Тема 7. Экономическая схема и эффективность реновации

Тема 7. Экономическая схема и эффективность реновации

Тема 7. экономическая схема и эффективность реновации

1. Понятие и роль реновации. Экономическая схема реновации

2. Источники реновации. Амортизация как источник реновации. Методы начисления

амортизации (амортизационных отчислений)

3. Эффективность реновации: сущность и определение

Вопрос 1. Понятие и роль реновации. Экономическая схема реновации

Реновация –дословно — обновление (возобновлениие) основных фондов (основных средств). Это экономический процесс замещения выбывающих в результате морального и физического износа основных фондов новыми.

Реновация необходимое условие обеспечения непрерывности производства.Важным является также то, что в ходе реновации изношенные оборудование, подвижной состав и другие элементы основных фондов заменяются, как правило, более совершенными. Это может, при прочих равных условиях, обеспечить повышение эффективности производственной деятельности автотранспортной организации.

Реновация может осуществляется:

посредством ремонта основных средств;

— путём замены отдельных выбывающих средств труда (основных фондов);

— посредством модернизации и реконструкции материально-технической базы

организаций или их служб, в ходе которой заменяется и часть изношенных основных

фондов;

— путём строительства новых предприятий взамен ликвидируемых старых.

Ремонтосновных средств предполагает восстановление и поддержание исправности основных средств, их работоспособности, изначальных технико-экономических характеристик основных средств.

Модернизация и реконструкциязданий, сооружений, оборудования означает их совершенствование и приведение в состояние, отвечающее современному техническому и экономическому уровню производства, путём их конструктивных изменений, замены и упрочения элементов, узлов и деталей, оснащения новыми приборами, автоматизации производственных процессов. В основе этих явлений всегда улучшение, усовершенствование изначальных технико-экономических характеристик основных средств. Модернизация и реконструкция призваны повысить качество оказываемых услуг (выполняемых работ), снизить расходы на оказание услуг.

Характерными последствиями модернизации и реконструкции могут быть:

— изменение технологического или служебного назначения основных средств;

— повышение нагрузочных характеристик основных средств;

— повышение производительности основных средств;

— изменение номенклатуры, улучшения качества оказываемых услуг (выполняемых работ),

оказываемых с использованием этих основных средств.

Модернизация частично устаревшей производственной базы требует меньших затрат средств и труда, а также времени, нежели создание новой. Кроме того, она позволяет в более короткие сроки получить необходимый прирост объёма выполняемых работ (оказываемых услуг).

Новое строительствоприменяется для организации оказания новых видов услуг (работ), при диверсификации производственной деятельности, перемещении производства на другую территорию и др.

Необходимый объём реновацииопределяется степенью износа основных средств. Выбор между возможными формами реновации производится на основе экономического анализа.

Дополнительно:воспроизводство основных фондов может простым –в том случае основные фонды возобновляются в прежнем размере и расширенном – основные фонды в этом случае возобновляются в увеличенном размере.

Воспроизводство основных фондоввключает следующие взаимосвязанные стадии:

— приобретение и формирование;

— потребление (использование);

— амортизация;

— восстановление и возмещение.

Вопрос 2. Источники реновации. Амортизация как источник реновации. Методы

§

При применении линейного методасумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации, определённой для данного объекта.

При применении линейного метода норма амортизации по каждому объекту амортизируемого имущества (Намл) определяется как частное от деления единицы на срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, выраженной в месяцах (Тп). Норма амортизации устанавливается в процентах, поэтому полученное в процессе деления число умножается на сто процентов.

Намл = (1: Тп.) * 100%

При применении нелинейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение остаточной стоимости объекта амортизируемого имущества и нормы амортизации, определённой для данного объекта.

При применении нелинейного метода норма амортизации объекта амортизационного имущества (Намн) определяется как частное от деления цифры два на срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, выраженного в месяцах. Норма амортизации при данном методе расчёта также как и при линейном устанавливается в процентах.

Намн = (2 : Тп) * 100%

Примечание:в соответствии со статьёй 258, Главы 25 НК РФ, сроком полезного использования амортизируемого имущества (в данном случае – основных средств) признаётся период, в течение которого объект амортизируемого имущества (основных средств) служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется субъектом хозяйствования самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями названной выше статьи НК РФ и с учётом классификации основных средств, утверждённой Правительством РФ. Смотреть Постановление Правительства РФ от 1 января 2002 №1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» с учётом Постановления Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года № 676 «О внесении изменений в классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы» и с учётом последующих изменений. На следующей странице, в таблице 1, приведены сведения, касающиеся транспортных средств, включаемых в амортизационные группы.

Начисление амортизации по объекту основных средств начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введён в эксплуатацию, и прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости такого объекта либо данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества налогоплательщика по любым основаниям.

Налогоплательщик применяет линейный метод начисления амортизации к зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, входящим в 8-10 амортизационные группы, независимо от сроков ввода в эксплуатацию этих объектов. Справочно: в 8-ю амортизационную группу входит имущество со сроком полезного использования свыше 20лет до 25 лет включительно.

К остальным основным средствам налогоплательщик вправе применять один из названных выше методов – линейный или нелинейный.

Таблица 1. — Классификация транспортных средств, включаемых в амортизационные группы

Тема 7. Экономическая схема и эффективность реновации

Продолжение таблицы 1

Тема 7. Экономическая схема и эффективность реновации

§

Обновление подвижного состава и комплектование оптимального его состава требует больших средств от автотранспорных организаций, что объясняется высокими ценами на автомобили, прицепы и полуприцепы как на внутреннем рынке, так и на международном. Аналогичная ситуация складывается в оснащении ремонтной базы АТО необходимым оборудованием.

Учитывая сказанное выше, приобретение автотранспортных средств и ремонтного оборудования для большинства АТО, особенно малых, является большой проблемой. Можно обратится в банк и получить кредит на указанные цели, но получить прямой долгосрочный кредит достаточно трудно, кроме того придётся выплачивать достаточно высокие проценты. Это отрицательно сказывается на эффективности производственной деятельности АТО.

Решить проблему обновления подвижного состава и оборудования можно посредством аренды и лизинга необходимого имущества. В рамках данной темы, соответственно данного и последующих вопросов нас интересует лизинг и лизинговая деятельность.

Определение понятий, связанных с лизингом и лизинговой деятельностью,приводится на основании текста ФЗ РФ «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.1998.№164-ФЗ в редакции ФЗ от 29.01.2002 №10-ФЗ, с изменениями, внесёнными ФЗ от 24.12.2002№176-ФЗ и последующими.

ЛИЗИНГ-совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга (статья 2 ФЗ)

ЛИЗИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ— вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг (статья 2ФЗ).

В соответствии со ст. 3 ФЗ РФ «О финансовой аренде (лизинге)» предметом лизингамогут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средствадругое движимое и недвижимое имущество, которое может быть использовано для предпринимательской деятельности.

Субъекты лизинга(ст. 4). Субъектами лизинга являются:

Лизингодатель –физическое или юридическое лицо, которое за счёт привлечённых и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определённую плату, на определённый срок и на определённых условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга;

Лизингополучатель – физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определённую плату, на определённый срок и на определённых условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга;

Продавец – физическое или юридическое лицо, которое в соотвествии с договором купли-продажи с лизингодателем продаёт лизингодателю в обусловленный срок имущество, являющееся предметом лизинга. Продавец обязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю в соответствии с условиями договора купли-продажи. Продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового правоотношения.

