственную ношу, чтобы вместе обсудить концепцию развития территории. Вопросов, споров будет много»Ильсур Метшин: «Сами владельцы между собой никогда ни о чем не договорятся. Мы готовы взять на себя эту ответственную ношу, чтобы вместе обсудить концепцию развития территории. Вопросов, споров будет много»

«этого закона нам не хватало»

Спрашивается, что мешало поднять Ново-Татарскую территорию с колен раньше? Как выяснилось, к комплексному освоению территории располагает изменившееся законодательство. Согласно Градостроительному кодексу РФ, 1 января 2021 года вступила в силу статья о комплексном развитии территорий по инициативе органа местного самоуправления.

«Мы много думали в данном направлении, но этого закона нам не хватало», — сказал Метшин.

Воспользоваться вышеуказанной статьей раньше не получалось из-за разработки генплана города до 2040 года, который приняли в феврале 2020-го. В нем появились новая функциональная зона №123, к которой отнесли 30 городских территорий, в том числе вблизи речного порта.

Согласно Градостроительному кодексу, между правообладателями участков и расположенных на них объектов муниципалитет заключает договоры о комплексном развитии территории. В них прописываются обязательства сторон, в том числе по подготовке и утверждению документации планировки территории, порядку и условию распределения между правообладателями расходов, а также ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение соглашения.

«Раньше как было? Стоит 100 гаражей. С 95 [собственниками] договорились, четыре покупаем по цене нефтяных вышек, а последний [владелец] вообще не согласен! Федеральный законодатель предусмотрел возможности рыночного выкупа для комплексного развития территории», — объяснил Метшин.

Освоению территории мешали и другие обстоятельства. Например, лишь в последние годы удалось провести реконструкцию очистных сооружений в Отарах, соседство с которыми явно не придавало престижности пространству. В 2021 году на 25 БОСов площадью 20 тыс. кв. м установили купола от запаха.

Таким образом «Водоканал» победил в борьбе с неприятным технологическим запахом, который очистные сооружения источали последние 45 лет. Строится цех сушки илового осадка, который позволит МУП «Водоканал» полностью отказаться от эксплуатации переполненных на 140% иловых полей и начать их рекультивацию. «Решаем массу экологических вопросов, которые позволяют подойти к этой территории и жить там», — сказал Метшин.

«Душой» проекта, его главным архитектором стала экс-главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева, которой предложили встать во главе большой работы лишь пару дней назад«Душой» проекта, его главным архитектором стала бывший главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева, которой предложили встать во главе большой работы лишь пару дней назад

В очереди на землю остается 7 тыс. многодетных семей

«Коронакризис» серьезно подкосил экономику, но город не остался в стороне и подкрепил федеральные и республиканские меры поддержки своими — они сэкономят казанскому бизнесу 760 млн рублей. Речь о моратории на штрафы УАТИ, отмене платы за аренду земли под летние веранды, отсрочки по платежам за аренду рекламных мест.

На полгода власти города изменили работу муниципальных парковок, которые стали бесплатными не с 21:00, а с 18:00. Денег не будут требовать и за стоянку по субботам. Бизнесменов из пострадавших отраслей освободили от арендной платы за муниципальное имущество на апрель и май 2020 года. Остальные могут получить отсрочку платежей на этот же период.

Для отсрочки арендной платы комитет заключил с организациями 29 допсоглашений на сумму 6,2 млн рублей, 15 соглашений касаются освобождения от арендной платы с 1 апреля по 30 июня 2020 года на 1,5 млн рублей, рассказывал председатель комитета земельных и имущественных отношений Казани Ренат Галяутдинов.

В целом к 1 июля в бюджет Казани поступило 788 млн рублей доходов — это половина от бюджетных назначений 2020 года.

«В связи с пандемией, думаем, что выполнить показатели будет непросто, — оценил показатели мэр города. — Отдельные упали в два раза. Мы сами пошли навстречу бизнесу и предложили где-то отсрочки платежей, где-то перенос на поздние сроки, где-то освободили от арендной платы и в условиях чрезвычайных обстоятельств эти решения были необходимы. Мы их приняли осознанно, надеемся, что наша поддержка будет неким спасательным кругом.

