Сергей Собянин заявил, что проект реновации бывшей промзоны ЗИЛ в столице реализован почти на треть.
“На территории бывшей промзоны ЗИЛ реализуется, наверное, один из крупнейших проектов реновации промзон в мире. Будет построено 6,6 миллиона квадратных метров, половина из них жилья, половина – не жилья”, – передает ТАСС его слова.
В этом районе будут проживать дополнительно около 90 тысяч жителей. Будут созданы новые рабочие места. И уже к концу года будет построено около 2 миллионов квадратных метров, уточнил он.
Ранее Собянин рассказал о работе по согласованию проектов комплексного развития территорий бывших промзон в Москве. По его словам, в этом году уже одобрили проекты на 46 заброшенных территориях. Собянин напомнил, что проект “Индустриальные кварталы” подразумевает вложения в экономику Москвы и создание новых рабочих мест.
Комплексное развитие территорий бывших промзон и неиспользуемых территорий Москвы в рамках проекта “Индустриальные кварталы” позволит столице получить порядка 550 тысяч рабочих мест. Общий объем инвестиций – семь триллионов рублей, в то время как в бюджет поступит около трех триллионов рублей.
Как отметил мэра столицы, в 2022 году городские власти договорились о редевелопменте заброшенной стройки в Тропарево-Никулине и на промышленной территории Братцево. Городские операторы примут участие в реорганизации участков промзон Южный порт и Зюзино.
Участок в Тимирязевском районе обновят по программе “Индустриальные кварталы”
Содержание:
Реновация бывшей промзоны ЗИЛ выполнена почти на треть
25 июля 2022 15:00
По проекту половину застройки отдадут под жилье
На юге столицы продолжается масштабная перезагрузка бывших производственных земель на ЗИЛе. Крупнейшая заброшка города превращается в комфортные кварталы. В них разместятся инновационный технопарк, жилые комплексы, парки, благоустроенные набережные и спортивный кластер.
«На территории бывшей промзоны ЗИЛ реализуется, наверно, один из крупнейших проектов реновации промзон в мире, не только в нашей стране, – сказал сегодня, 25 июля, мэр Москвы Сергей Собянин во время осмотра строящегося квартала. – Тут будет построено 6,6 миллиона квадратных метров, половина из них – жилья, половина – нежилья. Будет проживать дополнительно около 90 тысяч жителей и примерно столько же создано рабочих мест. Проект уже реализован почти на треть».
Мэр напомнил, что до конца этого года на ЗИЛе планируют возвести около 2 миллионов квадратных метров недвижимости. Многое уже готово, в том числе и уникальные сооружения. Среди них – развлекательный парк «Остров мечты», спорткомплекс с ледовой ареной, центр водных видов спорта.
«С каждым годом эта территория будет обустраиваться: будет строиться набережная, детские сады, школы, создаваться рабочие места», – отметил Собянин.
Сегодня в районе ЗИЛа на Автозаводской улице мэр открыл новое здание отдела полиции Даниловского района столицы.
«Один из более чем десятка новых объектов, которые мы сейчас строим по программе, находится здесь на ЗИЛ, – сказал Собянин. – Хорошие условия работы для нашей полиции, для того, чтобы они могли заниматься и спортом, и стрелковой подготовкой, и работать с жителями, и, конечно, обеспечивать их безопасность».
В новом здании, кроме дежурной части, кабинетов и прочих служебных помещений, разместились встроенный гараж, 25-метровый стрелковый тир, столовая-буфет, спортзал с тренажёрами и борцовским ковром, актовый зал.
По данным пресс-службы мэра и правительства Москвы, всего в столице с 2010 по 2022 годы открылось 21 новое здание для УВД, ОВД, а также Центр кинологической службы.
Программа комплексного развития территорий столицы только набирает обороты, но уже стала объектом изучения урбанистов, архитекторов и просто любителей Москвы. Экскурсионный автобус движется вдоль Москвоского центрального кольца, а популярный гид Александр Усольцев рассказывает о ржавом поясе столицы, который меняет окрас в золотой с появлением новых кварталов для жизни, работы и отдыха горожан.
Александр Усольцев: «Здесь, вдоль железной дороги, все были промзоны. То, что происходит сейчас, концептуально, об этом начали думать еще в конце 90-х годов».
