
Содержание:
«бери, что дают и не задавай вопросов»: реальная практика московской реновации
Московские власти создали условия для переселения участников реновации в неравнозначные квартиры по «секретным» документам, которых по всей вероятности, просто не существует в природе.О том, как работает схема переселения, рассказал представитель московской группы защиты прав москвичей Клим ЛИХАЧЕВ:
Если с первым и последним критериями всё более-менее ясно, то размыто-отсылочный, спрятанный в тексте посредине, второй критерий дарит широкий простор для злоупотреблений московским чиновникам. Могли ли вы представить, что «стандарты благоустройства» и «улучшенная отделка» в исполнении московских реноваторов будут использоваться для ухудшения вашего положения как основание для предоставления гораздо более неликвидной квартиры в новостройке, чем даже, утрированно, прежняя квартира в убитой хрущевке.
Для запуска первой волны переселения московские власти должны были найти новые стартовые площадки или приобрести для нужд реновации уже готовые или находящиеся в стадии строительства дома.
Я убежден, что строительное лобби изначально задумывало реновацию еще более грабительской по отношению к горожанам, чем даже её текущая антисоциальная реализация. Судя по тому, как всё начиналось, первоначальный план был прост: освободить дорогую московскую землю занятую пятиэтажками, переселив людей в неликвидные многоэтажные свечки без полноценных дворов и парковок. Однако пришлось немного отступить, умерив свои аппетиты, из-за многочисленных депутатских поправок и масштабного протеста москвичей.
Предшествовал реализации подготовительный этап московской схемы. В продолжение федерального закона Правительству Москвы нужно было разработать ряд постановлений, чтобы создать подконтрольную чиновникам «кубышку», в которую можно было бы слить бюджетные ресурсы, а вместе с тем и перекинуть бОльшую часть ответственности за реализацию программы на кого-то другого, выбрать стартовые площадки или попытаться реализовать имеющиеся многомиллионные ресурсы малоликвидного жилья, а перед этим определиться с московскими стандартами улучшенной отделки жилья. Ведь нельзя для нужд реновации строить жилье, в котором нельзя реализовать требования к улучшенной отделке, так как это один из обязательных критериев равнозначности квартиры.
А теперь следите «за руками»: очередность принятия этих постановлений, которая подтверждает, что все планировалось с самого начала. 8 августа 2021 года первыми принимаются постановления об утверждении требований улучшенной отделки равнозначных квартир № 516 и учреждении Московского фонда реновации жилой застройки («кубышки») и только потом, через полтора месяца – 26 сентября постановление № 708, которым закрепили перечень стартовых площадок и почти готовых домов, возводимых в рамках других инвестиционных программ, но вдруг предназначенных для переселения участников реновации первой волны.
Большая часть домов, переданных для переселения по реновации в рамках первой волны и определенных постановлением № 708, не соответствовала требованиям улучшенной отделки и не могла соответствовать в силу их конструктивных особенностей, этого московские чиновники не могли не знать или же они просто профнепригодны.
Я думаю, что чиновники знали, что предоставляемое ими жилье не являлось равнозначным. Именно поэтому я обращаю внимание на даты и последовательность принятых постановлений Правительства Москвы. А многочисленные участники реновации, добровольно согласившиеся на участие в программе, и представить себе не могли, что предлагаемые Департаментом городского имущества г. Москвы квартиры для переселения могут быть неравнозначными. Например, достаточная часть жителей Пресненского района полностью «проглотила» предложенные им варианты для переселения в 45-этажные башни на Мукомольном проезде д. 2. Этот дом не строился под реновацию, а квартиры в нем не соответствуют требованиям улучшенной отделки, а значит не являются равнозначными. В непосредственной «близости» от башен Москва Сити переселенцы подумали, что максимально приблизились к небожителям, проживающим в стеклянных небоскребах, и совсем не заметили, что у них нет балконов… Сейчас из этого дома большое количество объявлений о продаже, но рынок жилья в Москве перенасыщен, и покупать квартиры без собственной парковки, зеленой зоны, собственного двора в окружении железных дорог никто не спешит.