В соответствии со ст. 7. названного выше ФЗ основными формами лизингаявляются внутренний лизинг и международный лизинг.При осуществлении внутреннего лизинга лизингодатель и лизингополучатель являются резидентами РФ. При осуществлении международного лизинга лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом РФ.

Далее приводятся статьи ФЗ РФ «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.1998.№164-ФЗ в редакции ФЗ от 29.01.2002 №10-ФЗ, с изменениями, внесёнными ФЗ от 24.12.2002№176-ФЗ и последующими, обязательные к изучению:

Ст.3. Предмет лизинга, Ст.4. Субъекты лизинга, Ст.7. Формы лизинга, Ст.8. Сублизинг, Ст.10. Права и обязанности участников договора лизинга, Ст.11. Право собственности на предмет лизинга, Ст.15. Содержание договора лизинга, Ст.20. Порядок регистрации имущества (предмета договора лизинга) и прав на него, Ст.21. Страхование предмета лизинга и предпринимательских (финансовых) рисков, Ст.22. Распределение рисков между сторонами договора лизинга, Ст.26. Обязанности лизингополучателя при утрате предмета лизинга, Ст.28. Лизинговые платежи, Ст.31. Право сторон договора лизинга применять механизм ускоренной амортизации предмета лизинга, Ст.37. Право на инспекцию по лизинговой сделке, Ст.38. Право лизингодателя на финансовый контроль.

Всем комплексом лизинговых услуг, как правило, занимаются специализированные компании, имеющие средства для инвестирования.

Вопрос 2. Организация лизинговых операций

В лизинговой сделке, как правило, участвуют три субъекта:

— продавец;

— лизингодатель;

— лизингополучатель.

Укрупнено классическая схема лизинга представлена на рисунке 1.

§

Тема 7. Экономическая схема и эффективность реновации

Рис. 1. – Классическая схема лизинга

Последовательность организации лизинговых операций следующая:

1. лизингополучательподаёт заявку лизингодателю;

2. лизингодательосуществляет анализ проекта;

3. лизингодательсоставляет заказ-наряд продавцу (изготовителю) имущества;

4. лизингодательполучает ссуду (кредит) в банке;

5. Лизингодательзаключает договор купли-продажи с продавцом имущества;

6. лизингополучатель и лизингодательзаключают договор лизинга;

7. составляется акт приёмкиимущества в эксплуатацию;

8. лизингополучатель и лизингодатель заключаютдоговоро техобслуживании;

9. лизингополучательосуществляет страхование имущества – предмета лизинга;

10. лизингополучательосуществляет лизинговые платежи лизингодателю;

11. возможные действия лизингополучателя по завершении срока лизинга:

— возврат лизингополучателю имущества – предмета лизинга;

— продление договора лизинга на последующий срок;

— приобретение предмета лизинга по остаточной стоимости.
Вопрос 3. Лизинговые системы и методы расчёта по ним

Взаиморасчеты лизингодателя и лизингополучателя осуществляются в форме лизинговых платежей. В соответствии со статьёй 28 ФЗ РФ «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.1998.№164-ФЗ в редакции ФЗ от 29.01.2002 №10-ФЗ, с изменениями, внесёнными ФЗ от 24.12.2002№176-ФЗ и последующими, под лизинговыми платежамипонимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя. В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.

Размер, способ осуществления и периодичность лизинговых платежей определяются договором лизинга с учётом названного выше ФЗ РФ.

Учитывая сказанное выше, в общую сумму платежей по договору лизингавключаются:

— плата за основные услуги лизингополучателя (вознаграждение лизингополучателю);

— амортизация имущества за период, охватываемый сроком договора;

— возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей

предмета лизинга лизингополучателю, включая плату за использованные кредитные

ресурсы лизингодателем на приобретение имущества – предмета лизинга;

— возмещение затрат, связанных с оказанием других, предусмотренных договором

лизинга, услуг;

— налог на добавленную стоимость, уплачиваемый лизингополучателем за услуги

лизингодателя;

— страховые взносы за страхование предмета лизингового договора, если оно

осуществлялось лизингодателем.

Величина периодических лизинговых платежей определяется в соответствии с их периодичностью: год, квартал, месяц.

Размер лизинговых платежей может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще чем один раз в три месяца. — (п.2, ст. 28 названного выше ФЗ РФ).

Обязательства лизингополучателя по уплате лизинговых платежей наступают с момента начала использования лизингополучателем предмета лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга.

В целях налогообложения прибыли лизинговые платежи относятся в соответствии с законодательством о налогах и сборах к расходам, связанным с производством и (или) реализацией.

Литература

1. Бычков В.П. Экономика автотранспортного предприятия. Учебник — М.: Инфра-М, 2006 (2021). – 384с – (Высшее образование), Глава 15, п.15.3 Лизинг как вид инвестиционной деятельности

2. Колоскова Л.И., Напхоненко Н.В. Курс лекций по экономике автотранспортных предприятий: Учебное пособие. – М.-Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ». – 2006 (2021). — 124с. Опорный конспект лекции 3, п.3.7 Аренда и лизинг имущества

3. Федеральный закон Российской Федерации «О лизинге» от 29 октября 1998г. № 164-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.01.2002 №10-ФЗ с изменениями, внесенными Федеральным законом от 24.12.2002 №176-ФЗ и с учетом последующих изменений и дополнений.

4. Черутова М.И., Ковалевская О.С., Слинкова О.К.Экономика предприятия : Учеб.пособие для вузов. — М. : ГИОРД, 2008. — 172,[2]с. : ил. — Библиогр.:с.172-173. — ISBN 978-5-98879-081-5 : Глава 5 Лизинг имущества предприятия

5. Экономика предприятия (фирмы) : Учеб.для вузов / Под ред.:О.И.Волкова, О.В.Девяткина; Рос.экон.акад.им.Г.В.Плеханова. — 3-е изд.,перераб.и доп. — М. : Инфра-М, 2009. — 602,[2]с. : ил. — (Высшее образование). — Прил.: с.595. — ISBN 978-5-16-003556-7(в пер. : Глава 19, Инвестиционные и коммерческие механизмы аренды, лизинга и франчайзинга, П.19.1 Арендные механизмы и их роль в повышении инвестиционной активности предприятий, п.19.3 Лизинг, п.19.4 Финансовый лизинг, 19.5 Эффективность лизинга, п.19.6 Виды лизинга

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятий: «лизинг» и «лизинговая деятельность». В чём состоит значение лизинга для автотранспортных организаций?

2. Что может быть объектом лизинга?

3. Назовите и охарактеризуйте формы лизинга.

4. Какие преимущества дает лизинг по сравнению с долгосрочным банковским кредитом?

5. Какие законодательные акты Российской Федерации регламентируют лизинг и расчеты по нему?

6. Кто является субъектами лизинга?

7. Как осуществляется организация лизинговых операций? Какие действия она включает?

8. Опишите платежи и взаиморасчеты по договору лизинга. Дайте определение понятия лизингового платежа, назовите и охарактеризуйте его составляющие.

9. Что является источником лизинговых платежей? Куда они включаются?

10. Где (в каком документе) оговариваются: размер, способ, форма и периодичность лизинговых платежей?

§

1. Содержание понятий: «инновация», «инновационный проект». Цели и виды

инноваций.

2. Значение и направления инновационной деятельности на автомобильном транспорте.

3. Затраты и результаты, связанные с инновационными проектами.

4. Сущность проблемы оценки технико-экономической эффективности инновационных

проектов. Виды эффекта и эффективности инноваций.

