Из промышленной зоны в деловую зону

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 марта 2023 года; проверки требуют 3 правки.

Зиларт, июль 2020 года.

Какие изменения ждут территорию автомобильного завода им. Лихачева.

В старых границах Москвы 208 промзон занимают почти 19 тысяч гектаров – это 17% от площади мегаполиса. Чтобы избавиться от «ржавого пояса» и использовать промышленные площадки для градостроительного развития, за восемь лет власти столицы утвердили 84 проекта реорганизации этих территорий. Вот почему треть от всего объема строительства в пределах МКАД ведется на месте бывших заводов и заброшенных складов.

Сейчас в стадии активной реализации находятся 63 проекта, где комплексно возводят новое современное жилье, детсады и школы, спортобъекты и культурные центры, парки и зоны отдыха. Масштабное преображение переживает и территория автомобильного завода им. Лихачева – этот проект уже называют олицетворением Москвы XXI века.

Промзона на юге Москвы, в которой когда-то располагался завод ЗИЛ, вот уже несколько лет активно застраивается: покупателям предлагают квартиры и апартаменты бизнес- и комфорт-класса. Также в локации появится крупнейший в Европе парк развлечений, спортивные объекты, деловой кластер. В настоящее время, по данным аналитиков «Метриум», на территории ЗИЛа открыты продажи в трех жилых и двух апартаментных комплексах. Стоимость жилья на старте продаж 7 до 10 млн рублей.

Читайте также:  Вывести на чистоту. Когда город приведут в порядок после зимы? | Москва | Аргументы и Факты

Территория бывшего Завода имени Лихачева долгое время оставалась одной из самых крупных промышленных зон на территории Москвы, площадь которой составляла около 400 га. Сегодня здесь ведется строительство крупнейшего в столице жилого кластера бизнес-класса, сопоставимого по масштабам с целым городом. Аналитики «Метриум» выяснили, какие преобразования ждут ЗИЛ в ближайшее время.

Главным центром притяжения для всех будущих жителей ЗИЛа станет развлекательный комплекс «Остров Мечты», строительство которого завершается на территории Нагатинской поймы. Проект занимает участок площадью 100 га, которая отдана под крупнейший в Европе крытый парк развлечений, парковую зону с озерами, гостиницу, яхт-клуб, магазины и рестораны.

Всесезонная часть развлекательного комплекса площадью 300 тыс. кв. м накрыта несколькими стеклянными куполами, крупнейший из которых не имеет аналогов в Европе – его метраж составляет почти 9 тыс. «квадратов». Под ним разместятся множество тематических зон, в том числе «Маугли в стране динозавров», «Черепашки-ниндзя», «Отель Трансильвания», «Замок Снежной королевы», «Деревня Смурфиков» и т.д.

Особого внимания заслуживает городской променад, образованный 120 зданиями, повторяющими самые известные мировые архитектурные памятники, включая римский Колизей и барселонский Дом Бальо авторства Антонио Гауди. Помимо развлекательной функции, «Остров Мечты» обеспечит город (в том числе будущих жителей ЗИЛа) рабочими местами. По словам заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, их количество превысит 7,5 тыс.

Учитывая тот факт, что «Остров Мечты» является одним из приоритетных проектов для столичных чиновников, городские власти уделяют большое внимание возведению удобных подъездов к парку развлечений. И будущие жители ЗИЛа, несомненно, оценят по достоинству принимаемые меры. В частности, ведется активное строительство трассы, которая свяжет центр Москвы с Нагатинской поймой. Дорога частично проходит по реконструированной Симоновской набережной, через территорию жилого комплекса «ЗИЛАРТ», рядом с проектами «NOW. Квартал на набережной» и Central Park.

В настоящий момент ведется строительство моста через Кожуховский затон в сторону Южнопортовой улицы, а затем начнутся работы по возведению моста через затон Новинки от набережной Марка Шагала до проектируемого проезда №4062. Таким образом, покупатели квартир в жилых комплексах ЗИЛа получат сразу несколько удобных выездов из района, ведущих в разных направлениях и позволяющих планировать оптимальные маршруты.

На протяжении всей своей истории Завод имени Лихачева добивался успехов не только в автомобилестроении, но и в спорте. Бренд «Торпедо» стал одним из символов индустриального гиганта, как и сам стадион одноименного футбольного клуба, построенный в 1959 году.

Легендарная площадка до недавнего времени оставалась последним стадионом в Москве, который хранил «дух старой школы» советского футбола. В ближайшее время начнется реконструкция арены, однако девелопер проекта – группа компаний INGRAD – обещает сохранить историческое наследие. С 2017 года компания Романа Авдеева владеет командой «Торпедо» и ведет активную работу по возрождению былой славы футбольного клуба. После завершения реконструкции у трибун стадиона появится крыша, а территория вокруг спортивного комплекса станет частью городского паркового пространства.

Еще одной важной составляющей спортивного кластера на территории ЗИЛа является «Парк Легенд». Эта площадка объединяет ледовый дворец «ЦСКА АРЕНА», Музей хоккея и комплекс водного спорта.

В районе ЗИЛа сегодня ведется развитие одного из крупнейших деловых кластеров столицы, способного конкурировать по масштабам с ММДЦ «Москва-Сити». В рамках проекта Nagatino i-Land предполагалось строительство около 30 офисных и производственных корпусов, однако на сегодняшний день проект реализован лишь частично. Последним сданным объектом является бизнес-центр «Декарт» площадью 30,9 тыс. кв. м. Здесь размещается головной офис компании «Лидер-Инвест», управлявшей развитием делового кластера ЗИЛа. Не так давно была завершена сделка по приобретению девелопера группой «Эталон».