В разных районах разные реалии и качество неравнозначных квартир также отличается. Конечно, многие соглашались на неравнозначные варианты по собственной воле, добросовестно заблуждаясь относительно качественных характеристик предоставляемых квартир или же полагая, что следующий вариант будет еще хуже – об этом рассказывали сами участники реновации. Но нашлись сотни людей, которые проверяли не только количество и площадь комнат, но еще и перечень требований улучшенной отделки, а выявив несоответствия, отказывались от переезда. Первые случаи мотивированных отказов от переезда вызвали приостановку выдачи «ордеров» и другим соседям. Это остановило переселение первой волны и создало феномен частично расселенных домов, которые были выселены не полностью, на 50-80 процентов, а в остальных квартирах продолжали жить «отказники». Дело в том, что в судебном порядке их можно было выселить только в случае отказа от предоставленной равнозначной квартиры.
С принудительным судебным выселением столкнулись участники программы реновации, проживающие в районах Бескудниковский, Кунцево, Проспект Вернадского – и сейчас здесь продолжается самое громкое скандальное переселение.
Среди многочисленных примеров отсутствия улучшенной отделки были ситуации с размером ванны. Представьте, почти 60 лет назад строили малогабаритные квартиры для расселения бараков и коммунальных квартир с «шикарными» в то время ваннами длиной 150 см. И вот, спустя 60 лет, московские власти разрабатывают новые стандарты жилищного реновационного комфорта с длиной ванны не менее 170 см, да только это так и осталось во многих случаях «на бумаге», на деле длина ванны осталась прежней. Конструктивные особенности достаточной части домов, включенных в постановление № 708, просто не предусматривали новые стандарты.
Но принудительное выселение состоялось. Почти через год после первых мотивированных отказов от переселения 11 ноября 2021 года Правительство Москвы принимает новое постановление № 1465, которое вносит изменения в постановления Правительства Москвы от 8 августа 2021 г. N 516-ПП и от 8 августа 2021 г. N 517-ПП. Правительство Москвы фактически наделило Московский фонд реновации правом издать нормативный правовой акт, лишающий неопределенный круг лиц, а это тысячи москвичей — участников реновации, права на получение равнозначной квартиры. Теперь Фонд своими решениями может определять, имеет ли право участник программы реновации на улучшенную отделку или должен ехать в неликвидные квартиры, которые чиновникам нужно реализовать, а Департамент городского имущества г. Москвы получил возможность принудительного судебного выселения участников реновации в обход их законных требований. При этом власти продолжают заявлять, что в судебном порядке выселяются единицы, этих людей нам представляют недовольными сутягами, обнаглевшими хапугами.
Полагаю, что статистика «принудительного» судебного выселения была занижена. Можно с определенной уверенностью сказать, что у судов могли быть специальные инструкции на этот счет, например, при поступлении исковых заявлений от ДГИ г. Москвы о выселении участников реновации в судах общей юрисдикции присваивались различные шифры категории рассматриваемых дел, что серьезно усложняет сбор статистических данных. Такая практика зафиксирована не только в разных судах, но и при рассмотрении дел одним судьей. В Тимирязевском районном суде делу № 02-1115/2020 присвоен шифр 146 – «иные споры, связанные с землепользованием», по делу № 02-1298/2020 присвоен шифр 127 – «иные жилищные споры», по делу № 02-1281/2020 шифр 111 – «о выселении из жилого помещения, принадлежащего на праве собственности». В Никулинском районном суде использовался шифр 129 – «о признании права собственности на садовые участки и объекты недвижимости» по делу № 02-0806/2020. Всего после ноябрьского постановления только в Тимирязевском, Кунцевском, Никулинском судах были рассмотрены и «подготовлены» к выселению дела в отношении 24 московских семей. Учитывая, что эти семьи проживали в 3 разных районах, только для удовлетворения их нужд нужно было построить не менее трех многоквартирных домов с равнозначными квартирами, другие жители – их соседи, ранее согласившиеся на переезд и переехавшие в неравнозначные квартиры, могли заявить свои законные требования. Тогда пришлось бы сносить многоэтажные дома, ранее построенные по инвестиционной программе, и строить на их месте уже соответствующие реновации. Понимаете, это многомиллиардные убытки, возможно, уголовные дела для чиновников…
При этом Департамент городского имущества г. Москвы, как и чиновники от градостроительного блока Москвы «не считают», что москвичи были переселены в неравнозначные квартиры. Они активно применяют введенную постановлением № 1465 формулировку, называя предлагаемые квартиры – «квартирами с особенностями применения Требований к улучшенной отделке равнозначных помещений». Сколько точно таких случаев в Москве сложно сказать, как видите, еще и суды препятствуют сбору статистики.