5. Методы оценки экономической эффективности инновационных проектов.

Вопрос 1. Содержание понятий: «инновация», «инновационный проект». Цели и виды

Инноваций

Под инновациямив широком смысле понимается прибыльное (рентабельное) использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого или административного характера. Таким образом, данное понятие распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее зкономию затрат или создающее условия для такой экономии.

Комплексный характер инноваций, их многосторонность и разнообразие областей и способов использования предполагают их классификацию. Классификация инноваций по ряду признаков осуществлена в таблице 1.

Таблица 1. – Классификация инноваций

Классификационный признак Классификационные группировки инноваций
1. Область применения инноваций Управленческие, организационные, социальные промышленные и т.д.
2. Этапы научно-технического прогресса, результатом которых стали инновации Научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные
3. Степень интенсивности инноваций «Бум», равномерная, слабая, массовая
4. Темпы осуществления инноваций Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, нарастающие
5. Масштабы инноваций Трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие
6. Результативность инноваций Высокая, низкая, стабильная
7. Эффективность инноваций Экономическая, социальная, экологическая, интегральная

Примечание:

Технические инновации появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами.

Технологические инновациивозникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции, оказания услуг.

Организационно-управленческие инновации связаны прежде всего с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения.

Информационные инновации решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации.

Социальные инновации направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования и культуры.

Инновации на автомобильном транспортепредставляют собой целенаправленные изменения, сознательно вносимые в процесс воспроизводства для лучшего удовлетворения имеющийся или формирования новой потребности (спроса) на транспортные услуги.

Результатом нововведенийявляются:

— новые технологии обслуживания пассажиров и предоставления услуг;

— новые формы и методы организации перевозок, труда и управления, приносящие дополнительный социально-экономический эффект.

Инновационный процесс на транспортесвязан с переходом производственного процесса в целом или его определённой части в качественно иное состояние, с ревизией и пересмотром устаревших норм и положений, ролей, а зачастую и с их пересмотром.

Внедрение новшеств обеспечивает конкурентоспособность и выживаемость автотранспортных организаций в долгосрочной перспективе.

Нововведения в транспортной отрасли, также как и других отраслях, имеют различные формы:

— технические;

— технологические;

— организационные;

— социально-экономические;

— экологические.

Ниже, на рисунках 1и 2 и в таблице 2, в структурированном виде представлены: показатели технического уровня новшества на стадиях НИОКР, производства и эксплуатации (рис. 1); показатели технико-организационного уровня производства (рис. 2); обобщённые критерии технологического уровня производства (таблица 2). С технологическим уровнем производства тесно связана прогрессивность применяемых технических и технологических решений.

Внедрение новшеств осуществляется посредством инновационных проектов. Понятие инновационный проект в научной литературе обычно рассматривают как:

— процесс целевого управления инновационной деятельностью;

— процесс осуществления инноваций;

— комплекс документов.

Учитывая все три аспекта понятия «инновационный проект», можно дать следующее его определение. Инновационный проект– это система взаимоувязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных (увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям), оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение конкретной научно-технической задачи (проблемы), выраженной в количественных показателях и приводящей к инновациям.

Применительно к автотранспортным организациям, инновационным проектомсчитается любой процесс целенаправленных изменений в организации – модернизация производства, внедрение новых видов услуг или технологий, автоматизация управления финансами, проектирование новой структуры управления и т. п., обладающий следующими характерными чертами:

— целостный характер деятельности;

— участие в работе нескольких специалистов, между которыми устанавливаются

отношения кооперации;

— чётко сформулированный конечный результат деятельности;

— ограничения во времени и ресурсах, выделенных для достижения результатов.

Инновационные проектыявляются одним из вариантов инвестиционных проектов.Инновационный проект имеет целью, как указывалось выше, получение нового результата, применительно к АТО – совершенствование технологических процессов ТО и Р; совершенствование организации и управления перевозками пассажиров и грузов.

Инвестиционные проектымогут быть кроме того направлены на укрепление материально-технической базы организации, поддержание мощностей действующей организации. Их цель может состоять прежде всего в получении максимального по своей величине финансового результата.

Инновационные проекты по сравнению с инвестиционными проектами связаны с большим риском.

§

  1. Формирование инновационной идеи (замысла).
  2. Разработка проекта. Включает: поиск решений по достижению конечной цели проекта; формирование плана реализации проекта; формирование команды; оформление проектной документации.
  3. Реализация проекта. Включает: выполнение работ; контроль исполнения планов и расходования ресурсов; корректировка возникших отклонений; оперативное регулирование хода реализации проекта.
  4. Завершение проекта.

Виды инновационных проектов по степени связанности:

  1. Альтернативные– это взаимоисключающие проекты. Эти проекты могут оцениваться одновременно, а осуществляться одновременно не могут. Как правило, это связано с ограниченностью ресурсов.
  2. Независимые– это проекты, никак не влияющие друг на друга. Они могут оцениваться самостоятельно и осуществляться одновременно. Например, приобретение АТО нового автомобиля и вложение средств в модернизацию гаража.
  3. Взаимосвязанные– это проекты, принятие одного из которых зависит от принятия другого. Эти проекты оцениваются одновременно друг с другом как один проект. В результате принимается одно решение, включающее оба проекта, или отклоняются оба решения.

Приведённая классификация инновационных проектов должна учитываться при оценке экономической эффективности инновационных проектов.

Рис.1. – Классификация показателей технического уровня новой техники и технологии

Рис. 2. – Схема показателей технико-организационного уровня производства

Таблица 2. – Обобщённые критерии технологического уровня производства

§

Состав инвестиционных затрат(издержек) зависит от вида инновационного проекта. На уровне АТО в общем случае инвестиционные издержки на инновационные проекты укрупнено включают следующие затраты:

— на проектно-конструкторские работы;

— на приобретении новых машин, оборудования, материалов, комплектующих с учётом затрат на доставку, а по оборудованию ещё затрат на установку и монтаж;

— в строительство зданий, инженерных и вспомогательных сооружений;

— на прирост оборотного капитала;

— на покупку технической документации (ноу-хау) или приобретение лицензий на использование результатов исследований и разработок;

— на инструментальную подготовку, организацию и пуск производства, в том числе на программные средства, адаптированные к требованиям новых продуктов, услуг и технологических процессов;

— освоение новых технологий, технических и организационных решений, включая подготовку персонала, создание учебно-методических материалов и др.

Примечание:при реализации некоторых инновационных и инвестиционных проектов инвестиционные издержки (затраты) могут включать – затраты на приобретении земли, в подготовку строительной площадки, несамортизированную часть инвестиций (капитальных вложений) в заменяемую старую технику, если она идёт на слом или дальнейшее использование неизвестно.

Состав текущих расходов (издержек) на реализацию инновационных проектов укрупнено на уровне АТО (без повторного учёта, в частности, не допускается одновременный учёт единовременных затрат на основные средства и текущих расходов на амортизацию):

— расходы на приобретение материалов, комплектующих изделий, запасных частей, малоценных и быстроизнашивающихся предметов; на покупку тары, топлива, энергии; оплату производственных услуг, выполняемых сторонними организациями и др.);

— расходы на оплату труда персонала с учётом страховых взносов (платежей) во внебюджетные фонды;

— расходы на ремонт и обслуживание оборудования и транспортных средств;

— накладные административные и общехозяйственные расходы;

— расходы по продвижению новых услуг (работ, продукции) и др.