Вместе с 49% акций компании структура Вячеслава Заренкова получила и активы «Лидер-Инвеста», включающие как уже построенную коммерческую недвижимость, так и права на дальнейшее освоение территории «ЗИЛ-Юг».

Размеры бывшего завода ЗИЛа вдвое превышает площадь Княжества Монако, а по численности населения новый жилой район мог бы претендовать на попадание в список «средних городов» (50-100 тыс. человек). Всего в России насчитывается 153 подобных населенных пунктов, среди них Наро-Фоминск, Анапа, Великие Луки, Ржев, Клин, Геленджик и другие.

По разным оценкам, в жилых комплексах на ЗИЛе будут проживать от 55 до 77 тыс. человек. По данным «Метриум» сегодня в этой локации ведутся первичные продажи в двух апартаментных и трех жилых комплексах. Еще один находится в стадии проекта.

Стартовые цены в жилых комплексах ЗИЛа находятся в диапазоне от 7 млн до 10 млн рублей. В нижней части располагаются два комплекса апартаментов комфорт-класса, образующих небольшую прослойку данного сегмента в огромном массиве предложения бизнес-класса. В комплексе «Парк Легенд» цены на апартаменты начинаются от 7 млн рублей, в апарт-отеле «YE’S Технопарк» – от 7,6 млн рублей.

Самые доступные квартиры бизнес-класса можно приобрести в ЖК «ЗИЛАРТ» – от 8,8 млн рублей. В проекте «NOW. Квартал на набережной» порог входа находится на уровне 9,8 млн рублей, а в проекте RiverSky – 9,9 млн рублей.

Новостройки в районе бывшего Завода им. Лихачева

«ЗИЛ – это уникальная площадка, которая в самой ближайшей перспективе станет одним из лучших мест для жизни в Москве, – комментирует Андрей Белов, заместитель коммерческого директора Tekta Group (девелопер проекта бизнес-класса «NOW. Квартал на набережной»).

Для этого у нового района есть все предпосылки: близость к центру и удобная транспортная доступность, протяженная береговая линия Москвы-реки, возможность работать в непосредственной близости от дома, а свободное время проводить в крупнейшем в Европе парке развлечений. Естественно, эти факторы способствуют высокой динамике продаж и поднимают инвестиционную привлекательность недвижимости на локальном рынке».

«Жилой комплекс «ЗИЛАРТ» на протяжении нескольких лет является флагманом сегмента бизнес-класса Москвы, аккумулируя наибольшее число сделок в своей категории, – говорит Мария Литинецкая, управляющий партнер «Метриум» (участник партнерской сети CBRE).

Будущие новостройки «старой» Москвы: какие проекты появятся на рынке в ближайшие несколько лет​

Бизнес-класс будущего: какие новостройки девелоперы собираются возводить в Москве

Дата публикации 06 января 2020

Портал Novostroy-M.ru начинает публиковать цикл статей о редевелопменте промышленных зон Москвы. Пожалуй, самая масштабная стройка уже в скором времени на территории завода имени Лихачева (ЗИЛ).

Через 8 лет территория завода изменится, и в новом районе будет сложно узнать место бывшего полузаброшенного промышленного предприятия. Проект «Полуостров ЗИЛ» настолько грандиозный, что площадь застройки в несколько раз превысит площадь ММДЦ «Москва-Сити» (300 га против 80 га). Макет нового района Москвы создала российская компания «Проект Меганом», а его воплощением в жизнь занялась строительная компания «Группа ЛСР».

Ранее свое желание участвовать в торгах на застройку одного из участков ЗИЛа высказывала китайская Dalian Wanda Group. Однако в ноябре 2014 года компания отказалась от участия в тендере, объяснив свой отказ ростом курса доллара и вызванным этим удорожанием проекта.

«На сегодняшний день большая часть объектов находится на стадии проектирования. Одним из девелоперов, которые будут осваивать промзону, является компания «Группа ЛСР». Ей принадлежит северная часть промзоны площадью 65 га»

Александр Шибаев, Blackwood

Как рассказали в пресс-службе «Группы ЛСР», в рамках строительства нового района столицы планируется возвести порядка 1,5 млн кв. м недвижимости: 950 тыс. кв. метров жилья и апартаментов, а также объекты коммерческой и социальной инфраструктуры, подземные паркинги. В октябре 2014 года компания приступила к демонтажу имеющихся строений, а масштабная стройка начнется в середине 2015 года.

Участок, принадлежащий «Группе ЛСР» является первым из девяти функциональных зон ЗИЛа. По словам коммерческого директора ФСК «Лидер» Григория Алтухова, изначально заявлялось, что из 1,5 млн кв. м недвижимости в жилой части ЗИЛа 584 тыс. кв. м придется непосредственно на жилье, 365 тыс. кв. м – на апартаменты, 167 тыс. кв. м на деловую, офисную часть, 98 тыс. кв. м – на объекты торговой инфраструктуры и еще 342 тыс. кв. м отведут под подземные парковки. Но в связи с принятием запрета на строительство новых проектов апартаментов как отдельных капитальных объектов, доли, ранее отводимые под каждый тип застройки, могут быть пересмотрены.

Учитывая, что промзона расположена в непосредственной близости к центру Москвы, и на ее территории будут располагаться некоторые производственные предприятия, застройщики будут возводить жилье различного класса. Скорее всего, на прибрежной зоне появятся дома бизнес-класса, а ближе к промышленной зоне – комфорт- или эконом-класса.