Несмотря на то, что было принято постановление Правительства Москвы, которое внесло изменения в постановления 516, 517, наделив Фонд реновации «свободой» определять к какому многоквартирному дому применять особенности применения Требований улучшенной отделки – выселение не было законным.
Департамент городского имущества г. Москвы ни по одному из рассмотренных дел, выступая в качестве истца о судебном выселении, не доказал, что такие решения применялись фондом реновации. Не были предоставлены соответствующие документы в суд. Я проанализировал судебные решения, которые находятся в открытом доступе, вот номера дел, вы и сами можете в этом легко убедиться: в Тимирязевском суде 02-1298/2020, 02-1288/2020, 02-1281/2020, 02-1138/2020, 02-1115/2020, 02-1079/2020, 02-0765/2020, в Кунцевском 02-2083/2020, в Никулинском 02-3036/2020, 02-3032/2020, 02-3029/2020, 02-1329/2020, 02-1325/2020, 02-1322/2020, 02-1319/2020, 02-1317/2020, 02-1317/2020, 02-1316/2020, 02-0809/2020, 02-0803/2020, 02-0806/2020, 02-0807/2020, 02-0804/2020…
Это определенно грубейшее процессуальное нарушение. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований. Это закон, правило, это норма гражданского процесса. Посмотрев приведенные материалы гражданских дел вы увидите, что из двадцати с лишним дел, только одна пятая часть участников реновации, которых принудительно выселяли в судебном порядке, обращалась за юридической помощью.
Это говорит о том, что участники реновации, как многочисленная категория жителей Москвы, оказались не в состоянии обеспечить себе помощь профессионального юриста или отнеслись к своей защите легкомысленно, возможно, они не ожидали, что само государство в лице московских чиновников так поступит с ними, а суд встанет на защиту несправедливой позиции чиновников. Таких людей легче всего поразить в правах. Дела, в которых принимали участие представители, я посмотрел гораздо подробнее. Многие представители ссылались на 516 постановление Правительства, заявляя о недопустимости переселения в квартиры без улучшенной отделки, я пошел немного дальше и сразу стал требовать представления соответствующих решений Фонда реновации. Полагаю, что ДГИ г. Москвы просто и без особых усилий, часто без предоставления соответствующих документов побеждал в суде, не встречая серьезного сопротивления, пока мы не встретились.
Одно из дел № 02-0808/2020 в Никулинском районном суде, где я защищал семью Смирновых. Здесь тот самый случай с ванной менее 170 см – ниже предусмотренного минимального стандарта. Семья Смирновых одной из первых в Москве заявила о своем мотивированном отказе от переезда, а их история вызвала общественный резонанс благодаря поддержке Московской группы защиты прав москвичей при реализации программы реновации. Тогда еще был получен ответ от руководства Департамента строительства города Москвы о том, что в доме, предложенном им для переселения в силу конструктивных особенностей нельзя установить ванну с минимальными установленными требованиями длиной 170 см. Это дом № 58 на улице проспект Вернадского.
