
Содержание:
Исторический очерк
Впервые «Московъ» упоминается в Ипатьевской летописи как место встречи 4–5.4.1147 ростово-суздальского кн. Юрия Владимировича Долгорукого со своим союзником – новгород-северским кн. Святославом Ольговичем (приехал вместе с сыном Олегом и рязанским княжичем Владимиром Святославичем). Строительство первой дерево-земляной крепости на юго-западной оконечности Боровицкого холма (см. в ст. Московский Кремль) Тверская летопись относит к 1156 («заложи градъ Моськву на устий же Неглинны, выше рекы Аузы»; существуют археологически неподтверждённые предположения о более ранней постройке крепости). Являясь единственной пограничной крепостью на юго-западной границе Владимирского великого княжества, М. контролировала его пограничье с Новгородской республикой, Черниговским, Смоленским и Рязанским княжествами. Город упоминается в ходе событий междоусобицы 1174–76. Осенью 1176 М. и окрестные сёла сожжены во время нападения рязанского кн. Глеба Ростиславича, но вскоре город был восстановлен. В кон. 1212 – летом 1213, во время борьбы сыновей кн. Всеволода Юрьевича Большое Гнездо за владимирское наследство, М. на непродолжительное время захватил кн. Владимир Всеволодович. В янв. 1238 город сожжён во время монголо-татарского нашествия, но вновь быстро восстановлен.
По некоторым данным, в 1247 М. была выделена в удел кн. Михаилу Ярославичу Хоробриту. По завещанию кн. Александра Ярославича Невского город стал уделом его младшего сына Даниила Александровича (формально княжил с 1263, реально – с 1271), положившего начало формированию Московского княжества (с кон. 14 в. Московского великого княжества). В 1325 в М. из Владимира перенесена резиденция митрополитов Киевских (с 1448 – Московских) и всея Руси. В сер. 14 – нач. 16 вв. каждый из князей – московских Рюриковичей имел свою долю доходов от управления городом (т. н. третная система); княжеская юрисдикция по важнейшим делам в 15 в. включала ближайшую округу с сёлами Семчинское, Дорогомилово, Даниловское и Андрониковым монастырём. В 1368 и 1370, во время Ольгерда походов, М. выдержала осады войск литовского кн. Ольгерда. Обманом захвачена и сожжена ордынцами во время Тохтамыша набега 1382, выдержала осаду ордынских войск во время Едигея набега 1408.
В 1478–1712 столица Русского государства. В кон. 15–17 вв. в отсутствие великого князя (с 1547 царя) город управлялся избранными (надворными) боярами (в историографии эта система получила название «боярские комиссии»). М. сильно пострадала от пожаров во время крупнейших крымских ханов набегов (Мухаммед-Гирея I в 1521, Девлет-Гирея I в 1571, Гази-Гирея II в 1591). В 1553 в М. основана первая русская типография. В период опричнины (1565–72) и существования Особого двора царя Ивана IV Васильевича Грозного (до 1584) основная часть города находилась под контролем земщины. В Смутное время М. как столица государства являлась центром всех ключевых событий (свержение царя Фёдора Борисовича, воцарение и свержение Лжедмитрия I, воцарение и свержение Василия Ивановича Шуйского и др.). В 1608–10 в с. Тушино (ныне в черте М.) располагался Тушинский лагерьЛжедмитрия II – альтернативный правительству Шуйского центр власти в Русском государстве. В 1610–12 М. находилась под контролем польско-литовского гарнизона (командующие – А. К. Гонсевский, в 1612 Н. Струсь). В марте 1611 горожане подняли восстание, в результате которого погибли многие ставленники польского короля Сигизмунда III, руководившие различными государственными органами. В апр. – мае 1611 силы Первого ополчения 1611 взяли узловые укрепления Белого города, однако дальше продвинуться не смогли; город остался под контролем интервентов. Освобождён силами Второго ополчения 1611–12: 22.10(1.11).1612 занят Китай-город, 27.10(6.11).1612 польско-литовский гарнизон в Кремле капитулировал. Восстановление М. длилось вплоть до 1630-х гг. В 1620-х гг. город неоднократно подвергался сильнейшим пожарам, особенно разрушительным стал пожар 1626, в котором погибли архивы приказов – центральных государственных учреждений Русского государства. Важными политическими событиями 17 в. в М. стали Соляной бунт 1648, Медный бунт 1662, Стрелецкое восстание 1682 и Стрелецкое восстание 1698. В 17 в. происходило уплотнение застройки внутри Земляного города (Садового кольца). За его пределами продолжали возникать и развиваться многочисленные слободы.
В 1708–1929 административный центр Московской губернии. В 1712 по распоряжению царя Петра I столица государства перенесена в строящийся Санкт-Петербург, однако М. сохранила роль «второй столицы»: здесь в Успенском соборе Московского Кремля по-прежнему проходили коронации российских монархов и связанные с этим торжества. В 18 – нач. 19 вв. М. являлась центром притяжения виднейших представителей российской знати, особенно после провозглашения Манифеста о вольности дворянства 1762. В М. находился ряд высших государственных учреждений (Московская сенатская контора, часть департаментов Сената). В 1728–32, в правление имп. Петра II (1727–30) и в начале правления имп. Анны Ивановны (1730–40), официальная столица Российской империи. В 1730 началось устройство уличного освещения, в 1781 – сооружение первого в России городского Мытищинского водопровода. В 1771 в М. во время эпидемии чумы вспыхнул т. н. «Чумной бунт» – одно из крупнейших гор. выступлений в России 18 в., беспорядки были прекращены отправленным в Москву военным отрядом под командованием графа Г. Г. Орлова. В соответствии с Жалованной грамотой городам 1785 в М. учреждена общая городская дума, главой городского управления избирался городской голова.
Трагической страницей в истории М. стала Отечественная война 1812. Рано утром 2(14).9.1812 по решению прошедшего накануне совета в Филях российские войска оставили М., во 2-й половине дня в город вошли французские войска. Уже в тот же день в М. начались пожары, которые продолжались вплоть до 8(20) сентября, уничтожив 3/4 построек столицы; более всего пострадали Китай-город, Белый город и Земляной город, жертвами пожара стали несколько тысяч тяжелораненых русских солдат, в огне погибли художественные и научные сокровища: все коллекции, музеи, лаборатории, архив и библиотека Московского университета, знаменитая библиотека Д. П. Бутурлина (см. в ст. Бутурлины), собрание картин гр. А. Г. Орлова-Чесменского, коллекция древностей гр. А. И. Мусина-Пушкина, уникальные книжные собрания В. Л. Пушкина, гр. Н. П. Румянцева и др. 6(18) октября основные силы французских войск покинули М. [Наполеон I выехал из М. 7(19) окт.], в ночь на 11(23) октября из города ушли войска московского военного губернатора французского маршала Э. А. Мортье. 11(23) октября казаками отряда генерал-майора И. Д. Иловайского (см. в ст. Иловайские) в Московском Кремле были захвачены французские сапёры, оставленные там для осуществления подрыва, который удалось предотвратить (часть фитилей потушена дождём, часть – москвичами). Последствия пожара в основном устранены к кон. 1820-х гг., работами по восстановлению города ведала Комиссия для строения Москвы (1813–43).