«Проекты, которые сейчас реализуются в районе ЗИЛа, позиционируются в бизнес-классе – за счет хорошей транспортной доступности, близости к ТТК, соседства с Москвой-рекой. Уже можно назвать предполагаемую стартовую стоимость жилого квадратного метра – 150-170 тыс. рублей»

Мария Литинецкая, «Метриум Групп»

Как рассказала генеральный директор компании «МИЭЛЬ-Новостройки» Софья Лебедева, в основном город взял на себя затраты на развитие социальной инфраструктуры – детские сады, школы, поликлиники, но строительство некоторых объектов будет возложено на девелоперов. Например, «Группа ЛСР» обязана будет построить 6 детских садов вместимостью до 180 человек каждый и бесплатно передать их Москве. Также застройщик обеспечит новых жителей двумя школами на 825 и 1100 мест. В пресс-службе «Группы ЛСР» добавили, что всего на территории ЗИЛа будет 3 общеобразовательных школы на 3300 учащихся, объединенные в образовательный кластер, и 12 детских садов на 1560 воспитанников.

Существующая медсанчасть №1 станет современной городской поликлиникой, а общая площадь медицинского кластера составит около 669,5 тыс. кв. м. Подземные гаражи-стоянки рассчитаны на 11,5 тыс. мест, а многоуровневые паркинги вместят 2,5 тыс. автомобилей.

«Как правило, проекты реконцепции промзон включают не только строительство жилых объектов, но и социально-бытовой инфраструктуры, дорожных сетей, прогулочных и зеленых рекреационных зон»

Елизавета Гудзь, «НДВ-Недвижимость»

Первый этап реорганизации промзоны, который, собственно, сейчас и идет в северной части полуострова, посвящен спортивно-развлекательной тематике. В составе спортивно-развлекательного городского квартала «Парк Легенд» – ледовый дворец «Арена Легенд» площадью 69 тыс. кв. м, комплекс водного спорта площадью 25 тыс. кв. м, музей хоккея площадью 3,5 тыс. кв. м, многофункциональный комплекс площадью 40 тыс. кв. м и конгресс-центр площадью 3 тыс. кв. м, включая четырехзвездочный отель. Предполагается, что эта часть работ будет закончена в 2015 году. Кстати, девелопером «Парка Легенд» выступает «Корпорация ТЭН». В настоящее время ведется расчистка территории для строительства ледового дворца.

В дальнейшем практически на набережной в южной части бывшей промзоны появятся административно-деловой центр «Северный» площадью 45 тыс. кв. м и многофункциональный комплекс «Планета ЗИЛ» площадью 343 тыс. кв. м.  Кроме этого в процессе реструктуризации здесь появятся офисы, будут реконструированы отдельные здания, представляющие историческую ценность.

Большое внимание при разработке проекта редевелопмента ЗИЛа уделено созданию дорожной сети. В частности, на данной территории построят около 40 км новых дорог, включая два автомобильных и два пешеходных моста. Планируется создать дублер Варшавского шоссе, который станет связующей магистралью между Печатниками и Братеево, дорогу от Симоновской набережной до проспекта Андропова. Последний, кстати, также ожидает реконструкция.

«Планируется строительство моста, который свяжет территорию ЗИЛа с Варшавским шоссе. На территории «Полуострова ЗИЛ» появится станция метро «Технопарк» Замоскворецкой линии, на Малом кольце московской железной дороги будет построена железнодорожная станция и транспортно-пересадочный узел»

Владислав Луцков, Est-a-Tet

Особенной будет и архитектура района. Центральная часть столицы формировалась столетиями, в одном квартале можно встретить здания из совершенно разных эпох, выполненные в разных архитектурных стилях. « В проекте «Группы ЛСР» все элементы будут выполнены в рамках одного архитектурного стиля – они не будут сделаны под копирку, будут уникальными, но вместе с тем – объединенными одной идеей», – пояснили в пресс-службе компании.

При разработке концепции освоения любой промышленной зоны особое внимание уделяется благоустройству территории, ее озеленению, то есть повышается визуальная привлекательность участка. « Жилые дома по проекту располагаются таким образом, чтобы минимизировать количество квартир с плохими видовыми характеристиками», – говорит Мария Литинецкая, генеральный директор компании «Метриум Групп».

Вартан Погосян, директор  по  маркетингу  TEKTA  GROUP, сообщил, что земли, на которых запланировано новое строительство, подлежат обязательной рекультивации. А промышленное производство, которое остается на территории, делают безопасным. Кроме того, концепция реорганизации площадей ЗИЛа предполагает благоустройство набережных Москвы-реки, создание прогулочных аллей, парков и скверов. Под зеленые зоны будет отведено почти четверть всей территории завода. Поэтому жить и работать в данном месте будет комфортно и безвредно для здоровья.

Основной зеленой площадкой станет набережная Москвы-реки, бульвар и парк в районе транспортно-пересадочного узла «ЗИЛ». Зеленая зона разместится вдоль железнодорожных путей вплоть до набережной и приведет к пешеходному мосту через реку. Вдоль старого русла Москвы-реки тоже будет парк, в котором планируется создать все условия для активного отдыха. Помимо этого, будет обустроено множество особо охраняемых природных территорий.

«Согласно проекту планировки территории ЗИЛа под озеленение и благоустройство отведено 79 га, включая полноценный парк. На землях, планируемых к жилой застройке, будет проведена санация»

Григорий Алтухов, ФСК «Лидер»

Тем не менее, при составлении плана реорганизации промышленной зоны было принято решение о сохранении на территории части производства. Производственные площади при этом сократятся более чем в 3 раза. Александр Шибаев, директор департамента консалтинга, аналитики и исследований Blackwood, считает, что, учитывая формат проекта, который по сути представляет собой «город в городе», при грамотном зонировании привлекательность данной локации не снизится. Напротив, в «новом городе» будет создано все необходимое для полноценной жизни и работы.