Целый год семью не трогали, но спустя 2 недели после принятия постановления №1465 подали иск о выселении. Я тогда заявлял ходатайство о представлении документов Фонда, и суд его удовлетворил, хотя ДГИ г. Москвы и представитель прокурора активно возражали. Первые заседания откладывались, так как ДГИ г. Москвы не нашел в своем ведомстве соответствующих решений, тогда суд вынес определение об их истребовании. ДГИ г. Москвы продолжал затягивать процесс, но документов так и не предоставил. Сначала предоставил простую справку от Фонда реновации о том, что все решения приняты, и хотя дом без улучшенной отделки – в данном случае квартиру можно считать равнозначной.
Конечно, меня такой ответ не устроил и суд направил повторный запрос. На него была предоставлена невнятная выписка по одному из решений фонда, но только по этой выписке суд так и не смог разобрать, когда было принято это решение, кто и когда производил созыв собрания, кто участвовал в принятии решения. Мне кажется, что на этом этапе уже стало работать «телефонное» право – и на основании откровенно ненадлежащей выписки иск был удовлетворен Никулинским судом, а позднее решение суда было оставлено Мосгорсудом без изменения, хотят и Мосгорсуд не смог определить дату собрания, кто принимал соответствующие решения, а, если не установлена дата принятия решения и персональный состав участников, принимавших решение, значит и решения могло не быть.
Я полагаю, Департамент городского имущества г. Москвы и Московский фонд реновации жилой застройки не предоставили запрашиваемые судом документы по той причине, что их просто не существует. Чиновники опять удобно для себя решили, что все «прокатит». Ведь приняли постановление Москвы, внесли изменения, переложили всю ответственность за непредоставление равнозначных квартир без улучшенной отделки на некий обезличенный Фонд реновации, освоили бюджетные деньги, малоликвидные квартиры реализовали, да еще и москвичей в них запихнули, а самое главное — в этом не замешаны ни Собянин, ни его Правительство. Да только вот Фонд не безликий. В постановлении № 517, которым был учрежден Московский фонд реновации жилой застройки был утвержден и персональный состав лиц, которые принимают основополагающие решения. Среди них тот самый Собянин С.С., Хуснуллин М.Ш., Сергунина Н.А. Ракова А.В. и другие высокопоставленные чиновники Правительства Москвы и Правительства России. Получается, что чиновники Правительства Москвы, переложившие всю ответственность за провальные решения по реновации на Фонд, все-таки могут быть втянуты в очередной скандал по неисполнению принятых обещаний и своих же нормативов.
Если бы Департамент городского имущества г. Москвы предоставил запрашиваемые нами документы еще на первом заседании по собственной инициативе, то на нем бы рассмотрение дела и завершилось бы, не растягиваясь с ноября 2021 до октября 2020 года. Вместо этого «представитель» города требовал немедленного выселения москвичей из квартиры, принадлежавшей им на праве собственности без права на апелляционное обжалование, заявляя о каких-то убытках, которые якобы были причинены отказом от добровольного переселения. И, хотя суд удовлетворил такое безосновательное ходатайство через полгода после его заявления вместе с удовлетворением исковых требований истца, городу не удалось исполнить принудительное выселение. На уже выданные исполнительные листы и возбужденное исполнительное производство мы ответили определением Мосгорсуда о приостановлении исполнительных действий.
Сейчас, учитывая, что решение суда первой инстанции апелляционным определением оставлено без изменения, Смирновым придется переехать в ту неравнозначную реновационную квартиру. Этого потребуют приставы сразу после получения определения Мосгорсуда, так как исполнительные действия были приостановлены до рассмотрения нашей апелляционной жалобы. Смирновы согласны на переезд добровольно, но и добровольный порядок переселения сейчас пока не может быть исполнен. В связи с предпринятыми мерами по борьбе распространением коронавирусной инфекцией – судебные канцелярии не ведут прием граждан и не выдают судебные решения. Несмотря на предстоящий переезд в малоликвидную неравнозначную квартиру, борьба за жилищные права будет продолжена, но дальнейшую стратегию защиты раскрывать сейчас преждевременно, это может повредить моим доверителям. Могу только сказать, что нам еще предстоят другие судебные процессы и не исключено, что реновационная квартира станет промежуточным вариантом проживания, пока Смирновым не будет предоставлена действительно равнозначная квартира.
