Дисконтные магазины. Как реновация превратила коммерческую недвижимость в неликвид

Дисконтные магазины. Как реновация превратила коммерческую недвижимость в неликвид

Содержание:

Бизнес под снос: чем грозит реновация москвы малым предпринимателям

Госдума приступает к работе над законопроектом, регламентирующим снос пятиэтажек в Москве. Из-за него локацию придется сменить тысячам предпринимателей, что чревато потерями или вовсе закрытием их бизнеса

​Масштаб проблемы

Преображение Москвы снова задевает интересы малого бизнеса. Реновация, призванная модернизировать жилой фонд столицы, снимет с насиженных мест владельцев тысяч небольших компаний, которые работают на первых и цокольных этажах жилых домов, — небольших продуктовых магазинов, салонов красоты, ателье, химчисток и т.п.

Арендовать помещения в хрущевках выгодно, отмечает Полина Кирова, директор по развитию франчайзинговой сети рыбных магазинов «Рыбсеть». Если они расположены возле метро, то генерируют хороший трафик, а ставка аренды здесь на 20–30% ниже, чем в торговых центрах и новых домах. «Каждый лишний шаг отпугивает проходящего мимо покупателя, поэтому большим плюсом пятиэтажек являются отдельный вход и минимальное количество ступенек», — говорит Кирова.

Как правило, в хрущевках нет специально предназначенных для коммерческого использования помещений, но в домах возле метро много квартир на первых этажах переведено в нежилой фонд. Доля коммерческой недвижимости в пятиэтажках невелика, признает Алексей Петропольский, генеральный директор юридической компании URVISTA: примерно в одной из десяти хрущевок на первых или цокольных этажах работает малый бизнес. Но, учитывая размах реновации, затронутых предпринимателей будет много. «Под коммерцию отдана примерно десятая часть от 25 млн кв. м, которые планируют снести. Бизнес сидит только на первых этажах в помещениях по 15–100 кв. м, то есть под ударом окажется 10–20 тыс. компаний и ИП», — подсчитал Петропольский.

Читайте также:  Еще девять домов передано под заселение по программе реновации

Всего в Москве зарегистрировано около 250 тыс. малых и микропредприятий (последние обнародованные данные Росстата за 2021 год) и примерно столько же ИП (данные «Коммерсантъ Картотека»).

«Площади в хрущевках всегда были лакомым местом для бизнеса. Оглядитесь, сегодня практически все первые этажи домов у метро заняты парикмахерскими, аптеками, цветочными магазинами», — говорит Владимир Капустин, президент Ассоциации владельцев недвижимости. Если инициатива будет реализована на 100%, она затронет около 20% стрит-ретейла и районных магазинов столицы, считает Полина Кирова. «За последние десять лет количество квартир, переоформленных под коммерческое использование, сильно выросло и почти не осталось пятиэтажек в проходных местах, где первый этаж не был бы переделан под торговлю», — отмечает она.

Последствия реновации будут колоссальными, считают в Ассоциации владельцев недвижимости: ущерб для малого бизнеса от демонтажа пятиэтажек будет даже сильнее, чем от сноса временных торговых павильонов. Капустин поясняет, что тысячи наемных сотрудников — курьеры, экспедиторы, продавцы — лишатся работы. «Я думаю, что эта реновация разорит или существенно ухудшит положение не меньше 100 тыс. человек», — предрекает он.

Борьба с хрущевками

Первое наступление на пятиэтажки в Москве началось в 1999 году, когда городское правительство приняло постановление о сносе ветхого жилья. Программа была рассчитана на десять лет, но забуксовала и не завершилась до сих пор (так и не снесен 71 дом из списка примерно в 1700 объектов). В феврале 2021 года депутаты Мосгордумы вынесли предложение демонтировать не только хрущевки, построенные в конце 1950-х — начале 1960-х годов, а вообще все пятиэтажки в столице. Инициативу поддержала Общественная палата, а затем и мэр Сергей Собянин.