В 19 – нач. 20 вв. М. превратилась в один из крупнейших промышленных центров Европейской России. В 1851 соединена железной дорогой с Санкт-Петербургом, к нач. 20 в. стала крупнейшим ж.-д. узлом России, открыто движение по линиям: Москва – Владимир (1861), Москва – Коломна (1862), Москва – Сергиев Посад (1862), Москва – Серпухов (1866), Москва – Смоленск (1870), Москва – Брянск (1899), Москва – Павелец (1900), Москва – Зилан (1901), Москва – Бескудниково (1902; линия Бескудниково – Савёлово открыта в 1900); в 1908 пущена в строй Московская окружная железная дорога.
В 1896 коронация имп. Николая II и имп. Александры Фёдоровны была омрачена гибелью многих людей в давке 18(30) мая при раздаче коронационных подарков (см. в ст. «Ходынка»). Во время Революции 1905–07 произошло Московское декабрьское восстание 1905 – одно из крупнейших в стране. После Октябрьской революции 1917 город стал ареной боёв между частями, верными Временному правительству, и отрядами красноармейцев; в результате значительно пострадал Московский Кремль. 3(16) нояб. в М. была установлена советская власть, в 1917–91 руководство городом осуществлял Московский городской совет (Моссовет; распущен в 1993). 11.3.1918 из Петрограда в М. переехали Совнарком и ЦК РКП(б), 12 марта М. провозглашена столицей РСФСР. В 1922–91 столица СССР. С 1929 административный центр Московской области. В 1931 выделена в отдельную административно-хозяйственную единицу. В 1932–37 построен канал Москва – Волга (с 1947 канал имени Москвы), соединивший р. Москва с р. Волга, решивший проблему водоснабжения города. После его открытия М. получила неформальное звание «порта пяти морей».
В Великую Отечественную войну москвичи сформировали 16 дивизий народного ополчения (св. 160 тыс. чел.) и др. соединения. Многие предприятия были эвакуированы в восточные районы страны, где на их базе возникли новые крупные промышленные предприятия. Массированные налёты германской авиации осенью 1941 в целом не привели к большим разрушениям. В ходе Московской битвы 1941–42 город удалось отстоять, а контрнаступление Красной Армии под Москвой стало первым крупным успехом советских войск. Весной 1942 началась реэвакуация предприятий тяжёлой и оборонной промышленности, в городе формировались новые воинские части, создавались госпитали. Город-герой (1965). В состав М. был включён ряд крупных населённых пунктов, в том числе города Бабушкин, Кунцево, Люблино, Перово, Тушино (все 1960), Солнцево (1984), сев. часть г. Щербинка (1988); посёлки гор. типа Раменки, Черёмушки (оба 1958), Бескудниково, Бирюлёво, Капотня, Нагатино, Очаково, Сабурово, Ховрино (все 1960), Бутово, Западный, Косино, Мещёрский, Переделкино (все 1984); рабочие посёлки Внуково, Восточный, Некрасовка, Рублёво, Северный (все 1991); г. Зеленоград образует административный округ Москвы. В 1991 в М. учреждён пост мэра как высшего должностного лица в системе городской власти (в 1991–92 этот пост занимал Г. Х. Попов, в 1992–2022 – Ю. М. Лужков; с 2022 – С. С. Собянин). С 25.12.1991 столица Российской Федерации. В соответствии с Конституцией РФ 1993 М. – город федерального значения – субъект РФ. В 1995 принят действующий Устав города Москвы. В результате утверждения «Соглашения об изменении границы между субъектами Российской Федерации городом Москвой и Московской областью» от 30.6.2022 (Московская городская дума 6.7.2022; Московская областная дума 7.7.2022; Совет Федерации 13.7.2022), а затем его уточнённого варианта со скорректированными границами (Московская городская дума 7.12.2022; Московская областная дума 7.12.2022, Совет Федерации 27.12.2022; вступило в силу с 1.7.2022) в состав М. передана территория в 148 тыс. га, включая города Московский, Троицк, Щербинка, посёлки городского типа Киевский и Кокошкино и др. В 2020 М. стала одним из эпицентров коронавирусной инфекции – COVID-19. Указом мэра Москвы С. С. Собянина 5.3.2020 введён режим повышенной готовности (в дальнейшем неоднократно дополнялся), предусматривающий комплекс мер по предотвращению роста заболеваемости.
Музыка
Первые сведения о муз. жизни М. относятся к рубежу 15–16 вв., когда был создан хор государевых певчих дьяков для богослужений и придворных церемоний. В кон. 15 в. в придворный быт стали проникать новые формы зап.-европ. иск-ва. По данным летописей, в 1490 из Рима приехал «органный игрец» Иван Сальватор; изображения органов встречаются в книжных миниатюрах 16 в. При дворе с 1613 до кон. 17 в. функционировала Потешная палата. В 1589 царица Ирина Фёдоровна получила в подарок от англ. королевы Елизаветы I Тюдор орган и клавесин (вирджинал); Борис Годунов выписывал из-за границы муз. инструменты. Музыке обучались не только представители знати, но и дети священнослужителей, торговых и посадских людей. Школьное начальное образование в 16 в. непременно включало церковное пение (подтверждено установлением Стоглавого собора 1551). Несмотря на многочисл. запреты, популярностью пользовалось иск-во скоморохов, которые выступали и при дворе (в 1571 скоморохов набирал Иван IV Васильевич). Во 2-й пол. 17 в. достигло расцвета иск-во колокольных звонов. В сер. 17 в. по инициативе церковных властей была усовершенствована старинная система муз. нотации (см. Крюки); развивался новый многоголосный стиль партесного пения, пришедшего с Украины. В 1670–90-х гг. в М. служили регенты и композиторы Н. П. Дилецкий, В. Титов, С. Пекалицкий, польск. органист и органный мастер Симон Гутовский (установил орган в Грановитой палате, в 1677 организовал изготовление нотных оттисков). Любители «немецкой» музыки из среды просвещённого боярства Н. И. Романов, А. С. Матвеев (организатор придворных муз. празднеств) содержали домашние капеллы. Инструментальная музыка (орган, спинет) звучала в доме кн. В. В. Голицына. Парадные церемонии сопровождались духовой воен. музыкой (в 1660-х гг. большинство трубачей проживало в районе Поварской ул., там же существовала спец. школа – «съезжий двор трубного учения»).