«Предусмотрено развитие существующих научно-производственных предприятий «Сапсан» и «Гелиймаш». Планируется организовать контрактную сборку легких и среднетоннажных грузовиков (FIAT, RENAULT, HYUNDAI, CHRYSLER). Для обслуживания будущей застройки сохранится и реконструируется ТЭЦ ЗИЛ. По проекту жилая зона не будет плотно примыкать к производственным объектам, поэтому такое соседство не повлияет на привлекательность проектов»

Софья Лебедева, «МИЭЛЬ-Новостройки»

Дата публикации 28 ноября 2014

Содержание:

Проект развития территории

Возводит жилой комплекс “Группа ЛСР”.

В жилом комплексе запланировано строительство 31 дома с высотой от 1 до 40 этажей, офисные и торговые площади, 9 детских садов, две школы, музейный центр современного искусства «Эрмитаж-Москва», медицинский центр, концертный зал, спортивная площадка.

Территория бывшего завода ЗИЛ 22 мая 2018 г. со стороны МЦК

В сентябре 2019 года промежуточные итоги реорганизации бывшей промзоны «ЗИЛ» подвёл заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики Марат Хуснуллин. По его словам, к этому моменту на «ЗИЛе» построили 400 тысяч квадратных метров жилья, ледовый дворец «Парк легенд», музей, автомобильный центр, офисы и ещё целый ряд коммерческих объектов.

Стела ЗИЛ вокруг нового строительства

1916 год. Основание завода

Сергей и Степан Рябушинские обсуждают план строительства АМО. Тюфелева роща, 1916 г.

План завода в 1916 году

Первый автомобильный завод основан в 1916 году в рамках правительственной программы создания в России автомобильной промышленности. В рамках этой программы предполагалось построить в России шесть новых автомобильных заводов. За постройку одного из них брался торговый дом «Кузнецов, Рябушинские». Договор на постройку завода предусматривал следующие условия:

27 февраля 1916 года Главное Военно-техническое управление (ГВТУ) и «Торговый дом Кузнецов, Рябушинские и К˚» заключили договор на поставку 1500 машин. Полный заказ составляет общую сумму в 27 000 000 рублей. Завод поставщика должен быть пущен не позднее 7 октября 1916 года. К 7 марта 1917 года должно быть изготовлено не менее 10 процентов всей поставки (то есть 150 автомашин).

В счёт причитающихся по настоящему договору денег поставщику предоставляется право получения аванса в размере 32,5 % контрактной суммы. Ссуда выдаётся при подписании договора в размере 10 процентов стоимости заказа (в размере 2 миллионов 700 тысяч рублей).

Устав «Товарищества на паях автомобильного Московского общества» был утверждён 18 мая 1916 года, а 2 августа (20 июля по старому стилю) того же 1916 года в Тюфелевой роще состоялись торжественный молебен и закладка автомобильного завода. Первым директором был назначен Дмитрий Дмитриевич Бондарев. Постройка завода велась под руководством выдающихся специалистов А. В. Кузнецова и А. Ф. Лолейта. Фасады некоторых корпусов разработал архитектор К. С. Мельников.

1919 год. Авторемонтный завод

17 февраля 1919 года АМО, в числе других недостроенных заводов, вошёл в состав образованного постановлением ВСНХ Автотреста, а в марте 1921 года — в состав ЦУГАЗа.

Всего предприятие за эти годы капитально отремонтировало 230 автомобилей, произвело средний ремонт 18 и текущий ремонт 67 автомобилей, а также отремонтировало 137 мотоциклов. С 1920 года АМО участвовало в советской танковой программе, в частности с февраля по июль было изготовлено 24 танковых двигателя для танка «Русский Рено».

30 апреля 1923 года заводу АМО было присвоено имя итальянского профсоюзного деятеля Пьетро Ферреро (1892—1922), убитого фашистами.

1924 год. Первые советские грузовики

В 1930 году для выпуска на АМО была закуплена лицензия на американский грузовик «Autocar-5S». Собранный из американских комплектов грузовик назывался АМО-2. После локализации в 1931 году и запуска конвейера (первого в СССР) он был переименован в АМО-3, а мощность его мотора была увеличена по сравнению с ранним образцом с 54 до 72 л. с. После модернизации в 1933 году грузовик был переименован в ЗИС-5. В 1934 году, после завершения коренной реконструкции предприятия (до 100 000 автомобилей в год) этот легендарный в будущем грузовик пошёл в массовую серию. Суточный объём выпуска ЗИС-5 превысил 60 автомобилей. На базе ЗИС-5 были созданы 25 моделей и модификаций, из которых 19 пошли в серию.

В 1936 году начался выпуск легкового автомобиля высшего класса ЗИС-101.

1941—1945 годы. Работа в эвакуации

Этот раздел слишком короткий.

Пожалуйста, улучшите и дополните его.

В первые месяцы Великой отечественной войны было принято решение эвакуировать предприятие. Производственные мощности завода были эвакуированы в Ульяновск (где на территории чугунного завода «Металлист» было организовано новое производство), Челябинск, Миасс и Шадринск. В последующем оно дало начало новым заводам УАЗ, УМЗ, МРЗ, УралАЗ, Шадринский автоагрегатный завод и другим.

1945—1991 годы. Послевоенные годы и до распада СССР

В 1950 году завод наладил выпуск холодильников.

