Содержание:
А что с соцнаймом?
При этом количество комнат в предоставляемой квартире, а также общая и жилая площадь должны быть не меньше, чем в освобождаемой.
На что могут рассчитывать собственники нежилых помещений?
Если вы собственник нежилого помещения в многоквартирном доме — например, у вас свой магазин или салон красоты на первом этаже, — объем гарантий для вас меньше, чем для соседей-жильцов.
Во-вторых, при изъятии собственники нежилых помещений могут претендовать только на денежную компенсацию, другое помещение взамен не дадут.
Что я могу сделать, чтобы мой дом не снесли?
Для начала надо вовремя узнать, что проект решения о КРТ опубликован: после этого должны провести общие собрания собственников о включении дома в КРТ.
Таким образом, если вы узнали о планируемом КРТ, но не хотите, чтобы дом попал под снос, организуйте общее собрание об исключении дома из КРТ. Обратите внимание: общих собраний по вопросам реновации аварийных домов закон не предусматривает. То есть жители таких домов не могут влиять на включение их дома в КРТ или исключение из него.
Что я получу за изъятие квартиры?
Закон дает право выбирать между несколькими вариантами.
Например, ваша квартира с учетом доли в общем имуществе стоит 3 000 000 Р. На услуги риелтора вы потратили 70 000 Р, на временную аренду другого жилья — 40 000 Р. Когда купите новую квартиру, права на нее нужно будет зарегистрировать в ЕГРН, заплатив 2000 Р госпошлины. В общей сложности вам должны возместить 3 112 000 Р.
Закон не устанавливает никаких характеристик квартир, которые должны предоставить взамен. Поэтому новая квартира может не оправдать ваших ожиданий: быть меньшей площади, находиться в отдаленном районе и т. д.
Крт — это вообще что?
Речь идет не о замене одного конкретного дома другим, затея более глобальная. Власти хотят полностью обновить целые микрорайоны и кварталы, построить комплексы домов с благоустроенной территорией и всей инфраструктурой: поликлиниками, школами, детскими садами, дорогами.
Идея редевелопмента жилых районов тоже не новая: город должен не только расти вширь, но и развиваться и обновляться изнутри. При этом конкретные цели зависят от проекта: реновацию могут проводить из-за ветхости и аварийного состояния домов, необходимости развивать инфраструктуру или желания сделать район более современным и привлекательным.
В законе о всероссийской реновации есть несколько разновидностей КРТ — в зависимости от характеристик территории и организации, которая будет реализовывать проект. Например, есть КРТ незастроенных территорий, когда осваивают пустующие земли, а есть — нежилой застройки: старых промзон, заброшенных фабрик и заводов и т. п.
Но больше всего вопросов у обычных граждан вызывает КРТ жилой застройки, которое предназначено для развития территорий, застроенных многоквартирными жилыми домами. Поэтому в статье буду говорить именно о нем.
Как узнать, что мой дом попал в крт?
Есть несколько способов получить информацию о планируемом КРТ.
Получается, если в вашем районе КРТ на карте нет, это может ничего не значить: там все равно могут начать проект реновации. А если КРТ на карте есть, это может означать как то, что реновация только планируется, так и то, что мероприятия по проекту уже начались.
Чтобы сказать точно, необходимо понимать специфику законодательства и практики конкретного региона. Например, в Санкт-Петербурге нет специального требования заблаговременно отражать КРТ на карте зонирования, а значит, действует общее правило: КРТ могут отразить на карте и после начала проекта.
Но с картой все равно стоит ознакомиться: если увидите там КРТ, это уже повод задуматься и разбираться дальше.
Найти ПЗЗ можно на официальном сайте вашего муниципального образования или в федеральной государственной информационной системе территориального планирования, ФГИС ТП, в разделе «Документы». Хотя к этой системе я бы относился с осторожностью: сам сталкивался с ситуациями, когда информация там была неактуальной. Да и поиск по ней, на мой взгляд, не очень удобный.
Проект решения о КРТ должны разместить:
- На сайте правительства субъекта, если решение о КРТ принимается на региональном уровне.