На рубеже XIX-XX веков и в эпоху советской индустриализации тогдашние окраины Москвы активно застраивались промышленными объектами с железнодорожным или речным сообщением. Среди примеров — «Сыромятники» с газовым, винным и литейными заводами, «ЗИЛ», «Серп и молот», «Верхние Котлы».
Когда город разросся, многие промзоны оказались почти в его центре. В 90-е тысячи гектаров московской земли посреди жилых кварталов превратились в депрессивные территории. К концу нулевых это были сплошные свалки. Прогулки по «заброшкам» стали популярным развлечением бесстрашных подростков.
Городу было необходимо вдохнуть жизнь в заводские погосты. Удачным примером ревитализации — придания новой жизни заброшенной промзоне — стал Artplay в Нижних Сыромятниках. Когда-то здесь были заводы и фабрика манометров. Старые здания сносить не стали и просто перестроили под новые нужды и поменяли инфраструктуру. В итоге получилось современное арт-пространство, из которого не хочется уходить. Сейчас это московский креативный кластер с архитектурными и дизайнерскими бюро, офисами, учебными заведениями, выставочными пространствами, магазинами и кафе.
Илья Заливухин, архитектор, градостроитель, руководитель компании «Яузапроект»: «Проект реновации промзон начался с того, что была идея развития большой Москвы и присоединения Новой Москвы. В рамках этой работы были разные концепции показаны. И в том числе концепция развития серого пояса».
Самыми крупными объектами стали территории ЗИЛа, Нагатинского затона и завода «Серп и Молот». Для облика города такие перемены — это тектонический сдвиг. При этом в столице еще простаивают около двух тысяч гектаров земли с хорошей транспортной доступностью — это 17% территории старой Москвы. Превратить зоны отчуждения в точки притяжения должна программа комплексного развития территорий.
Максим Гаман, глава департамента городского имущества: «Эти территории получились и являются новой точкой роста экономики города. Поэтому программа, которую сейчас город начал реализовывать, как раз направлена на то, чтобы дать возможность большому количеству собственников все-таки реализовать те градостроительные планы, которые видит столица, либо дать возможность другим инвесторам прийти на эту территорию и изменить ее, начиная от архитектуры и заканчивая созданием дополнительных рабочих мест».
В основе проекта — застройка по принципу 15 минут: в шаговой доступности от жилья — школы, детские сады, магазины, офисы и другие социальные объекты.
Александр Кукарин, менеджер строительной компании ФСК: «Основной плюс строительства именно на таких промышленных территориях в том, что здесь сразу удается с нуля спроектировать ту среду для проживания, которая будет максимально комфортной для жителей. Основная идея строительства новых корпусов как раз и заложена в том, чтобы человек не покидал свой район, чтобы он все вопросы мог закрыть именно внутри».
Немаловажную роль играет и внешний облик возводимых кварталов. Солнечных дней в Москве не хватает, потому застройщики увеличивают окна и используют больше стекла в оформлении зданий. В скором времени в столице появятся десятки комфортных и современных жилых комплексов.
Помимо промзон, взялись и за небольшие пустующие участки земли — так называемые неэффективно используемые. Например, недостроенный многоэтажный гараж на Дмитровской скоро снесут, а на его месте возведут деловой центр.
Виктория Васильева, заместитель гендиректора строительной компании Stone Hedge: «Район сформированный, здесь активная жилая застройка идет дополнительно. Поэтому нам хотелось бы сбалансировать эту территорию административно-деловым комплексом с активной торговой составляющей, что позволит нам создать дополнительную инфраструктуру для города, а также новые рабочие места. Проектом предусмотрены 50 тысяч квадратных метров, что обеспечит нам 3,5 тысячи новых рабочих мест».
Такое преображение пустырей, по прогнозам урбанистов, поможет городу сильно сократить маятниковую миграцию, когда люди из спальных районов едут на работу в центр и обратно, а также снизить нагрузку на общественный транспорт и дороги.