В 1953 году был построен и полностью оснащён Автомобильный завод № 1, позже ставший Первой автомобилестроительной компанией (First Automotive Works — FAW), остающейся и сегодня лидером быстрорастущей автомобильной индустрии Китая. Первые молодые специалисты FAW проходили обучение и стажировку в СССР на заводе ЗИС. В их числе был и будущий руководитель КНР (1993—2003) и генеральный секретарь ЦК КПК (1989—2002) Цзян Цзэминь.

В 1954 году на заводе было создано Специальное конструкторское бюро, которое возглавил Виталий Андреевич Грачёв. Под его руководством за последующие десятилетия в этом СКБ были созданы десятки экспериментальных конструкций автомобилей, вездеходов и бронетехники. « Грачёвская школа» конструирования автомобилей повышенной проходимости основывалась на использовании спаренных двигателей с отдельными коробками передач и системами отбора мощности, расположенными по бортам. Семейство автомобилей ЗИЛ-135 нашло широкое применение в армии в качестве шасси для различных систем вооружения, а «комплекс 490», более известный как поисково-спасательный комплекс «Синяя птица» (грузовой ЗИЛ-4906, шнекороторный ЗИЛ-2906 и пассажирский ЗИЛ-49061), был создан для эвакуации приземлившихся космонавтов по личной просьбе С. П. Королёва и используется по сей день.

С 1947 по 1957 год завод ЗИЛ выпустил более 770 тысяч автомобилей ЗИС-150 (его разработка начиналась ещё до войны) и его модификаций, при этом разработка новой модели откладывалась из-за государственных планов, предусматривавших превалирование выпуска количества грузовиков для народного хозяйства над качеством выпускаемой продукции. После многократных внесений и изменений в конструкцию ЗИС-150 и его морального устаревания встал вопрос о том, что его потенциал для модернизации полностью исчерпан и нужно начать выпуск новых грузовиков. С 1957 года завод перешёл на выпуск ЗИЛ-164 (глубокая модернизация ЗИС-150).

Наладка станка на ЗИЛе, 1963

В 1963 году начался выпуск полностью нового грузовика — ЗИЛ-130. Зил получил новый двигатель мощностью 150 л. с. (доработанный от правительственных ЗИЛов), гидроусилитель руля, синхронизированную 5-ступенчатую коробку передач, трёхместную кабину с омывателем панорамного ветрового стекла. Особенностью стал дизайн грузовика, разработанный дизайнерами ЗИЛ, который только начал появляться на американском рынке. Для выпуска новой линейки на базе ЗИЛ-130 завод обновил многое оборудование.

В 1964 году полным ходом осуществлялся выпуск линейки автомобилей ЗИЛ-130, при этом сам конвейер работал не на полную мощность. На заводе стали рассматривать дополнительные варианты его загрузки бескапотными грузовиками, входившими в моду в Европе и рассматривавшимися как перспективные за счёт увеличения грузовой платформы на той же базе, обзорности и управляемости. На заводе нашлись люди, которые работали над первым советским бескапотным грузовиком КАЗ-605, который в серию так и не пошёл. Они же начали конструкторские работы по выпуску экспериментальных бескапотных грузовиков ЗИЛ. Помимо начала конструирования бескапотного грузовика ЗИЛ-170, началось параллельно проектирование дизельного грузовика проекта ЗИЛ-169 и разработка ЗИЛ-133.

Однако ЗИЛ принял решение, что бескапотные грузовики ЗИЛ-170 более перспективны и в сравнении с проектом ЗИЛ-169 требуют меньших затрат, так как двигатель ЗИЛ-170 разрабатывал завод ЯМЗ, а дизель пришлось бы разрабатывать самому ЗИЛу. Поэтому завод сосредоточил все силы на разработке ЗИЛ-170 не в ущерб основному производству, а проекты ЗИЛ-133 и ЗИЛ-169 были заморожены.

Завод ЗИЛ разработал конструкцию грузовиков ЗИЛ-170 и провёл их испытания, но Совет министров СССР в 1968 году для развития кооперации между республиками СССР постановил построить новый завод в Набережных Челнах Татарской АССР для увеличения выпуска новых бескапотных грузовиков.

В 1976 году на завод КамАЗ была передана техническая документация и в 1976 году начался выпуск КамАЗ-5320. Однако до 1980 года ЗИЛ продолжал разработку девяти моделей КамАЗ-5320, устранение замечаний и недоработок, а также обучение коллективов КамАЗа.

К 1976 году завод попал в ловушку — ЗИЛ-130 серьёзно морально устарел. Новую модель ЗИЛ-170, на которую были брошены все силы, в итоге передали на недавно построенный КамАЗ. В результате ЗИЛ остался со старой моделью ЗИЛ-130 и двумя замороженными проектами ЗИЛ-133 и ЗИЛ-169, разработка которых остановилась на начальных этапах. Требовалась новая модель. Чтобы как-то расширить и обновить ряд, была доведена модель ЗИЛ-133.

После выпуска ЗИЛ-133 завод вернулся к разработке ЗИЛ-169. Завод осваивал впервые для себя новый дизельный двигатель собственной разработки. При испытаниях грузовика переделывалась трансмиссия, находились серьёзные недочёты, в результате чего ЗИЛ-169 дошёл до конвейера только к 1985 году, получив индекс «4331». Подготовка к выпуску и отладка технологических процессов заняла несколько лет, в результате чего завод смог приступить к полноценному выпуску ЗИЛ-4331 к моменту распада СССР.

