Город
14 фев 2022, 11:11
Чтобы расширить тематику постов моего блога, я начинаю серию материалов про строящиеся и проектируемые автомагистрали Москвы. Начнём с того, что посмотрим, удалось ли властям столицы превратить систему хордовых дорог, которая состоит из Северо-западной, Северо-восточной и Юго-восточной хорд и Южной рокады в некое подобие Четвёртого Транспортного Кольца, проект которого был отринут администрацией мэра Собянина. Однако с 2019-2020 года московские чиновники различного уровня преподносят связку хордовых магистралей как замену ЧТК, тогда как раньше это были дополняющие друг друга проекты. Давайте разберёмся, будет ли это «кольцо» кольцом.
Рассказываем, что сегодня и в ближайшем будущем будет составлять транспортный каркас Москвы и как он поможет избежать транспортного коллапса
Создание транспортного каркаса Москвы позволяет комплексно подходить к решению транспортных проблем города, интегрировать все транспортные артерии и системы. Подобный подход начал применяться во многих мегаполисах мира, которые столкнулись с транспортным коллапсом, и столица идет по этому же пути.
Создание транспортного каркаса — это во многом попытка избежать транспортных проблем, которые ждали бы город, если бы он развивался без единой концепции в сфере транспорта, отмечается в аналитической записке о развитии транспортной программы Москвы.
Содержание:
Основные составляющие транспортного каркаса Москвы
Повышение связанности районов и транспортной доступности, сокращение перепробегов транспорта, а также расшивка узких мест и сокращение заторов — основной ожидаемый эффект от развития сети автодорог. Теперь все элементы транспортной системы развиваются комплексно, для того чтобы избежать появления узких мест и заложить основу для их совершенствования в будущем, отмечается в материалах.
Согласованность в развитии разных видов транспорта и городской инфраструктуры позволяет не только решать локальные, точечные проблемы, но в конечном итоге направлено на комплексное развитие города, считают авторы проекта развития транспортного каркаса. Новая стратегия принимает в расчет всю Московскую агломерацию и учитывает все потоки — как пассажирские, так и грузовые.
Решение для разгрузки дорог. Что такое хорды и нужны ли они московскому региону
В Москве продолжают строить хорды. Эти дороги предназначены для того, чтобы ускорять движение автомобилей и связывать районы более удобными способами. Причем хорды помогают жителям не только столицы, но и Подмосковья.
Общая протяженность дорог в Москве составляет 3,6 тысячи километров, однако улично-дорожная сеть столицы в два-три раза ниже, чем у любого другого мегаполиса мира. Иными словами, дороги занимают только 8% города, когда европейская норма — 15–20%.
Строительство хорд называют одним из ключевых проектов в сфере дорожного строительства в ближайшие три года. Эти дороги готовы на 72%.
В Москве полностью построена только одна хорда — Северо-Западная. Она соединяет три столичных округа — северный, северо-западный и западный. Общая протяженность этой дороги составляет 83 километра. Частично построены еще три — Северо-Восточная, Юго-Восточная хорды и Южная рокада. Например, Северо-Восточная идет от МКАД на севере до улиц Большой Академической, потом дорога прерывается и вновь начинается в СВАО, доходя до МКАД с другой стороны — около Рязанского проспекта. Эта и другие хорды достроят в 2021–2023 годах.
Результаты существующей хордовой сети
За десять лет в том числе благодаря этим дорогам время поездки из спальных районов в центр снизилось на 10 минут, водители стали терять на 20% меньше времени в пробках. По оценкам специалистов Московского транспорта, эти хорды станут четвертым транспортным кольцом, соединенным с МКАД.
Благодаря строительству дорог появится на 35% больше так называемых точек притяжения, которые будут доступнее при появлении оживленных дорог рядом с ними. Кроме того, на 20% уменьшится время прибытия экстренных служб, время поездки из центра к МКАД в час пик снизится тоже на 20%.
Количество автомобилей на существующих магистралях тоже снизится. Например, на МКАД пробки будут не восьмибалльные, а шестибалльные, на Кутузовском проспекте, Третьем транспортном кольце (ТТК) и Ярославском шоссе они снизятся на балл.
Строительство Северо-Западной хорды снизило транспортную нагрузку на центральные улицы, ТТК, МКАД и прилегающие участки вылетных магистралей. На 10% сократился пробег автомобилей при поездках между соседними районами.
Северо-Восточная рокада полезна тем, что перераспределяет все автомобильные потоки на северо-востоке Москвы. Когда она будет полностью готова, то разгрузит более 70 километров дорог и уменьшит общегородской пробег на 40 тысяч машин в час.
Задача Южной рокады — соединить крупные автомобильные магистрали: МКАД, Кутузовский проспект, Мичуринский проспект, проспект Вернадского, Ленинский проспект, Профсоюзную улицу, Варшавское шоссе, Пролетарский проспект, Каширское шоссе и Люблинскую улицу. Новая трасса станет дублером МКАД и Третьего транспортного кольца (ТТК) и уменьшит перепробег транспорта, а также обеспечит выход на автодороги федерального значения М-9 «Балтия» и М-5 «Урал».
Юго-Восточная хорда — дорога, которую только начали строить и закончат в 2024 году. Она объединит 22 района, улучшит дорожную ситуацию между шоссе Энтузиастов и Варшавским шоссе, соединит крупные магистрали: шоссе Энтузиастов, Третье транспортное кольцо (ТТК), Рязанский и Волгоградский проспекты, а также ряд улиц.