Мы наш, мы новый ЗИЛ построим
14 октября 2021 8:00
Крупнейшая промзона столицы превращается из заброшенного завода в современный кластер
Сегодня расскажем о том, как менялся московский ЗИЛ за последнее столетие, и что ждет его в будущем
Завод имени Лихачева, известный всему миру ЗИЛ, когда-то считался гигантом отечественного автопрома. Потом, увы, стал депрессивной промзоной. Современный ЗИЛ – это высокотехнологичный технопарк, архитектурный жилой комплекс, парк «Тюфелева роща» и даже спортивный кластер. Именно эти ключевые проекты входят в план развития ЗИЛа. Некоторые из них уже готовы и открылись, а остальные активно строятся. Сегодня расскажем о том, как менялся московский ЗИЛ за последнее столетие, и что ждет его в будущем.
ПЕРВЫЙ РОССИЙСКИЙ АВТОБУС И МАЛОЛИТРАЖКА
Место ЗИЛа – Даниловский район Москвы. Еще 150 лет назад этот уголок столицы выбирали для прогулок романтические барышни. Именно тут, в Тюфелевой роще, находился пруд, где закончила свои дни несчастная героиня повести Карамзина «Бедная Лиза». Но с развитием производства район менялся и постепенно здесь появлялись различные предприятия. А перед самой революцией знаменитые братья Рябушинские заложили на территории бывшей рощи основы первого автомобильного завода. Им хотелось создать главную площадку отечественного автопрома и выпускать грузовики.
Но революция и экономический кризис затормозили строительство, и завод поначалу преобразился в масштабные мастерские по ремонту автомобилей. В 1920-е годы здесь все же создали государственный завод «АМО» по производству грузовиков, где изготавливали также и танковые двигатели. Именно тут выпустили когда-то первую отечественную малолитражку, первый автобус, первый магистральный электровоз. В 1930-е годы производство решили реорганизовать, сильно расширив территорию завода и модернизировав процессы и технологии. На заводе, получившем имя Лихачева в честь первого директора предприятия, стали производить грузовики ЗИС-5, которые стали основой для 25 следующих моделей грузовых машин и их модификаций. И не только их – завод выпускал одноименные холодильники, а также велосипеды.
Крупнейшая промзона столицы превращается из заброшенного завода в современный кластер.
В постсоветское время автогигант стал стремительно устаревать – снижались объемы выпуска продукции, падали мощности, изнашивалось оборудование. В результате, то, что когда-то было гордостью отечественного автопрома, превратилось в депрессивную территорию с разрушенными цехами и зданиями. Сам район оказался заложником заброшенной промзоны.
В 2010-х годах, когда городские власти стали обсуждать планы развития этого района, было ясно, что возобновлять рабочие линии в старом виде невозможно – нужна была полноценная модернизация, а лучше – принципиально новая концепция реорганизации площадок бывшего завода.
Поэтому городские власти приняли решение сохранить южную площадку завода под производственные мощности. Остальную территорию – превратить в современный городской район, где будет место и новым жилым домам, и социальным объектам, и паркам, и рабочим местам.
ГОРОД В ГОРОДЕ
В 2012 году выбрали концепцию благоустройства района. Через год приняли проект производственной планировки «Город в городе», над которым трудились несколько архитектурных бюро, дизайнеров и инженеров. Масштабный проект по преображению района планируют завершить в 2028 году. Две большие части ЗИЛа «Юг» и «Север» станут жилым и производственным районами, которые соединятся надземными пешеходным и автомобильным мостами.
В жилой части разместятся комплекс ЗИЛАРТ с квартирами для 70 тысяч горожан, 9 детских садов и две школы, медицинский центр и поликлиника, полноценный спортивный квартал, променад с арт-объектами, музей и концертный зал. Сегодня строительство в Даниловском районе идет полным ходом. Самая большая в России образовательная школа на 2,5 тысячи мест уже готова. А полностью ЗИЛАРТ должны построить до 2024 года.
Любимым местом отдыха москвичей и гостей столицы стал открытый в 2018 году дизайнерский парк «Тюфелева роща». Это гармоничный арт-объект с километровой перголой – маршрутом для прогулок и памятных фотографий, с декоративным прудом и зелеными насаждениями.
Под спорт отдали целый квартал. В Ледовом Дворце уже проводят занятия для юных и взрослых хоккеистов, а в Центре синхронного плавания – тренировки. Как рассказывала пятикратная олимпийская чемпионка по синхронному плаванию Анастасия Давыдова в год открытия этого Центра, теперь в Москве появился уникальный комплекс с тренировочными бассейнами и водными чашами для соревнований, залами для растяжек. Именно там будут продолжать лучшие спортивные традиции и готовить самых сильных синхронисток и будущих олимпийских чемпионок.
