Как будет проходить реновация в Екатеринбурге, 16 марта 2021 года | – новости Екатеринбурга

Как будет проходить реновация в Екатеринбурге, 16 марта 2021 года |  – новости Екатеринбурга

Александр высокинский — о реновации, наземном метро и титановой долине

Александр Высокинский впервые после назначения вице-губернатором дал подробное интервью E1.RU 

Александр Высокинский впервые после назначения вице-губернатором дал подробное интервью renovaciya5.ru 

Вернувшись из мэрии Екатеринбурга в правительство Свердловской области и став первым заместителем губернатора, Александр Высокинский возглавил комиссию, которая занимается, может быть, самым спорным и точно самым обсуждаемым проектом этого года — реновацией. Мы встретились с чиновником и подробно поговорили о комплексном развитии территорий (КРТ), наземном метро, «Титановой долине» и других крупных проектах.

— Над чем сейчас работает комиссия?

— Разработан документ, в котором четко прописан функционал Законодательного собрания, исполнительной власти и уполномоченного органа, который войдет в структуру министерства строительства Свердловской области. Параллельно с этим ведется разработка критериев включения жилых домов с высоким уровнем износа, ненадлежащим техническим состоянием или отсутствием систем инженерно-технического обеспечения, но не признанных аварийными, в решения о КРТ, отдельный механизм разрабатывается для работы с объектами культурного наследия. Памятники пострадать не должны, они должны быть обновлены и вписаны в общую концепцию новых микрорайонов. Губернатор Евгений Владимирович Куйвашев ставит задачу привести эти памятники в надлежащий вид. Это одна из новелл закона и прямое поручение руководителя области.

Поэтому параллельно с обсуждением областного закона ведется разработка постановления правительства Свердловской области о критериях и параметрах этих зон. Еще раз скажу, мы смотрим этот закон чуть шире, чем на него смотрят обычно. У нас два тезиса: необходимо поменять гражданам старое жилье на новое и встроить в эту систему объекты культурного наследия.

— Про смену старого на новое, вообще про расселение. Люди будут переселяться в новостройки?

— Да. Во-первых, расселять людей без решения собрания собственников домов невозможно, мы с вами это обсуждали. Боязни, что завтра кто-то придет сносить дом, в котором вы выросли, нет. После решения собрания жильцов начнется расселение квартир, и тут два варианта: первый — гражданам выплачивается компенсация на покупку нового жилья, второй — жители переезжают в уже готовое жилье.

— Понятие границ этого расселения проговорено?

— В рамках этих постановлений ведется разработка механизма, как описать границы, как правильно описать наличие в этих границах памятников, как у этих памятников должны быть утверждены зоны охраны, как эти зоны охраны соотносятся с экономикой проекта, потому что памятник может быть маленький, зона охраны может быть большая.

— Когда начнутся первые расселения?

— Теперь сам механизм принятия программы КРТ: сделали постановление. Екатеринбург, другие муниципальные образования начали искать зоны, которые подходят под заданные параметры, описывать их. Описали, пришли в правительство, утвердили.

Речь о целой системе законодательных актов — их около десяти, — которые должны быть приняты в это время. Есть два варианта: ждать, пока будут разработаны все десять, и в это время муниципалитеты ничего не будут делать, либо начинать действовать, когда выйдут первые два акта. Параметры стали понятны, муниципалитеты параллельно пошли их отрабатывать. У каждого проекта своя экономика, своя география.

— В рамках проекта планировки делается анализ социальной инфраструктуры, которая присутствует в зоне КРТ. Решение о строительстве социальных объектов и порядок передачи будет определен в договоре о КРТ. Нормативы по проектам планировок никто не отменял: количество мест в детсадах и школах, количество парковочных мест и так далее.

Жильцы домов, попадающих в зону реновации, много лет выплачивали деньги за капитальный ремонт, но так и не дождались его. Эти деньги сгорают?