С перенесением столицы в С.-Петербург в нач. 18 в. в М. остался хор патриарших певчих дьяков, преобразованный в Синодальный хор. В Славяно-греко-латинской академии существовал ученический оркестр, культивировалось исполнение кантов. В 1731 в М. при дворе Анны Ивановны силами итал. труппы польск. короля Августа II Сильного была исполнена комич. опера «Каландро» Дж. Ристори – первый оперный спектакль в России. Коронация Елизаветы Петровны была отмечена пышной постановкой оперы «Милосердие Тита» И. А. Хассе (1742) в специально построенном Оперном доме на 1000 мест (на берегу Яузы, напротив Головинского дворца). В 1759–61 в М. действовала первая частная итал. оперная антреприза Дж. Б. Локателли (театр «за Красными воротами»), в состав труппы вошли студенты Моск. ун-та. Театрально-муз. представления нередко устраивались учащимися и студентами Воспитательного дома, Моск. ун-та.
Первый постоянно действующий театр в М. – Медокса театр (1776–80). После пожара 1780 выстроено новое здание на ул. Петровка – Петровский театр. В его репертуаре были комедии, балеты, трагедии, драмы и мелодрамы, здесь шли первые рус. комич. оперы – «Розана и Любим» И. Керцелли (1778), «Мельник – колдун, обманщик и сват» М. М. Соколовского (1779), «Несчастье от кареты» (1780), «Скупой» (1781), «Санкт-Петербургский гостиный двор» (1783) В. А. Пашкевича. В труппе Петровского театра состояли известные актёры и певцы (Е. С. Сандунова, А. Г. Ожогин), они же часто служили учителями при крепостных театрах моск. вельмож. На рубеже 18–19 вв. в М. и её окрестностях существовало до 25 крепостных театров.
Последняя треть 18 в. отмечена активизацией концертной жизни: концерты устраивались в театре Медокса, затем «маскарадный» и «редутный» залы предоставлял Петровский театр. В 1780-х гг. в М. концертировали скрипачи Ф. Сартори, А. Лолли, кларнетист Й. Бер, клавесинист А. Б. Сартори, дирижёр и композитор М. Стабингер, пианист И. В. Геслер. Среди исполнителей стали появляться и рус. имена (Д. Н. Кашин, Е. С. Сандунова). Моск. музыканты М. и И. Керцелли открыли в 1773 первую муз. школу (на ул. Покровка), в осн. для обучения крепостных. В 1760-х гг. открылась нотная торговля в Академич. книжной лавке, в 1772 Х. Вевер начал печатать ноты в Университетской типографии. В 1774 издан нотный журнал «Музыкальные увеселения», с 1806 печатался «Журнал отечественной музыки».
Событием концертной жизни М. нач. 19 в. стало исполнение в 1811 оратории «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» С. А. Дегтярёва. В М. жили и работали композиторы А. А. Алябьев, А. Н. Верстовский, А. Е. Варламов, А. Л. Гурилёв. В 1820-х гг. в М. выступали скрипачи Г. А. Рачинский и И. И. Семёнов, большую популярность в качестве концертного инструмента завоёвывала гитара (главой моск. школы гитаристов был А. О. Сихра, др. крупные её представители – С. А. Аксёнов и М. Т. Высотский). Долгое время в M. жил ирландец Дж. Филд, оказавший значит. влияние на развитие рус. пианизма; известность приобрели пианисты и педагоги А. И. Виллуан, И. И. Геништа (пропагандировал творчество Л. ван Бетховена), А. И. Дюбюк. 1-я пол. 19 в. – время расцвета лит.-муз. салонов. В салоне С. Н. Бегичева (на Мясницкой ул.) участвовали Алябьев, Верстовский. Любительское музицирование нередко достигало проф. уровня (квартетные вечера у Ф. К. Гебеля). Рус. нар. песни и гор. романсы исполняли цыганские хоры (наиболее известен хор под рук. И. О. Соколова, 1820–40-е гг.).
После пожара в Петровском театре (1805) его труппа была передана в ведение Дирекции моск. имп. театров (1806). Спектакли шли в доме Пашковых на углу Моховой и Большой Никитской улиц, в Арбатском театре (с 1808; сгорел в 1812). В 1825 открыт Большой Петровский театр (см. в ст. Большой театр). Солистами муз.-драматич. труппы стали Н. В. Репина, Е. А. Семёнова, А. О. Бантышев и др. Подъёму худож. уровня театра способствовал А. Н. Верстовский, руководивший Моск. отделением Дирекции имп. театров. В 1845–53 в Большом т-ре работала С.-Петерб. имп. рус. оперная труппа. Концерты классич. репертуара проходили на сцене Большого театра, с 1834 – в Дворянском (Благородном) собрании; симфонич. концертами дирижировал капельмейстер Большого театра И. И. Иоганнис. Среди гастролировавших в М. музыкантов: скрипачи К. Липиньский, А. Вьётан, У. Булль, пианисты С. Тальберг, Ф. Лист, К. Шуман, певцы Дж. Б. Рубини, Г. Зонтаг, П. Виардо-Гарсия. Событием для М. стал приезд в 1847 Г. Берлиоза.
В 1850–60-х гг. возникали характерные для культурной жизни М. объединения представителей лит., театральных, науч. и муз. кругов. Многие из них собирали и пропагандировали нар. песни (напр., члены кружка т. н. молодой редакции ж. «Москвитянин» – А. А. Григорьев, А. Н. Островский, Т. И. Филиппов); просветительской деятельностью занимался Артистич. кружок (1865–83), в котором участвовали Островский, Н. Г. Рубинштейн, В. Ф. Одоевский (его салон на Смоленском бульваре в 1860-х гг. стал центром лит. и муз. жизни М.).