- На сайте уполномоченного органа местного самоуправления и/или в государственной или муниципальной информационной системе для общественных обсуждений и публичных слушаний — в Москве, например, это система «Активный гражданин». Либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг.
- На информационных стендах около здания местной администрации, в многолюдных местах и на территории, где планируется реновация.
Получается, чтобы узнать о КРТ, в первую очередь необходимо следить за сайтами государственных и муниципальных органов, а также обращать внимание на информационные доски около дома. Но пока непонятно, как все это будет реализовано на практике: будут ли органы стараться всеми возможными способами донести информацию до жителей или ограничатся формальными объявлениями на маленьких щитах во дворе здания местной администрации.
Если вы услышали, что в вашем районе планируется КРТ, но не смогли самостоятельно найти информацию, попробуйте обратиться в местную администрацию и региональное правительство — там подскажут, планируется ли реновация и когда.
"бери, что дают и не задавай вопросов": реальная практика московской реновации
Московские власти создали условия для переселения участников реновации в неравнозначные квартиры по «секретным» документам, которых по всей вероятности, просто не существует в природе.О том, как работает схема переселения, рассказал представитель московской группы защиты прав москвичей Клим ЛИХАЧЕВ:
Если с первым и последним критериями всё более-менее ясно, то размыто-отсылочный, спрятанный в тексте посредине, второй критерий дарит широкий простор для злоупотреблений московским чиновникам. Могли ли вы представить, что «стандарты благоустройства» и «улучшенная отделка» в исполнении московских реноваторов будут использоваться для ухудшения вашего положения как основание для предоставления гораздо более неликвидной квартиры в новостройке, чем даже, утрированно, прежняя квартира в убитой хрущевке.
Для запуска первой волны переселения московские власти должны были найти новые стартовые площадки или приобрести для нужд реновации уже готовые или находящиеся в стадии строительства дома.
Я убежден, что строительное лобби изначально задумывало реновацию еще более грабительской по отношению к горожанам, чем даже её текущая антисоциальная реализация. Судя по тому, как всё начиналось, первоначальный план был прост: освободить дорогую московскую землю занятую пятиэтажками, переселив людей в неликвидные многоэтажные свечки без полноценных дворов и парковок. Однако пришлось немного отступить, умерив свои аппетиты, из-за многочисленных депутатских поправок и масштабного протеста москвичей.
Предшествовал реализации подготовительный этап московской схемы. В продолжение федерального закона Правительству Москвы нужно было разработать ряд постановлений, чтобы создать подконтрольную чиновникам «кубышку», в которую можно было бы слить бюджетные ресурсы, а вместе с тем и перекинуть бОльшую часть ответственности за реализацию программы на кого-то другого, выбрать стартовые площадки или попытаться реализовать имеющиеся многомиллионные ресурсы малоликвидного жилья, а перед этим определиться с московскими стандартами улучшенной отделки жилья. Ведь нельзя для нужд реновации строить жилье, в котором нельзя реализовать требования к улучшенной отделке, так как это один из обязательных критериев равнозначности квартиры.
А теперь следите «за руками»: очередность принятия этих постановлений, которая подтверждает, что все планировалось с самого начала. 8 августа 2021 года первыми принимаются постановления об утверждении требований улучшенной отделки равнозначных квартир № 516 и учреждении Московского фонда реновации жилой застройки («кубышки») и только потом, через полтора месяца – 26 сентября постановление № 708, которым закрепили перечень стартовых площадок и почти готовых домов, возводимых в рамках других инвестиционных программ, но вдруг предназначенных для переселения участников реновации первой волны.
Большая часть домов, переданных для переселения по реновации в рамках первой волны и определенных постановлением № 708, не соответствовала требованиям улучшенной отделки и не могла соответствовать в силу их конструктивных особенностей, этого московские чиновники не могли не знать или же они просто профнепригодны.