В 2004 году компания АМО ЗИЛ приняла участие в создании в Елгаве (Латвия) завода AMO Plant. Завод и сейчас является одним из акционеров предприятия.

В 2008 году АМО ЗИЛ планировало организовать СП с китайской компанией «Sinotruk» по производству тяжёлых дизельных грузовиков марки HOWO А5 и HOWO А7. Из-за кризиса проект реализован не был.

В 2009 году было достигнуто соглашение с Белоруссией по сборке на мощностях ЗИЛа грузовиков МАЗ и тракторов Беларус в объёме до 500 единиц в год для нужд городского хозяйства Москвы. В ходе оптимизации производства территория предприятия должна быть сокращена до 62 га (в 1916-м — 63 га).
За 2009 год АМО ЗИЛ (вместе с филиалами) отгрузил потребителям 2253 грузовых автомобиля (49,6 % к 2008 году) и 4 автобуса (44,4 % к 2008 году). В 2009 году выручка компании составила 2,702 млрд руб. (74,8 % к 2008 году).

За 2010 год компания произвела 1258 грузовых автомобиля и 5 автобусов (по данным ОАО «АСМ-Холдинг» собственный выпуск АМО ЗИЛ составил 1106 грузовых автомобилей и 5 автобусов, а также 125 единиц автосамосвалов производства ЗАО СААЗ). Также в 2010 году ЗИЛ закончил изготовление нескольких экземпляров кабриолета ЗИЛ-410441, предназначенных для участия в парадных церемониях.

В 2010 году АМО ЗИЛ возобновило попытки наладить партнёрские отношения с компанией из КНР. Во время торжественной передачи двух гибридных автобусов «Foton Lovol» в дар городу Москве АМО ЗИЛ и компания «Foton Lovol» подписали меморандум о взаимопонимании и выразили желание организовать в будущем совместное предприятие по производству грузовых автомобилей.

Летом 2011 года руководство индийского концерна «Tata Motors» и китайской компании «Sinotruk» выходило на представителей департамента внешнеэкономической деятельности правительства Москвы с предложением о возможной безвозмездной передаче концерну от 50 % акций АМО ЗИЛ, объяснив это тем, что для вложений инвестиций в нынешнем виде АМО ЗИЛ требует серьёзной реконструкции и модернизации. Но предложение со стороны правительства Москвы не встретило особого интереса.

В 2011 году между ОАО «Завод им. И. А. Лихачёва» (АМО ЗИЛ) и ЗАО «Управляющая компания „Развитие“» был подписан договор на управление частью недвижимости и выполнение научно-исследовательских работ по девелопменту территории предприятия.

Развалины автосборочного корпуса ЗИЛа (январь 2018 года), слева — ТЭЦ

Комплексная застройка территории ЗИЛа (июль 2016 года)

В 2013 году производство на заводе было остановлено.

Видео состояния части ЗИЛа 6 января 2018 года (съёмка из МЦК, перегон «ЗИЛ — Верхние Котлы»)

В 2015 году началась сборка грузовиков и специальной техники на основе модели ЗИЛ-43276Т; за год было выпущено 17 машин. В первой половине 2016 года выпущено 6 автомобилей, после чего производство остановлено.

Промзону спасет красота


Из промышленной зоны в деловую зону

Из промышленной зоны в деловую зону

Из промышленной зоны в деловую зону

Из промышленной зоны в деловую зону

Некоторые заводские корпуса сохранят и наладят в них автосборочное производство ЗИЛа, которое от жилых домов уже отделяет зеленая зона – в 2018 году открылся парк «Тюфелева роща».

На площади в 10 гектаров высадили сотни деревьев и кустарников, устроили искусственный пруд с чистейшей водой площадью 3 тыс. кв. метров, оборудовали спортивные и детские игровые зоны. Доминантой этой зоны отдыха стала пергола: этот навес из кортеновской стали – одновременно и беседка, и смотровая площадка, и прогулочная зона длиной 1,3 км (читайте подробнее: «Гусеница из голубой лагуны, или Чем удивит парк «Тюфелева роща»»).

Кроме этого, в 2019 году от Третьего транспортного кольца до старого русла Москвы протянется почти 4-километровая набережная Марка Шагала, которая станет одной из самых протяженных в столице. Для парка с «секретными садами» на берегу Москвы-реки отведут почти половину бывшей промзоны. Здесь проложат четыре тематических маршрута – «Отдых», «Променад», «Магниты» и «Спорт», а также построят амфитеатр и стоянку для яхт.

Пять мостов в будущее

Скоро у Нагатинского моста появятся дублеры, а точнее, помощники: на территории промзоны «ЗИЛ» построят два автомобильных и три пешеходных моста. В 2018 году начали строить автомобильный мост параллельно железнодорожному Даниловскому мосту МЦК в районе 2-го Кожуховского проезда – он свяжет Третье транспортное кольцо с Варшавским шоссе.

К строительству второго автомобильного моста, который позволит проехать через затон Новинки до проспекта Андропова и станции метро «Технопарк», приступят в конце лета 2019 года. Кроме этого, берега старого русла реки соединят два пешеходных моста, которые построят с приличным отступом от береговой линии, чтобы они стали продолжением прогулочной зоны у воды.

А еще над Москвой-рекой протянется 680-метровый пешеходный вантовый мост – от набережной в районе бульвара Братьев Весниных на ЗИЛе в сторону ТПУ «Нагатинская».

Попасть на «Остров мечты»

В 2019 году через проспект Андропова перекинут 200-метровый стеклянный надземный пешеходный переход с лифтами и траволаторами, который свяжет между собой «Nagatino i-Land», станцию метро «Технопарк» и крупнейший в Европе крытый детский тематический развлекательный парк.

