Юлия Михайлова, Председатель Московского городского регионального отделения ООД ВЖС «Надежда России», материал с сайта ЦК КПРФ
Власти есть что положить в свою копилку. Однако вектор развития, нацеленный на комфорт, понимаемый утилитарно как развитие сферы услуг, начал деформировать не только духовную, но и экономическую составляющую жизни большого города. На каждом шагу в Москве можно видеть торговые комплексы, рестораны, кофейни. Тут и там постоянно обновляются бордюры и плитка, возникают новые элитные жилые комплексы. И все бы ничего, вот только неужели кроме как этого москвичей ничего не волнует? Да, жителей Москвы волнуют градостроительные проблемы, экология, вопросы социальной сферы. Однако среди наиболее актуальных проблем, москвичи все чаще называют экономику, состояние промышленного и научного потенциала своего родного города.
3 августа Леонид Зюганов, председатель Комиссии по науке и промышленности Московской городской Думы по просьбе москвичей вместе с представителями Компартии, Моссовета, Левого Фронта и ВЖС «Надежда России» провел инспекцию на территории бывшего завода ЗИЛ.
Судьба промышленных предприятий Москвы мало отличима от судьбы промышленного комплекса России. За 30 лет, с 1991 года, столица утратила около 4/5 своего промышленного потенциала. Если в 1980 году в обрабатывающей промышленности города было занято 1 млн 800 тыс человек, то к 2023 году, при том, что численность населения мегаполиса удвоилась, здесь работают втрое меньше — около 500 тысяч.
Не избежал печальной участи и такой гигант общесоюзного, да что там – общемирового масштаба как ЗИЛ. Без преувеличения, сегодня он является одним из ярчайших наглядных примеров плодов промышленной политики, проводимой властями города в течение последних десятилетий.
Завод АМО — первое автомобилестроительное предприятие в Российской империи и СССР, основанное как «Товарищество на паях автомобильного Московского общества» — был основан в 1916 году в рамках правительственной программы создания в России автомобильной промышленности. Но, не введенный в эксплуатацию, на годы превратился в крупные ремонтные мастерские.
Первый полуторатонный грузовик АМО-Ф-15 был собран на заводе в ночь на 1 ноября 1924 года. А уже через несколько дней, 7 ноября колонна из десяти таких автомобилей приняла участие в параде по Красной площади.
В 1925 году завод АМО переименовали в 1-й Государственный автомобильный завод. А в 1927 году его директором был назначен Иван Лихачёв. Менялось название завода – ЗИС, ЗИЛ, однако его производительность неизменно возрастала. В общей сложности с 1924 по 2009 год завод произвёл около 8 млн. грузовых автомобилей, 40 тыс. автобусов и 12 тыс. легковых автомобилей. Кроме того, в 1951–2000 годах на нём было изготовлено 5,5 миллиона бытовых холодильников и более трёх миллионов велосипедов. На экспорт в 51 страну мира он поставил свыше 630 тыс. автомобилей.
В 1954 году на заводе было создано Специальное конструкторское бюро, благодаря работе которого на свет появились десятки экспериментальных конструкций автомобилей, вездеходов и бронетехники. З ИЛ являлся пионером применения в российском автомобилестроении многих конструктивных новинок.
В 1980-х годах на ЗИЛе работали около 80 тысяч сотрудников, а с его конвейера сходило более 800 тысяч грузовиков в год.
После разрушения СССР завод, хоть и не в прежних объемах, но все же продолжал работу. Серийное производство грузовых автомобилей на нем было прекращено в 2014 году, когда Правительство Москвы, владеющее основным пакетом акций ОАО «ЗИЛ», приняло решение о закрытии завода и строительстве на его месте жилого комплекса и спортивного квартала.
Но небольшое производство еще существовало до 2016 года. Теперь на гигантской территории, которую москвичи в своё время называли «городом в городе» от былого мощнейшего производства не осталось ничего.
Уничтожено не только производство. Вслед за ним пришёл черед уничтожения и памяти о нем! Сегодня когда особенно остро стоит вопрос патриотического воспитания, именно такое предприятие как ЗИЛ даёт великолепную фактуру и о трудовых, и о научных подвигах, и о героизме, проявленном рабочими завода на поле боя. Вот он – пример. Берите!
