москвичи пытаются спасти завод «красный богатырь» от сноса


Москвичи пытаются спасти завод «Красный Богатырь» от сноса

1 мин. на чтение

Похоже, вплетение остатков промышленной застройки в новые жилые кварталы становится нормой.

Планы по возведению жилья на месте еще одной промзоны — территории завода «Красный богатырь» в районе Богородское — власти города вынашивают уже не первый год. Как минимум еще в начале 2019 года мэр сообщил о грядущей «реорганизации», а позже в сети появился первый проект по превращению территории в футуристичный квартал. Однако на деле инвесторы не спешат покупать эту землю, а потому завод (точнее то, что от него осталось — производство обуви закрыли в 2004 году, а помещения сдают в аренду) до сих пор стоит нетронутым.


Москвичи пытаются спасти завод «Красный Богатырь» от сноса

Тем не менее сообщается, что наконец были согласованы документы для застройки завода, в том числе схемы расположения зданий. На них видно, что большая часть зданий будет средней этажности, однако без нескольких «башен» все-таки не обойдется. Но куда более важно то, что самое большое и красивое историческое здание, а именно главный корпус завода, построенный в 1887 году и являющийся памятником архитектуры, сохранят. Кроме того, судя по схеме застройки, не тронут еще четыре корпуса.

Читайте также:  ИПОТЕКА В РАЙФФАЙЗЕНБАНКЕ УСЛОВИЯ

Впрочем, эксперты по недвижимости сомневаются, что работы начнутся в ближайшем времени — экономическая ситуация не та.


Москвичи пытаются спасти завод «Красный Богатырь» от сноса

Содержание:

На месте завода «Красный богатырь» построят жилье

Начинается планировка территории на востоке города — здесь собираются делать жилой кластер.

Вы не поверите, но в Москве не будет очередного арт-кластера. Нет-нет, никто не пострадал, ни у кого не отняли любимую игрушку. Просто у московских властей наконец дошли руки до старого советского наследия — завода резиновой обуви «Красный богатырь». Он был основан еще в 1887 году как завод Товарищества резиновых изделий, который «Богатырем» стал в 1910-м — после приобретения фирмы с таким названием, а после национализации в 1923 году стал, разумеется, «Красным богатырем». Здесь выпускали калоши, сапоги, кеды, но с наступлением новых времен производство постепенно угасало, а в 2004 году остановилось полностью. Один из корпусов отдали под бизнес-центр, другие заняли мелкие арендаторы, третьи и вовсе пустуют.

В своем твиттере Собянин рассказал, что ждет территорию в ходе реорганизации: «В “ржавом поясе” Москвы, как называют старые промзоны, постепенно растут уютные микрорайоны. В 2018 году ввели там 3,5 млн кв. м недвижимости. Принимаемся за планировку территории бывшего завода “Красный богатырь”. Акцент на развитие транспорта, социальной инфраструктуры, озеленение».

Место для жилья вполне привлекательное — прямо по территории завода течет Яуза, а бывшие фабричные земли граничат с парком «Лосиный Остров». Что же, будем надеяться, что в ходе реорганизации не будут снесены старинные здания, которые остались еще со времен Товарищества резиновых изделий.

Идет сбор подписей против сноса исторических зданий завода «Красный Богатырь»

На сайте podpishi.org опубликована петиция против сноса, согласно постановлению Правительства Москвы от 15 января 2019 года № 18-ПП, главного корпуса завода «Красный Богатырь», построенного в 1880-е гг. и перестроенного в начале XX века по проекту Густава Гельриха, а также конструктивистского здания пожарной части № 22, построенного в 1930-е гг. Территорию завода планируется использовать под многоэтажную жилую застройку.


Москвичи пытаются спасти завод «Красный Богатырь» от сноса

Завод «Красный богатырь»

Напомним, что перечисленные выше постройки ранее имели охранный статус, однако лишились его в 2017 году – подробно о событиях вокруг «Красного богатыря» рассказывает «Архнадзор».