Москва вздохнула
Председатель Межрегионального общественного движения за права пешеходов «Союз пешеходов» Владимир Соколов в разговоре с «360» отметил, что хорды — одно из самых распространенных решений по ликвидации перегрузки дорог. Но все же появился один минус: чем более свободные дороги, тем больше желающих поехать на машине. При этом их не так много, чтобы создавать «бардовые» пробки.
Движение по окружности или диаметру в полтора раза сокращает путь. Если мы можем пересечь город по диаметру, мы экономим до 30 километров. Это бензин, экология — влияние положительное. Скоростные режимы более экономичные, путь, который преодолевает автомобиль, меньше. Время для человека тоже экономится
Несмотря на маленькое число ДТП на хордах, повышается вероятность смерти в результате аварий. Так как на хордах скорость движения выше, значит, и автомобили используют эту возможность. То есть в случае ДТП, по словам Соколова, повышается шанс гибели водителей. Эта проблема отчасти решается разделительным забором на этих дорогах — то есть невозможно вылететь на встречку. Также там хорошее освещение и качество покрытия лучше.
Преимущества для жителей Подмосковья
В Московском транспорте уверены, когда все хорды достроят полностью, эффект от них почувствуют и жители Подмосковья. Например, Северо-Восточная хорда увеличит долю транспортных средств из Подмосковья на 41%. Эта дорога в общей сложности соединит 22 района столицы, в том числе Ховрино и Выхино-Жулебино (а это территории на разных концах Москвы).
Юго-Восточная хорда, которая пока не начала строиться, будет введена в эксплуатацию в 2024 году. Доля автомобилей из Московской области на этой дороге составит 39%, ведь она соединит восток столицы и юг с вылетом за МКАД.
С другими хордами похожая ситуация: 38% автомобилей на Северо-Западной будут приезжать из Подмосковья, а на Южную рокаду — 35% водителей.
Директор НПЦ «Развитие города» Илья Киевский в беседе с «360» сказал, что даже жителям Подмосковья хорды помогут быстрее путешествовать по городу и попадать на те дороги, куда нужно.
«В Москве огромная проблема, что у нас округа и некоторые районы между собой не связаны, они перерезаются железными дорогами, большими магистралями. Чтобы перебраться из одного района в другой, даже соседний, людям приходится делать перепробег. Хорда режет город и позволяет из области приехать быстрее в любой транспортно-пересадочный узел», — сказал Киевский.
По его мнению, жители смогут экономить не только время и нервы при поездке до Москвы, но и топливо. Кроме того, такие дороги более безопасные — там выше скорость, движение и дороги лучше.
Новый путь
Руководитель проекта «Пробок. Нет» Александр Шумский в разговоре с «360» обратил внимание на то, что хорды уменьшают пробки и делают движение более быстрым. Кроме того, они ускоряют экономические процессы и позволяют жителям Московской области выстраивать более быстрые маршруты до работы.
«По большому счету мы создаем новые маршруты, и за счет этого города в Подмосковье, которые в определенном смысле являются спутниками Москвы, начинают играть самостоятельную роль», — сказал Шумский.
Специалист добавил, что для жителей многих городов Подмосковья, например Химок или Балашихи, есть только один маршрут — через МКАД. Появление хорд разгрузит существующие магистрали, даст возможность для быстрого передвижения и ускорит экономические процессы.
Шумский подчеркнул, что на хордах минимальное количество ДТП с погибшими и пострадавшими — там почти нет пешеходных переходов, зато есть разноуровневые пересечения с другими дорогами.
После фантазий на тему метростроения разрешите представить своё видение того, какие автодороги требуются городу после строительства всех хордовых магистралей, которое должно завершиться в 2023 году.
Мне попалась схема перспективного развития улично-дорожной сети города, которую демонстрировали в 2013-м году на выставке «Градостроительное развитие Северо-Запада Москвы» (оригинал схемы). На ней я обвёл разными цветами известные мне проекты:
— зелёный — действующие участки Северо-западной, Северо-восточной хорд и магистрали Солнцево — Бутово — Видное (Варшавское шоссе), проспекта Лихачёва на территории ЗИЛа, на которых полностью закончены работы
— оранжевый — строящиеся участки Северо-восточной, Юго-восточной хорд, дублёра Люблинской улицы и магистрали Солнцево — Бутово — Видное
— красный — планируемые на перспективу объекты, к которым я добавил те участки, на которых не было реализовано бессветофорное движение
— синий — северное южное полукольца, предлагаемые мной
Северный дублёр Кутузовского проспекта
Москва рассчитывала на то, что на строительство северного дублёра найдётся инвестор, но ожидания не оправдались. Похоже, что город будет сам строить эту трассу, которая планируется платной на части маршрута. Сейчас начато строительство развязки с Третьим транспортным кольцом рядом с Сити и моста через Москва-реку к району Фили.