«Остров Мечты» откроется осенью на берегу Нагатинской поймы на площади 100 гектаров и на ряду с Парком Горького, «Зарядьем» и ВДНХ станет для москвичей и туристов еще одним любимым местом семейного отдыха. Кроме аттракционов, «Панда-парка», кинотеатра и концертного зала, здесь также появится живописный ландшафтный парк с аллеями и озерами, городской променад с миниатюрами мировых достопримечательностей, а на берегу поймы откроются детская яхтенная школа и отель.

Легендарные спортобъекты


Из промышленной зоны в деловую зону

Из промышленной зоны в деловую зону

Из промышленной зоны в деловую зону

На севере полуострова ЗИЛ расположился спортивно-развлекательный квартал «Парк легенд». В 2015 году здесь открылся Ледовый дворец, а уже в следующем году его большая арена на 12 100 зрителей принимала матчи чемпионата мира по хоккею.

Полное обновление ждет и стадион «Торпедо» на Автозаводской: после капитальной реконструкции по европейским стандартам арена сможет вместить 15 тыс. зрителей. Также здесь появятся новые помещения для занятий боксом и борьбой, тренировочные поля с современным покрытием, раздевалки, легкоатлетическое ядро и всесезонный футбольный манеж.

Музейный центр «Эрмитаж-Москва»


Из промышленной зоны в деловую зону

Нагатинский автометромост, 1969 год. Фото Виктор Будан / Фотохроника ТАСС


Из промышленной зоны в деловую зону

Кстати говоря, 805-метровый Нагатинский метромост – сооружение не совсем обычное: по одной его стороне едут автомобили, а по другой, на одном уровне с ними, – мчатся составы метро до станции «Коломенская». Пешеходы тем временем пересекают Москву-реку по двум широким тротуарам по краям 6-полосной автодороги.

Построили Нагатинский метромост еще в 1969 году, в то же время возводили и корпуса завода им. Лихачева. Авторов проекта тогда наградили Госпремией СССР, а огромное сооружение до сих пор является самым протяженным метромостом в столице, связывая сразу несколько районов: Нагатинский Затон, Нагатино-Садовники и Даниловский.

После 46 лет напряженной службы метромост потребовал ремонта. Работы по капитальной реконструкции сооружения завершили в 2017 году, и теперь этот транспортный объект без серьезных ремонтов послужит москвичам еще полвека.

Собственники и руководство

Около 65% акций ПАО ЗИЛ по состоянию на 2023 год контролирует правительство Москвы.

Раскрытие корпоративной информации ПАО ЗИЛ для владельцев ценных бумаг общества (через аккредитованное агентство Интерфакс-ЦРКИ): https://www.e-disclosure.ru/portal/company.aspx?id=3649

Адрес ПАО ЗИЛ: 115280, г. Москва, ул. Автозаводская, д. 23А, корпус 2, этаж 2 пом. 201

Строят дороги и станции метро


Из промышленной зоны в деловую зону

Из промышленной зоны в деловую зону

Из промышленной зоны в деловую зону

Из промышленной зоны в деловую зону

До 2015 года в районе была только одна станция метро – «Автозаводская». Поэтому новую транспортную инфраструктуру на «полуострове» ЗИЛ пришлось строить практически с нуля. В декабре 2015-го открыли новую станцию «Технопарк», которой уже сейчас ежедневно пользуются около 20 тыс. пассажиров. А когда на ее базе создадут крупный ТПУ – она сможет обслужить и 100 тысяч, и даже больше.

В 2016 году в самом центре бывшей промзоны открылись станции МЦК «Автозаводская» и «ЗИЛ». До конца 2020 года планируется построить второй (западный) пассажирский терминал этого ТПУ.

Всего же  на территории ЗИЛа построят более 30 километров новых – местных и магистральных – дорог. В 2018-м, к примеру, над Московским центральным кольцом протянули 537-метровый путепровод – продолжение нового проспекта Лихачева.

Строительство 3-километрового участка проспекта имени основателя московского автогиганта началось в апреле 2016 года и завершилось в августе 2018-го, на восемь месяцев раньше контрактного срока. В скором будущем по этой главной дорожной магистрали ЗИЛа можно будет пересечь весь полуостров – от набережной Марка Шагала у Автозаводского моста ТТК до станции метро «Технопарк», и далее – выехать на проспект Андропова и Нагатинский мост.

Технопарк у «Технопарка»

Возле станции «Технопарк» на базе четырех цехов ЗИЛа вводятся все новые корпуса Московского городского технопарка «Nagatino i-Land» – это второй по величине офисный объект столицы. Всего в бизнес-парке намерены построить 1 млн кв. м, а центр малого бизнеса обеспечит работой не менее 40 тысяч человек.

Город в городе

Старая промзона «ЗИЛ» на юге столицы занимала около 40% территории Даниловского района, а сейчас постепенно превращается в один из самых развитых, красивых, благоустроенных и престижных мест Москвы.

В ближайшие годы здесь возведут более 6 млн кв. метров недвижимости, в том числе 4,7 млн «квадратов» – на месте заводских цехов. После завершения строительства в этом «городе в городе» будут проживать 77 тыс. человек, а благодаря развитой инфраструктуре появится 66 тыс. новых рабочих мест. Реализовать проект планируется до 2022 года. На бывшей территории автозавода строится не просто спальный район – создается одна из крупнейших в столице территорий комплексного развития.