В общем случае структура инновационных затрат зависит от стадии инновационного цикла: НИОКР, проектирование, строительство, производство.

Результаты инновационного проекта.Общий результат есть некоторая совокупность частных результатов (производственных, технических, экономических, экологических, социальных). Количественная оценка многих из этих частных результатов (а тем более всей их совокупности) – задача чрезвычайно сложная. Пока она в полном объёме практического решения не имеет.

На уровне коммерческой организации в состав результатов при оценке инновационных проектов включают прежде всего производственные результаты (они же финансовые результаты) проекта – полученную (планируемую к получению) выручку. Применительно к основной деятельности АТО (перевозкам грузов и пассажиров) – выручку от оказания услуг;

Финансовые результаты проекта (выручка от оказания услуг) характеризуют входной денежный поток. Затраты (инвестиционные и текущие) характеризуют выходной денежный поток. Разность между реальным притоком и реальным оттоком денежных средств, совершаемых в течение определённого интервала времени инвестиционного периода носит название чистого денежного потока.

Дополнительные сведения:

Виды инвестиций.Инвестиции могут быть классифицированы по многим признакам. В контексте рассматриваемой темы проведём классификацию инвестиций по следующим признакам.

1. В зависимости от назначения (объекта вложения средств):

— реальные инвестиции– направлены на создание, приобретение новых или реконструкцию действующих основных фондов и прирост оборотных средств;

финансовые инвестиции –связаны с вложением средств в акции, облигации и другие ценные бумаги, а также в уставные фонды других организаций. Основная цель финансовых инвестиций – формирование «портфеля» ценных бумаг, обеспечивающего инвестору получение стабильного процента вне зависимости от конъюктуры в различных отраслях экономики. Инвестиции в ценные бумаги часто называют портфельными инвестициями;

нематериальные инвестиции –связаны с приобретением объектов интеллектуальной собственности, с проведением научных исследований и разработок. В состав нематериальных инвестиций включают вложение средств в подготовку и обучение персонала и другие виды интеллектуальных инвестиций.

С инновационными проектами связаны прежде всего реальные и нематериальные инвестиции.

2. По характеру участия в инвестировании:

— прямые инвестиции –подразумевают непосредственное участие инвестора в выборе объектов инвестирования и вложения средств;

— непрямые инвестиции –инвестирование, опосредствованное другими лицами (инвестиционными или финансовыми посредниками).

3. По периоду инвестирования:

— краткосрочные –вложения средств на период не более одного года (обычно в финансовой сфере);

— долгосрочные –на период свыше одного года. Могут быть детализированы. Например: инвестиции до двух лет; от двух до трёх лет; от трех до пяти лет; свыше пяти лет.

4. По формам собственности:

— частные инвестиции –осуществляются физическими и негосударственными юридическими лицами;

— государственные инвестиции –осуществляются центральными и местными органами власти и управления за счёт средств бюджетов, внебюджетных фондов и заёмных средств, а также государственными предприятиями и учреждениями за счёт собственных и заёмных средств;

5. По составу участников:

— иностранные инвестиции –осуществляются иностранными гражданами, юридическими лицами и государствами;

— совместные инвестиции –осуществляются субъектами данной страны и иностранных государств.

Инвестицииприменительно к автотранспортным организациям носят инновационный характер в тех случаях, когда они осуществляются с целью совершенствования технологических процессов ТО и Р, совершенствования организации и управления перевозками пассажиров и грузов.

Инновации могут охватывать как полный научно-технический и производственный цикл создания продукции (услуги), так и его элементы (стадии): научные исследования, проектно-конструкторские работы, внедрение.

Источниками финансирования инвестициймогут быть:

1. собственные финансовые ресурсы (прибыль, денежные накопления, амортизация и т. д.);

2. заёмные средства (банковские кредиты, облигационные займы, средства лизинговых компаний);

3. привлечённые средства (полученные от продажи акций, паевые и иные взносы граждан и юридических лиц);

4. бюджетные средства;

5. внебюджетные средства.

§

Различают статические и динамические методы оценки экономической эффективности инновационных проектов. Статические или простые методы оценкиосновываются на учетных оценках. Денежные потоки, возникающие в разные моменты времени, в рамках этих методов оцениваются как равноценные. Используются главным образом для быстрой и приближённой оценки экономической привлекательности проектов. Обычно рекомендуются для применения на ранних стадиях экспертизы инновационных проектов, а также для проектов, имеющих относительно короткий инвестиционный период. К наиболее часто используемым в практике экономического анализа показателям оценки экономической эффективности проектов в рамках статических методов относятся:

— суммарная (или среднегодовая) прибыль, получаемая в результате реализации проекта;

— рентабельность инвестиций (простая норма прибыли);

— период окупаемости (срок возврата) инвестиций.

Динамические методы оценки экономической эффективностиболее сложны в расчётах, но и более предпочтительны, т. к. они основаны на дисконтированных оценках, обеспечивающих сопоставимость разновременных денежных потоков. Для приведения разновременных затрат и результатов используется норма дисконта (i), равная приемлемой для инвестора норме дохода на капитал. Технически приведение к базисному моменту времени (времени начала осуществления проекта) затрат и результатов, имеющем место на t-ом шаге расчёта реализации проекта, производится путём их умножения на коэффициент дисконтирования (Кд), определяемый для постоянной нормы дисконта как единица делённая на (1 i) в степени минус t.

К динамическим методам оценкиотносят:

— метод чистого дисконтированного дохода;

— метод индекса доходности;

— метод внутренней нормы доходности;

— метод расчёта дисконтированного срока окупаемости инвестиций.

В структурированном виде сведения о перечне статических и динамических методах оценки экономической эффективности проектов представлены ниже:

Методы оценки экономической эффективности инновационных проектов

   
       
Статические Динамические
 
— Суммарная (или среднегодовая)
прибыль, получаемая в результате
реализации проекта
— Рентабельность инвестиций (простая
норма прибыли)
— Период окупаемости (срок возврата) инвестиций
 
 
 
— Метод чистого дисконтированного
дохода (ЧДД)
— Метод индекса доходности (JД)
— Метод внутренней нормы доходности (ВНД)
— Метод срока окупаемости проекта (Ток)
 
     

В рамках динамических методов оценки экономической эффективности проектов выделяют абсолютные, относительные и временные показатели. Сведения об этом представлены ниже:

Показатели оценки экономической эффективности проектов

Показатели Примеры
Абсолютные Чистый дисконтированный доход
Относительные Индекс доходности. Внутренняя норма доходности
Временные Срок (период) окупаемости инвестиций

Формулы для расчёта.

1.

Тема 7. Экономическая схема и эффективность реновации

2. Тема 7. Экономическая схема и эффективность реновации

Где

Тема 7. Экономическая схема и эффективность реновации

3. ВНД находится из следующего уравнения:

Тема 7. Экономическая схема и эффективность реновации = 0

В качестве ВНД здесь выступает i

4.

Тема 7. Экономическая схема и эффективность реновации

Приведенные формулы справедливы для равномерных денежных потоков в течение срока осуществления проекта (или горизонта расчета).

Сведения по условным обозначениям:

Rt – результаты на t-м шаге расчёта, руб.

Зt – затраты (инвестиционные – К и текущие – Зt’ ), руб.

Т – горизонт расчёта, лет

Примечание:

1. горизонт расчёта (расчётный период) принимается с учётом:

— продолжительности создания, эксплуатации и (при необходимости) ликвидации объекта;

— средневзвешенного нормативного срока службы оборудования;

— достижения заданных характеристик прибыли (массы или нормы прибыли);

— требований инвестора.