Магистраль давно спроектирована, с её учётом строят другие объекты, чьи рендеры содержат изображения этой дороги:
Хордовое кольцо
Сергей Собянин, в своё время поставивший крест на проекте магистрали «4-е транспортное кольцо», за время своего правления по сути реализует этот же проект, но в изменённом виде. С 2019-го года власти города уже официально называют это «хордовым кольцом». Произошло следующее: из нескольких проектов «слепили» Северо-восточную хорду. Теперь в неё включены куски бывшего 4-го транспортного кольца, северо-восточной хорды и северной же рокады. К участку 4-го транспортного кольца от Мнёвников до Сокола с двух сторон присоединили существующую дорожную сеть и обозвали это Северо-западной хордой. Юго-восточную хорду «склеили» с дублёром Варшавского шоссе на участке от Кантемировской улицы и до МКАД и с участком Южной рокады (Кантемировской улицы) от Пролетарского проспекта до Каспийской улицы. А так называемая Южная рокада это вообще по большей части уже существовавшая улично-дорожная сеть от МКАД до Варшавского шоссе. Всё вместе это стало называться «хордовым кольцом», так как хорды между собой пересекаются, но здесь не без изъянов. Например, Северо-западная хорда это по сути недоделанный проект, так как ряд пересечений с другими улицами в одном уровне: светофоры вместо развязок. К тому же, не предусмотрено для движения с Северо-восточной хорды на Южную рокаду съезда с Крыласткой улицы на Рублёвское шоссе. Возможно, в последнем случае проектировщики решили, что можно поехать прямо до проспекта Вернадского, а с него съехать на улицу Обручева. Но и там от Киевского направления Московской железной дороги до проспекта Вернадского не было сделано ничего. Северо-Восточную хорду постигла другая беда: экономия на съездах развязок. Первоочередные её участки спроектированы грамотно, так как делались ещё при Лужкове для 4-го транспортного кольца. Новое руководство города оптимизировало проект так, что теперь нет возможности проехать с любого направления на любое. И это всё говорит о том, что эксплуатировать систему хорд как ещё одно кольцо в ближайшие годы полноценно не получится. Требуется доработка системы. Интересно, что проект хорд это переосмысленная идея из Генерального плана развития Москвы 1971-го года, только тогда разобрать на хорды хотели Третье транспортное кольцо. Вот ведь как получается: хордовую систему московского метро, известную как Третий Пересадочный Контур, наоборот, передали в Большую Кольцевую линию, а здесь наоборот — «жертвой» стало четвёртое транспортное кольцо. Вот схема из Генплана-1971, хорды обведены цветом:
Южная рокада
То, что власти называют Южной рокадой и ошибочно показывают, что она готова, чуть менее, чем полностью, всё на самом деле не так, как хотелось бы. От пересечения с Киевским направлением Московской железной дороги до Варшавского шоссе требуется реконструкция со строительством развязок на пересечениях хотя бы с крупными магистралями. Участок от Пролетарского проспекта до Каспийской улицы стал общим для Юго-восточной хорды и Южной рокады, хотя и альтернативный маршрут вдоль Каспийской улицы пока ещё не пропал из официальных планов. Проектируется продление на восток Южной рокады от Каспийской улицы до улицы Верхние поля через улицу Борисовский пруды. На улицы Верхние поля сейчас идёт ремонт для подготовки к строительству этого участка. Обнадёживает то, что и про то, что нужно реконструировать действующие улицы, власти Москвы не забывают. Например, вы можете видеть в этом разделе рендеры и схемы развязки пересечения улиц Профсоюзная и Обручева, входящей в Южную рокаду.
Конечно, снова возникают вопросы, почему вместо полноценной развязки в три уровня, на Южной рокаде останутся светофоры. Да и почему эстакада не продлевается через соединение Проектируемого проезда №4846 (будущая улица Академика Семенихина) с Хлебобулочным проездом. Однако время всё сделать нормально ещё есть. Описание проекта можно посмотреть здесь. А вот схема развязки на пересечении Ленинского проспекта с улицами Обручева и Лобачевского из проекта реконструкции, о котором я расскажу дальше:
Северная рокада
Автор инфографики «Российской Газеты», нарисовавший в 2015-м году для иллюстрации статьи схему Северо-восточной хорды, явно взял в качестве источника старые планы, но тем лучше для нас. Выше вы видите, как именно планировалось строить хорду отдельно от 4-го транспортного кольца. Сейчас от соединения Валаамской улицы с проспектом Будённого остался только «огрызок» до улицы Академика Королёва, а дальше дело упёрлось в тоннель на месте Преображенского и Измайловского валов, зачем-то предложенный здесь ещё до смены руководства города. Но то Северо-восточная хорда, а что — Северная рокада? А она должна была пройти дальше на юг вдоль путей Ленинградского направления Московской железной дороги, соединившись с Большой Переяславской улицей на пересечении с проспектом Мира.
Реконструкция Ленинского проспекта
В 2011-м году был разработан проект реконструкции Ленинского проспекта, который в 2013-м году было решено отменить якобы под давлением жителей, хотя сами власти аргументировали это продлением Сокольнической линии метро в Коммунарку, что довольно странное объяснение. На самом деле, всё тут было связано с принятие решения строить Троицкую (Коммунарскую) линию, которая идёт под Ленинским проспектом, на котором строятся две станции метро — «Улица Новаторов» и «Улица Строителей». Из-за этого на проспекте сейчас действуют объездные дороги на месте газонов, разделяющих основной ход проспекта и его дублёры. Но как только с метро здесь закончат, Ленинскому реконструкции не избежать. Выше и ниже я привожу рендеры эстакады на пересечении Ленинского проспекта с улицей Кравченко и улицами Удальцова и Новаторов.
Дальше я привожу схему этой эстакады:
А вот рендер и схема тоннеля на пересечении с Университетским проспектом:
Ну и вот до кучи эстакада на пересечении с улицей 26 Бакинских комиссаров:
Это не все части проекта, ещё один участок мы рассмотрим дальше.
Улица 800-летия Москвы — Инженерная улица
Данное соединение давно обещано, но к строительству почему-то до сих пор не приступили. В проектах реконструкции платформы Бескудниково второго Московского Центрального Диаметра, Савёловского направления Московской железной дороги оно не раз попадалось. В одном из вариантов предлагалось даже разместить на путепроводе остановки для наземного общественного транспорта. Примерно так, как это сделано на Можайском путепроводе на Кутузовском проспекте у станции «Кутузовская» Московского Центрального Кольца и планируется на станции Крюково Ленинградского направления Октябрьской железной дороги, третьего Московского Центрального Диаметра
Для проекта даже были сделаны рендеры, а ознакомиться с ним можно здесь.
