Мельничный комбинат, расположенный на улице Жебрунова в районе Сокольники, является одним из старейших зерноперерабатывающих предприятий России.
В 1881 году на окраине Москвы на участке Сокольнического поля была пущена в эксплуатацию первая большая паровая вальцевая мельница товарищества «Антона Эрлангера и Ко» производительностью 120 тонн зерна в сутки сортового помола пшеницы и 48 тонн зерна ржи.
Созданная Эрлангером мельница в Сокольниках была его основной экспериментальной площадкой и главным штабом, где разрабатывались планы компании по перестройке мукомольного дела в России. Здесь размещалось проектное бюро, школа мукомолов, редакция журнала «Мельник», проводилась подготовка кадров, и проходило обкатку новое оборудование.
Фото первоначального здания мельницы 1891 г. постройки, датированное 1908-1909 годом (источник):
После национализации в 1918 году мельница Эрлангера вошла в состав акционерного общества «Хлебопродукт» под названием «Госмельница №1», сохраняя своё положение, как лидирующее предприятие отрасли.
Началом серьёзной реконструкции является 1923 год, когда был построен железобетонный склад для муки. В 1929 году была введена в строй башня элеватора. С 1930 года на предприятии существуют две мельницы — старая «Эрлангеровская» ржаного помола (№ 2) и новая, сортового помола пшеницы (№ 1). Именно с этого момента мельница становится «Мелькомбинатом № 1 имени А. Д. Цюрупы» акционерного общества «Союзхлеб».
Современное фото мельничного комбината, сделанное из окон одного из офисных зданий Леснорядского переулка:
Справа от комбината за железнодорожными путями Митьковской соединительной ветки простирается Леснорядский пустырь. До начала 1970-х и прокладки соединительной ветви от Казанского вокзала к грузовой станции Москва-2-Митьково эта территория была застроена жилыми домами, а вдоль железной дороги проходила Николаевская улица.
Фото элеваторов комбината и пара сцепленных паровозов П36:
Если бы не современные здания на заднем плане, можно было подумать, что фото датировано серединой XX века или даже чуть ранее.
На переднем плане виден высокий элеватор мельничного комбината, построенный в конце 1960-х, а в правой части кадра виден элеватор 1931 года постройки с башней:
В 1990 году в на комбинате была проведена реконструкция и обновлено технологическое оборудование. В 1993 году государственное предприятие «Мелькомбинат № 1 имени А. Д. Цюрупы» был преобразован в Акционерное общество «Мельничный комбинат в Сокольниках». Здесь производили фирменную сокольническую муку, пользующуюся высоким спросом. Производительность была на уровне 750 тонн муки в сутки, на предприятии функционировала единственная в столице мельница для ржаной муки. В 2004 г. предприятие было куплено зерновым холдингом «Настюша», офис которого находится в этом здании.
Вид на Сокольнический мелькомбинат с Леснорядского пустыря:
В 2019 году деятельность мелькомбината была остановлена по причине банкротства ООО «Торговый дом «Настюша», в холдинг предприятий которого входил комбинат, к тому же сотрудникам задолжали зарплату более чем за годовой промежуток.
Есть у предприятия и подъездные железнодорожные пути, активно использовавшиеся почти до самого закрытия мелькомбината (отретушированное фото С.О. Фридлянда из журнала «Огонёк» от 9 сентября 1956 года источник):
Справа от железнодорожных путей можно увидеть малоэтажную деревянную застройку Никольской улицы. Чуть далее виден производственный корпус Московского маргаринового завода, на котором помимо маргарина выпускали майонез.
Осмотрим строения мелькомбината с улицы Жебрунова. До 1986 г. улица называлась 2-й Сокольнической. Переименована в честь революционера Анания Кирилловича Жебрунова (1898—1917). Это название было перенесено с упразднённой в 1986 г. улицы (бывший Митьковский пр.), которая, в свою очередь, была названа ул. Жебрунова в 1957 г. С улицы Жебрунова корпуса предприятия смотрятся не так эффектно и едино, как со стороны пустыря.
Восточная часть мелькомбината:
Проходим мимо больших производственных корпусов в сторону начала улицы Жебрунова:
Строения с виду неказистые и находятся в лёгкой стадии заброшенности, но любителям промышленной эстетики есть на что посмотреть:
Судя по всему, это складское помещение со сплошным навесом со стороны улицы:
Далее к улице примыкают три совершенно разных своей архитектурой строения, самым интересным является центральное:
Это административное здание 1955 года постройки, имеющее красивый фасад как со стороны улицы Жебрунова:
Так и с внутреннего двора мелькомбината фасады здания смотрятся нарядными, хотя серый забор мешает обзору здания снаружи:
Самый новый корпус мелькомбината был построен в 1983 году и представляет собой примитивное четырёхэтажное административное здание в форме параллелепипеда с ещё одними въездными воротами в центре фасада.
Новый административный корпус виден на переднем плане, за ним же видна часть громадного здания элеватора:
Фото со строительства элеватора, датированное 1968 годом (источник):
При строительстве самого нового элеватора применялись четвертькольца, позволяющие ускорить строительство и сделать конструкцию хранилищ элеватора более надёжной. По воспоминаниям старожилов района, до строительства элеватора высотой с 9-этажный дом с верхних этажей жилых домов на противоположной стороне улицы можно было обозревать значительную часть центра Москвы. Например, на последнем фото немного правее строительного крана виден купол Елоховского собора.
Просто дверь проходной мелькомбината:
Исторические и промышленные артефакты центра Москвы можно также увидеть в следующих постах:
Грузовая станция Москва-Товарная-Рязанская.
Прогулка по Красносельскому району.
Широкими магистралями Красносельского района.
Конструктивистский Русаковский жилмассив.
Небольшой бизнес-центр в стиле лофт «Бауманская 11».
Прогулка по переулкам Басманного района.
Прогулка по Басманному району: маршрут по Садовому кольцу, Старой Басманной и Спартаковской улицам.
Прогулка по Басманному району. Маршрут по улицам: Казакова, Радио, Бауманской, Бакунинской.
Промышленная архитектура завода «Арма».
Басманный район: прогулка вдоль Яузы.
Немного Таганского района города Москвы.