По инициативе Н. Г. Рубинштейна в 1860 открылось Моск. отделение Русского музыкального общества [РМО; с 1869 Императорское – ИРМО; концерты проходили в зале Дворянского (Благородного) собрания, общедоступные – в Манеже] и в 1866 на основе муз. классов РМО – Московская консерватория. В программы концертов РМО (где Рубинштейн был гл. дирижёром), помимо музыки зап.-европ. классиков и романтиков, включались произведения рус. композиторов. В 1866 для преподавания в муз. классах РМО был приглашён П. И. Чайковский (в 1866–78 проф. Моск. консерватории); большое значение в муз. жизни города имела и его муз.-критич. деятельность (статьи в газ. «Рус. ведомости»). В консерватории преподавали также Г. А. Ларош, Н. Д. Кашкин, Ф. Лауб, А. Д. Александрова-Кочетова, прот. Д. В. Разумовский. После смерти Рубинштейна концертами ИРМО дирижировали М. Эрмансдёрфер (1882–89) и В. И. Сафонов (1889–1905), а также петерб. знаменитости – Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Глазунов и др. Новый директор консерватории С. И. Танеев (до 1889) также устраивал публичные оперные спектакли (под его управлением прозвучали оперы В. А. Моцарта), по его инициативе были приглашены преподавать мн. крупные музыканты (А. С. Аренский, В. И. Сафонов, А. И. Зилоти, С. В. Смоленский). В период директорства Сафонова (до 1905) здание консерватории после капитальной перестройки приобрело совр. вид; в 1901 открыт Московской консерватории Большой зал. В 1886 реформировано Синодальное училище церковного пения, в 1889 его возглавил Смоленский, что ознаменовало новый этап в церковно-певческом деле. Муз.-образоват. функции осуществляло и возникшее в 1878 Рус. хоровое об-во (обществ. хоровые классы). Об-во любителей музыки и драматич. иск-ва, созданное П. А. Шостаковским (1878), через 5 лет получило назв. Филармонического, а его частная муз. школа преобразовалась в Муз.-драматич. уч-ще Моск. филармонич. об-ва (с 1918 Ин-т муз. драмы, в дальнейшем ГИТИС, ныне Рос. ун-т театрального иск-ва – ГИТИС). В 1882 открылись женские муз. курсы Н. А. Муромцевой, в 1891 – Муз. уч-ще B. Ю. Зограф-Плаксиной (в дальнейшем Музыкальное училище при Московской консерватории), в 1895 – муз. уч-ще сестёр Гнесиных (см. в ст. Гнесина Е. Ф.).
Новое поколение композиторов, воспитанников Моск. конс., представлено именами А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова, позднее Н. К. Метнера. Интенсивной была концертная деятельность Филармонич. об-ва (дирижировали А. И. Зилоти, Рахманинов), худож. интерес представляли и программы Синодального хора (цикл концертов рус. духовной музыки, 1895). Просветительские задачи имели концерты камерной музыки, которые давались бесплатно Кружком любителей рус. музыки А. М. и М. С. Керзиных.
В связи с отменой (1882) монополии имп. театров возникли частные оперные антрепризы. Стремление к новым постановочным принципам заметно в антрепризе И. П. Прянишникова (1892–93). Огромное худож. значение приобрела с сер. 1890-х гг. моск. Частная русская опера C. И. Мамонтова благодаря новым принципам постановки, творч. составу (дирижёры С. В. Рахманинов, М. М. Ипполитов-Иванов, певцы Ф. И. Шаляпин, Н. И. Забела-Врубель), оформлению спектаклей (худ. К. А. Коровин, М. А. Врубель, В. Д. Поленов и др.). Репертуар определялся целями пропаганды творчества композиторов рус. школы. На смену театру Мамонтова пришла Опера С. И. Зимина. К нач. 20 в. вырос уровень постановок Большого театра (дирижёры С. В. Рахманинов, B. И. Сук, Э. А. Купер, певцы Ф. И. Шаляпин, А. В. Нежданова, Л. В. Собинов, режиссёры П. И. Мельников (см. в ст. Мельниковы), В. А. Лосский, худ. К. А. Коровин, А. Я. Головин и др.).
В 1890–1900-х гг. в разных районах М. возникли муз. школы для широких социальных слоёв, при первом рабочем ун-те – Пречистенских курсах – организован хор (руководители Е. Э. Линёва, В. А. Булычёв), с 1906 работала Нар. конс. Развернулась деятельность Музыкально-этнографической комиссии (1901). Разнообразными программами отличались концерты С. А. Кусевицкого (с 1908), познавательный интерес представляли циклы «Исторических концертов» под рук. С. Н. Василенко, хоровая и вокально-инструментальная музыка баховской эпохи звучала на концертах Симфонич. капеллы В. А. Булычёва. Сочинения рус. композиторов пропагандировали М. А. Дейша-Сионицкая («Музыкальные выставки», 1907–11), М. А. Оленина-д’Альгейм (концерты камерно-вокальной музыки Дома песни, с 1908; см. в ст. Оленины). Событием стали «Крестьянские концерты» хора, организованного М. Е. Пятницким (1910). В М. выходили журналы «Музыкальный вестник» (1870–71), «Музыкальный труженик» (1906–10) и др. В 1910 В. В. Держановский предпринял издание еженедельника «Музыка» (среди авторов – петербуржец Б. В. Асафьев). В этот период работали моск. критики С. Н. Кругликов, Ю. Д. Энгель, Г. Э. Конюс; функционировали муз. изд-во П. И. Юргенсона (с 1861; с 1867 собств. нотопечатня), Российское музыкальное издательство Н. К. и С. А. Кусевицких (в 1914 в него влилось изд-во А. Б. Гутхейля, существовавшее с 1859). М. посетили К. Дебюсси, Г. Малер, Р. Штраус, А. Шёнберг, гастрольная афиша включала имена A. Никиша, Э. Колонна, И. Гофмана, Ф. Крейслера, П. Казальса, Ф. Бузони и др. европ. музыкантов.
После Окт. революции 1917 муз. жизнь М. значительно изменилась. Рушилась сложившаяся к нач. 20 в. система концертно-просветительских организаций (Моск. отделение ИРМО и Рус. хоровое об-во закрыты в 1917, Филармонич. об-во и Дом песни – в 1918), исчезли мн. исполнительские коллективы (Синодальный хор – в 1919). Радикально сократилась численность церковных хоров, упразднено церковно-певческое образование (Синодальное уч-ще в 1918 преобразовано в Моск. нар. хоровую академию, в 1923 объединённую с Моск. конс.). Муз. культура города понесла значит. потери с отъездом за границу композиторов С. В. Рахманинова, Н. К. Метнера, А. Т. Гречанинова, исполнителей А. И. Зилоти, С. А. Кусевицкого, В. А. Булычёва, критиков Л. Л. Сабанеева, Ю. Д. Энгеля и мн. других. Национализация муз. издательств, архивов, магазинов и т. п. (декрет СНК от 12.7.1918) изменила существовавшую до революции систему нотопечатания и распространения нот. Тем же декретом Моск. конс. была переведена в ведение Наркомпроса, а многочисл. муз. школы, студии, хоровые академии стали подотчётны Муз. отделу (МУЗО) Наркомпроса. Сложившаяся в нач. 20 в. система муз. просвещения (рабочие клубы, бесплатные школы) использовалась после революции преим. в пропагандистских целях. С переездом правительства из Петрограда в М. сцена Большого театра стала использоваться для обществ.-политич. мероприятий. В 1921 основана Моск. филармония. В 1922 создан первый в России джазовый коллектив – «Эксцентрический джаз-банд» B. Я. Парнаха, а также оркестр без дирижёра Персимфанс. С 1924 стали проводиться регулярные муз. радиопередачи, в которых участвовали крупнейшие исполнители (дирижёр Н. С. Голованов, пианисты A. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов, Г. Г. Нейгауз, и др.). В 1930 создан Симфонич. оркестр Всесоюзного радио. В М. гастролировали иностр. дирижёры О. Фрид, Э. Ансерме, пианисты П. Казадезюс, А. Корто, Э. Петри, скрипачи Я. Хейфец, Ж. Сигети, композиторы П. Хиндемит, Б. Барток, Д. Мийо и др.