ТЕХНОПАРК С НОВЫМИ РАБОЧИМИ МЕСТАМИ
Промышленность тоже не забыли. Уже к 2023 году на месте бывших корпусов завода имени Лихачева откроется новый высокотехнологичный технопарк «ЗИЛ». Осенью прошлого года Группа компаний ИТЭЛМА подписала соглашение о строительстве многофункционального комплекса для высокотехнологичных производств. Инвестор, которого нашел город, планирует вложить 4 миллиарда рублей в строительство и развитие. В технопарке смогут локализовать свои производства предприятия, работающие в сфере микроэлектроники и информационных технологий, создатели автокомпонентов и многие другие. Новый ЗИЛ позволит создать более тысячи рабочих мест.
«Москва придерживается комплексного развития своих территорий, – подчеркнул заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов. – Интеграция высокотехнологичных промышленных объектов, жилого массива и других элементов городской инфраструктуры – правильный формат изменения районов. Это позволит создать новые точки притяжения в городе, снизить маятниковую миграцию, обеспечить горожан максимально удобной инфраструктурой. Для бизнеса же – это шанс стать участниками инвестиционных проектов в столице, тем более что город стимулирует инвесторов привлекательными условиями и дополнительными льготами при реализации инвестиционных приоритетных проектов».
Технопарку «ЗИЛ» присвоен статус инвестиционного приоритетного проекта. Это позволит инвестору воспользоваться существенными льготами и преференциями. К примеру, на 21% уменьшить региональный налог на прибыль и обнулить ставку налога на имущество, а арендная плата за земельный участок составит всего 0,01% от кадастра. «На сегодня статус инвестиционного приоритетного проекта в Москве, включая технопарк «ЗИЛ», присвоен уже 13 инвестпроектам, совокупным объемом инвестиций – более 36 миллиардов рублей», – отметил Ефимов.
Мы наш, мы новый ЗИЛ построим.
ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ, БИЗНЕСА И ТУРИСТОВ
Еще десять лет тому назад казалось, что район «ЗИЛ» долго будет носить отпечаток депрессивной и заброшенной промзоны. К счастью, это не так. Сегодня строительство идет полным ходом, а территория бывшего завода преображается на глазах с каждым годом. При этом перемены на «ЗИЛе» не пройдут незамеченными для всего города.
Например, как отмечал ранее руководитель отдела в консалтинговой компании Cushman & Wakefield Russia Денис Соколов, загруженное Третье транспортное кольцо получит новый виток развития, соединятся наземный и железнодорожный транспорт, появятся новые более удобные и пропускные развязки. К тому же, такое разноплановое развитие района позволит создать и интегрировать в город новый кластер, не нарушив исторический центр Москвы.
Ну и конечно же, жители соседних районов с нетерпением ждут окончания проекта. Как вспоминает москвичка Даша Аникина, когда ее семья узнала о проекте обновления ЗИЛа, она очень переживала за то, что же будет рядом с ее домом. «Конечно, в Москве должны быть разные предприятия, здорово знать, что твой родной город выпускает лучшие ракеты, крутые машины или делает самое вкусное печенье, только очень хотелось, чтобы такие заводы реально работали, а не стояли грузом, – говорит жительница района Даниловский. – Территория ЗИЛа реально была жутким пустырем. Поэтому мы очень надеялись, что ее приведут в порядок, и нам не будет страшно гулять в районе, рядом с ней».
Словом, реновация огромной площадки в десятки гектаров станет одним самых масштабных проектов в Москве. Не зря эксперты называют его «город в городе». ЗИЛ вновь станет местом работы и отдыха горожан, площадкой для бизнес-инноваций и одним их туристических достояний столицы. Ждать осталось не долго!
Дух и цех
Амир Идиатулин, генеральный директор и основатель архитектурной студии IND architects:
– “ЗИЛ” – перспективный проект, который повлияет на жизнь прилегающих районов и всей столицы. Проблема Москвы, как и других городов России, – моноцентричность. Есть ярко выраженные центры, где сосредоточены основные функции, окраины же долгое время превращались в спальные, монофункциональные районы, из которых люди были вынуждены ездить на работу, за досугом.