Волоколамский проезд — Сходненская улица
В 2013-м году стал доступен проект планировки путепровода на пересечении с 16-м километром Рижского направления Московской железной дороги вместо закрывающегося железнодорожного переезда в районе 16-го километра ПК7 к западу от станции Тушино. Как известно, пересечения с путями Московских Центральных Диаметров должны выполняться в разных уровнях. Дорога тут уходит на север, идёт через территорию Московского машиностроительного предприятия имени В. В. Чернышёва. Возможно, из-за этого возникли какие-то проблемы. На юг дорога уходит в застраиваемую Тушинскую пойму.
Дмитровское шоссе, развязка с Коровинским
В ходе реконструкции Дмитровского шоссе не была построена эстакада на развилке с Коровинским. Направление из области в центр до сих вынуждено стоять на светофорах, пропуская сначала разворачивающихся в обратную сторону, а потом направление на Коровинское шоссе в область. Возможно, работы здесь отложили из-за строительства станции метро «Селигерская» Люблинско-Дмитровской линии. Однако метро уже три года как открыто, а к работам здесь так и не приступили. Кстати, станция метро тоже недостроена, о чём я рассказывал здесь.
Нагорный проезд — 2-й Кожуховский проезд
В недавно опубликованных материалах по проекту строительства Троицкой линии метро от станции «Крымская» (ранее — «Севастопольский проспект») до станции «ЗИЛ» можно увидеть это соединение. Скорее всего, оно здесь показано «до кучи», так как развязка с Варшавским шоссе вызывает вопросы.
Южное полукольцо
Официально этой трассы не заявлено, но отдельные элементы её давно уже спроектированы ещё в рамках проекта 4-го транспортного кольца. Вот выше эстакада на пересечении Ленинского и Ломоносовского проспектов. А вот и тоннель от Коломенского проезда до Коломенской улицы:
Очевидно, что проект тоннеля придётся пересмотреть, так как техзону теперь занимает Большая Кольцевая линия метро со своими станциями «Кленовый бульвар» и «Нагатинский затон». Дальше трасса должна была продолжаться мостом через Москва-реку в район Печатники:
Станция «Нагатинский затон» должна была находиться в этом совмещённом тоннеле на нижнем ярусе. Сейчас тут всё по-другому. Проект Солнцевской линии метро также учитывает тоннель на пересечении Мичуринского и Ломоносовского проспектов:
Вот этот тоннель на разрезе из проекта линии метро (отметил красным):
Дорога будет недешёвой, так как здесь требуется помимо тоннеля щитовой проходки в Коломенском ещё и аналогичный для соединения Минской улицы и Мневниковской поймы. Соединение с Третьим транспортным кольцом тоже планировалось, но в проекте продления Люблинской улицы. Вот картинка из одного варианта «Новохохловской» Московского Центрального Кольца, на Третьем транспортном кольце есть заделы для такого соединения:
Ещё нашёл проект эстакады на пересечении с Нахимовского проспекта с Профсоюзной улицей:
Наконец, подземный переход на пересечении Ломоносовского проспекта с проспектом Вернадского, который явно был построен с учётом тоннеля:
Северное полукольцо
Эта трасса известна, в основном, как дорога вдоль Московского Центрального Кольца от Лихобор до Сити, из которой построен только небольшой участок от Сити до Звенигородского шоссе. Однако трасса должна продолжаться на север, пересечь ж/д районе станции «Панфиловская», продолжиться дальше. Для этого станции «Зорге», «Панфиловская», «Стрешнево», «Балтийская», «Коптево» и «Лихоборы» построены с учётом прохождения рядом с ними новой дороги (вспомните длинные переходы к выходам на «Лихоборах», «Стрешнево», «Зорге»). Я же предлагаю соединить эту трассу с Северной рокадой за счёт сносимого московского монорельса по улице Фонвизина, улице Академика Лисицына, улице Черняховского, улице Викторенко и 3-й Песчаной улице до соединения в районе станции «Зорге» с проектируемой трассой вдоль Московского Центрального Кольца. Выше схема с показанной жёлтым зоной развязки в районе «Зорге» из одного из проектов станции. А если интересно, я могу сделать пост про отложенную или отменённую дорогу вдоль Московского Центрального Кольца. Подборку схем можно увидеть тут. Северное полукольцо — это трасса, задуманная ещё в Генеральном плане развития города Москвы 1935 года. Тогда она называлась Парковое кольцо, южная часть которой известна нам как Третье транспортное кольцо:
Или вот такая схема тоже того времени ниже. Обожаю изучать материалы из прошлого, которые показывают эволюцию идей. Два кольца, а Садовое это часть хордовой системы. Как вы могли видеть в начале поста, в 1971-м году уже Третье транспортное было системой хорд, ну а при мэре Собянине это случилось с 4-м транспортным кольцом. Кстати, вот хороший материал про нереализованные советские идеи 30-х годов XX века. Уверен, наши потомки напишут что-то подобное и про наше время.
Вот такие вот фантазийные и не очень перспективы. Явно я что-то забыл или не учёл. Пишите, нравится ли вам задумка с полукольцами или нет. Нужна ли трасса вдоль Московского Центрального Кольца вместо северного полукольца или вместе с ним. Спасибо за внимание и до новых встреч!