С М. этих лет связаны имена композиторов А. Н. Александрова, Р. М. Глиэpa, М. М. Ипполитова-Иванова, Д. Б. Кабалевского, А. В. Мосолова, Н. Я. Мясковского, Л. А. Половинкина, Н. А. Рославца, А. И. Хачатуряна, В. Я. Шебалина и др. Моск. конс. в те годы окончили мн. выдающиеся исполнители (пианисты Л. Н. Оборин и Г. Р. Гинзбург в 1927 завоевали премии на 1-м Междунар. конкурсе пианистов им. Ф. Шопена в Варшаве).
В 1920-х гг. композиторы и муз. деятели объединялись в группы: Ассоциация современной музыки (АСМ), Российская ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ), Объединение революц. композиторов и муз. деятелей (ОРКИМД), Производственный коллектив студентов-композиторов Моск. конс. («Проколл»; ряд членов вошли в РАПМ). Полновластие РАПМ в кон. 1920-х – 1-й пол. 1930-х гг. негативно сказалось на жизни консерватории, Большого театра (А. Б. Гольденвейзер снят с поста ректора консерватории, со всех постов уволен Н. С. Голованов). Преследованиям подверглись Гос. ин-т муз. науки (ГИМН; закрыт в 1931) и муз. секция Гос. академии худож. наук (ГАХН; в 1930 реорганизована с введением в состав сотрудников деятелей РАПМ). Постановлением ЦК ВКП(б) 1932 были распущены все объединения музыкантов и создан единый Моск. союз композиторов (СК), в 1933 – Оргкомитет СК СССР с печатным органом – ж. «Советская музыка» (с 1992 «Музыкальная академия»). Поднятию междунар. престижа СССР служили междунар. конкурсы, проводившиеся в М.: 1-й Всесоюзный конкурс музыкантов-исполнителей (1933); Всесоюзный конкурс скрипачей и виолончелистов (1937), пианистов (1938), дирижёров (1938).
В 1932 в М. из Зап. Европы переехал С. С. Прокофьев. К нач. 1930-х гг. в столице базировалось ок. 40 разл. муз. коллективов. В 1936 созданы Гос. симфонич. оркестр СССР и Гос. оркестр нар. инструментов; концертные коллективы формировались и из артистов Большого театра. Работали джаз-оркестр под упр. Л. О. Утёсова, Ансамбль песни и пляски Красной Армии (ныне Ансамбль песни и пляски Российской Армии). В 1936 был создан Джаз-оркестр СССР, в 1939 – Джаз-оркестр Всесоюзного радиокомитета (руководитель А. Н. Цфасман). С 1930-х гг. в М. развернулась деятельность дирижёров А. В. Гаука, К. К. Иванова, А. Ш. Мелик-Пашаева, Н. Г. Рахлина, С. А. Самосуда, певцов И. С. Козловского, C. Я. Лемешева, М. Д. Михайлова, Н. Д. Шпиллер, пианистов М. В. Юдиной, Э. Г. Гилельса, Я. И. Зака, Я. В. Флиера, скрипачей М. Б. Полякина, Д. Ф. Ойстраха, виолончелиста С. Н. Кнушевицкого.
Статьями «Сумбур вместо музыки» и «Балетная фальшь» в газ. «Правда» (1936) с уничтожающей критикой Д. Д. Шостаковича (по поводу моск. постановок оперы «Леди Макбет Мценского уезда» и балета «Светлый ручей») открылся новый этап борьбы с «формализмом». Процесс расслоения муз. иск-ва на официально принятое и отвергаемое выразился, с одной стороны, в культивировании рус. классики (Декада рус. классич. музыки, постановка в Большом театре оперы «Жизнь за царя» М. И. Глинки под назв. «Иван Сусанин» и с новым текстом С. М. Городецкого, 1939), муз. произведений на народно-песенной основе («Тихий Дон» И. И. Дзержинского, Большой театр, 1936), музыки композиторов из республик СССР, а с др. стороны, в запрете на исполнение произведений мн. композиторов (в т. ч. С. С. Прокофьева и Шостаковича), многократных «чистках» кадров (в 1937 репрессирован Н. С. Жиляев), ограничениях на гастроли зарубежных исполнителей.
В годы Вел. Отеч. войны некоторые муз. коллективы и учреждения были эвакуированы, часть продолжала концертную и театральную деятельность. Идеологич. нажим ослабел; были присуждены Гос. (Сталинские) премии Д. Д. Шостаковичу, С. С. Прокофьеву, Н. Я. Мясковскому и др., их музыка звучала по радио (Симфонич. оркестр Всесоюзного радио возглавлял Н. С. Голованов). Впервые в М. была исполнена 8-я симфония Шостаковича (с 1943 жил в М.), прозвучала опера «Война и мир» Прокофьева в концертном исполнении (1944). В 1941 созданы Гос. академич. рус. хор СССР под рук. А. В. Свешникова и Республиканская рус. хоровая капелла. В 1943 открыты Ин-т истории искусств АН СССР (ныне Гос. ин-т искусствознания) и Музыкальной культуры музей (ныне Всерос. музейное объединение муз. культуры) имени М. И. Глинки, в 1944 – Муз.-педагогич. ин-т им. Гнесиных (с 1993 Российская академия музыки имени Гнесиных).