2. Горизонт расчёта измеряется количеством шагов расчёта. Шагом расчёта при определении показателей эффективности в пределах расчётного периода могут быть: месяц, квартал или год. Рекомендации по выбору шага расчёта:

— в течение первого года – один месяц;

— начиная со второго года и в пределах срока окупаемости – не меньше трёх месяцев;

— за пределами срока окупаемости – от шести месяцев до года.

Критерии оценки экономической эффективности проектов в рамках динамических методов:

1. Метод чистого дисконтированного дохода:

— для отдельных, независимых друг от друга проектов – принимаются проекты, по которым величина ЧДД превышает ноль;

— для взаимоисключающих проектов – принимается проект с наибольшим ЧДД из числа

проектов, у которых ЧДД больше ноля.

2. Метод индекса доходности: могут быть приняты проекты, у которых индекс доходности больше единицы. Если индекс доходности меньше единицы проект не эффективен.

3. Метод внутренней нормы доходности: если полученная расчётным путём ВНД больше или равна требуемой инвестором нормы дохода на капитал, в данный проект оправданы и может рассматриваться вопрос о его принятии.

4. Метод срока окупаемости (определятся на основе дисконтированных оценок). Главное, что следует учитывать – если период окупаемости проекта превышает инвестиционный (расчётный) период, то проект не окупается и является экономически не выгодным.

Литература

1. Бычков В.П. Экономика автотранспортного предприятия. Учебник — М.: Инфра-М, 2006

(2021). – 384с – (Высшее образование), Глава 15 Инвестиционная и инновационная

деятельность

3. Колоскова Л.И., Напхоненко Н.В. Курс лекций по экономике автотранспортных

предприятий: Учебное пособие. – М.-Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ». – 2006 (2021).

— 124с., Опорный конспект лекции 9

3. Раздорожный А. А.Экономика отрасли (автомобильный транспорт): Учеб. пособие

для вузов. — М. : РИОР, 2009. — 314,[2]с. — (Высшее образование). — Библиогр.:с.306-

310. — Прил.:с.283-305. — ISBN 978-5-369-00509-5(в пер.) : Глава 14 Инновационная и

инвестиционная деятельность, их направления на автомобильном транспорте.

4. Сербиновский Б.Ю., Фролов Н.Н., Напхоненко Н.В., Колоскова Л.И., Напхоненко А.А.

Экономика предприятий автомобильного транспорта: Учеб. пособие. – М.: ИКЦ «МарТ»,

Рн/Д: Изд.центр «МарТ», 2006 (2021). – 496 с. (Серия «Экономика и управление»), Глава 11

Инвестиционная деятельность предприятия

5. Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие, 2е изд. – СПб.: Питер, 2006.

– 384с.: ил., Глава 5 Финансирование и оценка эффективности инноваций

6. Экономика автомобильного транспорта: Учеб. пособие для студентов высших учебных

заведений / А. Г. Будрин, Е. В. Будрина, Н.Г.Григорян и др.; Под ред. Г.А. Кононовой – М.:

Издательский центр «Академия», 2005 (2006). – 320 с., Глава 8 Развитие автотранспортного

предприятия, п.8.2 Роль инвестиций в развитии автотранспортных предприятий, Глава 14

Оценка экономической эффективности вложений в транспортную деятельность

7. Экономика предприятия (фирмы): Учеб. для вузов / Под ред.: О. И. Волкова,

О.В.Девяткина; Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.:

Инфра-М, 2009. — 602,[2]с.: ил. — (Высшее образование). — Прил.:с.595. — ISBN 978-5-

16-003556-7(в пер.), Глава 18 Инвестиции; п.18.2 Нововведения; п.18.4 Инвестирование

нововведений; п.18.12 Оценка эффективности инвестиционных проектов

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятиям: «инновация», «инновационный проект», «инвестиции».

Осуществите классификацию инноваций по разным признакам. Приведите примеры

возможных инновационных проектов в автотранспортных организациях.

2. Назовите и охарактеризуйте цели и направления инновационной деятельности на

автомобильном транспорте.

3. Какую роль играют инвестиции в реализации инновационных проектов? Назовите и

охарактеризуйте виды инвестиций.

4. Назовите источники финансирования инвестиций в инновационные проекты.

5. Сформулируйте задачи оценки эффективности инновационных проектов.

6. Какими результатами могут сопровождаться инновационные проекты? Какие результаты

учитываются при оценке экономической эффективности инновационных проектов на уровне

автотранспортной организации?

7. Какими затратами (по группам) сопровождаются инновационные проекты? В чём состоят

отличия инвестиционных затрат от текущих? Конкретизируйте состав затрат на примерах.

8. Чем динамические методы оценки экономической эффективности инновационных проектов

отличаются от статических?

9. Какую роль играет дисконтирование в оценке экономической эффективности

инновационных проектов?

10. Какие динамические методы могут быть использованы для оценки экономической

эффективности инновационных проектов? Назовите показатели в рамках каждого метода и

приведите (запишите) формулы для их определения.

11. Как (по каким критериям) осуществляется выбор инновационного проекта для реализации

на основании каждого динамического метода?

12. Сравните методы оценки экономической эффективности инноваций между собой.

Назовите сильные и слабые стороны каждого метода.

Тема 10. Структура экономической службы автотранспортных предприятий различных форм собственности. Взаимоотношение с инженерно-технической, перевозочной и другими службами. Особенности организации экономических служб малых предприятий

1. Экономическая служба автотранспортных предприятий (организаций) различных форм собственности: роль, составляющие (звенья), задачи и функции.

2. Взаимоотношения экономической службы с инженерно-технической, перевозочной и другими службами автотранспортного предприятия (организации): содержание и обеспечение синхронизации деятельности.

3. Малые автотранспортные предприятия и особенности организации их экономических служб.

§

Экономическая служба автотранспортного предприятия (организации) является составной частью структуры АТП (АТО).

Структура организации характеризуется совокупностью рабочих мест, должностей, органов управления и производственных подразделений, форм их взаимосвязей, обеспечивающих достижение целей организаций.

  Составляющие структуры организации  
       
     
Структура управления   Производственная структура
         

Организационная структура –важная внутренняя переменная организации. Наряду с другими внутренними переменными играет существенную роль в адаптации АТО к внешней среде, а, следовательно, в обеспечении её конкурентоспособности и выживаемости в долгосрочной перспективе. Она закрепляет задачи, функции, права и обязанности за каждым структурным подразделением, обеспечивает их взаимодействие в процессе работы.

Организационная структура должна меняться вместе с изменением стратегии организации.

В составе организационной структуры выделяют:

звенья (службы, подразделения, группы, работники, выполняющие те или функции в соответствии с принятым разделением задач и работ в организации);

связи (горизонтальные и вертикальные, линейные и функциональные, прямые и косвенные, формальные и неформальные) – поддерживают отношения между звеньями;

уровни – та часть организации, в рамках которой и в отношении которой могут приниматься самостоятельные решения без их обязательного согласования с выше и ниже расположенными частями.

Организационная структура может формироваться на основе следующих признаков:

— функционального;

— продуктового;

— территориального;

— проектного.

Пример структуры АТО с выделением экономической службы приведён ниже, на рис. 1. Комментарии по составу экономической службы, её задачах и функциях размещены после рисунка и пояснений к рисунку.

