Много написано об исторических зданиях Сокольников – об обстоятельствах их строительства и бытования, о людях, которым мы ими обязаны, об утратах. У этого обзора цель другая – продемонстрировать, как, когда и по каким закономерностям вырастала городская среда, в которой мы существуем ныне. Рассмотрим только застроенную часть района, в границах улиц Сокольнический и Олений вал, поскольку парковая зона развивалась по своим законам.
Сокольники в старину до 1812 года.
Почвы в Сокольниках бедные, песочек, поэтому после сведения в XVII веке лесов образовавшееся поле использовали только на покосы и пастбища. Оно принадлежало городу, здесь почти не было частных сельхозугодий, только вблизи Яузы и ее притока Рыбенки. Почти по линии этих речек проходят современные границы района. Места переправ через них определяли и ключевые точки дорог – по полю же каждый ехал, как ему вздумается. Так появилась привязка Стромынской дороги к месту нынешнего путепровода Митьковской ж/д ветки и Матросскому мосту. У другого моста – Покровского, ныне Электрозаводского – вместе с первым царем из династии Романовых появились дворец. У устья Рыбенки был устроен пруд, его следы мы видим и сегодня. Сам же деревянный дворец при следующем царе запустел и пребывал в упадке более ста лет. Его в 1753-м возродила императрица Елизавета Петровна, возведя заново в камне, и ныне, перестроенный до неузнаваемости, он является старейшим зданием района. А дворцовые угодья на левом берегу Рыбенки как передал Павел I военным, так они и сейчас там.
Второй Романов, Алексей Михайлович, примерно на месте корпусов радиозавода в Колодезном переулке основал Преображенский дворец. Истории дворца, его устройству и значению посвящено исследование А. В. Бугрова, мы же ограничимся лишь указанием на его следы. Это место дворцовой церкви, занятое возрожденным храмом Рождества Иоанна Предтечи, а также устроенный для царской охоты Егерский пруд. Видны и пределы дворцовой территории, поскольку в середине XVIII в. новую границу Москвы, Камер-коллежский вал, нынешний Олений, прокладывали по ее северному краю. Слайд3
Через вал на север от Стромынки отходила дорога, ставшая после Сокольничим или Богородским шоссе. С юга к ней подходила дорога из села Покровского, ныне улица Матросская тишина. На их стрелке на рубеже XVIII — XIX столетий были устроены каменные Матросская (Екатерининская) богадельня и Преображенская больница умалишенных — знакомые нам, хотя и перестроенные до неузнаваемости здания. Тогда же вдоль Яузы формируются промзоны, они там и сегодня. В середине XVIII века фиксируется первая в районе частная жилая застройка, слобода сокольников, нынешние Старослободские улица и переулок. Южнее образовалась первая, самая крупная дача, а граница ее заднего двора определила трассу улицы Шумкина. На Стромынскую дорогу эти улицы не получили прямого выхода из-за заболоченной низины в пойме Рыбенки.
Сокольники дачные 1812 — 1870.
Дачным периодом истории Сокольников середину XIX века можно назвать условно. Реально застройка района была фрагментарной: дачная в северо-западной части и фабричная в северо-восточной. От нее практически ничего не осталось, только планировка улиц в примыкающей к парку части района. Отдельные участки жили своей жизнью: березовую рощу, территорию нынешней детской больницы, занимала усадьба купцов-старообрядцев Гучковых, с фабриками за Яузой их связывал личный мост. Южнее было лагерное место карабинеров, использовавших поле под стрельбы и маневры. Жизнь в районе носила выраженный сезонный характер, было обилие зелени, но абсолютно отсутствовала инфраструктура – ни аптек, ни церквей, ни устроенных дорог, за исключением Сокольничьего шоссе.
Богадельни и больницы.1870 — 1917.
В начале 1860-х гг. по крайней южной оконечности района проходит линия Рязанской ж/д, а еще через десять лет вдоль забранной в трубу Рыбенки к ней присоединяется Митьковская ветка: оформляются нынешние границы района. Поезда не только оживили жизнь, но и дали средство дешевой и надежной доставки в район мытищенского кирпича, что породило у нас строительный бум. Большие пустые принадлежащие городу пространства способствуют интенсивному строительству учреждений здравоохранения и общественного призрения: в 1876 году Елизаветинский дворец перестроен под Покровскую общину сестер милосердия, тогда же заложена детская больница св. Владимира, и далее каждое десятилетие вырастает по больнице – Бахрушинская, городская, новые корпуса Покровской общины. Богадельни группируются ближе к старой, Матросской: 1872 год – Работный дом на месте Преображенского дворца, затем Ермаковская, Боевская, коронационное убежище, дом призрения Баева, дом бесплатных квартир Рахмановой. Для детей у Стромынской площади появляется приют (ныне медсанчасть № 2) и училище им. Пушкина. Построенная в 1884 году каланча стала одним из символов района. Военные получают саперные казармы, полиция – корпуса Смирительного дома. Идет промышленное строительство у железной дороги: мельница, фабрика Динга с особняком, Митьковская товарная станция; на Стромынке – Геофизика (старое здание).