Опубликованы этапы переселения участников программы реновации
Ознакомиться с официальным приказом о переселении можно здесь.
Переселение по программе реновации ориентировочно запланировано в три этапа.
Первый этап предполагает начало переезда почти 170 тыс. москвичей в течение 2020-2024 годов – это 930 домов.
В рамках второго этапа с 2025 по 2028 годы планируется начать переселение из более чем 1630 домов – порядка 330 тыс. москвичей.
Третьим этапом в 2029-2032 годах пройдет переселение около 380 тыс. человек, более 1800 домов.
Этапы переселения являются ориентировочными – в зависимости от хода работ сроки могут меняться.
Переселение по реновации будет проводиться в границах своего района, а на территории Троицкого и Новомосковского округов (ТиНАО) и Зеленограда – в границах административного округа. Сроки могут быть скорректированы по мере проектирования и строительства домов.
Отдельно отметим, что в опубликованный ориентировочный перечень не включены сроки переселения 688 домов. По этим территориям идет доработка градостроительной документации и жителей отдельно уведомят о сроках переезда после ее утверждения, но не позднее конца первого квартала 2021 года.
Для подготовки перечня этапов и сроков переселения специалисты провели большую работу, учтя множество факторов:
- наличие свободных земельных участков в пределах квартала, максимально приближенных к домам, включенным в программу реновации;
- параметры объектов с учетом градостроительных ограничений и возможности строительства;
- возможность формирования квартирографии домов для переселения исходя из принципов равнозначности (жилая площадь не меньше, общая больше, наличие больших кухонь, санузлов, коридоров и балконов);
- возможность предоставления вариативности и докупки жилой площади при переселении, в том числе с учетом демографического прогноза;
- возможность расселения коммунальных квартир, общежитий и очередников;
- требования градостроительного проектирования и соблюдения действующих строительных норм и правил, в том числе и в части соблюдения санитарно-эпидемиологических требований и безопасности;
- транспортная доступность и обеспеченность машиноместами строящегося объекта;
- возможность отключения c наименьшими затратами сносимых домов от сетей инженерного обеспечения, питающих опорную застройку (наличие транзитных магистралей);
- возможность разместить на месте сноса переселяемых домов стартовых площадок второй волны переселения с более высокими параметрами с целью ускорения реализации программы;
- возможность организации на месте сноса более благоприятной городской среды с размещением зон отдыха, детских площадок, объектов сопутствующей инфраструктуры с проведением на завершающем этапе комплексного благоустройства.
Первый этап – наименьший по количеству земельных участков для размещения стартовых домов. Это связано, прежде всего, со стесненными условиями в условиях окружающей застройки, наличием инженерных коммуникаций, градостроительными ограничениями, а также требованиями инсоляции. На втором и третьем этапах, благодаря тщательно проработанной градостроительной документации, формируются большие по размеру территории, и таких проблем становится меньше.
Помимо этого, этапность обусловлена спецификой организации строительства в крупных городах и необходимостью обеспечения комфорта для жителей сохраняемой застройки. К тому же именно на 2-м и 3-м этапах строится больше социальной инфраструктуры для комфортного проживания жителей.
Подготовленные предложения по этапам и срокам переселения позволяют решить задачу по реализации программы таким образом, чтобы москвичи переехали из ветхого жилья в удобные, качественные, комфортные квартиры к 2032 году. При этом, по оценкам специалистов, жители, чьи дома попали в первый этап переселения, несколько выигрывают во времени. Однако переезжающие в рамках второго и третьего этапов получат более широкие возможности переезда и выбора квартиры в домах ближе к месту привычного проживания за счет строительства жилья на месте снесенных объектов первого этапа.
Городские власти приложат все усилия для ускорения работы над реализацией программы реновации, чтобы все ее участники смогли улучшить свои жилищные условия в приемлемые сроки.