Общее требование к разработке структуры управления предприятием (организацией) – обеспечение принципа системного построения организации, обеспечивающей комплексность управления всеми сторонами производственно-хозяйственной и социально-экономической деятельности

Организация структурного управления предприятием (организацией) в значительной мере зависит от списочного состава автопарка, его назначения, вида выполняемых услуг и т.д.

        Директор автотранспортного предприятия      
                                                           
                              
                                                                           
    Главный бухгалтер     Главный экономист       Главный
инженер
  Директор
по перевозкам
      Начальник филиала    
                                                                                       
Юрисконсульт   Бухгалтерия   Отдел кадров   Экономический отдел   Отдел АСУ   Начальник ремонтных мастерских   Главный механик     Начальник службы охраны   Контрольно-ревизионная служба   Автобусные колонны   Отдел эксплуатации   Диспетчерская служба   Отдел безопасности движения       Отдел технического контроля
                                                                                 
                                            
                                                      

Рис.1. — Организационная структура автотранспортного предприятия

Пояснения к рисунку 1:

В состав бухгалтерии входят бухгалтерская группа (1), расчетная группа (2), касса (3). В состав отдела кадров – начальник отдела (4), старший инженер по кадрам (5), инспекторы по кадрам (6). Экономический отдел возглавляет начальник отдела (7), и в его подчинении находится группа планирования и экономического анализа (8) и группа организации труда и заработной платы (9). В отделе АСУ – начальник отдела (10), группа программно-информационного обеспечения (11) и группа технического обеспечения (12).

Начальнику ремонтных мастерских подчиняются начальник производственных участков (13) и начальник центра управления производством технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей (14). В свою очередь, в распоряжении начальника центра управления производством – начальники дневной и ночной смен участков технического обслуживания и ремонта автомобилей, а также служба помощи на линии

Под руководством главного механика работают главный энергетик (15) главному инженеру подчинены также группа снабжения предприятия материальными ресурсами.

Контрольно-ревизионную группу, включающую в себя контролеров на линии (21), возглавляет старший ревизор (20)

Деятельностью водителей (23) и кондукторов (24) непосредственно руководит начальник автоколонны (22)

Инженеры отдела эксплуатации (26) подчиняются начальнику этого отдела (25), в распоряжении которого находятся линейная служба; группа обработки путевой документации; группа учета и сбора выручки; кассы пригородных маршрутов; автобусные стоянки.

В отделах безопасности движения и технического контроля начальник отдела (27) и (29) руководит деятельностью собственно инженеров (28) и контролирующих мастеров (30).

Структура экономической службы АТО зависит от её размера и принятого разделения труда. В составе зкономической службы могут быть:

Экономический (планово-экономический) отдел– ответственен за организацию планирования и контроль за выполнением планов АТО в целом и её структурных подразделений. В его функции входят:

— разработка структуры обязательных для АТО планов и направление их для утверждения руководящим органам АТО;

— организация работы по составлению планов и прогнозов развития, а также их непосредственное составление;

— разработка нормативных плановых документов для подразделений; подготовка материалов и исходных данных во всех отделах и службах АТО;

— координация работы других подразделений АТО по составлению ими соответствующих разделов планов;

— доведение утверждённых планов до колонн, цехов (участков), служб;

— постоянный контроль за выполнением планов АТО в целом и её структурных подразделений;

— анализ работы АТО и подразделений;

— определение экономической эффективности организационно-технических мероприятий и др.

Отдел труда и заработной платы (ОТИЗ):

— планирует численность персонала по категориям;

— планирует размер фонда оплаты труда;

— разрабатывает положения об оплате труда;

— разрабатывает предложения по повышению производительности труда, внедрению передовых форм организации труда;

— организует нормирование труда;

— контролирует и анализирует выполнение планов по труду и оплате труда;

— ведёт работу по определению и изменению норм выработки и расценок.

В больших по размеру АТО может быть введена должность главного экономиста (заместителя директора по экономике), осуществляющего интеграцию, синхронизацию экономической службы.

Важную роль в обеспечении эффективного функционирования АТО выполняют финансовая служба (финансовый отдел) и бухгалтерская служба (отдел). В функции первой – финансовой —входит:

— определение необходимого объёма финансовых ресурсов;

— привлечение денежных средств;

— распределение средств (ресурсов) между разными направлениями деятельности и подразделениями;

— действия, связанные с приобретением, слиянием активов;

— обоснование вариантов инвестирования;

— разработка финансового плана и организация его выполнения и др.

В функции бухгалтерии входит:

— учёт наличия материальных и денежных ресурсов АТО, их сохранности, движения и уровня использования;

— осуществление оперативной работы по организации расчётов с клиентурой, поставщиками и финансовыми органами;

— установление результатов финансово-хозяйственной деятельности АТО и др.

С помощью бухгалтерского учёта осуществляется контроль за всеми хозяйственными операциями, соблюдением сметно-финансовой дисциплины и выполнением финансового плана.
Вопрос 2. Взаимоотношения экономической службы с инженерно-технической, перевозочной и другими службами автотранспортного предприятия (организации): содержание и обеспечение синхронизации деятельности.

При рассмотрении вопроса 1 характеризовались функции, выполняемые экономической службой автотранспортного предприятия (организации). Успешная реализация этих функций требует тесного взаимодействия экономической службы с другими службами АТП (АТО), прежде всего с инженерно-технической и перевозочной. Экономическая служба анализирует работу организации в целом, её подразделений и служб, организует и методически обеспечивает разработку планов в подразделениях и службах, осуществляет контроль за их выполнением; выдвигает перед руководителями соответствующих служб задачи, связанные с совершенствованием транспортного процесса и процессов ТО и Р, эффективным использованием подвижного состава и материально-технической базы АТП (АТО).

Какие будут получены экономические показатели, зависит от результатов работы инженерно-технической, перевозочной и других служб АТП (АТО). Руководители названных служб должны обеспечивать достижение наилучших результатов своих служб, поддерживать используемые ресурсы в работоспособном состоянии, заботиться об их обновлении и эффективном использовании, разрабатывать и внедрять инновационные проекты. Эффективность инновационных проектов должна определять экономическая служба.

Таким образом, для обеспечения эффективного функционирования АТП (АТО) все его (её) службы должны работать согласовано.

Примечание:успешное усвоение данного вопроса предполагает знание важнейших показателей, характеризующих результаты деятельности каждой службы, прежде всего инженерно-технической и перевозочной (речь идёт о технических и эксплуатационных показателях). Значение этих показателей определяет величину экономических показателей.

§

В данном вопросе речь идёт о направлениях использования прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль или чистой прибыли отчётного периода (далее в тексте – прибыль чистая). Распределение чистой прибыли является самостоятельной функцией хозяйствующего субъекта и зависит от организационно-правовой формы организации. В общем случае можно говорить о следующих направлениях использования чистой прибыли: создание финансового резерва; фонда накопления; фонда потребления; благотворительные цели, уплату в бюджет экономических санкций, связанных с нарушением организацией действующего законодательства. Автотранспортные организации, осуществляющие международные перевозки грузов и пассажиров, формируют также за счёт чистой прибыли валютный фонд.

Фонд накопленияпредназначен для развития производства. Из этого фонда организация обеспечивает прирост оборотных средств, финансирует капитальные вложения. Средства фонда накопления направляются на производственное развитие АТО, техническое перевооружение, реконструкцию, расширение, освоение производства новой продукции (оказание новых видов услуг), на строительство и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологии в действующих организациях и иные аналогичные цели, предусмотренные учредительными документами организации.

За счёт фонда накопления финансируются главным образом капитальные вложения на производственное развитие.