Эти строения, их около полусотни, существуют и поныне, узнаются по массивным формам, кирпичным нештукатуренным стенам, развитому декору и сводчатым проемам. Несмотря на деревянные перекрытия, стены в три кирпича исключительно крепкие, что подтвердилось во время войны при бомбежках. Отстраиваются в камне Матросский и Покровский мосты через Яузу; под культурные цели строятся здания, известные нам как кинотеатры «Луч», «Орленок» и клуб «Алмаз». Спортивные функции закрепляются за южной частью Стромынской площади, где отныне будет стадион. К концу эпохи к больничным церквям добавляются ныне действующие — Рождества Иоанна Предтечи, воинская Благовещенская, и, конечно, жемчужина Сокольников — Воскресенский храм. При этом в Сокольниках почти не было классических московских доходных домов, а также присутственных мест – так что в 30-е годы даже райком партии размещался в соседнем районе.
Завершается планировка улиц района, за исключением Стромынской площади и примыкающей к Яузе местности. Оформляется аллея от Стромынки до входа в парк в виде двух бульваров, правда, все еще проезжая посередине. Южная часть района распланирована регулярно: двенадцать Сокольнических улиц шириной по 10 сажен, кварталы шириной в 50 сажен. Однако они оказались узки даже для двухэтажных домов барачного типа: уже через четверть века кое-где была застроена проезжая часть улиц, и нынешняя 1-я Сокольническая стала «тупой», то есть тупиковой.
В 1906-м году в Сокольники приехал трамвай и привез за собой вагоноремонтные мастерские (СВАРЗ), электроподстанцию и Новосокольническое (Русаковское) депо. С тех пор никакой другой район города в представлении москвичей так прочно с трамваем не связан.
Сокольники послереволюционные. 1918-1934.
Во второй половине 20-х, при НЭПе, стране нужно было улучшать жилищные условия победившего класса. В архитектуру революция принесла конструктивизм — отказ от декоративных элементов, поиск соответствия между функциональностью строения и выразительностью его форм. Редкое из этих зданий, разве что Жебрунова 2, заслуживает рассмотрения по отдельности — застройка планировалась и велась кварталами. Они заняли восточную часть района (от линии М. Остроумовская – 1-я Боевская до Яузы), где до этого жилой фонд был наиболее запущен. Продуманность внутриквартальной архитектуры и сегодня делает их очень уютными. Однако через десять баланс лет между функциональностью и эстетикой нарушился, и идея коммунальных учреждений, доступных только для жильцов нескольких домов, вместо уютных кварталов стала приводить к устройству замкнутых дворов, как в Песочном переулке или на нынешней 4-й Сокольнической улице (сохранившийся частично), и от этой идеи отказались.
Помимо жилья, в конце 20-х возводятся рабочие клубы Буревестника и им. Русакова – признанные памятники авангарда. Всего зданий этого периода в районе около полусотни. Уже через десять лет после возведения многие из них были реконструированы с надстройкой пятого этажа. Качество строительства очень плохое, прежде всего из-за стройматериалов (широко применялись шлакоблоки), перекрытия деревянные; к настоящему времени общественные здания той поры, такие как корпуса детской больницы, уже снесены, а жилые зачастую являются аварийными и удерживаются только благодаря позиции жильцов.
Редкий случай: новые промышленные здания — мощные высокие корпуса мелькомбината имени Цюрупы (конец 20-х) и элегантный конструктивистский комплекс Геофизики (30-е) — район украсили.
Сокольники периода первого генплана (1935 – 1961).
С претворением в жизнь генерального плана реконструкции Москвы 1935 года окончательно преодолена изолированность Сокольников, они превращаются в обычный городской район. Генплан предусматривал у нас строительство конечной станции первой линии метро, обустройство и застройку набережных Яузы и прохождение по линии Русаковская-Стромынка магистрального диаметра.
Наземный вестибюль метро украсил площадь в 1934 г., после этого аллея до входа в парк стала пешеходной. Наверху метро проявило себя и вентшахтами вдоль Русаковской, и электротяговой подстанцией на нынешней 1-й Сокольнической. В связи с его строительством, а после – с военными потребностями многократно переносились трамвайные пути; в тот же период появился троллейбус, и район навсегда опутывается проводами.
Генплан отдельной строкой предусматривал строительство школьных зданий: за пять лет в районе их построен десять, по ним хорошо проследить тенденции в развитии архитектурной мысли. Темпы жилищного строительства резко снизились: построены только отдельные дома в шесть этажей – в Песочном пер., на нынешней 4-й Сокольнической, и последним зданием перед войной – «розовый дом» у Русаковского путепровода в семь этажей (строить ниже на магистралях запрещалось генпланом). Рядом с Матросским мостом начали строить новый, но до войны не успели.
После войны строительство началось только в 50-х, следуя тому же генплану. Застроена треугольная Стромынская пл., Яузу одели в гранит, провели набережную, построили новые мосты, и по дну бывших рыбинских прудов до Электрозаводского моста продлили нынешнюю улицу Гастелло. Таким образом, сформировалась вся существующая ныне уличная сеть.