— Если дом подпадает под реновацию, то он уже идет в рамках КРТ. Берем дом на десять квартир — сколько в среднем в этих квартирах квадратных метров? Примерно 50. Дом — 500 кв. м. Мы говорим о том, чтобы сменить крышу, фасады, сети — сумма ремонта будет составлять порядка 10 млн рублей. Граждане платят в месяц 10 рублей за метр. Умножаем на 500, получаем 5 тысяч, умножаем на 12, получаем 60 тысяч рублей — такую сумму в год генерирует дом. Эти деньги не растворяются, мы предлагаем гражданам: вы можете ждать капитального ремонта либо воспользоваться механизмом КРТ. В соответствии с федеральным законом, собственники жилья в многоквартирном доме освобождаются от уплаты взносов на капремонт с первого месяца года переселения, а ранее уплаченные взносы используются на цели реализации КРТ жилой застройки.

Читайте также:  № 813-ПП О проекте планировки квартала 71-72Можайского района города Москвы / Сайт Москвы

— Как люди будут принимать решение об участии дома в реновации?

— На общем собрании собственников с помощью голосования.

— Сколько времени у них будет, чтобы определиться?

— Федеральным законом предусмотрено, что минимальный срок для проведения общих собраний собственников и нанимателей в многоквартирном доме составляет 30 дней. В региональном законе этот срок может быть увеличен. При этом выбор у жителей будет сохраняться вплоть до принятия решения об утверждении документации по планировке территории — именно до этого момента жители могут принять решение о выходе из процедуры КРТ (не менее чем одной третью голосов всех проживающих). Это более чем достаточный срок для того, чтобы определиться со своим выбором.

— Сколько людей должно принять решение об участии в программе?

— Большинство, не менее чем две трети жителей дома.

— Школы, садики, поликлиники, другая социальная инфраструктура. Ее строительство гарантирует правительство или инвестор?

— Порядок реализации решения о комплексном развитии территории, порядок определения границ территории, подлежащей комплексному развитию, и иные требования к комплексному развитию территории, в том числе в целях обеспечения территории объектами социальной, инженерной и транспортной инфраструктурой, будут определены подзаконными актами. Когда делается новый план проекта, в нем это все прописывается. Дальше либо строят школы и детские сады за счет бюджетных средств, как мы это делаем в Академическом, либо это проекты концессионных соглашений — когда объекты строятся, потом передаются в концессию, в течение нескольких лет бюджет за этот объект платит и выкупает его.

Еще раз отмечу, что единой экономической формулы нет, всегда нужно смотреть на каждую территорию отдельно. В одном случае будет выгоднее сделать пристройку к школе — у нас такой опыт есть. В другой ситуации мы примем решение, что проще этот объект соцсферы снести и на его месте построить новое здание. В каком-то проекте людей отселили, часть земли отдали, расширили территорию объекта социальной сферы, что-то построили на ней. Одинаковых форм не будет точно.

— Я сомневаюсь, что становится сильно понятнее. Мы не можем говорить не про зоны?

— Как только будет общая система всех постановлений правительства, городские власти вам расскажут уже о тех площадках и объектах, которые они готовят для реновации.

— Будут какие-то общественные слушания?

— Утверждение проекта планировки и проекта межевания территории из программы КРТ будет проходить с учетом общественных обсуждений. У нас сейчас задача какая? Можно идти от обратного. Граждане опасаются, что застройщики начнут обманывать в плане цены. Но в законе все четко прописано и регламентировано: собственники жилья получают равноценное возмещение в соответствии с ЖК РФ, учитывается рыночная стоимость жилого помещения, общего имущества многоквартирного дома, доли жителя в праве общей собственности на такое имущество, земельного участка, на котором расположен дом, а также все убытки в связи с изменением места проживания.

— Понятны застройщики, которым это все интересно, которые хотят заходить в эту программу?

— Мы рассчитываем, что этот проект будет сделан не под конкретных застройщиков, а прежде всего в интересах горожан и при соблюдении стандартной экономики строительства.

— Есть сейчас кто-то, кому интересно?

— Строители постоянно свои предложения выдают, мы с ними вместе все факторы обсуждаем.

— Пару недель назад, когда была пресс-экскурсия на площадку Универсиады, вы поднимали интересный вопрос, связанный с охранной зоной, которая появилась в районе аэропорта Кольцово.