Технологии и материалы

Облицовочный кирпич BRAER: новые реалии помогают совершенствоваться

Эстетика порождает этику

Малые, но большие

Стоит ли экономить на фасадном материале?

Микрорайон «Любимово» в Краснодаре: город в городе

Сталь Forcera: благородная патина

Думают ли роботы о птицах?

Скамейка у моря

Прочность в кубе

Типовое, но не шаблонное

Юнистем: миссия выполнима

МАФы «Хоббики»: от чугунных до умных

Сейчас на главной

Авангард в деревне

МУФ: деловая программа

Подборка событий деловой программы Московского урбанистического форума, которая пройдет 24-25 августа в Зарядье.

Церковь под вуалью

Церковь Иисуса в одном из пригородов Шанхая по проекту бюро Wutopia Lab.

Удариться об кирпич

Памяти Жана-Луи Коэна

​Элиэль Сааринен – первый архитектор ар-деко

Сегодня, 20 августа, архитектору Элиэлю Сааринену исполняется 150 лет. О стиле мастера рассказывает Андрей Бархин.

Модель для быстрой сборки

Мост для машин, велосипедов и пешеходов на окраине Чэнду по проекту Zaha Hadid Architects.

Конкурсы и премии для архитекторов. Выпуск #269

Пешеходный мост в Сеуле, арт-объект для Городца и первый мета-архитектурный конкурс.

Увеличенный срок годности

Реставрация и сыр

Памяти Сергея Ткаченко

Дом над пляжем

Вилла Hayama Huts на японском курорте Хаяма по проекту Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects.

Кирпич и бирюза

Офисное здание в Тегеране по проекту Hooba Design напоминает цветом и материалом о традициях иранского зодчества.

Библиотека по спирали

Корпоративная библиотека компании Beike в Пекине по проекту бюро KiKi ARCHi.

Тренировка без границ

Под сенью столетних деревьев

От Волги к небу и обратно

Гуманизация позднего модернизма

Zaha Hadid Architects представили новый небоскреб в Сиане, древней столице Китая, ставшей теперь центром высоких технологий.

Муниципальные депутаты района Богородское на востоке Москвы собирают подписи под к Сергею Собянину с просьбой сохранить «градоформирующий объект»: комплекс зданий завода «Красный богатырь», построенных в конце XIX века и до недавнего времени охраняемых государством.

15 января Правительство Москвы утвердило планировки территории на востоке города площадью 53 гектара. Она включает в себя участки районов Богородское, Преображенское и Сокольники. Большую часть этой территории составляет завод «Красный богатырь», который был одним из крупнейших промышленных предприятий Москвы в конце XIX – начале XX века.

Через две недели об этом рассказал мэр города Сергей Собянин в своем твиттере.

В «ржавом поясе» Москвы, как называют старые промзоны, постепенно растут уютные микрорайоны. В 2018-м ввели там 3,5 млн кв м недвижимости. Принимаемся за планировку территории бывшего завода «Красный богатырь». Акцент на развитие транспорта, социальной инфраструктуры, озеленение.

Как следует из постановления, «акцент на развитие транспорта, социальной инфраструктуры, озеленение» действительно будет сделан. На территории бывшего завода собираются построить несколько больших жилых комплексов с 25-этажными домами, подземными парковками и другой инфраструктурой. « Инвестор построит здесь пять жилых кварталов общей площадью более 300 тысяч квадратных метров. В двух из пяти кварталов появятся встроенные детсады на 150 мест каждый. Также здесь будут построены отдельно стоящие здания школы на 1085 мест и детсада на 200 мест», — о планах властей руководитель Департамента градостроительной политики Москвы Сергей Левкин.