В настоящее время, с начала реализации программы реновации, переселены и находятся в стадии переселения порядка 25 тыс. человек. Для этих целей уже построено 60 новых домов. Еще 172 дома с общей площадью 2,5 млн кв. метров строятся.
Под расселением находятся 155 домов, из которых 27 уже полностью расселены и снесены.
Напомним, мэр Москвы Сергей Собянин 1 августа 2021 года утвердил программу реновации жилищного фонда. Она предусматривает расселение более 350 тыс. квартир. В программу включено 5174 дома.
В адресный перечень входят 453 стартовые площадки с объемом строительства более 6,9 млн кв. метров жилья.
Первые новоселы въехали в новые дома в феврале 2021 года.
Все о программе реновации жилья
В Москве достроят 60 домов по реновации к концу года
Пять домов по программе реновации введут в новой москве в июле
1 июля 2021 года территория Москвы увеличилась в 2,4 раза. К ней присоединили земли на юго-западе Подмосковья, образовались Троицкий и Новомосковский административные округа (ТиНАО), которые состоят из 21 муниципального образования. Это и есть Новая Москва.
На северо-востоке она граничит со старой территорией города, на юго-западе – с Калужской областью, с остальных сторон окружена Московской областью.
В состав Новой Москвы входят поселения Сосенское, Воскресенское, Десёновское, Мосрентген, Московский, Филимонковское, Внуковское, Рязановское, Марушкинское, Кокошкино, Щаповское, Краснопахорское, Михайлово-Ярцевское, Вороновское, Клёновское, Роговское, Первомайское, Новофёдоровское, Киевский, а также городские округа Щербинка и Троицк.
Назад
С 2021 года на присоединенных территориях открылось 8 станций метро. В 2021 году ввели в эксплуатацию «Румянцево» и «Саларьево» Сокольнической линии, в 2021-м открылись «Рассказовка» и «Говорово» Калининско-Солнцевской линии.
В июне 2021 года пассажиров приняли станции «Филатов Луг», «Прокшино», «Ольховая» и «Коммунарка» красной ветки. С их запуском жители деревень Картмазово, Прокшино, поселка Коммунарка и других населенных пунктов Новой Москвы получили метро рядом с домом.
Калининско-Солнцевскую линию планируется продлить до аэропорта Внуково. Также будет построена Троицкая (Коммунарская) линия от станции «Улица Новаторов» Большого кольца метро до Троицка.
Разрабатывается проект Рублёво-Архангельской линии метро, а проектирование Бирюлёвской, которая придет в Новую Москву от станции ЗИЛ на МЦК, завершилось.
До 2035 года в ТиНАО планируется построить 72 км линий метро, более 20 новых станций и четыре электродепо.
Назад
К моменту присоединения новых округов к столице здесь было 598 км дорог, а сейчас длина дорожной сети достигла 874 км.
К 2035 году длина улично-дорожной сети ТиНАО составит 2100 км. В 2021 году планируется к вводу 49,5 км дорог.
Вопрос транспортного обслуживания новых территорий был одним из самых острых. В результате реконструировали две основные магистрали ТиНАО – Киевское и Калужское шоссе, строятся дороги, создаются поперечные связки между радиальными направлениями.
Приоритетом стали ЦКАД и новая магистраль Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе.
Дороги в ТиНАО строятся с учетом современных требований к комфорту и безопасности. Все съезды имеют разгонные полосы.
До 2023 года появятся новые поперечные дорожные связки, дублирующие МКАД и участок ЦКАД, а также большое количество важных для местных жителей трасс.
Дачные поселки и садовые некоммерческие товарищества (СНТ) занимают 6 тыс. га (около 4%) территории ТиНАО. Власти столицы активно развивают инфраструктуру садовых товариществ и сельских населенных пунктов – газифицируют поселки, проводят электричество, водопровод, канализацию и строят удобные подъездные дороги.
Назад
Частные вопросы переселение по программе реновации в москве
На каких условиях будут переезжать жители муниципальных квартир?
Те, кто живет в неприватизированных квартирах, получают жилье на тех же основаниях, что и остальные участники программы реновации. При этом новую квартиру можно при желании оформить сразу в собственность или заключить на нее договор социального найма. Каждый решает сам, какой вариант будет для него удобнее.