Фонд потреблениянаправляется на удовлетворение материальных потребностей работников организации, финансирование объектов непроизводственной сферы (при её наличии на балансе АТО), выплаты компенсационного характера и выплаты (в зависимости от организационно-правовой формы) дивидендов (дохода на капитал). Из фонда потребления осуществляются выплаты работникам вознаграждения по итогам работы за год; выплата единовременных поощрений за выполнение особо важных заданий; оплата дополнительных (сверх предусмотренных законодательством РФ) отпусков; оказание материальной помощи и др. Средства данного фонда расходуются также на проведение спортивных и оздоровительных мероприятий, удешевление стоимости питания, частичное погашение кредита на улучшение жилищных условий, беспроцентные ссуды молодым семьям и другие цели, предусмотренные мероприятиями по социальному развитию трудовых коллективов.

Резервный фонд(финансовый резерв) – денежный фонд, который создаётся для поддержания устойчивого финансового положения АТО. Он используется прежде всего для покрытия убытков организации.

Структура распределения чистой прибыли определяется самой организацией по согласованию с учредителем. Состав формируемых фондов и резервов предусматривается учредительными документами автотранспортной организации.

Литература

1. Бычков В.П. Экономика автотранспортного предприятия. Учебник — М.: Инфра-М, 2006 (2021). – 384с – (Высшее образование), Глава 12 Финансовые ресурсы автотранспортных предприятий – в части прибыли

2. Колоскова Л.И., Напхоненко Н.В. Курс лекций по экономике автотранспортных предприятий: Учебное пособие. – М.-Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ». – 2006 (2021). — 124с., Опорный конспект лекции 8, п.8.1 Прибыль предприятия: сущность, виды, методы планирования, п.8.2 механизм формирования и распределения прибыли

3. Раздорожный А. А.Экономика отрасли (автомобильный транспорт) : Учеб. пособие для вузов. — М.: РИОР, 2009. — 314,[2]с. — (Высшее образование). — Библиогр.:с.306-310. — Прил.:с.283-305. — ISBN 978-5-369-00509-5(в пер.): Глава 9 Финансы предприятия – в части прибыли

4. Сербиновский Б.Ю., Фролов Н.Н., Напхоненко Н.В., Колоскова Л.И., Напхоненко А.А. Экономика предприятий автомобильного транспорта: Учеб.пособие. – М.: ИКЦ «МарТ», Рн/Д: Изд.центр «МарТ», 2006 (2021). – 496 с. (Серия «Экономика и управление»), Глава 10. – в части прибыли

5. Экономика автомобильного транспорта: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / А. Г. Будрин, Е. В. Будрина, Н.Г.Григорян и др.; Под ред. Г.А. Кононовой – М.: Издательский центр «Академия», 2005 (2006). – 320 с., Глава 6, п.6.4 – в части прибыли

6. Экономика предприятия (фирмы): Учеб. для вузов / Под ред. О.И.Волкова, О.В.Девяткина; Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Инфра-М, 2009. — 602,[2]с.: ил. — (Высшее образование). — Прил.:с.595. — ISBN 978-5-16-003556-7(в пер.), Глава 8, п. 8.5 Прибыль

Вопросы для самоконтроля

1. Какое влияние на величину прибыли может оказать служба, осуществляющая управление

перевозками? За счёт чего (каких показателей деятельности)?

2. Какое влияние на величину прибыли может оказать инженерно-техническая служба,

осуществляющая управление процессами ТО и ремонта? Посредством чего (каких

показателей деятельности)?

3. Какие действия должна предпринять служба, осуществляющая управление перевозками,

для того чтобы обеспечить эффективную эксплуатацию технически исправного

подвижного состава?

4. Назовите и охарактеризуйте направления использования прибыли АТП (АТО)?

§

1. Состав и содержание действующего законодательства Российской Федерации, регламентирующего принципы экономического и юридического обслуживания владельцев транспортных средств, участвующих в коммерческом транспортном бизнесе.

Вопрос 1. Состав и содержание действующего законодательства Российской Федерации, регламентирующего принципы экономического и юридического обслуживания владельцев транспортных средств, участвующих в коммерческом транспортном бизнесе

Основные законодательные акты РФ, регламентирующие принципы экономического и юридического обслуживания владельцев транспортных средств следующие:

— Налоговый Кодекс РФ, законы субъектов РФ о налогах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах;

— Гражданского кодекса РФ (далее в тексте – ГК РФ), в части, касающейся автомобильного транспорта (ст. 789, п. 3, ст. 1079 и др.);

— Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее в тексте – КоАП РФ);

— ФЗ РФ от 08. 08. 2001 №129-ФЗ «О регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с изменениями от 26. 06. 2003 №76-ФЗ, от 23. 12. 2021 №387-ФЗ, от 01. 07. 2021 и последующими;

— ФЗ РФ от 08. 11. 2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» — в части автомобильного транспорта;

— Постановление Правительства РФ от 22. 07. 2008 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»;

— Постановление Правительства РФ от 14. 02. 2009 №112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»;

— Постановление Правительства РФ от 15. 04. 2021 №272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом;

— ФЗ РФ от 25. 04. 2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» с учётом последующих изменений и дополнений;

— ФЗ РФ от 10. 12. 1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» с учётом последующих изменений и дополнений;

— ФЗ РФ от 24. 07. 2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» с изменениями от 18. 10. 2007, 22 .07. 2008, 02. 08 и 27. 12 2009 и последующих изменений и дополнений;

— ФЗ РФ от 01. 07. 2021 №170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и др.

НК РФ устанавливает: виды налогов и сборов, взимаемых в РФ с субъектов хозяйствования; общие принципы налогообложения, основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий и их должностных лиц.

ФЗ РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства; определяет инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; виды и формы поддержки.

Постановление Правительства РФ «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» устанавливает предельные значения выручки для микро предприятий, малых и средних.

ГК РФустанавливает обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии (ст. 789), основания допущения солидарной ответственности владельцев разных транспортных средств, участвовавшим в дорожно-транспортном происшествии.

Кодекс РФ об административных правоотношенияхопределяет административную ответственность собственников (владельцев) транспортных средств.

ФЗ РФ «О регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регулирует отношения, возникающие в связи государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации, ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы; государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственную регистрацию при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей; документы, предоставляемые при государственной регистрации и порядок государственной регистрации.

Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспортарегулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом, общие условия и правила перевозок пассажиров, багажа, грузов. Непосредственно правила перевозок пассажиров и багажа регламентируются Постановление Правительства РФ от 14. 02. 2009 №112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», Правила перевозок грузов — Постановлением Правительства РФ от 15. 04. 2021 №272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом.

ФЗ РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»устанавливает обязательность страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, условия и порядок страхования.

ФЗ РФ «О безопасности дорожного движения»определяет порядок и условия запрещения эксплуатации транспортных средств.

ФЗ РФ «О техническом осмотре транспортных средств»определяет условия и принципы проведения технического осмотра транспортных средств.