Подлинно «сталинской», ампирной архитектуры, в нашем районе всего три здания: два обращенных к Яузе жилых дома (в Б. Матросском и на Гастелло), и здание управы на Стромынке, и то с оговорками: все они закончены строительством в 1956-1957 гг., после выхода постановления ЦК и Совмина «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Эти здания прямо по ходу строительства лишаются запланированных декоративных элементов, что очень хорошо видно при сравнении облика дома на Гастелло с проектом. Улицы 3-я Рыбинская, Шумкина, Короленко, Олений вал активно застраивается пятиэтажками поздних «сталинских» серий – их более 30; на Стромынке и в Сокольнической слободке выстроили типовые восьмиэтажные дома. Безликие в архитектурном отношении, с гладкими серыми фасадами, они надежны и долговечны – стены в два силикатных кирпича, бетонные перекрытия. Симпатичны четырехэтажные дома серии, которой в стране всего было выстроено 80, из них 10 – у нас (почти все в районе Егерского пруда).
Сокольники панельные. 1962 — 1991.
Индустриальное жилищное строительство (пятиэтажными панельными «хрущевками») в стране развернуто еще с середины 50-х, но в Сокольники они не попадали, оставаясь атрибутом районов массовой застройки. Однако уже под занавес той эпохи, в 1962 году, у нас появляются пять «хрущевок» поздних, несносимых серий – в начале Сокольнического вала и на Б. Остроумовской. В это время в Москве был введен в эксплуатацию второй комбинат ж/б конструкций, и, видимо, образовался излишек панели.
В кварталах, где типовое жилищное строительство начато в кирпиче, преимущественно так оно и продолжается. Однако остаются обширные нереконструированные территории – центр района, от Старослободской улицы до Охотничьей, и юг, Сокольнические улицы. Они и оказались ареной панельного строительства нового, «брежневского» типа. Раньше всех возводятся одноподъездные 12-этажные башни – на улицах Гастелло, 2-й Сокольнической, Короленко – всего более десятка; за ними — многоподъездные 9-этажные дома, в районе Гастелло, Маленковской и на Егерском пруду – их построили меньше. 70-е – время 12-этажных многоподъездных домов, их можно встретить по всему району. В 80-е застройка приближается вплотную к Сокольнической площади, ее формируют уже 16-этажные дома, и среди них теряются храм и каланча, определявшие ранее облик площади. Такими же высокими домами застраивается участок возле Глебовского моста, прирезанный от противоположного берега Яузы при ее спрямлении; мост остается деревянным только как имя нарицательное. Некоторые проекты вызывают споры еще при реализации: так, относительно здания Русаковская, 22 публикуется мнение, что нерасчлененный фасад девятисекционного здания в четырнадцать этажей не украшает облик города. Возводятся здания новых детских садиков, а к концу 80-х – кирпичные дома улучшенной планировки по индивидуальным проектам.
В ходе застройки теряют сквозной проезд многие улицы; совсем пропадают улица вдоль железной дороги к мелькомбинату, несколько переулков, ведущих к парку от 3-й Рыбинской и Егерской улиц, а прошедшая по краю района трасса будущего 3-го транспортного кольца мало чего оставляет от 1-й и 2-й Рыбинских. Зато в Сокольниках появляется свой метромост.
Новейшая история района. 1992 — н.в.
Последние участки панельной застройки в 90-х – Рыбинские улицы. После этого возобладала точечная монолитно-кирпичная застройка, вначале мало-, потом – многоэтажная, а сегодня – огромными жилищными комплексами. Один отстроен у метро в стиле «техно» и два — в Поповом проезде; под аркой одного из них в коллекторе протекает Рыбенка. К безусловно положительным моментам следует отнести перестройку большинства школьных зданий. Теоретически застройка района регулировалась ныне уже прекратившим действие постановлением правительства Москвы о плане градостроительного развития Восточного округа. Под это дело были попытки провести план реконструкции центральной части района — кварталов 3 и 3а, но помешали то ли дружное сопротивление жителей, то ли (скорее) экономический кризис.
Отдельно нужно сказать о печальной судьбе сердца района – Сокольнической площади. Почти столетие в глазах москвичей ее образ формировал широкий бульвар с двумя доминирующими вертикалями по углам – храмом и каланчой. Конечно, приговор ей вынесли еще советские архитекторы, окружив многоэтажной застройкой; правда, горькую пилюлю они подсластили расширением пространства вокруг бульвара. Но его быстро заняли ярмарочные балаганы «Русского раздолья». Ну и чтобы не оставалось сомнений в гибели исторического облика площади, финальный аккорд внес дом-табуретка, неплохо смотрящийся издалека, но абсолютно неуместный среди плотной застройки на людном пятачке. Проживающие в гостинице туристы из Шанхая, вероятно, чувствуют себя как дома.
М. Н. Семенов. Клуб краеведов района Сокольники. Сборник материалов за второй год работы. М, 2017-2018. Стр. 175-184. При использовании материала ссылка на источник обязательна