Ужесточение контроля над культурной жизнью выразилось в постановлении ЦК ВКП(б) от 10.2.1948, отрицающем заслуги крупнейших сов. композиторов (С. С. Прокофьева, Н. Я. Мясковского, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, В. Я. Шебалина, М. С. Вайнберга, Г. Н. Попова и др.). В том же году в столице состоялся 1-й Всесоюзный съезд сов. композиторов (в М. проходили все последующие съезды и большинство пленумов правления СК СССР и СК РСФСР). События 1948 негативно сказались и на развитии проф. эстрады: оркестры Л. О. Утёсова и Э. И. Рознера вынуждены были сменить репертуар. В концертах звучала отеч. и зарубежная классика, тогда как музыка 20 в. (включая сочинения С. В. Рахманинова и И. Ф. Стравинского) игнорировалась. Новым сочинениям моск. композиторов – Ю. М. Буцко, Г. В. Свиридова, Б. А. Чайковского, Р. К. Щедрина, А. Я. Эшпая был затруднён доступ к слушателям. Вместе с тем постоянно рос контингент проф. музыкантов-исполнителей: дирижёры К. П. Кондрашин, Е. Ф. Светланов, хоровые дирижёры К. Б. Птица, В. Г. Соколов, А. А. Юрлов, пианисты В. В. Софроницкий, С. Т. Рихтер, скрипачи Л. Б. Коган, И. С. Безродный, виолончелисты М. Л. Ростропович, Д. Б. Шафран, певцы Г. П. Вишневская, И. А. Архипова, Е. В. Образцова, В. А. Атлантов, Е. Е. Нестеренко, Б. А. Руденко. По инициативе крупных исполнителей создавались новые коллективы: усилиями дирижёра С. А. Самосуда – Симфонич. оркестр Моск. филармонии (1953), дирижёра и альтиста Р. Б. Баршая – Моск. камерный оркестр (1956). Организованы Гос. моск. хор (1956), квартет Моск. филармонии (1946). С 1945 возобновлены конкурсы музыкантов-исполнителей. В 1956 создано изд-во «Советский композитор» (ныне «Композитор»), в 1957 – Всесоюзная студия грамзаписи (с 1964 фирма «Мелодия»).
После 20-го съезда КПСС (1956) и постановления ЦК «Об исправлении ошибок в оценке опер “Великая дружба”, “Богдан Хмельницкий” и “От всего сердца”» (1958) концертная жизнь М. заметно активизировалась, значительно выросло количество выступлений зарубежных исполнителей. В М. гастролировали театры «Ла Скала» (Милан), «Ковент-Гарден» (Лондон), «Комише опер» (Берлин), Венская гос. опера, Швед. королевская опера, симфонич. оркестры Праги, Бухареста, Нью-Йорка, Бостона, Филадельфии, Франц. радио и ТВ, Лейпцига («Гевандхауз»), Лондона (Королевский филармонич. оркестр), камерный оркестр «Виртуозы Рима». Среди гастролировавших исполнителей: дирижёры – П. Ардженто, Л. Бернстайн, П. Булез, Дж. Джорджеску, Г. фон Караян, Ю. Орманди, Л. Стоковский, Я. Ференчик, пианисты – А. Бенедетти Микеланджели, Г. Гульд, Артур Рубинштейн, А. Фишер, скрипачи – И. Менухин, И. Стерн, Г. Шеринг, виолончелисты – Г. Касадо, М. Садло, П. Фурнье; певцы – Н. Гедда, Н. Гяуров, Л. Маршалл, М. Дель Монако, шансонье И. Монтан, Ш. Азнавур. В концертный репертуар отеч. исполнителей стала включаться зарубежная музыка 20 в., в качестве гостей М. посетили композиторы Б. Бриттен, И. Ф. Стравинский, З. Кодай, Л. Ноно, Ж. Орик, А. Соге и др. Проф. иск-вом признан джаз, в М. стал функционировать оркестр О. Л. Лундстрема (1956), получили известность солисты И. М. Бриль (фп.), Г. А. Гаранян (саксофон), В. Г. Носов (труба), А. А. Кузнецов (гитара). К 1970-м гг. джазовое исполнительство заняло значит. место на филармонич. эстраде (пианист Л. А. Чижик, ансамбли «Мелодия», «Каданс», «Арсенал»). Наряду с творчеством проф. композиторов-песенников (традиции И. О. Дунаевского, В. П. Соловьёва-Седова, С. С. Туликова, Т. Н. Хренникова с 1960-х гг. развивали А. А. Бабаджанян, В. Е. Баснер, Э. С. Колмановский, А. Н. Пахмутова, Ю. С. Саульский, О. Б. Фельцман, М. Г. Фрадкин, Я. А. Френкель и др.), огромной популярностью пользовалась «бардовская» песня (Б. Ш. Окуджава, А. А. Галич, В. С. Высоцкий; см. в ст. Авторская песня). В 1960–80-е гг. в эстрадном жанре славилась певица Л. Г. Зыкина, с 1970-х гг. – А. Б. Пугачёва.
В 1970–80-х гг. бюрократизация руководства культурой, идеологич. вмешательство в творч. процесс породили волну эмиграции. Страну покинули моск. музыканты с мировым именем – А. М. Волконский, М. Л. Ростропович, Г. П. Вишневская, Р. Б. Баршай, К. П. Кондрашин, скрипач Г. Кремер, скрипач и дирижёр Л. И. Маркиз и др. Творчество моск. авангардистов (А. М. Волконский, А. Г. Шнитке, Э. В. Денисов, С. А. Губайдулина) бойкотировалось и замалчивалось руководством СК, однако положение стало меняться с организацией в столице фестивалей совр. музыки: «Московская осень» (с 1979), Междунар. фестиваль совр. музыки (1981, с 1984 регулярно). С 1981 в культурной жизни М. важное место занимает междунар. фестиваль «Декабрьские вечера» (инициаторы – С. Т. Рихтер и И. А. Антонова). Среди крупных моск. исполнителей 1970–80-х гг.: пианисты – Д. А. Башкиров, Л. Н. Берман, Э. К. Вирсаладзе, Н. А. Петров, М. В. Плетнёв; скрипачи – О. М. Каган, В. Т. Спиваков, В. В. Третьяков; виолончелисты – Н. Г. Гутман, И. А. Монигетти, М. Э. Хомицер, Н. Н. Шаховская.
В 1970-х гг. в М. появились рок-группы и солисты, поющие (в т. ч. песни собств. сочинения) на родном языке: «Машина времени» (руководитель А. В. Макаревич), «Автограф» (руководитель А. В. Ситковецкий), «Электроклуб» (руководитель Д. Ф. Тухманов, солист И. В. Тальков), певец и композитор А. Б. Градский. Эти же годы отмечены распространением арт-рока (в сложных «электронных» формах), ставились первые рос. рок-оперы. В период перестройки популярность завоевали рок-ансамбли «протестной» и сатирической, в разгар воен. действий в Чечне 1990-х гг. – патриотич. направленности.