На встрече с Владимиром Путиным 21 февраля Собянин рассказал, что многие такие дома сейчас представляют собой «печальное зрелище», а другие окажутся в аварийном состоянии в ближайшие 10–20 лет. По его словам, снести их выгоднее, чем отремонтировать. Президент идею поддержал, подчеркнув, что расселять хрущевки надо так, чтобы «людей все устраивало».

Без изменения законодательства реализовать программу невозможно: город имеет право сносить только те здания, которые признаны аварийными. Поэтому было решено внести поправки в действующий закон «О статусе столицы Российской Федерации». Законопроект в первом чтении должны рассмотреть 20 апреля.

Демонтаж должен начаться с домов серий I-510 и I-515, которых более 3 тыс. Они, по утверждению авторов инициативы, малопригодны для жизни уже сейчас: протекают крыши, нет лифтов и мусоропроводов, коммуникации вмурованы в стены.

В целом программа займет около 20 лет, сказал депутат Мосгордумы Владимир Платонов. Московскому бюджету она обойдется, по оценкам РБК, в 2,5–3 трлн руб.

Возможно дальнейшее развитие этой инициативы: по данным РБК, на обсуждение в Совет Федерации вынесут предложение снести пятиэтажки во всех городах-миллионниках. Снос оставшихся в регионах 32 тыс. пятиэтажек может обойтись бюджету в сумму от 4 трлн до 9 трлн руб.

Сделка с государством

Собственникам, которые сдают помещения в хрущевках в аренду, правительство обещает компенсацию — либо денежную, рассчитанную исходя из кадастровой стоимости, либо в виде аналогичной по метражу площади.

По словам Алексея Петропольского, некоторые собственники не только не пострадают, но и окажутся в выигрыше. «В нежилой фонд обычно переводились полуподвальные помещения с плохой планировкой. Их выкупали по ценам намного ниже рыночных. Например, я сам купил 250 кв. м в пятиэтажке в Новых Черемушках по ставке 60 тыс. руб. за 1 кв. м. Аналогичную площадь в относительно новом доме тогда продавали по 100 тыс. руб. за 1 кв. м», — рассказывает он. Стоимость новых помещений в любом случае превысит реальную цену тех, что расположены в ветхих домах. «Я продал такой полуподвал в 2021 году за 17 млн руб., выгадав около 2 млн руб. Сейчас такая же площадь будет стоить не меньше 30 млн руб.», — говорит Петропольский.

Не все так однозначно, считает Владимир Капустин. По его словам, дьявол кроется в формулировке, которую использует правительство: собственникам обещают предоставить равнозначные, но не равноценные площади взамен снесенных. «Например, вместо 100 кв. м у выхода из метро мне предложат 100 м во дворе в том же районе. Вроде бы площадь такая же и все по-честному, но на деле ее стоимость будет на порядок меньше снесенной», — рассуждает он.

В законопроекте, регулирующем снос пятиэтажек, действительно есть пробелы, которые могут стать роковыми для предпринимателей, считает Ярослава Вжесневская, юрист компании «Ильяшев и партнеры». «В отличие от жильцов, которым правительство обязано предоставить квартиру в том же или ближайшем районе, собственник нежилого фонда может получить помещение такой же площади, но в абсолютно любом районе города», — поясняет она. Право властей переселить владельца коммерческой площади в любую точку закреплено в ст. 7 части «Особенности обеспечения жилищных прав граждан в целях реализации решения о реновации» законопроекта № 120505-7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации», подтверждает Светлана Иванова, менеджер группы консультирования по управлению строительными проектами КПМГ России и СНГ.

И хотя Сергей Собянин на расширенном заседании Совета Госдумы пообещал предоставить малому бизнесу, который потеряет помещения во время сноса пятиэтажек, право выбрать компенсацию, ситуация пока остается неясной. «На сегодняшний день законодательство не предусматривает компенсации предпринимателям потерь, связанных с предоставлением новых нежилых помещений в районах, где бизнес может оказаться убыточным», — отмечает Евгений Исаев, юрисконсульт департамента правового сопровождения инвестиционных проектов IPT Group.