Но нет! До патриотизма ли, если появляется возможность комплексного коммерческого освоения гигантской территории!
На бывшей промышленной территории завода ЗИЛ сегодня реализуется сразу несколько комплексных проектов. Значительную часть гигантской промышленной территории завода занимает жилой комплекс Зиларт. Отнюдь не социально значимый. Некоторое время назад, рекламируя квартиры продавцы сообщали что минимальная цена квартиры в нём составляет около 12 миллионов рублей. Средняя — 28,1 миллиона рублей при площади квартиры около 67 квадратных метров.
Памятник Ленину, некогда установленный на центральной заводской аллее, теперь оказался на одной из улиц Зиларта. Вместо «будней великих строек, веселого грохота, огней и звонов», вместо «страны героев, мечтателей и ученых» его окружают чахлые деревца и уже проданные или находящиеся в процессе продажи коммерческие жилые метры.
Расположенный поблизости Монумент героям-автозаводцам в результате формально выполненного межевания оказался на территорию школы. Подойти к нему, чтобы склонить головы перед памятью павших, нельзя. Более того, он наполовину скрыт глухим забором. Вроде бы вопрос с демонтажем закрывающих его панелей решается. Но разве не понятна абсурдность подобного «решения»?! Вель свой вклад в Победу 1945 вносили не только выпущенные заводом автомобили, непосредственное участие в боевых действиях принимали около 60 тысяч его сотрудников!
Разгромлен Музей истории АМО ЗИЛ. Когда-то в шести его залах было представлено около 3000 экспонатов и свыше 10000 различных документов.
Одним из последних сохранившихся исторических мест гиганта остается здание проходной №2, перед которой установлен бюст Лихачева. Первоначально именно в нём планировалось воссоздать музей завода. Однако по непонятным причинам это здание оказалось переданным в частные руки. И очень скоро в его стенах будет функционировать очередной ресторан. Никого не заботит кощунство организации предприятия ресторанного бизнеса в здании, фасад которого украшают изображения орденов, которыми был награжден завод — три Ордена Ленина, Орден Трудового Красного Знамени и Орден Октябрьской революции, свидетельства героической истории ЗИЛа, его вклада в историю страны. В здании, через которое ежедневно к своему рабочему месту проходили тысячи и тысячи людей.
Среди тех, кто борется за сохранение памяти о заводе, о трудовом подвиге советских людей — Олег Борисович Абрамов, ветеран труда, член Совета ветеранов ЗиЛа. « Уничтожение предприятие и для нас, сотрудников завода, и для наших семей было настоящим личным горем», — признаётся он.
Попытки его возрождения предпринимались неоднократно. Но пока ощутимых побед не принесли. Восстановлен бюст Лихачева у проходной. Сохранены памятники, связанные с жизнью и историей завода. Названия некоторых улиц созданного на территории уничтоженного завода жилого комплекса названы в память о нём. Но это капля в море!
Совет ветеранов ЗИЛа – далеко не единственная организация, обеспокоенная его судьбой. За сохранение памяти о промышленном гиганте, за возрождение отечественной промышленности борются большое число энтузиастов, среди которых производственники и ученые, представители рабочих специальностей, бывшие работники завода, члены их семей, жители близлежащих районов, неравнодушные москвичи.
«Нас, московских школьников специально приводили на экскурсию в музей ЗИЛа. Рассказывали о производстве, о нашей индустрии. Бывая здесь каждый из нас наполнялся гордостью за свою великую страну! – вспоминает координатор «Левого Фронта» Сергей Удальцов. Он убежден, что обеспечение суверенитете страны, реализация планов по импортозамещению, по возрождении нашей индустрии без возвращения символов, каким являлся для многих поколений наших соотечественников ЗИЛ, невозможно. Сегодня на ЗИЛах, которые давно не выпускаются, очень многие ездят. В ходе СВО эти ЗИЛы работают на износ, приближая победу нашей Родины. « Забвение исторической памяти, деиндустриализация – эту политику надо прекращать! Хватит в Москве кабаков, ресторанов, притонов. Новые поколения нашей молодежи могли приходить, смотреть на эту выставку, чтобы сформировать представление о том, как наша страна развивалась! – считает Сергей.