Я думаю, что чиновники знали, что предоставляемое ими жилье не являлось равнозначным. Именно поэтому я обращаю внимание на даты и последовательность принятых постановлений Правительства Москвы. А многочисленные участники реновации, добровольно согласившиеся на участие в программе, и представить себе не могли, что предлагаемые Департаментом городского имущества г. Москвы квартиры для переселения могут быть неравнозначными. Например, достаточная часть жителей Пресненского района полностью «проглотила» предложенные им варианты для переселения в 45-этажные башни на Мукомольном проезде д. 2. Этот дом не строился под реновацию, а квартиры в нем не соответствуют требованиям улучшенной отделки, а значит не являются равнозначными. В непосредственной «близости» от башен Москва Сити переселенцы подумали, что максимально приблизились к небожителям, проживающим в стеклянных небоскребах, и совсем не заметили, что у них нет балконов… Сейчас из этого дома большое количество объявлений о продаже, но рынок жилья в Москве перенасыщен, и покупать квартиры без собственной парковки, зеленой зоны, собственного двора в окружении железных дорог никто не спешит.
В разных районах разные реалии и качество неравнозначных квартир также отличается. Конечно, многие соглашались на неравнозначные варианты по собственной воле, добросовестно заблуждаясь относительно качественных характеристик предоставляемых квартир или же полагая, что следующий вариант будет еще хуже – об этом рассказывали сами участники реновации. Но нашлись сотни людей, которые проверяли не только количество и площадь комнат, но еще и перечень требований улучшенной отделки, а выявив несоответствия, отказывались от переезда. Первые случаи мотивированных отказов от переезда вызвали приостановку выдачи «ордеров» и другим соседям. Это остановило переселение первой волны и создало феномен частично расселенных домов, которые были выселены не полностью, на 50-80 процентов, а в остальных квартирах продолжали жить «отказники». Дело в том, что в судебном порядке их можно было выселить только в случае отказа от предоставленной равнозначной квартиры.
С принудительным судебным выселением столкнулись участники программы реновации, проживающие в районах Бескудниковский, Кунцево, Проспект Вернадского – и сейчас здесь продолжается самое громкое скандальное переселение.
Среди многочисленных примеров отсутствия улучшенной отделки были ситуации с размером ванны. Представьте, почти 60 лет назад строили малогабаритные квартиры для расселения бараков и коммунальных квартир с «шикарными» в то время ваннами длиной 150 см. И вот, спустя 60 лет, московские власти разрабатывают новые стандарты жилищного реновационного комфорта с длиной ванны не менее 170 см, да только это так и осталось во многих случаях «на бумаге», на деле длина ванны осталась прежней. Конструктивные особенности достаточной части домов, включенных в постановление № 708, просто не предусматривали новые стандарты.
Но принудительное выселение состоялось. Почти через год после первых мотивированных отказов от переселения 11 ноября 2021 года Правительство Москвы принимает новое постановление № 1465, которое вносит изменения в постановления Правительства Москвы от 8 августа 2021 г. N 516-ПП и от 8 августа 2021 г. N 517-ПП. Правительство Москвы фактически наделило Московский фонд реновации правом издать нормативный правовой акт, лишающий неопределенный круг лиц, а это тысячи москвичей — участников реновации, права на получение равнозначной квартиры. Теперь Фонд своими решениями может определять, имеет ли право участник программы реновации на улучшенную отделку или должен ехать в неликвидные квартиры, которые чиновникам нужно реализовать, а Департамент городского имущества г. Москвы получил возможность принудительного судебного выселения участников реновации в обход их законных требований. При этом власти продолжают заявлять, что в судебном порядке выселяются единицы, этих людей нам представляют недовольными сутягами, обнаглевшими хапугами.