Во 2-й пол. 1980-х гг. возродился творч. интерес к церковным хоровым жанрам. С 1989 по инициативе Г. В. Свиридова ежегодно проводится фестиваль церковной православной хоровой музыки.
В 1990-х гг. проф. муз. культура претерпела значит. изменения. Господство рыночных отношений привело к неоднозначным результатам: ведущие композиторы [С. А. Губайдулина, М. Г. Коллонтай (Ермолаев), Н. С. Корндорф, А. М. Раскатов, Д. Н. Смирнов, Е. О. Фирсова, А. Г. Шнитке, В. А. Шуть, Р. К. Щедрин и др.] и значит. часть исполнителей живут за рубежом, развитие музыки некоммерч. плана затруднено. Отеч. авангардизм организационно возродился в новой Ассоциации совр. музыки (АСМ-2, 1991) и в Центре совр. музыки при Моск. конс. (1993); информац. и просветительские задачи решает близкий им по тематике журнал «Трибуна современной музыки» (2005). В М. проводится междунар. фестиваль совр. музыки «Московский форум» (с 1994). На свои авторские концерты в 1990-х – сер. 2000-х гг. в М. приезжали П. Булез, К. Штокхаузен, Я. Ксенакис, А. Пуссёр и др. Интерес к использованию новейших электронных технологий в муз. иск-ве объединяет членов Ассоциации электроакустич. музыки (президент Э. Н. Артемьев, 1990). В числе совр. композиторов М.: В. П. Артёмов, М. Б. Броннер, А. К. Вустин, В. А. Екимовский, Ф. Караев, Ю. С. Каспаров, В. И. Мартынов, Е. И. Подгайц, Т. П. Сергеева, И. Г. Соколов, В. Г. Тарнопольский, А. В. Чайковский. К композиторам «третьего направления» (соединяет приёмы и технику академич. музыки с доступностью т. н. коммерч. музыки) принадлежат Г. И. Гладков, В. С. Дашкевич, М. И. Дунаевский, М. А. Минков, А. Л. Рыбников, А. А. Шелыгин; моск. композиторы, работающие в области эстрадной и джазовой музыки, – Д. Ф. Тухманов, Г. А. Гаранян, А. С. Козлов и др. Среди рок-музыкантов выделяется З. Т. Рамазанова (Земфира), выступающая с сольными концертами. В числе совр. музыкантов-исполнителей – пианисты А. Ш. Гиндин, М. Э. Дубов, М. В. Лидский, Н. Л. Луганский, Д. Л. Мацуев, В. К. Мержанов, Е. В. Мечетина, В. П. Овчинников, В. М. Тропп, скрипачи Г. Ш. Муржа, М. В. Федотов, альтист Ю. А. Башмет, виолончелист А. И. Рудин, дирижёры А. Н. Лазарев, В. А. Понькин, Г. Н. Рождественский, Ю. И. Симонов, В. С. Синайский.
В М. функционируют (2022): муз. театры – Большой театр, Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, «Геликон-опера», Московская оперетта, Московский детский музыкальный театр, Московский камерный музыкальный театр, «Новая опера»; оркестры – Большой симфонический оркестр им. П. И. Чайковского, Российский национальный оркестр, Симфоническая капелла России, Симфонический оркестр Московской филармонии, Симфонический оркестр России, Духовой оркестр Российской Федерации, Камерный оркестр России, Национальный оркестр народных инструментов России, Центральный военный оркестр Министерства обороны Российской Федерации, Академич. большой концертный оркестр им. Ю. В. Силантьева (основан в 1945 как Большой концертный оркестр Гостелерадио), Гос. оркестр радио и телевидения России (1996), Моск. гос. академический симфонич. оркестр (1943), «Новая Россия» (1990), Нац. филармонич. оркестр России (2003), Оркестр рус. нар. инструментов Всерос. гос. телерадиокомпании (1945), Президентский оркестр Комендатуры Московского Кремля Федеральной службы охраны РФ (основан в 1938 как Оркестр Комендатуры Московского Кремля, совр. назв. с 1993), симфонич. оркестр Москвы «Русская филармония» (2000), Рос. гос. симфонич. оркестр кинематографии (1924); хоровые коллективы – Русская хоровая капелла имени А. А. Юрлова, Русский хор имени А. В. Свешникова, Русский народный хор имени М. Е. Пятницкого, Московский камерный хор, Академич. большой хор Рос. гос. муз. центра телевидения и радиовещания (1928), мужской еврейский хор «Хасидская капелла» (1991), арт-группа «Хор Турецкого» (1990), ансамбль духовной музыки «Сирин», мужской хор «Древнерусский распев» отдела образования и катехизации при Священном Синоде Моск. патриархата (1983), Ансамбль Д. В. Покровского (1973); камерные коллективы – Квартет имени Бородина, Квартет имени Шостаковича, «Академия старинной музыки», Гос. академич. русский нар. ансамбль «Россия» (1968), камерный оркестр «Musica viva» (1978), камерный оркестр «Виртуозы Москвы» (1979), камерный оркестр «Kremlin» (1991), камерный ансамбль «Солисты Москвы» (1992), ансамбль старинной музыки «The Pocket Symphony» (1994), ансамбль солистов «Эрмитаж» (2000), оркестр историч. инструментов «Pratum integrum» (2003). Тенденцией концертной жизни 1990–2000-х гг. стало увеличение числа камерных залов (концерты устраиваются в особняках и быв. загородных усадьбах – Кусково, Останкино, Царицыно), в которых наряду с классич. репертуаром звучит старинная и совр. музыка. Функционируют Колонный зал Дома Союзов [1784, быв. Дворянского (Благородного) собрания], Большой, Малый и Рахманиновский залы консерватории, Концертный зал им. П. И. Чайковского (1940), Концертный зал РАМ им. Гнесиных (1958). Новые концертные залы (Светлановский, Камерный и Театральный) – в Моск. междунар. Доме музыки (2002). В М. проводятся Международный конкурс музыкантов-исполнителей имени П. И. Чайковского (с 1958), ежегодный Фестиваль симфонич. оркестров мира (с 2006), др. мероприятия.