Муниципальный депутат района Богородское Маргарита Тельманова рассказала «МБХ медиа», что многих местных жителей такая перспектива не устраивает. « На публичных слушаниях по этому поводу, которые проходили еще в 2017 году, было очень мало реальных местных жителей, и очень много, так скажем, приглашенных людей. Вместе со мной против этого проекта планировки выступали еще человек пять всего, потому что остальные либо не знали, либо не смогли попасть туда. Мы против, потому что проект предполагает дома высотой до 75 метров, а значит  — много новых жителей. В нашем районе не так много дорог, и расширять их никто не собирается. Мы и так тут стоим в пробках, а если возведут этот жилой комплекс, будет совсем не проехать», — утверждает Тельманова.

Те общественные слушания закончились тем, что большинство присутствовавших в небольшом зале людей, поддержали проект.

Помимо бытовых неудобств жителей Богородского беспокоит еще одна проблема. Новый проект планировки предлагает снести все здания на территории «Красного богатыря». В том числе главный корпус завода, построенный в 1880-е годы, и здание пожарной части, возведенное на 50 лет позже.

Еще в 2014 году Департамент культурного наследия Москвы признал оба этих здания исторически ценными градоформирующими объектами и присвоил им статус охраняемых государством. Тогда соответствующую экспертизу провел главный архитектор Московского Кремля, заслуженный деятель искусств России Андрей Баталов.

Однако, сразу после публичных слушаний, на которых проект застройки был одобрен, была новая экспертиза. На этот раз ее уже проводила член Совета экспертов ОАСКН и Союза архитекторов РФ Елена Соловьева. Она не нашла у зданий главного корпуса «Красного богатыря» и пожарной части признаков объектов культурного наследия. Ее экспертиза позволила исключить эти здания из реестра охраняемых государством и принять проект планировки территории, подразумевающий их снос.

Именно эти здания, по мнению муниципального депутата Тельмановой, являются самыми важными постройками района. « Они ценны и архитектурно, и как память для многих жителей Богородского. Наш район в XX веке расширялся во многом благодаря деятельности «Красного богатыря». Под него строился универмаг, школы, рабочий поселок. И многие местные жители — потомки этих рабочих, а те, кто постарше и сами успели побыть сотрудниками завода. Так что для нас эти здания — память и центр района», — считает она.

против сноса зданий. В ней она предлагает реконструировать их под общественные пространства, указывая на то, что такой опыт у московских властей уже есть. « Сносить яркие исторические архитектурные комплексы нельзя. В Москве достаточно примеров грамотной реновации промышленной архитектуры под жилые, деловые, общественные и культурные центры (“Красный октябрь”, “Арма”, “Винзавод” и др.). Такие комплексы гармонично вписаны в существующую среду, стали центрами притяжения москвичей, сохранили культуру, историю и дух места. Подобный сценарий должен быть использован применительно к заводу “Красный Богатырь”», — говорится в петиции, которую уже подписали более 1200 человек.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

На предновогоднем заседании архсовет рассмотрел проект корректировки архитектурно-градостроительной концепции территории бывшего завода резиновых изделий «Красный богатырь». Завод, более не действующий – его здания сдают в аренду – расположен между Краснобогатырской улицей и проспектом Ветеранов, рядом с границами парков Сокольники и Лосиный остров, а река Яуза разделяет территорию завода продольно на две части. В наступающем году на берегах Яузы за проспектом Мира должен открыться новоблагоустроенный Парк спорта Яуза, который продолжит ростокинскую часть парка при акведуке.


Москвичи пытаются спасти завод «Красный Богатырь» от сноса

Схема зеленого каркаса. Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»

Согласно плану межевания между Краснобогатырской и проспектом Ветеранов должны появиться два новых поперечных проезда, призванных разгрузить район от пробок: один из них продолжит Миллионную улицу, другой пройдет южнее.