Восточная развязка
Соединение Северо-восточной и Юго-восточных хорд — это, наверное, лучшая развязка между трассами «хордового кольца», так как она изначально была запроектирована для Четвёртого Транспортного, поэтому имеет съезды между любыми направлениями движения. Объект находится около транспротно-пересадочного узла «Андроновка» платформ МЦК и Казанского / Рязанского направления Московской железной дороги. На следующей схеме обозначена голубым цветом достраиваемая часть для Юго-восточной хорды:
Таким образом, Юго-восточная хорда «вытекает» из части Северо-восточной, идущей вдоль МЦК от Валаамской улицы до шоссе Энтузиастов.
(кадр видео от конца сентября 2021-го года, Youtube-канал «niklinkin»)
(кадр видео от конца октября 2021-го года, Youtube-канал «kosh_marius»)
Собянин рассказал о ключевых проектах дорожного строительства в Москве
В их числе хордовые магистрали, Южная рокада и эстакады на Алтуфьевском и Осташковском шоссе
В 2022 году в Москве планируется построить 91 км дорог, включая 19 эстакад, мостов, тоннелей и 10 внеуличных пешеходных переходов
В 2022 году в Москве планируется построить 91 км дорог, включая 19 эстакад, мостов, тоннелей и 10 внеуличных пешеходных переходов. Об этом в своем блоге сообщил мэр Москвы Сергей Собянин.
Московский скоростной диаметр
В конце января столичные власти приняли решение объединить Северо-Восточную и Юго-Восточную хорды в новую городскую магистраль — Московский скоростной диаметр (МСД). По словам Собянина, по своим масштабам и значению он будет сопоставим с МКАД.
Трасса длиной 68 км свяжет крупнейшие вылетные магистрали — Северо-Западную хорду, Дмитровское, Алтуфьевское, Ярославское, Щелковское шоссе, шоссе Энтузиастов, Рязанский и Волгоградский проспекты, Южную рокаду, Каширское и Варшавское шоссе. В районе станции «Новохохловская» с МСД можно будет выехать на Третье транспортное кольцо (ТТК).
На севере его продолжением станет федеральная трасса М11 «Москва — Санкт-Петербург». На востоке — будущая трасса М12 «Москва — Казань». На юге — федеральная трасса М2 «Крым» и новая магистраль «Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе».
«В 2022 году планируем завершить строительство первой очереди МСД (Северо-Восточной хорды) от Бусиновской развязки до Косинской эстакады. В течение года будет введено в строй последнее крупное сооружение на этой трассе — эстакада основного хода от Алтуфьевского до Дмитровского шоссе длиной 2,4 км», — рассказал Сергей Собянин. Вторую очередь МСД (Юго-Восточная хорда) планируется ввести в 2023 году, добавил столичный градоначальник.
Развязки и путепроводы
Среди других важных дорожных проектов Собянин назвал развязки на пересечении МКАД с Осташковским и Алтуфьевским шоссе. Их реконструкцию планируют завершить также в 2022 году. По оценкам властей, благодаря реконструкции этих развязок будет улучшено транспортное обслуживание около 1 млн человек — жителей районов Бибирево, Лианозово, Северное и Южное Медведково, Лосиноостровский, Бабушкинский, Отрадное, Северный, а также городского округа Мытищи Московской области.
По словам Собянина, важные дорожные проекты на западе Москвы — строительство нового 205-метрового путепровода на улице Барклая (вместо 39-метрового), а также реконструкция улицы Барклая, Промышленного и Багратионовского проездов. На улице Барклая и в Промышленном проезде добавят полосы разгона и торможения. Будет организована прямая связка между улицей Василисы Кожиной и Промышленным проездом.
Еще один проект на западе столицы — это реконструкция Старо-Рублевского путепровода, который связан со строительством Северного дублера Кутузовского проспекта. Обновленный путепровод пройдет над новой магистралью и путями МЦД-1, улучшив связь между Кутузовским проспектом и Рублевским шоссе. С путепровода можно будет по эстакаде съехать на Северный дублер в сторону области, а через строящийся тоннель — на улицу Герасима Курина. Движение по путепроводу будет односторонним и двухполосным.
В 2022 году продолжится и активное строительство метро. По итогам года в Москве должны открыть девять станций Большого кольца метро (БКЛ). Планируется завершить строительство станций «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники», «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон» и «Кленовый бульвар» и модернизировать станции «Варшавская» и «Каширская».
Развитие транспортной инфраструктуры Москвы за последние 10 лет
Ещё одно место, где одна магистраль «хордового кольца» перетекает в другую — это створ Кантемировской улицы, по которой проходит Южная рокада. Эта же улица временно примет на себя и Юго-восточную хорду, пока не построят её основной ход вдоль Каспийской улицы. Здесь у меня есть претензии только по съезду с направления в центр Юго-восточной хорды на Кантемировскую улицу и с направления на восток Кантемировской улицы на Юго-восточную хорду, которых нет. И никаких разворотных эстакад для этих связок тоже.
(кадр видео от середины сентября 2021-го года, Youtube-канал «kosh marius»)
ТПУ
Одна из задач создания транспортного каркаса Москвы — связать все виды транспорта в единую систему должны транспортно-пересадочные узлы (ТПУ). Для этих целей в Москве за 2021–2023 годах построят 33 ТПУ.
По оценкам экспертов, создание системы транспортных узлов с удобными пересадками с одного вида транспорта на другой, сопутствующей инфраструктурой и перехватывающими парковками позволит снизить загруженность дорожной сети в среднем на 7%, что немало для мегаполиса. Стройкомплекс столицы ставит перед собой задачу построить ТПУ таким образом, чтобы пересадка пассажиров между разными видами транспорта происходила в наиболее комфортном и оперативном формате.