Высшее муз. образование дают учебные заведения: Моск. конс. (1866), РАМ им. Гнесиных (1944, совр. назв. с 1993), Академия хорового искусства (1944, совр. назв. с 1990-х гг.), Муз.-педагогич. ин-т им. Ипполитова-Иванова (1919, совр. назв. с 1995), Ин-т музыки им. Шнитке (1918, совр. назв. с 1996), Военная консерватория [1944, с 2006 Воен. ин-т (воен. дирижёров) Воен. ун-та], Моск. гос. ун-т культуры и искусств (1930, г. Химки, совр. назв. с 1999), Факультет мировой муз. культуры Гос. классич. академии им. Маймонида (1992); средние муз. учебные заведения – Муз. колледж при Моск. конс. (1891, быв. Муз. уч-ще, совр. назв. с 2004), Муз. колледж им. Гнесиных (1895, совр. назв. с 2003), Колледж муз. исполнительства им. Ф. Шопена (1998).
Образование
М. – крупнейший центр просвещения и науки России. Первые школы, сходные по программам с грамматическими школами, появились в М. с сер. 17 в.: греко-латинская Ртищевского братства (1649), Чудова монастыря (1653), Заиконоспасская (1664) и др. Реформы Петра I привели к созданию светских учебных заведений. Были основаны профессиональные школы разного уровня, которые не только готовили специалистов различных профилей, но и давали общее образование: Школа математических и навигацких наук (1701), Госпитальная школа при Сухопутном госпитале (1707) и др. Появились цифирные школы, а также гарнизонные и адмиралтейские (для детей солдат и матросов). В 1705–15 в М. работала частная школа (гимназия), учреждённая пастором Э. Глюком. В ней готовили кадры для государственных учреждений и давали широкое светское образование. В 1-й пол. 19 в. существовало незначительное количество общеобразовательных школ. Было развито домашнее образование. Насчитывалось несколько начальных школ (приходские, уездные училища). Часть детей обучались в Воспитательном доме. Открывались частные пансионы, программа которых приближалась к программе гимназий. И гимназии, и пансионы фактически были дворянскими учебными заведениями. Начала складываться система среднего профессионального образования (духовного, военного, педагогического, технического и т. д.). Для дочерей дворян открывались институты благородных девиц. Для девочек других сословий были созданы Акушерский институт и другие институты, классы и училища, дававшие начальное и среднее профессиональное образование. В 1822 открыта Московская земледельческая школа – среднее сельскохозяйственное учебное заведение. Во 2-й пол. 19 в. появились первые дошкольные учреждения, которые рассматривались главным образом как благотворительные.
В М. функционируют (2022): 659 дошкольных образовательных организаций (450 тыс. воспитанников), 808 общеобразовательных учебных заведений (ок. 1 млн. учащихся); 109 организаций (включая филиалы) среднего профессионального образования (138,2 тыс. студентов).
М. – центр высшего образования России. Здесь находится постоянно действующий руководящий орган «Российского союза ректоров» (основан в 1992; объединяет св. 700 ректоров российских вузов).
С момента образования в 1687 первого высшего учебного заведения страны – Славяно-греко-латинской академии – в городе сосредоточилось значительное число вузов. В 1755 по инициативе И. И. Шувалова и М. В. Ломоносова был основан Московский университет (ныне Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова) – старейший вуз России. В 1779 открыта Константиновская землемерная школа, с 1819 училище; в 1930 на базе его факультетов организованы Московский институт инженеров землеустройства (ныне Государственный университет по землеустройству) и Московский геодезический институт (ныне Московский государственный университет геодезии и картографии), в 1830 – Ремесленное училище «для подготовки искусных мастеров с теоретическими сведениями» (ныне Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана), в 1865 – Петровская земледельческая и лесная академия (ныне Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К. А. Тимирязева), в 1872 – Высшие женские курсы В. И. Герье, в 1896 – Императорское инженерное училище [ныне Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ)], в 1908 – Шанявского университет, в 1911 – Педагогический институт им. П. Г. Шелапутина.
На 2022 в М. действовали 159 вузов (76 государственных, 77 частных, 6 филиалов; 11 вузов имеют статус национальных исследовательских университетов России; всего 706,1 тыс. студентов), в т. ч. университеты: Высшая школа экономики, «МАТИ» – Российский государственный технологический университет им. К. Э. Циолковского, Московский авиационный институт (государственный технический университет), Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ, Московский государственный строительный университет, Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ), Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА), Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Московский государственный университет тонких химических технологий им. М. В. Ломоносова, Московский педагогический государственный университет, Московский инженерно-физический институт (с 2008 Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»), Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова, Российский государственный геолого-разведочный университет им. Серго Орджоникидзе, Российский государственный гуманитарный университет, Российский государственный университет нефти и газа им. И. М. Губкина, Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова, Российский университет дружбы народов, Российский университет театрального искусства – ГИТИС и др.; академии: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Академия хорового искусства им. В. С. Попова, Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова, Московская государственная юридическая академия им. О. Е. Кутафина, Российская академия музыки имени Гнесиных и др. Среди др. вузов – Литературный институт им. А. М. Горького, Московский государственный академический художественный институт им. В. И. Сурикова, Российский православный университет Св. Иоанна Богослова.
На 2022 в М. находились 282 публичные библиотеки (83,3 млн. экземпляров; 2,1 млн. пользователей), в т. ч. 8 федерального уровня: Российская государственная библиотека, Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М. И. Рудомино, Российская государственная библиотека для слепых, Государственная публичная историческая библиотека России (ведёт историю с 1863), Государственная общественно-политическая библиотека (1921), Российская государственная библиотека искусств (1922), Российская государственная библиотека для молодёжи (1966), Российская государственная детская библиотека (1969). Среди других крупных библиотек – Библиотека по естественным наукам РАН, Всероссийская патентно-техническая библиотека (основана в 1896 в С.-Петербурге, с 1943 в М., с 1997 в составе Федерального института промышленной собственности), Научная библиотека Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Научная педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского, Центральная универсальная научная библиотека им. Н. А. Некрасова (1919).
На 2022 в М. действуют 68 музеев (18 млн. посещений за год), в том числе: Государственный биологический музей им. К. А. Тимирязева, Государственный геологический музей им. В. И. Вернадского, Государственный Дарвиновский музей, Государственный исторический музей, Государственный литературный музей, Театральный музей им. А. А. Бахрушина, Третьяковская галерея, Музеи Московского Кремля, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственный музей искусства народов Востока, Музей Москвы, Политехнический музей, Центральный музей Вооружённых Сил, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва, Центральный музей современной истории России, Московский государственный объединённый художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник (объединяет Измайлово, Коломенское, Лефортово, Люблино), музей-заповедник Царицыно.
В М. сосредоточены главные научные учреждения России: Российская академия наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования, Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия художеств и др.
Функционируют ок. 7 тыс. научных учреждений (2022), в т. ч. более 800 крупных научно-исследовательских институтов (НИИ) и конструкторских бюро (КБ) различных организационно-правовых форм.