Площадь рассматриваемой территории бывшего завода – 17,2 га, общая площадь планируемой застройки – 473 552 м. Перепад высот – от 4 до 7 м. Застройка, согласно проекту, в большей своей части, примерно на пять шестых, состоит из жилья, класс которого заказчики определили как «бизнес-минус», «чуть выше чем комфорт». Продавать квартиры планируется по цене порядка 300 000 рублей за м. В южном углу территории запланированы офисы, рядом, к востоку – школа и детский сад. Заказчик – АО ИК «Северная звезда».

Рассмотренная советом концепция – не первое предложение по реорганизации «Красного Богатыря», работа с ППТ была одобрена в 2019 году, одну из предыдущих концепций разрабатывал НИиПИ ИГСП.

Принципиальное отличие нового предложения Buromoscow заключается в том, что его авторы, Ольга Алексакова и Юлия Бурдова, предложили сохранить пять исторических зданий завода, не имеющих статуса ОКН. Причем авторы сохраняют не только дореволюционные постройки – главный корпус завода 1911 года авторства Густава Гельриха (точнее, его половину), но и более поздние – пожарную станцию конструктивиста Александра Куровского (она расположена рядом с будущей школой и ее архитекторы планируют наделить какой-то образовательной функцией); а также котельную 1946 года и крупное кирпичное промышленное здание 1958 года, которое Юлия Бурдова, рассказывая о проекте, сопоставила с архитектурой брутализма.

Вокруг последнего упомянутого здания 1958 года, одного из самых крупных и поздних, завязалась небольшая дискуссия – корпус расположен близко к реке и прямо по нему согласно документам сейчас проходит граница природного комплекса долины Яузы. Отсюда возникли сомнения в том, что здание удастся сохранить, – их высказал представитель заказчика Артемий Крылов. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, однако, возразил, подчеркнув, что «качество архитектуры, качество проектов первично», здание было бы интересно сохранить, а документы межевания можно и пересмотреть: «если мы потеряем интересное здание, это будет печально, а если надо поправить какие-то документы, мы в этом поможем».


Москвичи пытаются спасти завод «Красный Богатырь» от сноса

Кроме того, по словам авторов, уже предопределены параметры двух башен, которые планируется построить в северо-западной части территории, рядом с улицей Богатырский мост.

В остальном, планируя будущую застройку, Buromoscow разделили территорию, которая, согласно плану межевания, сейчас состоит из 7 частей – на 9 кварталов-лотов. Впоследствии они, по словам Юлии Бурдовой, могут быть, как в ЗИЛАРТе, распределены между разными архитекторами, задав единый дизайн-код.


Москвичи пытаются спасти завод «Красный Богатырь» от сноса

Деление на лоты. Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»

Под каждым кварталом расположена подземная парковка, дворы без машин. Перед котельной разместилась городская площадь, пространство которой удалось «расчистить», сохранив требующиеся ТЭПы, благодаря повышению части зданий – сейчас ГПЗУ разрешает на этих участках высотность до 75 м, авторы предлагают расширить предел ограничений до 100 м.


Москвичи пытаются спасти завод «Красный Богатырь» от сноса

Схема плана 1 этажа. Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»

Проект предполагает благоустройство зеленой зоны по берегам Яузы, а также – несколько пешеходных мостов через реку, призванных связать между собой кварталы левого и правого берега.


Москвичи пытаются спасти завод «Красный Богатырь» от сноса

Схема пешеходного движения. Показаны 6 новых пешеходных мостов через Яузу. Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»

Вопрос благоустройства берегов Яузы также стал предметом обсуждения – будет ли заниматься таким благоустройством город, будет ли оно увязано с проектом жилого комплекса, не будет ли от него оторвано? Быстро выяснилось, что этот вопрос еще не решен, более того, как пояснил зампрефекта ВАО, в недавние планы благоустройства этот участок Яузы – до Оленьего вала, не попал, и хорошо бы эти планы скорректировать.