МЦД и МЦК
Новое направление транспортного каркаса Москвы — интеграция в сеть общественного транспорта железных дорог. Запуск пассажирского движения по Московскому центральному кольцу (МЦК) состоялся в 2016 году. Всего на МЦК открыта 31 станция, большинство из которых интегрированы через прямые пересадки с метрополитеном.
Развитию транспортной системы столицы также способствует запуск Московских центральных диаметров (МЦД), которые соединят между собой территории Москвы и ближайшего Подмосковья. Благодаря открытию МЦД-1 и МЦД-2 улучшилось транспортное обслуживание более 4 млн жителей Москвы и Московской области. До конца 2024 года планируется запуск еще трех диаметров: Зеленоград — Раменское, Апрелевка — Железнодорожный и Пушкино — Домодедово. Как ожидается, общая протяженность всех пяти диаметров составит 375 км со 186 станциями.
С момента запуска движения МЦД воспользовались более 120 млн пассажиров. За счет новой тарифной системы они сэкономили на поездках около 1,4 млрд руб., подсчитали в столичном правительстве.
Северная развязка
Начнём мы с самой северной точки — это Сусоколовский путепровод, связка Северо-западной и Северо-восточной хорд, открытая 4 октября 2021 года.
На схеме и фото с сайта stroi.mos.ru, приведённых выше, снизу трасса Северо-западной хорды, сверху — Северо-восточной. Видно, что при движении по часовой стрелке с Северо-западной хорды можно попасть напрямую к Северо-восточной через отдельный путепровод. В обратную сторону (против часовой стрелки) с Северо-восточной хорды нужно проехать под Сусоколовским путепроводом и далее повернуть на него, сделав небольшой «крюк», выехать на Северо-западную хорду. Маршруты на «Яндекс-картах»:
«Крюк», конечно, лишний. Лучше бы построили отдельный путепровод для движения против часовой стрелки.
Связка между Южной рокадой и МСД
Четыре хорды
Хордовые магистрали должны стать основой нового транспортного каркаса Москвы. Всего их четыре: Северо-Западная, Северо-Восточная, Юго-Восточная хорды и Южная рокада. На сегодня уже завершено строительство Северо-Западной хорды, открыто движение по семи участкам Северо-Восточной хорды и двум участкам Южной рокады. Строительство всех хордовых магистралей планируется завершить в 2023 году.
Столичные хорды и рокады
Северо-Западная хорда (от Сколковского до Ярославского шоссе, 83 км дорог, 32 искусственных сооружения, 30 пешеходных переходов) уже связала четыре округа столицы: Западный, Северо-Западный, Северный и Северо-Восточный. Пробег автомобилей при проездах между соседними районами сократится примерно на 10%. С запуском хорды разгрузились в среднем на 15% вылетные магистрали — Мичуринский проспект, Сколковское, Можайское, Рублевское, Звенигородское, Волоколамское, Ленинградское и Дмитровское шоссе, а также ряд центральных улиц, Третье транспортное кольцо и МКАД.
Южная рокада (31,5 км дорог, 8 искусственных сооружений и 11 пешеходных переходов) соединит между собой крупные автомобильные магистрали города — МКАД, Кутузовский проспект, Мичуринский проспект, проспект Вернадского, Ленинский проспект, Профсоюзную улицу, Варшавское шоссе, Пролетарский проспект, Каширское шоссе и Люблинскую улицу. Новая трасса станет дублером МКАД и Третьего транспортного кольца (ТТК) и уменьшит перепробег транспорта, а также обеспечит выход на автодороги федерального значения М-9 «Балтия» и М-5 «Урал».
Юго-Восточная хорда (101 км дорог, 59 искусственных сооружений, 13 пешеходных переходов) объединит 22 района, в которых проживает около 2,5 млн человек. Запуск ЮВХ улучшит дорожную ситуацию в секторе между шоссе Энтузиастов и Варшавским шоссе. Она соединит крупные магистрали: шоссе Энтузиастов, Третье транспортное кольцо (ТТК), Рязанский и Волгоградский проспекты, новую вылетную магистраль от ТТК до развязки МКАД с Бесединским шоссе, улицы Подольских Курсантов, Липецкую и Дорожную, Симферопольское и Варшавское шоссе и магистраль Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе.
Северо-Восточная хорда (75 км дорог, 58 искусственных сооружений, 13 пешеходных переходов) позволит перераспределить все автомобильные потоки на северо-востоке столицы, в том числе улично-дорожную сеть в центре города, восточную часть МКАД и ТТК. Затраты времени на дорогу для жителей между северными и восточными районами Москвы сократятся более чем на 40 минут.
СВХ снимет часть нагрузки с вылетных магистралей — Ярославского, Дмитровского, Щелковского и шоссе Энтузиастов. Кроме того, хорда позволит связать федеральную трассу Москва — Санкт-Петербург и перспективную трассу Москва — Нижний Новгород — Казань, а также создать дополнительные выезды на них.
Метро
Метрополитен — одна из важнейших точек транспортного каркаса столицы. В Москве с 2021 до 2024 года построят 25 станций метро, это около 58 км линий метро. Ежегодно планируется вводить по восемь-девять станций. К 2025 году 90% москвичей будут жить в доступности от метро. Удобное расположение станций метро в каждом районе города позволит многим москвичам отказаться от ежедневного использования автомобиля, фактически появляется альтернатива добраться в любую точку города на общественном транспорте, считают в столичном правительстве.