Значение ЗИЛа, как и других крупных предприятий города, для москвичей, не исчерпывалось объемами производства, то есть возможностью приложения труда. Заводы- гиганты отличались столь же гигантской социальной составляющей. Здесь традиционно заботились об образовании сотрудников, медицинском обслуживании, отдыхе, обеспечение жильем. Впрочем, под крыло предприятие брало всю семью работников, особенно большое внимание придавалось детям. Не случайно именно на крупных предприятиях всегда было необычайно много представителей трудовых династий.
«Мои родители познакомились на ЗИЛе, — вспоминает москвичка Галина Майорова, — Мама работала тут недолго, до моего рождения. А отец до самой смерти. В его трудовой книжке — лишь одна запись. Отец и меня звал на ЗИЛ. Но я, стыдно признаться, не могла так рано вставать – папа всегда уходил на работу на рассвете. Все «зиловцы» очень любили свою работу, высоко ценили товарищество.
Для меня ЗИЛ неразрывно связан с жизнью моей семьи. Вместе с коллегами отца мы выезжали на рыбалку на Плещеево озеро. Летний пионерский лагерь, утренники и новогодние елки в Дворце культуры ЗИЛ – так прошло мое детство! Даже своих детей уже в постсоветские годы я возила в пионерский лагерь ЗИЛа.
Владимир Родин, советник Председателя ЦК КПРФ, в своё время руководивший орготделом Октябрьского райкома КПСС, на территории которого располагалось немало крупных промышленных предприятий, напомнил, что захватчики во всех эпохах начинали с уничтожения символов. Так было и в Великую Отечественную, так действовали укрофашисты на Донбассе, уничтожающие советские памятники, олицетворяющие силу и справедливость единой великой страны.
Но столь же опасная тенденция наблюдается порой и у нас. Стыдливо драпируется в День Победы Мавзолей, к подножию которого воины -победители бросали в 1945 флаги поверженной Германии. Проходная завода, напоминающая о высших государственных наградах, полученных гигантом индустрии , переформатируется в предприятие сферы обслуживания — ресторан. В большинстве школ Москвы за редким исключением уничтожаются школьные музеи боевой славы. А руководители школ с гордостью говорят, что теперь не занимаются воспитанием, а оказывают услугу.
При продолжении подобной политики забвения о героическом прошлом никакие призывы о патриотизме не спасут!
Подводя итоги проведенной инспекции Леонид Зюганов подчеркнул, что увиденная им неприглядная картина– квинтэсенция проводимой руководством города политики. За сломом промышленного гиганта следует покушение и на память о нем. Необходимо возрождать производство. Один из ключей программы развития Москвы – развитие промышленности.
«Мы обязательно добьемся, чтобы памятник В. И. Ленину привели в надлежащий вид. Мы сделаем всё возможное для сохранения здания проходной и присвоения ему статуса объекта культурного наследия. В ближайшие дни я направлю запросы о сохранении историко-культурного наследия ЗИЛа. А Мемориал в честь Героев-автозаводцев будет доступен для людей.
Если мы не начнём эту работу, подобные истории будут продолжаться по всей Москве. Москва больна тем, что бесконечно строит. Под строительство власти города готовы отдать абсолютно все. 209 промышленных зон уже попали в программу КРТ, и девелоперские компании в очередной раз будут делать то, что у них отлично получается – строить коммерческое жилье, уничтожая промышленность и историю.
Я буду бороться против каждого такого случая.
Необходимо переосмысление всей промышленной политики. А первым шагом новой мэрии после 10 сентября станет абсолютный мораторий на перепрофилирование промышленных территорий» — заверил собравшихся Леонид Зюганов.
Собравшиеся москвичи поддержали предложения депутата, подчеркнув их значимость не только для города, но и для всей страны.
По материалам публикаций на Центральном сайте КПРФ
Автор — Ю. Б. Михайлова, председатель Московского городского отделения ВЖС «Надежда России»
Москва похорошела. С этим утверждением власти города не только подходят к очередной выборной кампании. Вся жизнь города на протяжении последних десятилетий идет под лозунгом «хорошения». Спору нет, многие москвичи радуются развитию метро, благоустройству бульваров, программам, адресованным людям пенсионного возраста, оптимизации работы единых расчетных центров и ряду иных инициатив.