Полагаю, что статистика «принудительного» судебного выселения была занижена. Можно с определенной уверенностью сказать, что у судов могли быть специальные инструкции на этот счет, например, при поступлении исковых заявлений от ДГИ г. Москвы о выселении участников реновации в судах общей юрисдикции присваивались различные шифры категории рассматриваемых дел, что серьезно усложняет сбор статистических данных. Такая практика зафиксирована не только в разных судах, но и при рассмотрении дел одним судьей. В Тимирязевском районном суде делу № 02-1115/2020 присвоен шифр 146 – «иные споры, связанные с землепользованием», по делу № 02-1298/2020 присвоен шифр 127 – «иные жилищные споры», по делу № 02-1281/2020 шифр 111 – «о выселении из жилого помещения, принадлежащего на праве собственности». В Никулинском районном суде использовался шифр 129 – «о признании права собственности на садовые участки и объекты недвижимости» по делу № 02-0806/2020. Всего после ноябрьского постановления только в Тимирязевском, Кунцевском, Никулинском судах были рассмотрены и «подготовлены» к выселению дела в отношении 24 московских семей. Учитывая, что эти семьи проживали в 3 разных районах, только для удовлетворения их нужд нужно было построить не менее трех многоквартирных домов с равнозначными квартирами, другие жители – их соседи, ранее согласившиеся на переезд и переехавшие в неравнозначные квартиры, могли заявить свои законные требования. Тогда пришлось бы сносить многоэтажные дома, ранее построенные по инвестиционной программе, и строить на их месте уже соответствующие реновации. Понимаете, это многомиллиардные убытки, возможно, уголовные дела для чиновников…
При этом Департамент городского имущества г. Москвы, как и чиновники от градостроительного блока Москвы «не считают», что москвичи были переселены в неравнозначные квартиры. Они активно применяют введенную постановлением № 1465 формулировку, называя предлагаемые квартиры – «квартирами с особенностями применения Требований к улучшенной отделке равнозначных помещений». Сколько точно таких случаев в Москве сложно сказать, как видите, еще и суды препятствуют сбору статистики.
Несмотря на то, что было принято постановление Правительства Москвы, которое внесло изменения в постановления 516, 517, наделив Фонд реновации «свободой» определять к какому многоквартирному дому применять особенности применения Требований улучшенной отделки – выселение не было законным.
Департамент городского имущества г. Москвы ни по одному из рассмотренных дел, выступая в качестве истца о судебном выселении, не доказал, что такие решения применялись фондом реновации. Не были предоставлены соответствующие документы в суд. Я проанализировал судебные решения, которые находятся в открытом доступе, вот номера дел, вы и сами можете в этом легко убедиться: в Тимирязевском суде 02-1298/2020, 02-1288/2020, 02-1281/2020, 02-1138/2020, 02-1115/2020, 02-1079/2020, 02-0765/2020, в Кунцевском 02-2083/2020, в Никулинском 02-3036/2020, 02-3032/2020, 02-3029/2020, 02-1329/2020, 02-1325/2020, 02-1322/2020, 02-1319/2020, 02-1317/2020, 02-1317/2020, 02-1316/2020, 02-0809/2020, 02-0803/2020, 02-0806/2020, 02-0807/2020, 02-0804/2020…
Это определенно грубейшее процессуальное нарушение. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований. Это закон, правило, это норма гражданского процесса. Посмотрев приведенные материалы гражданских дел вы увидите, что из двадцати с лишним дел, только одна пятая часть участников реновации, которых принудительно выселяли в судебном порядке, обращалась за юридической помощью.
Это говорит о том, что участники реновации, как многочисленная категория жителей Москвы, оказались не в состоянии обеспечить себе помощь профессионального юриста или отнеслись к своей защите легкомысленно, возможно, они не ожидали, что само государство в лице московских чиновников так поступит с ними, а суд встанет на защиту несправедливой позиции чиновников. Таких людей легче всего поразить в правах. Дела, в которых принимали участие представители, я посмотрел гораздо подробнее. Многие представители ссылались на 516 постановление Правительства, заявляя о недопустимости переселения в квартиры без улучшенной отделки, я пошел немного дальше и сразу стал требовать представления соответствующих решений Фонда реновации. Полагаю, что ДГИ г. Москвы просто и без особых усилий, часто без предоставления соответствующих документов побеждал в суде, не встречая серьезного сопротивления, пока мы не встретились.