Шокотерапия для бизнеса

Большая часть предпринимателей, ведущих бизнес в жилых домах, не владеет помещениями, а снимает их. Им реновация явно не сулит ничего хорошего: компенсаций или альтернативных вариантов размещения для арендаторов не предусмотрено. «Собственники довольно редко сами ведут какой-то бизнес в таких помещениях. Намного проще, надежнее и зачастую выгоднее сдавать его в аренду и получать стабильную прибыль», — говорит Алексей Петропольский. Арендаторам придется съехать и самостоятельно искать подходящие помещения.

Первые и цокольные этажи в пятиэтажках всегда сдавались с существенным дисконтом, указывает руководитель отдела аренды департамента коммерческой недвижимости «НДВ-Недвижимость» Антон Леляк. Аналогичных по площади и проходимости помещений в новостройках и ТЦ немного, и сдаются они в среднем на 20–30% дороже. «Арендные ставки в оставшихся помещениях вырастут, собственники будут устраивать аукционы, как это было после сноса павильонов, — прогнозирует Полина Кирова. — Тогда, например, одно из наших помещений площадью 34 кв. м в ЦАО, которое раньше обходилось в 550 тыс. руб. в месяц, подорожало до 800 тыс.».

Повысившиеся ставки вытеснят с рынка большинство мелких предпринимателей, которые не выдержат новой арендной нагрузки, считает Алексей Петропольский. «99% компаний, сидящих в пятиэтажках, — это микробизнес, который работает на грани рентабельности. Платить на 30% больше за аналогичную площадь предприниматели вряд ли смогут», — говорит он.

Переезд за МКАД или в удаленные спальные районы вряд ли поможет сохранить показатели бизнеса на прежнем уровне. Бизнес в жилых домах существует в основном за счет сформировавшегося клиентского ядра, а нарабатывать его с нуля в новом месте долго и дорого. «Для локального бизнеса месторасположение — это принципиальный вопрос, — говорит Денис Никитас, руководитель информационного портала «Федеральный советник». — Ведь продукты, цветы и адвокатские бюро появились именно на этом месте только потому, что удовлетворяли спрос местных жителей».

В результате сноса пятиэтажек рынок «магазинов у дома» поделят более сильные игроки, которые могут позволить себе увеличить расходы на арендную плату, не уходя в минус, считает Светлана Иванова из КПМГ. «Найти помещения чуть подороже, особенно учитывая текущую плохую ситуацию на рынке коммерческой недвижимости, не составит труда», — говорит она.

«Снос пятиэтажек может способствовать уже идущим процессам укрупнения бизнеса и уходу с рынка небольших игроков, — подтверждает Владимир Ковальский, генеральный директор облачной медицинской информационной системы Medesk. — Небольшим частным клиникам, например, сегодня и так непросто привлекать хороших врачей и закупать дорогостоящее оборудование для развития новых направлений. А необходимость переезда в более дорогие помещения может сильно ударить по ним».

Реновация заставит изменить подходы и владельцев остальной коммерческой недвижимости, уверена Полина Кирова. По ее словам, маленький метраж, который предлагается в пятиэтажках, почти не представлен в более высоких зданиях и торговых центрах. «После сноса павильонов найти хорошее помещение в стрит-ретейле стало гораздо тяжелее, а после сноса пятиэтажек, скорее всего, собственники больших помещений будут вынуждены делить их на мелкие, чтобы соответствовать спросу», — отмечает она.

«Если законопроект будет принят в предложенном виде, реновация может стать для малого бизнеса своего рода шокотерапией», — резюмирует Евгений Исаев из IPT Group.