По оценке столичного правительства, ввод в эксплуатацию БКЛ (в 2022 году) разгрузит радиальные линии метрополитена на 10–30%, таким образом, не останется участков, работающих с существенным превышением пропускной способности. Прокладка новых радиальных линий также является важнейшим направлением развития московского метро.
Западная развязка
Пересечение Северо-западной хорды и Южной рокады возникло давно, когда они были просто Рублёвским шоссе, Крылатской / Ярцевской улицей. Проект Северо-западной хорды сначала предусматривал реконструкцию развязки в этом месте, но в итоге ограничился мостом между 2-й Крылатской улицей и улицей Крылатские холмы. « В корзину» также отправились тоннели под улицами Ельнинская и Молодогвардейская.
В итоге с Южной рокады попасть на Северо-западную хорду несложно, а вот в противоположную сторону придётся делать «крюк» через Ярцевскую улицу. На существующей развязке не хватает эстакады или тоннеля для прямого съезда в направлении против часовой стрелки. Но и по часовой стрелке тоже такой съезд не помешает, ведь сейчас нужно съезжать на дублёр, что связано с пересечением перекрёстка со светофором.
«Яндекс-карты» также показывают более долгий альтернативный путь для пути с Северо-западной хорды на Южную рокаду (против часовой стрелки) через разворот под эстакадой Рублёвского шоссе на Рубежном проезде, где также водителей ждёт светофор. Также можно отметить, что есть маршрут на юг через Северо-западную хорду по улицам Ярцевская, Боженко, Толбухина, Вяземская, Рябиновая, Никулинская, Покрышкина до проспекта Вернадского и далее можно проехать по улицам 26-ти Бакинских Комиссаров, Миклухо-Маклая, после чего просится соединение с Балаклавским проспектом через просеку линий электропередач, рассекающую Битцевский парк на две части.
Развитие улично-дорожной сети
Это ключевое направление транспортного каркаса, которое позволит снизить загруженность дорог Москвы. В Адресно-инвестиционной программе города (АИП) на 2021–2023 годы заложено финансирование строительства 270 км дорог, 89 искусственных сооружений и 56 пешеходных переходов. За это время планируется реконструировать еще пять развязок на МКАД, завершить строительство крупных магистралей каркаса Новой Москвы, а также закончить основные работы по формированию системы хордовых магистралей.
Одним из ключевых моментов для разгрузки дорог Москвы является строительство хорд, которые улучшат связанность районов и позволят отвести большую часть транспорта от центра города. В 2021–2023 годах ключевым проектом на ближайшие годы остается строительство новых хордовых магистралей — СВХ, ЮВХ и Южной рокады. Хорды улучшат связанность 73 районов Москвы с населением 7 млн человек.
Преимущество строительства хордовых магистралей состоит в том, что они, с одной стороны, выполнят функции вылетных магистралей, обеспечивая выезд автотранспорта за МКАД, минуя центр города, с другой стороны — хорды перераспределяют транспортные потоки между вылетными магистралями, которые они пересекают. По мнению экспертов, система организации движения в виде хордовых магистралей на 20% эффективнее, чем замкнутая кольцевая.
История вопроса
Если вернуться к схеме перспективных магистралей, принятой в Генеральном плане развития города Москвы от 2010-го года, то мы увидим, что Четвёртое Транспортное Кольцо уже на тот момент не было полностью кольцом:
Схема, представленная выше, демонстрировалась в 2013-м году на выставке «Градостроительное развитие Северо-Запада Москвы». На ней мы видим, что северо-западная часть представлена в виде двух дорог, которые на участке от проспекта Мира до Ботанической улицы / Алтуфьевского шоссе параллельны друг другу. Сейчас северная дорога это Северо-восточная хорда, южная — это Северо-западная, часть которой от Сусоколовского путепровода до проспекта Мира отсутствует и не проектируется. Далее по схеме две дороги расходятся на расстояние в 1-2 квартала, и северная дорога идёт вдоль нынешнего МЦК (Московское Центральное Кольцо), а южная проходит через Станционную улицу, 3-й Нижнелихоборский проезд, Большую Академическую улицу, улицу Алабяна, улицу Народного ополчения и после пересечения Карамышевского спрямления Москва-реки мостом разделяется на две части, соединяясь как с улицей Нижние Мнёвники, так и с основной трассой Четвёртого Кольца при помощи тоннеля к Минской улице. И здесь снова мы видим расхождение с реальностью: южная часть стала Северо-западной хордой, но без тоннеля к Минской улице, а северная часть построена от Алтуфьевского шоссе лишь до Валаамской улицы и переходит в «вылетную» магистраль М-11 «Москва — Санкт-Петербург». Продолжение трассы вдоль МЦК, вроде, проектируется, но на практике на эстакаде Северо-восточной хорды к Валаамской улице не было оставлено заделов для соединение с этой перспективной магистралью.