Одно из дел № 02-0808/2020 в Никулинском районном суде, где я защищал семью Смирновых. Здесь тот самый случай с ванной менее 170 см – ниже предусмотренного минимального стандарта. Семья Смирновых одной из первых в Москве заявила о своем мотивированном отказе от переезда, а их история вызвала общественный резонанс благодаря поддержке Московской группы защиты прав москвичей при реализации программы реновации. Тогда еще был получен ответ от руководства Департамента строительства города Москвы о том, что в доме, предложенном им для переселения в силу конструктивных особенностей нельзя установить ванну с минимальными установленными требованиями длиной 170 см. Это дом № 58 на улице проспект Вернадского.
Целый год семью не трогали, но спустя 2 недели после принятия постановления №1465 подали иск о выселении. Я тогда заявлял ходатайство о представлении документов Фонда, и суд его удовлетворил, хотя ДГИ г. Москвы и представитель прокурора активно возражали. Первые заседания откладывались, так как ДГИ г. Москвы не нашел в своем ведомстве соответствующих решений, тогда суд вынес определение об их истребовании. ДГИ г. Москвы продолжал затягивать процесс, но документов так и не предоставил. Сначала предоставил простую справку от Фонда реновации о том, что все решения приняты, и хотя дом без улучшенной отделки – в данном случае квартиру можно считать равнозначной.
Конечно, меня такой ответ не устроил и суд направил повторный запрос. На него была предоставлена невнятная выписка по одному из решений фонда, но только по этой выписке суд так и не смог разобрать, когда было принято это решение, кто и когда производил созыв собрания, кто участвовал в принятии решения. Мне кажется, что на этом этапе уже стало работать «телефонное» право – и на основании откровенно ненадлежащей выписки иск был удовлетворен Никулинским судом, а позднее решение суда было оставлено Мосгорсудом без изменения, хотят и Мосгорсуд не смог определить дату собрания, кто принимал соответствующие решения, а, если не установлена дата принятия решения и персональный состав участников, принимавших решение, значит и решения могло не быть.
Я полагаю, Департамент городского имущества г. Москвы и Московский фонд реновации жилой застройки не предоставили запрашиваемые судом документы по той причине, что их просто не существует. Чиновники опять удобно для себя решили, что все «прокатит». Ведь приняли постановление Москвы, внесли изменения, переложили всю ответственность за непредоставление равнозначных квартир без улучшенной отделки на некий обезличенный Фонд реновации, освоили бюджетные деньги, малоликвидные квартиры реализовали, да еще и москвичей в них запихнули, а самое главное — в этом не замешаны ни Собянин, ни его Правительство. Да только вот Фонд не безликий. В постановлении № 517, которым был учрежден Московский фонд реновации жилой застройки был утвержден и персональный состав лиц, которые принимают основополагающие решения. Среди них тот самый Собянин С.С., Хуснуллин М.Ш., Сергунина Н.А. Ракова А.В. и другие высокопоставленные чиновники Правительства Москвы и Правительства России. Получается, что чиновники Правительства Москвы, переложившие всю ответственность за провальные решения по реновации на Фонд, все-таки могут быть втянуты в очередной скандал по неисполнению принятых обещаний и своих же нормативов.
Если бы Департамент городского имущества г. Москвы предоставил запрашиваемые нами документы еще на первом заседании по собственной инициативе, то на нем бы рассмотрение дела и завершилось бы, не растягиваясь с ноября 2021 до октября 2020 года. Вместо этого «представитель» города требовал немедленного выселения москвичей из квартиры, принадлежавшей им на праве собственности без права на апелляционное обжалование, заявляя о каких-то убытках, которые якобы были причинены отказом от добровольного переселения. И, хотя суд удовлетворил такое безосновательное ходатайство через полгода после его заявления вместе с удовлетворением исковых требований истца, городу не удалось исполнить принудительное выселение. На уже выданные исполнительные листы и возбужденное исполнительное производство мы ответили определением Мосгорсуда о приостановлении исполнительных действий.