Редевелопмент “ЗИЛа” -возможность сформировать новый центр, где комфортно жить и работать.
Иван Татаринов, коммерческий директор девелоперской компании Glincom:
– Это знаковый для Москвы проект. Комплексное освоение такой огромной территории позволяет спроектировать новое пространство, новую среду, которая будет отвечать современным запросам общества. У архитекторов и проектировщиков здесь развязаны руки, места хватает для всего.
Минимальная цена квартиры в районе “ЗИЛ” – 12 миллионов рублей. Средняя – 28,1 миллиона рублей при средней площади 66,9 кв. м. Об этом сообщила руководитель департамента аналитики и консалтинга “НДВ Супермаркет Недвижимости” Елена Чегодаева.
Но в 90-е госзаказ стал исчезать и завод начал деградировать. Рынок наводнили подержанные европейские и китайские фургоны. “ЗИЛовские” многотонные грузовики в эти реалии не вписывались. Не спасли и “Бычки” – грузовики малого класса, которые он попробовал выпускать. К 2010 г., когда Москву возглавил Сергей Собянин, на “ЗИЛе” сложилась парадоксальная ситуация. У завода было 15 миллиардов рублей долгов и уже запущена процедура банкротства, но это не мешало его руководству иметь зарплату по 200 миллионов рублей в месяц. Правительство Москвы приняло решение о редевелопменте промзоны “ЗИЛа”. Корпуса пустили под снос, чтобы на их месте построить новый район. “Город в городе”, “Полуостров ЗИЛ” – так в разное время называли этот резонансный проект, отдав под него 392 гектара дорогой земли в четырех километрах от Кремля. Это почти 40 парков “Зарядье” или полторы территории ВДНХ. Планировалось, что за 10-15 лет там будет построено жилье для 77 тысяч человек и одновременно создано 66 тысяч рабочих мест. “Примеров редевелопмента в мире довольно много, – рассказал “РГ” Сергей Кузнецов. – Но у нас цели сделать район, “похожий на что-то”, не было. Задачей стало создать комфортное пространство с местами массового притяжения”.
По атмосфере улицы современного “ЗИЛа” совершенно не похожи ни на один московский район. С точки зрения архитектуры они чем-то напоминают кварталы реновации, а по тишине скорее заповедные переулки района Тишинской площади. Даже на проспекте Лихачева, главной магистрали “ЗИЛа”, все шесть полос свободны процентов на 80. Гораздо больше, чем машин, тут велосипедистов и людей на самокатах. Это здесь самый удобный транспорт – до всего можно доехать минут за 5-10. Рабочие места здесь в основном сосредоточены в бизнес-центрах, а также салонах связи, кафе на первых этажах.
Гуляет же народ в основном по уютным внутридомовым пространствам, больше напоминающим мини-парки. Один из таких променадов пролегает между двумя достопримечательностями современного “ЗИЛа” – парком “Тюфелева роща” и новой набережной Марка Шагала. Оба они добавляют “полуострову” изюминок. Вот, например, пергола в парке – одновременно и смотровая площадка, и прогулочная зона, и кафе, куда можно попасть с обратной стороны. Но главное, по задумке основателя бюро !melk Джерри ван Эйка, эта конструкция – символ автомобильного конвейера. А на другом конце променада – набережная Марка Шагала. “Долгие годы казалось, что выйти здесь к Москве-реке невозможно, – говорит Сергей Кузнецов. – Но недавно набережную открыли и она становится центром притяжения жителей”. Автомобильная и прогулочная зона на набережной Шагала примерно равны. Четко разделены пространства для прогулок, беговые и велосипедные дорожки. В нескольких местах стоят крытые павильоны: в них можно будет купить какие-то мелочи, выпить кофе. У одного из павильонов – кровля с травой, по которой можно гулять. А у другого строения вместо обычной крыши – уличный амфитеатр с видом на другой берег. Что бросается в глаза – в районе почти не встретишь пожилых людей. Везде в основном молодежь – гуляет, бегает, занимается с детьми. Создание однородной социальной среды компания-застройщик считает еще одним преимуществом своего проекта.