— Если мы говорим о приаэродромной территории Кольцово, то надо четко разделять две темы. Первая — это ПАТ (приаэродромная территория), и она затрагивает более четырех десятков аэропортов страны. Наш регион это зонирование не согласовал, губернатор Евгений Владимирович Куйвашев обсуждал вопрос с вице-премьером М. Ш. Хуснуллиным, который в ходе рабочего визита заверил, что федеральный центр этой проблемой занимается и намерен в скором времени ее решить. Другая тема — зона, обозначенная Министерством обороны. Здесь мы находимся в тесном взаимодействии, министерство строительства Свердловской области работает, все вместе ищем компромиссы, потому что город, конечно, должен развиваться, но и аэропорт тоже.

Читайте также:  Реновация в Капотне - начало сноса пятиэтажек

— Среди объектов, которые попадают в ту зону, — масса интересного. Там есть овощебаза, которая должна стать конкурентом Четвертой овощебазы.

— Там есть моменты, связанные с логистическим центром в Большом Седельниково, там есть целый жилой район Кольцово с многоэтажным жильем и достаточно развитой инфраструктурой. В прошлом году в этом микрорайоне дороги отремонтировали.

В любом случае совмещение аэропорта и города — это всегда отдельная задача, мы свои предложения подготовили, летчики смотрели, как самолет может быстро уйти с глиссады. Если мы хотим, чтобы аэропорт рос, то должны понимать, что будут работать две полосы одновременно, самолеты могут взлетать и садиться каждые полторы минуты.

— Минобороны участвует в истории про охранную зону, которая появилась из-за строительства склада?

— Министерство строительства Свердловской области занимается этой проблемой. В любом случае нужен диалог, хотя там у Минобороны расположен серьезный объект.

— После Универсиады в спортгородок заселят студентов, но есть ощущение, что организация для них транспорта из города забуксовала.

— Коридоры под электричку мы заложили с РЖД, эти проекты у нас есть. Сейчас смотрим проекты городской электрички, трамвайные ветки. Нужно понимать, что один трамвай увезет сто пассажиров, а одна «Ласточка» — тысячу. Если каждое утро нужно пять тысяч человек доставить в центр, то правильнее это делать электричкой. Мы включили в генплан в полном объеме все коридоры для городской электрички.

— Электричка поможет избежать адских пробок в этом направлении, учитывая, что трафик будет увеличен?

— Да. Там планируется два кольца электрички. Одно кольцо идет c Керамики в Солнечный, затем на Широкую Речку, Сортировку. Второе кольцо — электричка, которая доходит до аэропорта Кольцово, проходит чуть дальше, разворачивается рядом с «Сима-лендом», деревней Универсиады и возвращается опять на свой путь. С транспортной схемой мы сейчас разбираемся.

— Когда будет готова схема второй ветки метро от «Уралгипротранса»?

— Проработана схема совмещения метрополитена, существующей и планируемой ветки, и городской электрички. Это концепт — север, юг, запад, восток — кольцо электрички. Эта схема должна обслуживать агломерацию и перевозить более трех миллионов пассажиров. Транспортная схема города формировалась с системой транспортно-пересадочных узлов таким образом, чтобы можно было пересесть либо на электричку, либо на метро.

— Много вопросов было к программе «Пятилетка развития», которую принял губернатор. Многие ее параметры изменили.

— По «Пятилетке развития» и национальным проектам мы готовим сейчас итоговый отчет за 2020 год, он будет готов к концу марта. Там полный анализ показателей, что сделано, как будет. Это понимание того, где и каких показателей достигли. Понятно, что антикоронавирусные ограничения влияют на ситуацию.

Экономика Екатеринбурга — это на 40% малый и средний бизнес, который преимущественно и пострадал от пандемии. Развитая торговля и сфера услуг — это, с одной стороны, сильная сторона Екатеринбурга, с другой стороны — именно эти сектора оказались наиболее уязвимы во время пандемии.

— Про коронавирусную повестку. Вы же все равно остаетесь в штабе?

— Коронавирусную повестку Павел Владимирович Креков [заместитель губернатора Свердловской области] курирует. Мы недавно в «Экспо» поздравили женщин-медиков с 8 Марта и провели очень хороший концерт.

Читайте также:  Личный опыт: чем обернулось для москвича переселение по реновации

— Есть какие-то запланированные подобные акции?

— Это будет сюрпризом.