Дадут ли новые квартиры тем, кто владеет квартирой в пятиэтажке, но не зарегистрирован в ней?
Да.
Что, если у квартиры несколько собственников?
В таком случае новая квартира будет оформлена в аналогичных долях, как и старая квартира.
Дадут ли мне квартиру, если я собственник, но зарегистрирован и живу в другом месте?
Да. Если вы собственник жилья, то не имеет значения, где вы проживаете и зарегистрированы.
Можно ли получить несколько квартир, если в старой проживают несколько семей?
Нет. Программа реновации не предусматривает бесплатного предоставления нескольких жилых помещений жителям одной квартиры. Исключение составляют жители коммунальных квартир и общежитий. Получить еще одну или несколько квартир можно, воспользовавшись правом докупки.
Что делать, если собственник несовершеннолетний?
В таком случае перед подписанием согласия на выбранную квартиру необходимо будет посетить органы опеки и попечительства и получить их разрешение на распоряжение имуществом. Кроме того, договор должен быть подписан только в присутствии нотариуса. Сотрудники центра информирования по переселению готовы помочь жителям с поиском специалиста. После регистрации права собственности можно получить компенсацию за его услуги. Аналогичные правила действуют и в отношении недееспособных граждан.
А если собственник недееспособный?
В этом случае договор также подписывается в присутствии нотариуса. Дополнительно для подписания согласия и договора вам понадобятся распоряжение о назначении опекуна или удостоверение опекуна (для физических лиц), доверенность на представление интересов опекаемого (для юридических лиц), заверенная судом копия решения суда о признании гражданина недееспособным, паспорт опекуна (все страницы) и документ, содержащий информацию о месте пребывания опекаемого.
Как будут переселять владельцев ипотечных квартир?
Москвичей, купивших квартиру в ипотеку, будут переселять на общих основаниях. Банк обязан принять в залог новую квартиру вместо старой. При этом условия кредитного договора останутся прежними.
Что будет с очередниками?
Очередники получат жилье вне очереди. Предоставляемая жилплощадь будет соответствовать действующей норме — 18 квадратных метров площади жилого помещения на человека. Так что переезжать дважды не придется. Однако семьи могут и отказаться от улучшения жилищных условий и переехать в равнозначную квартиру. В таком случае они сохраняют свое место в очереди на получение жилья.
Каковы условия переезда для жителей коммунальных квартир?
Жильцы коммунальных квартир (то есть занимающие отдельную комнату или комнаты) получат отдельное жилье.
Москвичей, имеющих долги за ЖКУ, будут переселять на общих основаниях. Задолженность сохранится после переезда, на сам процесс переселения долги влияния не окажут.
Что делать, если переселение началось, пока вы в отъезде?
Если вы уже получили письмо с предложением новой квартиры, но собираетесь уехать в ближайшие дни, сообщите об этом сотрудникам центра информирования по переселению вашего дома. Если же расселение вашего дома началось, пока вы в отъезде, по возвращении вам необходимо также обратиться в центр информирования по переселению.
Могут ли граждане, не являющиеся участниками программы, купить квартиру в реновационной новостройке?
На данный момент весь ресурс квартир в новостройках программы реновации предназначен для нужд переселения участников программы. Возможность приобретения таких квартир появится в будущем, однако приоритетом программы останется бесплатное переселение ее участников.
Можно ли продать или купить квартиру в доме, вошедшем в программу реновации?
Да. Программа реновации никак не ограничивает права граждан на покупку или продажу квартир.
Как будет приниматься решение о переселении в квартиру с меньшей жилой площадью?
Переселение в квартиру с меньшей жилой площадью возможно только по желанию участников программы. Те, кто хочет как можно скорее переехать в новое жилье, могут переселиться в квартиры с меньшей жилой площадью и получить денежную компенсацию. Принять такое решение или отказаться от него и выбрать равнозначную квартиру могут только сами участники программы.