Москвичи пытаются спасти завод «Красный Богатырь» от сноса

Схема благоустройства. Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»

Совет принял проект очень тепло, его поддержал каждый из выступавших, особенно в части сохранения примечательных заводских зданий.

Практически сразу поступило предложение не ограничиваться повышением высотности до 100 метров (напомню, что по ГПЗУ она пока 75 м), а повысить ее еще сильнее, чтобы придать доминантам более индивидуальный и разнообразный характер, а также освободить дополнительное пространство для общественных городских площадей и зелени.

Здесь необходима небольшая ремарка. Как сообщает Архнадзор, в 2014 году ДКН признал все здания главного заводского корпуса Густава Гельриха 1911 года постройки, также как и пожарной станции Куровского (Архнадзор датирует ее 1927 годом, авторы проекта Buromoscow – 1933), исторически ценными градоформирующими объектами. Затем в октябре 2017 года здания были исключены из списка объектов, «обладающих признаками культурного наследия». В том же 2017 году проект НИиПИ ИГСП был выставлен на публичные слушания. Сейчас ни одно из зданий завода не обладает никаким охранным статусом, но тот же заказчик, по словам его представителей, полтора месяца назад изменил решение о сносе всех зданий и заказал новый проект.

Итак, здания главного заводского корпуса 1911 года постройки расположены в северной части территории и сейчас занимают достаточно большое пятно, причем со стороны Краснобогатырской постройки более «собранные», высокие и компактные, а со стороны Яузы расположена застройка того же времени, но малоэтажная. Согласно проекту Buromoscow, правую половину планируется сохранить, а левую малоэтажную половину планируется снести и построить на ее месте несколько башен средней высоты. Александр Цимайло во время заседания совета предложил организовать на этом месте, за счет повышения высотности части домов, вторую городскую площадь, связанную с первой площадью, перед котельной 1946 года. Николай Шумаков предложил сохранить здание 1911 года не наполовину, а полностью. Александр Асадов попросил зафиксировать в протоколе решение о сохранении «большого» здания и – особенно – его трубы, но высказал идеи о «прорезании» исторической постройки арками, приведя пример элеватора в Кейптауне (музея Цайца Томаса Хезервика).

Михаил Посохин предложил использовать повышение высотности для того, чтобы «впустить» в район больше зелени. За большее количество зелени также высказался Николай Шумаков.


Москвичи пытаются спасти завод «Красный Богатырь» от сноса

Вид с Богатырского моста на Яузу и застройку по ее берегам. Предварительная визуализация. Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»


Москвичи пытаются спасти завод «Красный Богатырь» от сноса

Площадь перед котельной. Предварительная визуализация. Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»

Сергей Чобан и Александр Цимайло предложили уделить как можно больше внимания будущему дизайн-коду проекта, возможно, даже рассмотреть дизайн-код на архсовете. Андрей Гнездилов предложил учесть в дизайн-коде соседство кирпичной заводской архитектуры, по крайней мере в уровне нижних этажей.

Авторов и заказчика призвали подумать над функциональным наполнением сохраняемых заводских зданий – с чем те и другие с радостью согласились, подчеркнув, что в русле сохранения городских построек проект развивается всего лишь полтора месяца и у него еще все впереди, и изучение опыта, и консультации, и планирование функций.

Резюмируя обсуждение, Сергей Кузнецов упомянул об идее создания бегового маршрута вдоль всей реки Яузы, подчеркнул, что Яуза становится новой городской осью – «растянутым новым городским центром», пообещал внимательно следить за развитием проекта, поддерживать его, пожелал проекту успехов и призвал заказчиков при необходимости обращаться за помощью по корректировке документации. Архсовет поддержал проект.

Архсовет Москвы – 78

Архсовет Москвы – 77

Архсовет Москвы – 73

Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете

«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69

Архсовет – 57

Архсовет Москвы – 56

Ссылка на основную публикацию