После разрушения СССР завод, хоть и не в прежних объемах, но все же продолжал работу. Серийное производство грузовых автомобилей на нем было прекращено в 2014 году, когда Правительство Москвы, владеющее основным пакетом акций ОАО «ЗИЛ», приняло решение о закрытии завода и строительстве на его месте жилого комплекса и спортивного квартала. Но небольшое производство еще существовало до 2016 года. Теперь на гигантской территории, которую москвичи в своё время называли «городом в городе» от былого мощнейшего производства не осталось ничего.
По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор — Ю. Б. Михайлова, председатель Московского городского регионального отделения ООД «ВЖС — «Надежда России»
Москва похорошела. С этим утверждением власти города не только подходят к очередной выборной кампании. Вся жизнь столицы на протяжении последних десятилетий вершится под лозунгом «хорошения». Спору нет, многие москвичи радуются развитию метро, благоустройству бульваров, программам для людей пенсионного возраста, оптимизации работы единых расчётных центров и ряду иных инициатив. Власти есть что положить в свою копилку. Однако вектор развития, нацеленный на комфорт, понимаемый утилитарно как развитие сферы услуг, начал деформировать не только духовную, но и экономическую составляющую жизни мегаполиса. На каждом шагу в Москве можно увидеть торговые комплексы, рестораны, кофейни. Тут и там постоянно обновляются бордюры и плитка, возникают новые элитные жилые комплексы. И всё бы ничего, вот только неужели, кроме этого, москвичей ничего не интересует? Да, жителей Москвы волнуют градостроительные проблемы, экология, вопросы социальной сферы. Однако среди наиболее актуальных тем москвичи всё чаще называют экономику, состояние промышленного и научного потенциала родного города. Не оставляет их равнодушными и судьба промышленных гигантов, некогда во многом определявших лицо столицы.
Судьба промышленных предприятий Москвы мало отличима от судьбы промышленного комплекса России. За 30 с небольшим лет, с 1991 года, столица утратила около 4/5 своего промышленного потенциала. Если в 1980 году в обрабатывающей промышленности города было занято 1 миллион 800 тысяч человек, то к 2023 году, при том что численность населения мегаполиса удвоилась, здесь работают втрое меньше — около 500 тысяч.
Не избежал печальной участи и такой гигант общесоюзного, да что там — общемирового, масштаба, как ЗИЛ. Без преувеличения, сегодня он является одним из ярчайших наглядных примеров плодов промышленной политики, проводимой властями города в течение последних десятилетий.
Завод АМО — первое автомобилестроительное предприятие в Российской империи и СССР, основанное как «Товарищество на паях автомобильного Московского общества», — был основан в 1916 году в рамках правительственной программы создания в России автомобильной промышленности, но, не введённый в эксплуатацию, на годы превратился в крупные ремонтные мастерские.
Первый полуторатонный грузовик АМО-Ф-15 был собран на заводе в ночь на 1 ноября 1924 года. А уже через несколько дней, 7 ноября, колонна из десяти таких автомобилей приняла участие в параде на Красной площади.
В 1925 году завод АМО переименовали в 1-й Государственный автомобильный завод. А в 1927-м его директором был назначен Иван Лихачёв. Менялось название — ЗИС, ЗИЛ, однако его производительность неизменно возрастала. В общей сложности с 1924 по 2009 год завод произвёл около 8 миллионов грузовых автомобилей, 40 тысяч автобусов и 12 тысяч легковых автомобилей. Кроме того, в 1951—2000 годах на нём было изготовлено 5,5 миллиона бытовых холодильников и более трёх миллионов велосипедов. На экспорт в 51 страну мира он поставил свыше 630 тысяч машин.
В 1954 году на заводе было создано Специальное конструкторское бюро, благодаря работе которого на свет появились десятки экспериментальных конструкций автомобилей, вездеходов и бронетехники. З ИЛ являлся пионером применения в российском автомобилестроении многих конструктивных новинок.
В 1980-х годах на заводе работали около 80 тысяч сотрудников, а с его конвейера сходило более 800 тысяч грузовиков в год.
После развала СССР предприятие, хоть и не в прежних объёмах, но всё же продолжало работу. Серийное производство грузовых автомобилей на нём было прекращено в 2014 году, когда правительство Москвы, владеющее основным пакетом акций ОАО «ЗИЛ», приняло решение о закрытии завода и строительстве на его месте жилого комплекса и спортивного квартала.