Как уже понятно из предыдущего абзаца, Четвёртое Транспортное Кольцо на северо-западе города раздваивалось на две магистрали, одна из которых вела вдоль МЦК в Московский Международный Деловой Центр «Сити», соединясь с 3-й Магистральной улицей, а вторая вела к основной трассе Кольца, причём последняя снова раздваивалась в Мнёвниках на основной ход и соединение с платной трассой обхода города Одинцово через улицы Нижние Мнёвники, Крылатскую, Ярцевскую и Молодогвардейскую улицы (теперь с обходом будет соединена не Северо-западная хорда, а трасса Северного дублёра Кутузовского проспекта). Но и это ещё не всё. Выше я привёл схему 2015-го года из статьи в «Российской Газете», где показан первоначальный проект Северо-восточной хорды. Часть от Валаамской улицы и до шоссе Энтузиастов, которая тут верно показан на мини-схеме, проектировалась как часть Четвёртого Транспортного Кольца, более того, участок от между Щёлковским шоссе и шоссе Энтузиастов начали строить ещё при мэре Лужкове, отсюда и по четыре полосы в каждую сторону, а также сложные развязки с максимальным количеством съездов для того, чтобы из одного района можно было проехать в другой. В то же время Северо-западная хорда шла от шоссе Энтузиастов по проспекту Будённого, Измайловский и Преображенский валы, Краснобогатырскую улицу, проспект Ветеранов, Ростокинский проезд, улицы Космонавтов и Академика Королёва и соединиться с Валаамской улицей и магистралью М-11. Причём соединение улиц Валаамская и Академика Королёва запроектировано и вот-вот начнёт строиться (а также запланировано продление в центр до Водопроводного переулка):
Что же изменилось с со сменой мэра Москвы в 2011 году? Во-первых, громко было заявлено, что проект Четвёртого Транспортного Кольца слишком дорог, поэтому от него отказываются. В то же время, было решено строить хордовые магистрали. И тут применили два правила, которые потом пользовались для проектирования метрополитена: «скрестим ужа и ежом» и «максимальная экономия». Те, кто в теме, знают, что существовали отдельные проекты для Большой Кольцевой линии метро и системы хордовых линий под названием «Третий пересадочный контур». Эти проекты совсем не учитывали, что МЦК когда-то станет пассажирской системой в рамках метро. А когда всё срослось, оказалось что БКЛ и МЦК дублируют друг друга на севере, а ТПК и МЦК — на юге. В итоге было принято решение объединить части двух разных проектов, из-за чего теперь БКЛ на севере проходит ближе к центру города, а на юге — дальше от него, тогда как МЦК — наоборот. Применительно к автодорогам получилось так, что начатая часть Четвёртого Транспортного Кольца влилась в Северо-восточную хорду от шоссе Энтузиастов до Валаамской улицы. Только многие развязки, запроектированные на множество съездов, были упрощены и недостроены (например, с Открытым шоссе), ведь теперь это было уже не новое кольцо, а сквозная хордовая магистраль между магистралями М-11 и М-12. Также ряд участков построен только на три полосы в каждую сторону вместо планировавшихся четырёх. Аналогичная экономия была применена и к Северо-западной хорде, где не был построен ряд тоннелей и эстакад, из-за чего на данной трассе есть светофоры.
Таким образом, новое «хордовое кольцо», как это стали называть чиновники с конца 2019-го года, получило Северо-западную и Северо-восточную хорду, что были построены в упрощённом виде с экономией на развязках, съездах, числе полос, а также Юго-восточную хорду и Южную рокаду. Думаете, с последними двумя дорогами всё обстоит лучше? Как бы, не так! Развязки Юго-восточной хорды с Нижегородской улицей / Рязанским проспектом и с Волгоградским проспектом снова не имеют части съездов, а участок от Каширского шоссе до пересечения с Павелецким направлением Московской железной дороги был перепроектирован на общую часть с Южной рокадой, из-за чего появились два резких поворота при движении по трассе Юго-восточной хорды. Но это, вроде бы, временное решение. Гораздо хуже, что Южная рокада, которую так гордо показывают в составе «хордового кольца» это недоделанная трасса от Мичуринского проспекта до Павелецкого направления Московской железной дороги: там нет эстакад и тоннелей на пересечении с важными «вылетными» магистралями, таким как проспект Вернадского, Ленинский проспект, улица Профсоюзная, Варшавское шоссе, Севастопольский проспект и другими. По участку от МКАД до Мичуринского проспекта вопросов нет, по построенному, строящемуся и проектируемому от Павелецкого направления и до МКАД — тоже. Но промежуточная часть улица Лобачевского — улица Обручева — Балаклавский проспект нуждается в реконструкции, причём проекты есть:
Будем надеяться, что отсутствие работ по Южной рокаде связано с занятостью строителей Северо-восточной и Юго-восточной хордами, а также Северным дублёром Кутузовского проспекта. Все эти магистрали должны быть сданы в 2023-м году. Примерно в то же время закончат работы по Троицкой линии метро на Ленинском проспекте, которые мешают его реконструкции. Также планируется начать работы по соединению Южной рокады с улицей Верхние поля для выхода на МКАД. Пока же посмотрим, можно ли будет в ближайшем будущем проехать насквозь новое «хордовое кольцо».
Итого
Несмотря на недоделанность самих хордовых магистралей, почти все связки между ними сделаны хорошо, что позволяет проехать по «хордовому кольцу» без проблем по часовой стрелке и с некоторыми издержками при движении против часовой стрелки. Но необходимо строить дополнительные съезды и развязки, чтобы убрать светофоры на Южной рокаде, Северо-западной хорде, а на Северо-восточной обеспечить возможность соединения с дорогами тех районов, которые она пересекает (Алтуфьевское шоссе, Сельскохозяйственная улица, улица Вильгельма Пика, проспект Мира, Открытое шоссе, Ткацкая улица / Имайловское шоссе, Щербаковская улица, 8я улица Соколиной горы). Напоследок стоит отметить, что текущие работы по строительству Северо-восточной хорды должны быть завершены в 2022-м году, а Юго-восточной — в 2023-м. Тогда же «хордовое кольцо» и замкнётся.
На этом сегодня всё. Спасибо за внимание! Подписывайтесь, комментируйте.