Новое качество жизни


Из промышленной зоны в деловую зону

Из промышленной зоны в деловую зону

Бывшую территорию завода разделили на девять частей, и в каждой будет свой центр притяжения. В жилом комплексе таким местом, по аналогии с Арбатом, станет 1,2-километровый пешеходный бульвар Братьев Весниных. Здесь появятся концертный зал, драматический и кукольный театры, отель и торговые центры. И даже музей «Эрмитаж-Москва» – столичный филиал петербургского музея со своей библиотекой и культурно-исследовательским центром.

Своего часа ждет и огромная скульптура весом в 11,5 тонн и высотой с пятиэтажный дом, которую установят на бульваре. К арт-объекту «Рост Камней» подведут воду и электричество, чтобы зимой зеркальная поверхность из нержавеющей стали не покрывалась льдом.

Зиларт, сентябрь 2020 года.

И. Сталин поправляет дворники ЗИСа-101

ЗИС-110Б в московском музее ретроавтомобилей

ЗИЛ-41052 для президента России

Грузовые автомобили и модификации

ЗИЛ-130 с кабиной от ЗИЛ-131 ЗИЛ АМУР

Автомобиль коммунальных служб

ЗИЛ-4362С0 и ЗИЛ-433180 семейства «Тапир»

Батарея РСЗО БМ-27 «Ураган» на базе ЗИЛ-135ЛМ, иллюстрация из Soviet Military Power

Эд Лу из экипажа Союза ТМА-2 выходит из «Синей птицы»

Опытные и малосерийные

Бывшая ведомственная больница ЗИЛа в Москве (ныне городская клиническая больница № 12)

Ведомственные дома для рабочих ЗИЛа на Бакинской улице

С 1924 по 2009 завод произвёл 7 млн 870 тысяч 89 грузовых автомобилей, 39 тысяч 536 автобусов (в 1927—1961 гг., 1963—1994 гг. и с 1997 года) и 12 тысяч 148 легковых автомобилей (в 1936—2000 гг.; из них 72 % — ЗИС-101). Кроме того, в 1951—2000 годах было изготовлено 5,5 млн бытовых холодильников и в 1951—1959 годах — 3,24 млн велосипедов. На экспорт в 51 страну мира поставлено свыше 630 тыс. автомобилей.

ЗИЛ неоднократно был пионером применения в российском автомобилестроении многих конструктивных новинок. Среди них: гидравлический привод тормозов (1931), 12-вольтовая система оборудования (1934), восьмицилиндровый двигатель (1936), радиоприёмник (1936), гипоидная главная передача и стеклоподъёмники с сервоприводом (1946), четырёхкамерный карбюратор (1959), кондиционер (1959), четырёхфарная система освещения (1962), дисковые тормоза (1967).

В 2011 году АМО ЗИЛ на длительный период (с начала года и до августа) останавливал автопроизводство. В августе 2011 года автопроизводство было запущено вновь, что дало рост объёмов реализации в 2012 году. Но в соответствии с принятым планом к концу 2012 года объёмы производства автомобилей и запасных частей были снижены. Основными источниками дохода стали производство и продажа энергоносителей (теплоэнергия и электроэнергия) с принадлежавшей заводу ТЭС, а также аренда.

Выручка от реализации за 2013 год составила 1 млрд 605 млн рублей, что на 32 % меньше показателей 2012 года. Падение выручки от реализации обусловлено снижением объёмов производства автомобилей и автокомпонентов в связи с освобождением площадей для осуществления проектов с ООО «МосАвтоЗИЛ».

Себестоимость продаж в сравнении с аналогичным показателем 2012 года уменьшилась на 37 % и составила 2 млрд 358 млн рублей. Собственный капитал АМО ЗИЛ оставался отрицательной величиной, а наличие убытка, полученного от производственно-хозяйственной деятельности в 2013 году, уменьшило его на 1 294 077 рублей.

Общая задолженность по обязательствам предприятия за 2013 год увеличилась на 4 548 672 рубля. В связи со сложным финансовым положением на предприятии и невозможностью исполнить свои обязательства перед Департаментом науки промышленной политики и предпринимательства г. Москвы было принято решение предоставить АМО ЗИЛ отсрочку погашения задолженности, зафиксированной по состоянию на 11 декабря 2013 года на общую сумму 5 625 735 рублей, согласно Распоряжению Правительства Москвы от 25.12.2013 г. № 761-РП «О реструктуризации обязательств открытого акционерного московского общества „Завод имени И. А. Лихачёва“». В соответствии с учётной политикой предприятия начисление процентов происходит ежемесячно.

В 2014 году кредитная политика АМО ЗИЛ была направлена на выполнение принятых на себя обязательств и погашение реструктуризированной задолженности в соответствии с Распоряжением Правительства Москвы № 761-РП от 25.12.2013 г.

Производство грузовых автомобилей, а также запасных частей в АМО ЗИЛ последовательно снижалось: 1199 штук в 2011 году, 985 штук в 2012 году, 95 штук в 2013 году. Это было связано с освобождением площадей для осуществления проектов с ООО «МосАвтоЗИЛ».

На 1 января 2014 года списочная численность работников предприятия составила 2305 человек. Правительство Москвы приняло решение отказаться от производства грузовиков и о ликвидации компании.

Самая большая школа в России

По планам, рядом с жилыми кварталами построят 10 детских садов, детско-взрослую поликлинику и медицинский центр. А уже в 2019 году здесь откроется самая большая школа в России, в которой смогут учиться 2,5 тыс. детей. В этом экспериментальном образовательном центре-гиганте заработает детский технопарк «Кванториум», где школьники будут изучать прикладную космонавтику и микробиологию, лазерные и IT-технологии, наноматериалы.

Ссылка на основную публикацию