Закон г. москвы от 17 мая 2021 г. n 14 о дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе москве

Настоящий Закон устанавливает дополнительные гарантии жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве, порядок и условия обеспечения указанных гарантий.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

1. Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

1) реновация жилищного фонда в городе Москве (далее — реновация) — совокупность мероприятий, осуществляемых в целях предотвращения формирования аварийного жилищного фонда в городе Москве, обеспечения устойчивого развития жилых территорий, создания благоприятной среды жизнедеятельности, общественных пространств и благоустройства территории и предусматривающих комплексное обновление среды проживания граждан;

2) программа реновации — нормативный правовой акт Правительства Москвы, определяющий перечень многоквартирных домов, в отношении которых осуществляется реновация. В такой перечень могут быть включены многоквартирные дома первого периода индустриального домостроения, многоквартирные дома, аналогичные им по своим конструктивным характеристикам, жители которых в соответствии со статьей 3 настоящего Закона поддержали включение соответствующего многоквартирного дома в проект программы реновации, программу реновации.

2. Иные понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том значении, в каком они определены в федеральном законодательстве и законодательстве города Москвы.

Статья 2. Правовая основа обеспечения дополнительных гарантий жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации

1. Правовую основу обеспечения дополнительных гарантий жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, Гражданский кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты города Москвы.

2. Иные законы города Москвы, регулирующие отношения в сфере обеспечения жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц, применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.

Статья 3. Гарантии учета мнения жителей при формировании и реализации программы реновации

1. В проект программы реновации может быть включен только тот многоквартирный дом, жители которого большинством не менее двух третей поддержали включение такого многоквартирного дома в проект программы реновации. Формы и порядок выявления и учета мнения жителей многоквартирного дома, в том числе путем проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Москвы.

2. На любой стадии формирования программы реновации и ее реализации (до дня заключения первого договора, предусматривающего возникновение права собственности на предоставляемое жилое помещение) может быть проведено общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, на котором может быть принято решение об исключении такого многоквартирного дома из проекта программы реновации, программы реновации. В случае принятия такого решения многоквартирный дом исключается из проекта программы реновации, программы реновации.

Статья 4. Предоставление равнозначных жилых помещений при осуществлении реновации

1. Собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, подлежащих реновации, и гражданам, занимающим жилые помещения в многоквартирных домах, подлежащих реновации, по договорам социального найма, освобождающим такие жилые помещения, в целях обеспечения их жилищных прав взамен таких жилых помещений бесплатно предоставляются равнозначные жилые помещения.

2. Под равнозначным жилым помещением в настоящем Законе понимается жилое помещение, одновременно соответствующее следующим требованиям:

1) жилая площадь и количество комнат в таком жилом помещении не меньше соответственно жилой площади и количества комнат в освобождаемом жилом помещении, а общая площадь такого жилого помещения превышает общую площадь освобождаемого жилого помещения;

2) такое жилое помещение соответствует стандартам благоустройства, установленным Законом города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», а также имеет улучшенную отделку в соответствии с требованиями, установленными правовым актом города Москвы;

3) такое жилое помещение расположено в том же районе города Москвы, в котором расположен соответствующий многоквартирный дом, подлежащий реновации, за исключением случая, если такой многоквартирный дом расположен в Зеленоградском, Троицком или Новомосковском административных округах города Москвы. В этом случае равнозначное жилое помещение предоставляется в границах административного округа города Москвы, в котором расположен соответствующий многоквартирный дом, подлежащий реновации.

3. Гражданину, занимающему жилое помещение в многоквартирном доме, подлежащем реновации, по договору социального найма, взамен освобождаемого им жилого помещения бесплатно предоставляется равнозначное жилое помещение на праве собственности или на основании письменного заявления указанного лица — по договору социального найма.

Статья 5. Гарантии прав граждан на получение равноценного возмещения за освобождаемое жилое помещение при осуществлении реновации

Собственник жилого помещения в многоквартирном доме, подлежащем реновации, вправе на основании письменного заявления вместо предоставляемого равнозначного жилого помещения получить за освобождаемое жилое помещение предварительное и равноценное возмещение в денежной форме или в форме равноценного жилого помещения на праве собственности. Размер такого возмещения и порядок его предоставления определяются в соответствии с федеральным законодательством, в том числе законодательством об оценочной деятельности.