Но небольшое производство ещё существовало до 2016 года. Теперь же на гигантской территории, которую москвичи в своё время называли «городом в городе», от былого мощнейшего промышленного объекта не осталось ничего.
Уничтожено не только производство. Вслед за ним пришёл черёд уничтожения и памяти о нём! Сегодня, когда особенно остро стоит вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения, именно такое предприятие, как ЗИЛ, даёт великолепную фактуру и о производственных, и о научных подвигах сотрудников завода, и о героизме, проявленном ими на поле боя. Вот он — пример. Берите!
На бывших промышленных площадях ЗИЛа сегодня реализуется сразу несколько комплексных проектов. Значительную часть огромной территории завода занял жилой комплекс Зиларт. Отнюдь не социально значимый. Некоторое время назад, рекламируя квартиры, продавцы сообщали, что минимальная цена квартиры в нём составляет около 12 миллионов рублей. Средняя — 28,1 миллиона рублей при площади квартиры около 67 квадратных метров.
Памятник Ленину, некогда установленный на центральной заводской аллее, теперь оказался на одной из улиц Зиларта. Вместо «будней великих строек, весёлого грохота, огней и звонов», вместо «страны героев, мечтателей и учёных» его окружают чахлые деревца и уже проданные или находящиеся в процессе продажи коммерческие жилые метры.
Расположенный поблизости мемориал Героям-автозаводцам в результате формально выполненного межевания оказался на территории школы. Подойти к нему, чтобы склонить головы перед памятью павших, нельзя. Более того, он наполовину скрыт глухим забором. Вроде бы вопрос с демонтажом закрывающих его панелей решается. Но разве не понятна абсурдность подобного «решения»?! Ведь свой вклад в Великую Победу 1945 года вносили не только выпущенные заводом автомобили, непосредственное участие в боевых действиях принимали около 60 тысяч его сотрудников!
Одним из последних сохранившихся исторических сооружений предприятия-гиганта остаётся здание проходной №2, перед которой установлен бюст Лихачёва. Первоначально в нём планировалось воссоздать музей завода. Однако по непонятным причинам это здание оказалось переданным в частные руки. И очень скоро в его стенах будет функционировать очередной ресторан. Никого не заботит кощунство организации предприятия ресторанного бизнеса в здании с фасадом, украшенным изображениями орденов, которыми был награждён завод. Три ордена Ленина, орден Трудового Красного Знамени и орден Октябрьской революции — свидетельства героической истории ЗИЛа, его вклада в летопись страны. В здании, через которое ежедневно к своему рабочему месту проходили тысячи и тысячи людей.
Среди тех, кто активно борется за сохранение памяти о заводе, о трудовом подвиге советских людей, — Олег Борисович Абрамов, ветеран труда, член Совета ветеранов ЗИЛа. « Уничтожение предприятия и для нас, сотрудников завода, и для наших семей было настоящим личным горем», — признаётся он.
Попытки его возрождения предпринимались неоднократно, но пока ощутимого результата не принесли. Восстановлен бюст Лихачёва у проходной. Сохранены памятники, связанные с жизнью и историей завода. Наименования некоторых улиц созданного жилого комплекса на территории уничтоженного завода названы в память о нём. Но это — капля в море!
Совет ветеранов ЗИЛа — далеко не единственная организация, обеспокоенная его судьбой. За сохранение памяти о промышленном гиганте, за возрождение отечественной промышленности борется большое число энтузиастов, среди которых производственники и учёные, представители рабочих специальностей, члены семей бывших работников завода, жители близлежащих районов, левопатриотические организации, неравнодушные москвичи.
«Нас, московских школьников, специально приводили на экскурсию в музей ЗИЛа. Рассказывали о производстве, о нашей индустрии. Бывая здесь, каждый из нас наполнялся гордостью за свою великую страну!» — вспоминает координатор «Левого фронта» Сергей Удальцов. Он убеждён, что обеспечение суверенитета страны, реализация планов по импортозамещению, по возрождению нашей индустрии без возвращения символов, каковым являлся для многих поколений наших соотечественников ЗИЛ, невозможны. Сегодня на автомобилях «Зил», которые давно не выпускаются, очень многие ездят. В ходе СВО эти «Зилы» работают на износ, приближая победу нашей Родины. « Забвение исторической памяти, деиндустриализация — довольно, эту политику необходимо срочно прекращать! Хватит в Москве кабаков, ресторанов, притонов. Новые поколения нашей молодёжи могли приходить смотреть на эту выставку, чтобы сформировать представление о том, как наша страна развивалась!» — считает Сергей.
Значение ЗИЛа, как и других крупных предприятий города, для москвичей не исчерпывалось объёмами производства, то есть возможностью приложения труда. Заводы-гиганты отличались столь же гигантской социальной составляющей. Здесь традиционно заботились об образовании сотрудников, о медицинском обслуживании, об отдыхе, обеспечении жильём. Впрочем, под крыло предприятие брало всю семью своих работников, особенно большое внимание уделялось детям. Не случайно именно на крупных предприятиях всегда было необычайно много представителей трудовых династий.
«Мои родители познакомились на ЗИЛе, — вспоминает москвичка Галина Майорова. — Мама работала тут недолго, до моего рождения. А отец — до самой смерти. В его трудовой книжке лишь одна запись. Отец и меня звал на ЗИЛ. Но я, стыдно признаться, не могла так рано вставать — папа всегда уходил на работу на рассвете. Все зиловцы очень любили свою работу, высоко ценили товарищество.
Для меня ЗИЛ неразрывно связан с жизнью моей семьи. Вместе с коллегами отца мы выезжали на рыбалку на Плещеево озеро. Летний пионерский лагерь, утренники и новогодние ёлки во Дворце культуры ЗИЛ — так прошло моё детство! Даже своих детей уже в постсоветские годы я возила в пионерский лагерь ЗИЛа.
Владимир Родин, советник Председателя ЦК КПРФ, в своё время руководивший орготделом Октябрьского райкома КПСС, курировавшего крупные промышленные предприятия Октябрьского района Москвы, напомнил, что захватчики во всех эпохах начинали с уничтожения символов. Так было и в Великую Отечественную, так действуют укрофашисты в Донбассе, уничтожающие советские памятники, олицетворяющие мощь и справедливость единой великой страны.
Но столь же опасная тенденция наблюдается порой и у нас. Стыдливо драпируется в День Победы Мавзолей В. И. Ленина, к подножию которого воины-победители бросали в 1945 году штандарты поверженной Германии. Проходная завода, напоминающая о высших государственных наградах, полученных гигантом индустрии, переформатируется в предприятие сферы обслуживания — ресторан. В большинстве школ Москвы, за редким исключением, уничтожаются школьные музеи боевой славы. А руководители школ с гордостью говорят, что теперь не занимаются воспитанием, а оказывают услугу.
При продолжении подобной политики забвения о героическом прошлом никакие призывы о патриотизме не спасут, убеждён Владимир Родин.
Увиденная неприглядная картина — квинтэссенция проводимой руководством города политики. За сломом промышленного гиганта следует покушение и на память о нём. Необходимо возрождать производство. Одним из ключевых направлений развития Москвы должно стать развитие промышленности.
«Мы обязательно добьёмся, чтобы памятник В. И. Ленину привели в надлежащий вид, — убеждён Владимир Родин. — Мы сделаем всё возможное для сохранения здания проходной и присвоения ему статуса объекта культурного наследия. В ближайшие дни я направлю запросы о сохранении историко-культурного наследия ЗИЛа. А мемориал в честь Героев-автозаводцев будет доступен для людей.
Если мы не начнём эту работу, подобные истории будут продолжаться по всей Москве. Москва больна тем, что бесконечно строит. Под строительство власти города готовы отдать абсолютно всё. 209 промышленных зон уже попали в программу КРТ, и девелоперские компании в очередной раз будут делать то, что у них отлично получается, — строить коммерческое жильё, уничтожая промышленность и историю. Необходимо переосмысление всей промышленной политики».
Собравшиеся москвичи поддержали эти предложения, подчеркнув их значимость не только для города, но и для всей страны. Возвращение будущего, перспектив каждой московской семьи и города в целом без возрождения промышленности невозможно. Этого не компенсируют никакие «хорошения»!