Литература (источники)

1. Гражданский кодекс РФ, части 1, 2, 3, 4 с учётом изменений, внесённых по состоянию

на 05. 08. 2021 и последующих

2. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30. 12. 2001 с учётом

последующих изменений и дополнений

3. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31. 07. 1998 №146-ФЗ в

редакции от 26.11.2008, с изменениями от 17.03.2009 и последующими (изменениями

и дополнениями) и Часть II от 05.08.2009 №117-ФЗ в редакции от 19.07.2009 и

последующими изменениями и дополнениями

4. ФЗ РФ от 08. 08. 2001 №129-ФЗ «О регистрации юридических лиц и индивидуальных

предпринимателей» с изменениями от 26. 06. 2003 №76-ФЗ, от 23. 12. 2021 №387-ФЗ,

от 01. 07. 2021 и последующими

5. ФЗ РФ от 24. 07. 2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в

Российской Федерации» с изменениями от 18. 10. 2007, 22 .07. 2008, 02. 08 и 27. 12

2009 и последующих изменений и дополнений

6. Постановление Правительства РФ от 22. 07. 2008 «О предельных значениях выручки от

реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего

предпринимательства»

7. ФЗ РФ от 08. 11. 2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского

наземного электрического транспорта» — в части автомобильного транспорта

8. Постановление Правительства РФ от 14. 02. 2009 №112 «Об утверждении Правил

перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным

электрическим транспортом»

9. Постановление Правительства РФ от 15. 04. 2021 №272 «Об утверждении Правил

перевозок грузов автомобильным транспортом

10. ФЗ РФ от 25. 04. 2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской

ответственности владельцев транспортных средств» с учётом последующих изменений

и дополнений

11. ФЗ РФ от 10.12. 1995 №195-ФЗ «О безопасности дорожного движения» с учётом

последующих изменений и дополнений

12. ФЗ РФ от 01. 07. 2021 №170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о

внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» с учётом последующих

изменений и дополнений

Вопросы для самоконтроля

1. Какие действующие законодательные акты РФ регламентируют принципы

экономического и юридического обслуживания владельцев автотранспортных средств?

2. Что конкретно регламентируют названные выше законодательные документы? Какое

значение имеет эта регламентация для деятельности субъектов хозяйствования на

автомобильном транспорте?

§

Объём услуг по нетранспортной деятельности, также как и по транспортной, может быть измерен в натуральном и стоимостном выражении. Например, услуги (работы) по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств клиентов в натуральном выраженииизмеряются, как правило, в человеко-часах; количестве технических обслуживаний и выполненных ремонтов по видам технического обслуживания и ремонта и типам подвижного состава.

Объём оказанных услуг в стоимостном выраженииотражает количество денежных средств, полученных от клиентов, за оказанные услуги (выручка от реализации услуг).

Издержки текущего периода на оказание услуг, относящихся к нетранспортным видам деятельности, также как и при оказании перевозочных услуг, классифицируются по элементам, статьям, на прямые и косвенные, переменные и постоянные. При этом следует иметь в виду, что деление текущих издержек на переменные и постоянные при оказании этих услуг осуществляется в зависимости от их объёма. Назначение (цели) перечисленных видов классификации услуг те же, что и при оказании перевозочных услуг.

Тарифы на оказание нетранспортных услуг устанавливаются по их видам автотранспортной организацией таким образом, чтобы покрыть совокупные текущие издержки по соответствующему виду нетранспортной деятельности и обеспечить получение разумной прибыли.

Выручка от осуществления нетранспортной деятельности определяется как произведение тарифов, установленных по видам нетранспортных деятельности, на объём оказанных услуг по соответствующим видам нетранспортной деятельности.

Расчёт прибыли аналогичен расчёту прибыли по перевозочным услугам. Например, прибыль от оказания услуг по ремонту транспортных средств клиентам равна разнице выручки от оказания названных выше услуг и текущих расходов на их оказание (себестоимости выполненных работ).

Литература

1. Бычков В.П. Экономика автотранспортного предприятия. Учебник — М.: Инфра-М, 2006 (2021). – 384с – (Высшее образование), Глава 2, п. 2.3. Конкурентоспособность транспортных услуг

2. Раздорожный А. А. Экономика отрасли (автомобильный транспорт): учеб. пособие. – М.: РИОР, 2009. – 316с. – (Высшее образование), Глава 1, п. 1.9. Продукция автомобильного транспорта и её измерение

3. Сербиновский Б.Ю., Фролов Н.Н., Напхоненко Н.В., Колоскова Л.И., Напхоненко А.А.

Экономика предприятий автомобильного транспорта: Учеб.пособие. – М.: ИКЦ «МарТ», Рн/Д: Изд.центр «МарТ», 2006 (2021). – 496 с. (Серия «Экономика и управление»), Глава 1, п. 1.1. Предприятия автомобильного транспорта на рынке транспортных услуг

4. Экономика автомобильного транспорта: Учеб. пособие для студентов высших учебных

заведений / А.Г. Будрин, Е.В. Будрина, Н.Г.Григорян и др.; Под ред. Г.А. Кононовой –

М.: Издательский центр «Академия», 2005 (2006). – 320 с., Глава 1- в части

нетранспортных видов деятельности.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите и охарактеризуйте возможные виды нетранспортной деятельности

организаций автомобильного транспорта.

2. Какие причины вызывают необходимость осуществления нетранспортной

деятельности автотранспортными предприятиями (организациями)?

3. В чем состоит значение не транспортных видов деятельности для автотранспортных

организаций?

4. Как осуществляется расчёт экономических показателей применительно к

нетранспортным видам деятельности?

Задания для самостоятельной работы

Для каждой темы дисциплины «Экономика автотранспортного предприятия» обязательным является составление логической схемы, структурирующей сведения по соответствующей теме и позволяющей лучше освоить материал и достичь лучшего понимания изучаемого предмета. С этой целью при прочтении студентом литературы, рекомендованной к каждой теме, (после прослушивания лекции в аудитории) выделяются ключевые понятия и категории (они выписываются вначале на отдельный лист) и устанавливаются взаимосвязи между ними. Затем в специальной тетради для логических схем графически изображается структура, включающая выбранные понятия и категории с учетом взаимосвязи между ними. Графические материалы могут сопровождаться краткими комментариями и обязательным к составлению словарем профессиональных терминов (глоссарием), содержащим новые понятия и их определения. Словарь терминов может размещается внутри логической схемы или следом за ней.

Ниже на рисунке 1 представлен фрагмент логической схемы базы знаний по теме 1 «Показатели экономической эффективности работы автотранспортного предприятия», раскрывающий содержание первого вопроса «Автотранспортное предприятие (организация) как субъект хозяйствования: характеристика и роль».

Составленная студентом логическая схема подлежит обсуждению с преподавателем.

Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Экономика автотранспортного предприятия» предполагает также подготовку ответов на вопросы для самоконтроля и к практическим занятиям, а для студентов заочного обучения дополнительно – выполнение контрольной работы. Необходимые сведения, касающиеся подготовки к практическим занятиям, содержатся в документе «Задания и методические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине «Экономика автотранспортного предприятия», входящим в учебно-методический комплекс названной выше дисциплины.

Необходимые сведения по контрольной работе приведены в Заданиях для контрольных работ и методических указаниях к ним для студентов заочной формы обучения, также входящим в учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономика автотранспортного предприятия».

Подробные методические рекомендации для студентов по самостоятельной работе содержаться в разделе 3.6 рабочей программы по дисциплине «Экономика автотранспортного предприятия».

Тема 7. Экономическая схема и эффективность реновацииТема 7. Экономическая схема и эффективность реновации Рис. 1 — Фрагмент логической схемы базы знаний, касающейся характеристики автотранспортного предприятия (организации) как субъекта хозяйствования

* Отмеченное данным знаком конкретизируется дальше: либо на этом же листе, либо на последующих

Читайте также:  В Южном Тушине началось строительство жилого дома по программе реновации / Новости города / Сайт Москвы
Ссылка на основную публикацию