Статья 6. Дополнительные гарантии внеочередного улучшения жилищных условий при осуществлении реновации

1. Собственнику жилого помещения в многоквартирном доме, подлежащем реновации, членам его семьи, гражданину, с которым заключен договор социального найма жилого помещения в многоквартирном доме, подлежащем реновации, членам его семьи, состоящим на жилищном учете, улучшаются жилищные условия путем предоставления жилого помещения по норме предоставления на одного человека, установленной Законом города Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», вне очереди в порядке и на условиях, установленных Законом города Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».

2. В случае отказа указанных в части 1 настоящей статьи граждан от улучшения жилищных условий, а также при несоблюдении условий, установленных Законом города Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», им предоставляется равнозначное жилое помещение в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом. Указанные граждане сохраняют право состоять на жилищном учете до получения ими жилых помещений или до выявления предусмотренных жилищным законодательством оснований для снятия их с жилищного учета.

Статья 7. Оказание содействия отдельным категориям граждан при переселении в рамках осуществления реновации

Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в порядке, установленном нормативным правовым актом города Москвы, при осуществлении реновации оказывает содействие в организации и осуществлении переселения ветеранов, одиноких и (или) одиноко проживающих граждан, достигших пенсионного возраста, инвалидов, малоимущих граждан, многодетных семей, а также иных категорий граждан, установленных нормативным правовым актом города Москвы.

Статья 8. Гарантии прав собственников нежилых помещений в многоквартирных домах на получение равноценного возмещения при осуществлении реновации

Собственнику нежилого помещения в многоквартирном доме, подлежащем реновации, предоставляется предварительное и равноценное возмещение в денежной форме или в форме равноценного нежилого помещения на праве собственности. Размер, порядок и условия предоставления указанного возмещения определяются в соответствии с федеральным законодательством, в том числе законодательством об оценочной деятельности.

Статья 9. Освобождение от уплаты взносов на капитальный ремонт при осуществлении реновации

С момента утверждения программы реновации собственники жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в программу реновации, освобождаются от уплаты взносов на капитальный ремонт, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

Статья 10. Дополнительные гарантии создания комфортной среды проживания граждан при осуществлении реновации

1. Территория для строительства многоквартирных домов, предназначенных для переселения граждан при осуществлении реновации (далее — многоквартирные дома, предназначенные для переселения), предусматривается преимущественно в границах квартала, в котором расположен многоквартирный дом, включенный в программу реновации.

2. Правительство Москвы утверждает с учетом положений настоящей статьи требования к подготовке градостроительной документации в целях осуществления реновации, предусматривающие в том числе требования к:

1) формированию улично-дорожной сети, парковочного пространства;

2) формированию тротуаров прифасадной зоны (размещение входных групп, информационных конструкций и площадок сезонных (летних) кафе), пешеходной зоны (организация транзита пешеходов, в том числе маломобильных граждан, размещение мест кратковременного отдыха), зоны озеленения (выполнение санитарно-защитной и эстетической функции, размещение газона, деревьев и кустарников), технической зоны (содержание проезжей части, организация посадочных площадок остановок общественного транспорта, размещение технических средств организации дорожного движения);

3) организации дворовых и внутриквартальных озелененных территорий, которые должны формироваться в виде единой системы, включающей участки зеленых насаждений вдоль пешеходных и транспортных коммуникаций (газоны, рядовые посадки деревьев и кустарников), озелененные площадки вне дворовых территорий (площадки для отдыха, детские, спортивные, спортивно-игровые площадки), объекты рекреации (внутриквартальные скверы, бульвары, сады).

3. Показатели минимальной обеспеченности жителей многоквартирных домов, предназначенных для переселения, объектами социальной инфраструктуры, а также показатели максимальной территориальной доступности объектов социальной инфраструктуры для жителей указанных многоквартирных домов определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы, а также с учетом существующего дефицита указанных объектов социальной инфраструктуры на конкретной территории.