Для отсрочки арендной платы комитет заключил с организациями 29 допсоглашений на сумму 6,2 млн рублейДля отсрочки арендной платы комитет заключил с организациями 29 допсоглашений на сумму 6,2 млн рублей

Не останавливается в городе и предоставление земельных участков многодетным семьям. Очередь из многодетных семей на получение земельных участков растет с 2021 года. Получили участки 6,6 тыс. многодетных семей Казани, из них 382 в первом полугодии 2020 года, но в очереди остаются еще 7,1 тыс. семей.

«Когда мы начинали, в списке было 2 тысячи семей и в условиях дефицита земель нам казалось это неподъемной штангой. Спасибо президенту, соседним районам, нашим лендлордам, с которыми мы менялись на различные городские активы», — сказал градоначальник.

Новую тему на повестку дня выводит федеральное законодательство. По новому федеральному закону до 1 января 2025 года должны быть ликвидированы или реорганизованы МУПы, осуществляющие работу на конкурентных товарных рынках. Сейчас в городе 14 МУПов (в 2021 году было 73).

По мнению городских властей, под исключение должны попасть как минимум еще МУП «Метроэлектротранс», а также МУП «ПАТП №2» и МУП «ПАТП №4». Остальные МУПы предлагается преобразовать в акционерные общества.

«Решение по каждому предприятию должно приниматься в балансе между публичными и интересами коммерческих организаций, направленных на извлечение прибыли, — считает Галяутдинов. — Если МУПы, условно говоря, могли бы себе позволить быть планово-убыточными, то хозяйствующие общества в целях достижения прибыльности вынуждены минимизировать расходы в том числе на обеспечение безопасности перевозок.

Мэр Казани заявил, что нельзя перенастраивать все муниципальные предприятия на рельсы рыночной экономики. «Потому что тогда они будут думать только о прибыли. Вместе с тем они должны нести социальную нагрузку. Здесь должна быть найдена золотая середина», — сказал Метшин.

Реновация речного порта в казани — дождутся ли казанцы обещанного «рая на земле»?

В конце 2020 года стало известно, что Казань в этом году войдет в программу реновации территорий. Мэр города определил и районы, которые войдут в проект, и одним из них стал речной порт. Попытки преобразить эту территорию уже были, но все оставалось «на бумаге.

Корреспондент ProKazan.ru изучил проекты, пообщался с историком и преподавателем архитектурно-строительного университета Казани чтобы разобраться, во что превратится речной порт и нужно ли это городу. 

Эскизы, демонстрирующие, какой станет портовая территория, вполне могли бы быть картинкой из футуристического фантастического фильма о великих городах далекого будущего. Спилберг бы одобрил. Но это — не кино, а реальность, правда, пока еще только обещанная жителям Казани.

История вопроса

Унылый и депрессивный район речпорта в Казани не дает покоя архитекторам и эстетам вот уже более двух десятилетий. «Что-то надо с этим делать«,- считают специалисты. «Давно пора«, — соглашаются горожане.

Летом 2020 года наконец был торжественно представлен чудо-проект реновации. И проект, действительно, поразил воображение размахом и масштабом. Реализацией его предложили руководить бывшему главному архитектору Казани Татьяне Прокофьевой .

 

Ранее представляли и другие проекты, причем, вполне экономически просчитанные, однако, ни один в итоге так и не стартовал. Этот — фантастический на момент презентации даже не был финансово обоснованным, но все сразу поняли — вот оно, дождались!

 

Мэр Казани Ильсур Метшин тогда так и сказал:

«Хотелось бы посоветоваться, ведь у каждого есть свои мечты. Мечтаем в детстве, юности, будучи взрослыми. Моя мечта — на посту мэра все-таки начать эту реновацию«.

Мечты мечтами, а ведь и на самом деле жители Казани много лет не видели за серыми постройками всего величия и красоты Волги. 

 

С 2021 года разработкой реновации занимались две компании из Малайзии — APUDG и Straits Engineering. Их специалисты сделали упор не на красоту и футуризм, а на практичность. По их проекту, южнее речпорта должен был быть построен финансово-деловой центр «Казань-Сити«. А между речными косами (от элеватора грузового порта до Кукушкино) планировалось отдать территорию под коммерческую застройку.

 

Практичные малазийцы смело заявляли, что смогут выстроить около 7 миллионов квадратных метров недвижимости для выгодного всем коммерческого пользования. 

 

Власти подумали и решили: выгода и коммерция — это отлично, но где же тут красота, душевность и историческое гостеприимство Казани? Будет в городе еще один современный район, где днем — пробки, а вечером — пустота, поскольку все клерки разъезжаются по домам. Такая участь уже постигла старый центр Казани, стоит ли плодить такие районы еще? От проекта отказались.