— Глобальный настрой такой, что мы выходим из всех этих ограничений?

— Мы понимаем: берег виден, но самое опасное — расслабиться перед берегом. Переплыть реку на 99% — это не означает достичь другого берега. Да, ограничения постепенно снимаются, но маски по-прежнему нужны. Я сделал прививку, вакцина работает. Мы продолжаем прививочную кампанию, ждем новое поступление. Система здравоохранения рассчитана на лечение и десяти, и ста тысяч человек.

Про «Титановую долину» хотела с вами поговорить. Что сейчас с этим проектом?

— Саму площадку сейчас уже запустили, и сегодня особая экономическая зона «Титановая долина» — инфраструктурно обеспеченная площадка, востребованная инвесторами. 20 компаний являются резидентами «Титановой долины», объем вложенных резидентами инвестиций превышает 8,8 млрд рублей. Создано порядка тысячи новых рабочих мест. Одной из компаний, получивших статус резидента ОЭЗ в 2020 году, стало «Аллегро» (совместная компания «Евраза» и ООО «Рейл Сервис»), которая уже начала строительство производства цельнокатаных колесных пар для железнодорожного транспорта в Верхней Салде. ОАО «РЖД» приступило к строительству железнодорожных путей для резидентов ОЭЗ. Благодаря реализации в «Титановой долине» проектов компаниями «Боинг» и УЗГА в регионе формируется новое промышленное направление — авиастроение.

Как только станет теплее, мы обязательно на месте посмотрим ход строительства.

Сколько вложили в этот проект?

— Мы считаем окупаемость «Титановой долины». Из вложенных в строительство инфраструктуры «Титановой долины» бюджетных инвестиций — 4,6 млрд рублей — государству уже вернулось более 1,3 млрд рублей в виде налогов, таможенных пошлин и страховых взносов компаний-резидентов. Частные инвестиции резидентов (8,8 млрд рублей) почти в два раза превышают бюджетные затраты на «Титановую долину».

— История с уголовными разбирательствами как-то ударила по проекту? Я имею в виду дело Кызласова.

— Государство видит свои эффекты в виде налогов, предприниматели видят свои бонусы в виде прибыли, мы и общественность видим количество рабочих мест, среднюю зарплату. Вот главные критерии эффективности. В «Титановой долине» сама инфраструктура создана. Чем больше в области таких проектов, тем лучше.

Более того, эффективность «Титановой долины» подтверждена ее позициями в рейтингах, составляемых федеральными институтами развития, а также Минэкономразвития России по результатам оценки деятельности особых экономических зон страны. Отмечу, что начиная с 2021 года «Титановая долина» является эффективной.

Большие проекты-локомотивы дают серьезную бюджетную отдачу. Стройка Универсиады, проект в Большом Седельниково с объемом инвестиций в десятки миллиардов возвращают в бюджет области средства в виде налогов.

— Обозначьте основные проекты и задачи, над которыми вы сегодня работаете в правительстве области.

— Это комплексное развитие территорий. Комплексное планирование — совокупность проектов и программ, их влияние на основные показатели качества жизни. Реализация проектов, в том числе крупных, о которых мы говорили, развивающих экономическую базу (Универсиада, проекты, которые мы делаем вместе с железной дорогой, — кольцо городской электрички, логистический центр в Большом Седельниково, строительство детской железной дороги и многое другое), институты развития, реагирование на угрозы, выходы из кризиса — все эти вещи сегодня являются моими задачами.

— Городская электричка в вашем ведении остается?

— Городская электричка — проект, которым надо заниматься правительству и городам Екатеринбургской агломерации вместе. Прежде всего Екатеринбургу. Город один этот проект не потянет, нужно обосновывать все эти инвестиции, привлекая свои деньги. Это совместная работа. Чтобы такой проект делать, нужно включаться в инвестпрограмму РЖД, нужно доказывать, что это не просто желание, а серьезные изменения транспортных схем и развитие целых территорий.

— А КОР когда снесут?

— Это смотрится все в генплане, это такая изюминка города, к ней надо очень осторожно подходить. Там главный объект — не КОР, а берег Шарташа. Мы рассматриваем на этом участке разные варианты, но пока о сроках не говорим.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector