Большой коптевский проезд

  • Управление социальной защиты населения района Аэропорт САО города Москвы (РУСЗН района Аэропорт).

Координаты
:



  (G)

  (O)

Большой Коптевский проезд
улица
, расположенная в Северном административном округе
города Москвы
на территории района Аэропорт
.



  1. Яндекс-карты. Измерение расстояния


  2. Большой Коптевский проезд // Агеева Р. А. и др.
    Имена московских улиц: Топонимический словарь



  3. Общемосковский классификатор улиц


  4. Окликни улицы Москвы. Названия рек, ручьев, озер, прудов и оврагов Москвы

Село Всехсвятское и его постройки.


Между м. Аэропорт и Сокол.

   

.

Большой коптевский проезд

                                        
                                Большой Коптевский проезд.


  



   Скажу сразу, ни каких особых достопримечательностей здесь нет, но т.к. я решила написать подробную историю района, то для понимания, к. о. здесь появились Большой и Малый Коптевский проезды и как формировалась застройка района, все же решила о них рассказать, тем более, что история возникновения этих проездов сложнее и интереснее, чем это описано в Википедии на данный момент.


Напомню, каждый мой пост – это, прежде всего, мое небольшое краеведческое исследование. Надеюсь, что кому-то из местных жителей это будет интересно.

Большой коптевский проезд


    Удивительно, но я не перестаю изумляться прыгающим улицам, переулкам и проездам района. Проследить скачущий Коптевский проезд нам помогут карты и планы местности.

   Итак, в 1907 г. был еще только один Коптевский проезд и начинался он от Петербургского шоссе ( кстати, и Кочновский пр. тоже
). Предполагаю, что сюда, на свободное место между селами Всехсвятское и Зыково, переселялись жители из села Коптево ( отсюда название Коптевский
), которое было разделено в конце XIX века при прокладке Виндавской (Рижской) ж\д, а сами выселки были названы Петровскими, т.к. находились за Петровским парком. К 1915 г. на месте Коптевского проезда проложили две новые ул., одна из них к этому времени получила название Александровский пр. ( позднее она станет 2-й Инвалидной, а затем 2-й Аэропортовской, а вскоре и вовсе исчезнет с карт. Новая парралельная с ней улица получит те же названия, только с приставкой 1-я. Кстати пост об этой улице дополнен старыми фото

). К этому же, 1915 г., Коптевский проезд перескочит от Петербургского шоссе и станет продолжением  Б. Зыковского проезда, тогда, судя по плану он доходил только до Фроловского пр. ( он же Отцовский, он же часть ул. Черняховского
).

Большой коптевский проезд


    После революции становится еще интересней, на плане Москвы 1923 г.  появляются два Коптевских проезда без деления на Большой и Малый, при чем один из них находится на месте  будущей 1-й Инвалидной улицы ( совр. 1-й Аэропортовской ул.
). Обратите внимание, на этом же плане совр.улица Академика Ильюшина еще носит название Поповский пр. ( позднее Чеховская ул.
).

   К 1927 г. тот Коптевский пр., который являлся продолжением Б. Зыковского пр.объединят, и оба проезда превратятся в “старую” Красноармейскую улицу ( не путать с “новой” Красноармейской ул., проложенной позже
), которую, в свою очередь, продлят и она дотянется до совр. Часовой ул, д. 22. А Б. Коптевский проезд перескочит совсем в другое место, к Цветковскому ( Коптевскому
) пруду. Надо отметить, что Малый Коптевскй проезд на плане 1927 г. еще не обозначен, но, вероятно, он уже существует, раз есть Большой. Еще один очень важный момент, на старых планах указана дорога к переезду, ведущая в Петровско-Разумовское и в с. Коптево . После революции, когда застраивалась эта местность, от “старой” Красноармейской улицы в сторону ж\д стали прокладывать проезды и переулки, два из них получили название Б. и М. Коптевский проезды, т.к. были расположенные ближе всего к селу Коптево, а в последствии Малый стал как бы частью дороги, ведущей в Петровско-Разумовское. Интересно, что часть этой дороги сохранилась до сих пор, я ее покажу в следующих постах.

   Кстати, в большинстве справочников указано с 1922 г. по 1928 г. Б. и М. Коптевские проезды были переименованы в 1-й и 2-й Красноармейские проезды, однако по планам этого почему-то не видно. Зато видно что эти проезды 1-й  – 4-й находились между Инвалинными улицами, а Лазовский пер. был переименован в 1-й Красноармейский пер. ( см. здесь
).

Большой коптевский проезд


   1-й- Красноармейский пр. существовал, о чем я уже писала
, он был частью совр. Шебашевского проезда и был длиннее остальных – 2-го – 5-го проездов. На плане 1930 г. он уже обозначен, впрочем, как и М. Коптевский. К этому времени появляются уже и Цветковские проезды, а 2-й Цветковский, о котором я писала в прошлом посте, в это время был проложен парралельно Красноармейской ул.

Большой коптевский проезд


    А  в 1952 г., он уже проложен перпендикулярно к ней. Вот такие метаморфозы здесь происходили.

Большой коптевский проезд


    В прошлой части мы осмотрели постройки на правой стороне Цветковског пруда. На его противоположной стороне в конце 1950-х годов, построили между прудом и Б. Коптевским пр. пять красных пятиэтажных домов , №14 к.1, 2, 3

, в плане своем образующим букву “П” и имеющих единый двор, в котором до недавних пор ( пока существенно не изменился состав жителей
), существовала какая-то своя особая аура, какая-то патриархальность. И хотя, таких пятиэтажек и дворов в районе от Динамо до Сокола было множество, только тут была своя особыя атмосфера.

Большой коптевский проезд


   Возможно потому, что сюда были переселены жители из старых деревянных домишек. Напишите, кто знает, так ли это.

   Вид со стороны пруда.


Большой коптевский проезд


   Вид со стороны Б. Коптевского проезда на красные пятиэтажки.


Большой коптевский проезд


   Удивительно, но в этом небольшом проезде прежде находилось здание ПТУ и целых три школьных здания.

   – бывшее профессионально-техническое училище №17, 1956 г. постройки, готовило  машинистов холодильных установок, слесарей по ремонту холодильного оборудования, секретарей-машинисток со знанием стенографии, контролеров-кассиров, продавцов продовольственных товаров. Несколько лет назад училище закрыли и сейчас здание пустует, хотя по отзывам его выпускников здесь работали замечательные педагоги.

Большой коптевский проезд


    – спецшкола-интернат для слабослышаших детей, 1954 г. постройки.

Большой коптевский проезд


   В справочнике за 1927 г. нашла, что по этому адресу, на месте этой школы, находилась цыганская школа, это отделение относилось к общеобразовательной шк. №81, расположенной на Петровско-Разумовской аллее, 8.

                                    
    Между м. Аэропорт и Сокол.

Читайте также:  Реновация ул. Плющева 5к1, к.1 с переустройством

Большой коптевский проезд


    – самое старое школьное здание в этом проезде, оно построено в 1936 г., предположительно, это была женская школа, т.к. через три года, в соседнем, М. Коптевском проезде была построена почти такая же мужская школа.

   Сейчас здание выглялит довольно безлико и со всех сторон окружено позднейшими пристройками. В нем расположен проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт морского транспорта “СоюзМорНИИпроект” (СМНИИП).

Большой коптевский проезд


   напротив, на четной стороне, расположено еще одно, третье, школьное здание. Год его постройки – 1955 г., он указан на фронтоне.

Большой коптевский проезд


    Здание выглядит примерно так, как на проекте арх. Г.В. Вязьмина, только на фронтоне изображен год постройки. Фото отсюда
.

                                    
   Большой коптевский проезд


   Использовалось ли здание по назначению, как школа – уже не помню, знаю, что впоследствии оно также принадлежало институту “СоюзМорНИИпроект”, сейчас здание сдается под офисы.

   Скажу еще несколько слов о постройках в переулке. В кирпичной пятиэтажке, в , справа от школы, на месте управления Соц.защиты, когда-то располагалось 12 отделении милиции.

    В ид Б. Коптевского проезда в сторону ж\д. В центре кадоа дом №10.


Большой коптевский проезд


    – это один из домов-долгостроев, начался он строиться, кажется, в первые годы перестройки, затем был заброшен, и более десятка лет простоял в таком состоянии, в начале 2000-х тысячных продолжилось его строительство и к 2004 г. здание было построено и заселено.

                                        Между м. Аэропорт и Сокол.



    При 2-м этапе строительства к нему добавили пристройку под офисы, где сейчас почему-то размещаются участки мировых судей Савеловского района.

                                    
   Большой коптевский проезд


   На другой стороне Б. Коптевского пр., за бывшим училишем, доживает свои последние дни панельная пятиэтажка – .

Большой коптевский проезд


   Фото на память. Б. Коптевский пр, д.9. Вид со двора. Домик снесли.


Большой коптевский проезд


    Теперь это место выглядит так.

Большой коптевский проезд


    До недавнего времени во дворе этого дома сохранялся последний старый фонарь села Всехсвятского.

                         Большой коптевский проезд


    В самом конце проезда, за красными пятиэтажками, до недавнего времени располагался Опытно-механический завод, изготавливающий нестандартное оборудование для пищевых предприятий, шумоглушащие элементы для ТЭЦ и РТС, запасные части для буровых установок. Когда возник завод на этом месте неизвестно, он уже есть на плане Москвы 1952 г. Возможно он возник из небольших мастерских, которых было великое множество в районе вокруг Инвалидного рынка.

   Справа на фото его проходная завода, слева гаражи.


Большой коптевский проезд


   Здесь издавна существовал проход к Тимирязевскому (Зыковскому) лесу. Жители района несколько десятков лет таким путем попадали в Тимирязевский парк, спасались от жары летом, гуляли, катались на велосипедах, и даже собирали грибы, некоторые ходили купаться на Б. Садовый пруд. Зимой катались на лыжах и санках. Здесь было раздолье для всех, кто-то приходил с детьми, кто-то выгуливал собак. Когда я переехала в 1969 г. в этот.район, проход через пути был оборудован удобными деревянными мостками, по которым легко было проехать в парк мамочкам с колясками, потом мостки исчезли, но все же оставалась утоптанная тропинка в парк.

  Года 2-3 назад сюда, на место завода, переехало САО “Автомобильные дороги”, и какой-то нерадивый чинуша приказал проход закрыть, и перекрыть огромному количеству жителей от Аэропорта до Сокола проход в парк
( проход в обход через станцию “Гражданскую” занимает почти час
).

   Пока проход существует через гаражи ( который тоже уже перекрывали
), но из-за ведущейся там стройки ремонтных мастерских для “Сапсана” он стал очень неприятным и выглядит так. Буду рада, если,эту мою часть поста или весь пост вы разместите у себя в блогах, возможно, если таких будет много, это подтолкнет чиновников построить переход или хотя бы проложить мостки для входа в парк.

Большой коптевский проезд


    В конце этой части несколько фоток чудесного Тимирязевского парка, которого нас практически лишили.

Большой коптевский проезд

Читайте также:  Кaлькулятop ипoтeки в Гaзпpoмбaнкe

Большой коптевский проезд

Большой коптевский проезд

Петровско-Разумовское. Усадьба.

  

   книга “Имена московских улиц” под общей ред. Ефремова Г. К.;

Дома на проезде Большой Коптевский в Москве

Сервис Дом. МинЖКХ содержит информацию о 10 домах на проезде Большой Коптевский в Москве общей площадью 41 211 м 2
— год постройки, типы перекрытия и материал стен, количество этажей и другие характеристики дома по адресу. Для поиска подробных данных о доме выберите его на карте или введите адрес в поисковой строке.   Сводная статистика по годам постройки


 Дома на проезде Большой Коптевский в Москве

Ссылка на основную публикацию