 

В феврале 2021 года Ильсур Метшин призвал выпускников ВУЗов не уезжать за границу, а оставаться и принять участие в реновации — хорошие специалисты, молодые идеи всегда пригодятся.

 

Что планируется сделать?

Новый проект, представленный прошлым летом, подразумевает возможность застройки не только деловой, но и жилой, культурной. Планируется, что реновация позволит возвести около 1 миллиона квадратных метров жилья, и это — гарантия, что в вечернее время район будет продолжать жить, смеяться детскими голосами, наперебой гомонить до самой темноты.

 

В районе речпорта появятся две школы, в каждой смогут обучаться до 2 тысяч детей. Будут построены детские сады. У казанцев сразу возникает вопрос — будет ли жилье с видом на Волгу элитным и безумно дорогим? Ответа на него пока нет. Городские архитекторы во главе с Ильсияр Тухватуллиной от прямых вопросов уклоняются, и переводят тему на то, что намерены использовать натуральные материалы, и, конечно, «внимательно рассмотрят кандидатуры инвесторов».

 

Под коммерческую недвижимость будет отдано 250 тысяч квадратных метров, а не 7 миллионов, как предлагали малазийские специалисты. Безусловной жемчужиной Казани станет новая набережная. Предлагается, что ее ширина составит 20 метров, а протяженность — 9 километров. Также проект реновации предполагает, что будут отремонтирован старые дороги и построено примерно 5 километров новых.

 

Речные косы соединит не намыв, как за то ратовали малазийские специалисты, а мост для пешеходов. Задумываются о создании мусульманского культурного центра.

Что планируют оставить?

Историческое наследие, впрочем, не пострадает. Район речпорта в историческом облике останется в памяти, благодаря сохранению старых башенных кранов. А из старых кораблей планируется сделать новые кафе и романтичные ресторанчики. В элеваторе вообще замахнулись сделать молодежный центр. 

Что может помешать?

Для начала нужно завершить переговоры с собственниками всех объектов на территории зоны реновации. Их более 140. Также по территории проходит железная дорога, и тут придется решать вопрос со снятием ограничений.

Бывший архитектор Казани Татьяна Прокофьева :

«Работа над этим проектом начата довольно давно, и предстоит еще многое. Это будет непросто, но организационные вопросы решаются«.

Женщина даже шутит, что проект может оказаться настолько сложным, что ей придется постараться, чтобы «дожить до его окончания».

Мнения горожан

Мнения горожан, как водится, разделились. Вот лишь несколько из утверждений, которые оставили казанцы на городских форумах:

«Не знаю… Там нормальных дорог нет, не удобно все, как застраивать?«.

» Решение интересное, перспективное. Обидно же — центральная часть города, а выглядит как заброшенной село после бомбардировки».

«Ну почему фигурирует Кукушкино? Ты хоть знаете, как там сильно пахнет очистными сооружениями, в летнюю жару противогаз надевать придется. Предлагаю там поселить всех этих архитекторов и мэра. Пусть на себе опробуют«.

Наш опрос

Мы провели собственный опрос, попросив казанцев указать, что они сами хотели бы видеть на территории района речпорта — жилые кварталы, развлекательные заведения, прогулочные зоны, бизнес-квартал, культурно-исторический квартал или что-то иное? Большинство хотят видеть тут культурный центр и парковые комплексы.

 

 

Быть ли реновации — мнение специалиста

На вопросы о реновации ответил заведующий кафедрой градостроительства КГАСУ Александр Дембич .

 

Есть ли основания считать, что реновация состоится?

— Конечно, но вот указать точные сроки пока вряд ли кто-то сможет. Территория-то интересная, благоприятная, но окончательного проекта, насколько мне известно, пока нет, и все красочные эскизы — это еще не проект. А так, реновация — дело отличное.

Не нарушит ли реновация исторического облика Казани?

— Все исторически важные территории расположены за пределами района речпорта. Поэтому говорить о том, что реновация что-то нарушит, просто нельзя. Если же учитывать облик самого порта, конечно, от него что-то да оставят.

Финансовая стороны реновации — сегодня важный вопрос…

— Уверен, что территория у Волги — место очень привлекательное. Инвесторы с охотой должны зайти на него. И процентов на 80 проект, конечно, будет финансироваться инвесторами, частниками.