Статья 11. Требования к архитектурно-градостроительным решениям многоквартирных домов, предназначенных для переселения

1. Правительство Москвы утверждает требования к архитектурно-градостроительным решениям многоквартирных домов, предназначенных для переселения, с учетом положений настоящей статьи.

2. В целях переселения граждан при осуществлении реновации осуществляется строительство монолитных многоквартирных домов, многоквартирных домов из современных панельных конструкций, обладающих высокой энергетической эффективностью, и с соблюдением современных стандартов по приспособлению таких многоквартирных домов для маломобильных граждан.

3. Внутренняя планировочная организация жилых помещений в многоквартирных домах, предназначенных для переселения, должна предусматривать возможность вариативности планировки или проемы в межкомнатных стенах.

4. Для размещения наружного блока кондиционера в многоквартирных домах, предназначенных для переселения (кроме многоквартирных домов с централизованными системами кондиционирования воздуха), должны предусматриваться специально выделенные конструктивные и инженерные элементы.

5. При формировании жилой застройки должно предусматриваться размещение входов в жилую часть многоквартирных домов, предназначенных для переселения, со стороны двора и с улицы, в нежилые помещения в указанных многоквартирных домах — только со стороны улицы.

6. При организации входных групп в многоквартирных домах, предназначенных для переселения, в целях обеспечения доступа для маломобильных граждан и создания безбарьерной среды должны быть одновременно предусмотрены:

1) единый уровень отметки пола этажа без перепадов уровней между вестибюльно-входной группой и входами в лифты;

2) минимизированный перепад между уровнем входа с тротуара и уровнем пола входного вестибюля.

Статья 12. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей реновации жилищного фонда в столице Российской Федерации — городе федерального значения Москве», за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.

2. Статьи 1 и 3 настоящего Закона в части выявления и учета мнения жителей при формировании проекта программы реновации вступают в силу со дня его официального опубликования.

Москва,
Московская городская Дума
17 мая 2021 года
N 14

Установлено, что в проект программы реновации может быть включен только тот многоквартирный дом, не менее 2/3 жителей которого поддержали включение многоквартирного дома в проект программы реновации. На любой стадии формирования программы реновации и ее реализации может быть проведено общее собрание собственников, на котором может быть принято решение об исключении такого дома из проекта программы реновации.

Собственникам жилья в многоквартирном доме, подлежащем реновации, и гражданам, занимающим жилье по договорам соцнайма, освобождающим жилые помещения, взамен таких жилых помещений бесплатно предоставляются равнозначные жилые помещения. Равнозначными являются жилые помещения, жилая площадь и количество комнат в котором не меньше площади и количества комнат в освобождаемом помещении, а общая площадь жилого помещения превышает общую площадь освобождаемого жилого помещения; предоставляемое жилое помещение соответствует стандартам благоустройства и имеет улучшенную отделку; жилое помещение расположено в том же районе, в котором расположен дом, подлежащий реновации, за исключением домов, расположенных в Зеленоградском, Троицком и Новомосковском административных округах. В этом случае равнозначное жилое помещение предоставляется в границах административного округа, в котором расположен дом, подлежащий реновации.

Гражданину, занимающему жилье в доме, подлежащем реновации, по договору соцнайма, взамен освобождаемого жилого помещения бесплатно предоставляется равнозначное жилое помещение на праве собственности или по договору соцнайма.

Вместо предоставляемого равнозначного жилого помещения собственники жилья в доме, подлежащем реновации, вправе получить за освобождаемое жилье возмещение в денежной форме или в форме равноценного жилого помещения на праве собственности.

С момента утверждения программы реновации собственники помещений освобождаются от уплаты взносов на капремонт.

Закон вступает в силу со дня вступления в силу Федерального закона о внесении изменений в Закон РФ «О статусе столицы Российской Федерации» и другие законы в части установления особенностей реновации жилищного фонда в г. Москве.

Нормы о выявлении и учете мнения жителей при формировании программы реновации вступают в силу со дня официального опубликования Закона.

Ссылка на основную публикацию