Сейчас, учитывая, что решение суда первой инстанции апелляционным определением оставлено без изменения, Смирновым придется переехать в ту неравнозначную реновационную квартиру. Этого потребуют приставы сразу после получения определения Мосгорсуда, так как исполнительные действия были приостановлены до рассмотрения нашей апелляционной жалобы. Смирновы согласны на переезд добровольно, но и добровольный порядок переселения сейчас пока не может быть исполнен. В связи с предпринятыми мерами по борьбе распространением коронавирусной инфекцией – судебные канцелярии не ведут прием граждан и не выдают судебные решения. Несмотря на предстоящий переезд в малоликвидную неравнозначную квартиру, борьба за жилищные права будет продолжена, но дальнейшую стратегию защиты раскрывать сейчас преждевременно, это может повредить моим доверителям. Могу только сказать, что нам еще предстоят другие судебные процессы и не исключено, что реновационная квартира станет промежуточным вариантом проживания, пока Смирновым не будет предоставлена действительно равнозначная квартира.
А стоит ли вообще думать о реновации? может, проектов крт не будет?
Действительно, проекты КРТ могут вовсе не пойти, а значит, все разговоры и опасения напрасны. Вот почему.
Во-первых, регионам необходимо сформировать у себя всю необходимую законодательную базу для КРТ: федеральный закон оставляет большое количество вопросов открытыми и предлагает их решить субъектам. Регионы только начинают этот путь — понадобится время, чтобы определить все правила реновации.
Во-вторых, властям, за исключением крупных городов вроде Москвы или Санкт-Петербурга, может оказаться не под силу самим реализовать проекты КРТ из-за отсутствия бюджетного финансирования — а значит, придется привлекать частных инвесторов.
Хотя закон и предусматривает возможность привлечь для КРТ частные компании, есть немало причин, почему застройщики могут не захотеть браться за это: не до конца понятное регулирование, отсутствие наработанной практики, необходимость принимать на себя дополнительные обязательства, контроль со стороны властей, сложности и расходы из-за расселения граждан и т. д. Это может привести к тому, что КРТ жилой застройки на практике окажется невостребованным.
Но есть и причины, по которым КРТ может быть интересно застройщикам. Например, возможность получить ценные земельные участки в престижных районах: нуждающийся в реновации квартал вполне может находиться вблизи центра города, где можно построить элитное дорогое жилье.
Дом включили в крт — когда меня теперь выселят?
Нельзя сказать, насколько быстро начнется расселение: это зависит от конкретного проекта, плана мероприятий по нему. Теоретически это может занять и месяцы, и годы.
Какие дома могут попасть в крт?
Перечень критериев довольно туманный — понять из него, попадает ли дом в КРТ, невозможно. Разве что его официально признали аварийным. А значит, в любом случае надо смотреть региональное законодательство. При этом необязательно, чтобы соблюдались все критерии, — достаточно одного из них. Более точно порядок КРТ будут определять регионы.
Чтобы понимать точно, какой дом может попасть в КРТ, нужно смотреть законодательство конкретного региона: как субъекты РФ будут формулировать у себя критерии и какие периоды индустриального домостроения выбирать, как определять параметры физического износа и т. д.
Выводы
Начнется КРТ или нет, покажет только время. В любом случае к реновации стоит быть готовым. Для этого рекомендую:
- Изучить федеральный закон и законодательство вашего региона о КРТ.
- Понять, может ли ваш дом теоретически попасть в КРТ.
- Разобраться, на что вы можете рассчитывать в случае реновации, оценить рыночную стоимость вашей квартиры.
- Подумать, будете ли вы пытаться «отбить» свой дом или согласны на выселение, если получите взамен хорошее жилье или справедливую компенсацию.
- Следить за новостями. Если появятся слухи, что ваш дом попал или может попасть в КРТ или что реновация планируется в вашем районе, — проверить это: найти решение о КРТ или его проект, посмотреть карту градостроительного зонирования, обратиться в уполномоченные органы.
- Если процесс КРТ уже начался, действовать в зависимости от вашего решения: пытаться исключить дом из КРТ или согласовывать выгодные для себя условия. И в том и в другом случае можно привлечь юриста.