Какие работы уже сейчас ведутся?

— Делается транспортная инфраструктура. Большое Казанское автомобильное кольцо почти соединилось. Уйдет южный железнодорожный обход, как планируется, останется северный. И только представьте, у нас появится возможность сделать городские железнодорожные пути — кольцевое метро или трамваи. Это будет мощный транспортный импульс.

Когда, по вашему, ждать реализации реновации?

— Ну пока утвержденного плана нет, говорить сложно. Также есть опасность, что небольшие застройки, которые появятся сейчас в спешке, в итоге помешают целостному решению задачи. Могу предположить, что 1-2 года уйдут на «притирку» проекта. И еще 2-3 года — на перебазирование грузового порта. Поэтому ждать первых результатов реализации ранее 2024-25 года не стоит.

В разрезе истории

Григорий Ивойтов , историк и член сообщества «Старая Казань на все времена» уверен, что вопрос реновации района речпорта не так прост, как кажется. С одной стороны, этот район — памятник истории, но не той, о которой думаю все туристы, приехавшие в Казань.

— Эта часть Волги и этот порт — вовсе не те, которые прославляются в истории, не те, которые были в 10 веке. Волга стала шире, и этот порт был построен уже после 1955 года. Если это и памятник, то исключительно хрущевской эпохе. А она мало кому из туристов интересна не только в Казани, но и в других городах.

Что бы вы сделали в рамках реновации в этом месте?

— Я бы вообще не ставил вопрос о реновации как таковой. Разумнее было бы провести ревитализацию — улучшение имеющихся объектов с последующим вдыханием в них новой жизни.

СтроительствоИсторическая КазаньХорошие новости Специальный репортаж Казань

Эскиз: концепция реновации территории у казанского речпорта — инде

Опубликованы первые эскизы новой концепции реновации территории в районе Казанского речного порта. Их накануне представили архитекторам, собственникам земель и объектов на территории 247 гектаров, сообщает «Бизнес Онлайн».

В новой концепции разработчики предложили заполнить территорию вокруг речпорта общественными, коммерческими и культурными функциями с многофункциональной застройкой. Площадь жилой застройки — один миллион квадратных метров, запланирована стройка двух школ и детсадов. Площадь коммерческой застройки — 250 тысяч квадратных метров. Для проектирования знаковых объектов проведут международные архитектурные конкурсы.

Сегодня территория в районе речного порта принадлежит 146 собственникам, большинство из которых сдают свои объекты в аренду. Функционируют два бетонных завода, есть отстойники судов, несколько предприятий в нерабочем состоянии.

Осталось объединить 146 землевладельцев: Метшин задумал «территорию мечты» у речпорта
Фото: «Бизнес Онлайн»

Осталось объединить 146 землевладельцев: Метшин задумал «территорию мечты» у речпорта
Фото: «Бизнес Онлайн»

Осталось объединить 146 землевладельцев: Метшин задумал «территорию мечты» у речпорта
Фото: «Бизнес Онлайн»

Осталось объединить 146 землевладельцев: Метшин задумал «территорию мечты» у речпорта
Фото: «Бизнес Онлайн»

Осталось объединить 146 землевладельцев: Метшин задумал «территорию мечты» у речпорта
Фото: «Бизнес Онлайн»

Осталось объединить 146 землевладельцев: Метшин задумал «территорию мечты» у речпорта
Фото: «Бизнес Онлайн»

Осталось объединить 146 землевладельцев: Метшин задумал «территорию мечты» у речпорта
Фото: «Бизнес Онлайн»

Осталось объединить 146 землевладельцев: Метшин задумал «территорию мечты» у речпорта
Фото: «Бизнес Онлайн»

Осталось объединить 146 землевладельцев: Метшин задумал «территорию мечты» у речпорта
Фото: «Бизнес Онлайн»

Осталось объединить 146 землевладельцев: Метшин задумал «территорию мечты» у речпорта
Фото: «Бизнес Онлайн»

О планируемой реновации территории стало известно накануне. Согласно концепции, в районе Казанского речного порта благоустроят набережную протяженностью девять километров. Также концепция предусматривает строительство моста, соединяющего две береговые косы. Помещение элеватора планируется превратить в общественный объект. Старые башенные краны и корабли в гавани останутся на месте — в них могут появиться кафе и музеи. Еще здесь создадут стоянку для маломерных судов.

Открыть Telegram-канал «Инде»

Ссылка на основную публикацию