Московские власти не перестают изумлять. В районе Измайлово согласно Приказу Правительства Москвы от 12.08.2020 No45/ 182/ ПР-335/20) стартовой площадкой для строительства жилого дома по программе реновации стало муниципальное общежитие по ул. 7-я Парковая, д.19.
Коллизия в том, что попавшая под снос общага является частью жилого комплекса из нескольких зданий, не вошедших в программу. Все они имеют разные адреса, но по факту конструктивно представляют собой единый архитектурный объект с общими инженерными сетями и общими несущими конструкциями. Более того, у домов по ул. Верхняя Первомайская, д. 39 и ул. 7-я Парковая, д.19, общая капитальная стена с арками, в которых расположены несколько квартир собственников с Верхней Первомайской.
Нетрудно представить, в каком ужасе жители этого несчастного дома – снос соседнего здания неминуемо разрушит и их собственное жилье. Кто это придумал?
Самое интересное, что Москомархитектура не в курсе. На запросы отвечают, что дома «имеют различные адресные контуры. Информация о наличии или отсутствии общих конструктивных элементов указанных домов в Москомархитектуре отсутствует». То есть общагу внесли в программу реновации не глядя, и за два года не удосужились выяснить, что же это за «сиамский близнец» рядом с ней и почему это он так дрожит за свою шкуру.
Содержание:
История с реконструкцией
Почему начали с дома № 39, зажатого между двумя общежитиями? Ну это просто –дом уже был расселен, строительным работам ничто не мешало, их собирались закончить за год и идти дальше – в высвобождаемые от жильцов общежития.. Обязанности по расселению возлагались на заказчика – префектуру ВАО. Это было одним из условий инвестконтракта. Второе условие -100% финансирование реконструкции за счет средств граждан. Муниципальных денег в доме нет, участие города заключалось в контроле за расходованием средств, собранных соинвесторами, и соблюдением сроков реконструкции. С контролем, как известно, наши чиновники справляются лучше всего.
В 2002 году, по решению Басманного суда, строительные работы были остановлены. Генеральный директор – ООО «Интерстригл» привлечен к уголовной ответственности за мошенничество и приговорен к отбыванию 5-летнего срока в колонии общего режима.
– Остаться без квартир и без денег –для нас это была реальная перспектива, – рассказывает участница драматических событий Валентина Февралева. – Мы стучались во все двери, изучили наизусть Уголовный и Гражданский кодекс, освоили строительные специальности, чтобы нам дали возможность самостоятельно достроить дом. Правительством Москвы было найдено другое решение. Префектура привлекла второго инвестора, заключила с ним дополнительное соглашение к договору о реконструкции комплекса. С горем пополам в октябре 2005 года один дом – наш – ввели в эксплуатацию. С многочисленными недоделками, без лифтов, с несоответствующей проекту строительной документацией и т.п., что зафиксировано Комитетом по строительному надзору Москвы.
Сокрушение иллюзий
Стрессовая ситуация на объекте не лучшим образом сказалась и на планах модернизации всего жилого комплекса. Нет, программу реконструкции никто не отменял, к ней просто потеряли интерес. Префектура ВАО не смогла расселить общежития да и не занималась этим, погрязнув в скандалах с первым реконструированным домом. Потом с уходом Лужкова новое правительство Москвы охладело к модернизации старого жилого фонда – интереснее стало строить на его месте новое. Однако начавшаяся в 2017 году реновация обошла стороной комплекс на Верхней Первомайской – 7-ой Парковой – программа не предусматривала снос кирпичных строений с толщиной стен 70 см и сроком службы до 150 лет. Жители 39-го дома посчитали это благоприятным знаком – значит, общаги приведут в божеский вид, брошенная на полпути реконструкция продолжится.
Иллюзии продержались недолго.
О том, что часть их единого жилого комплекса включена в программу реновации, на Верхней Первомайской узнали случайно – от жительницы общежития, которая работала у них в доме консъержкой. «Наконец-то нас переселяют» – похвалилась женщина. Как? Куда? Что тут задумано? – она понятия не имела, но была рада, что получит отдельную квартиру, и подписалась за снос общежития сразу же, как только ее об этом попросили.
Заговор молчания
Выяснить участь дома, не имевшего никакого отношения к программе реновации, но благодаря ей заимевшего все шансы обнулить прошлое и будущее десятков семей, оказалось не так-то просто.
Получить ответы на конкретные вопросы – проводилась ли строительно-техническая экспертиза «стартовой площадки», какие в связи с этим выводы и какие риски для части комплекса, не вошедшей в реновацию, какой этажности дом запланирован на месте общежития, где посмотреть план развития территории и существует ли он вообще – было невозможно.
– Очень на то похоже, – подтверждает Валентина Февралева. – Представители подрядных организаций ходят по квартирам, интересуются наличием у собственников хоть каких-нибудь материалов из строительно-технической или проектной документации. То есть сначала решение о сносе приняли, а потом стали выяснять, как все устроено между зданиями. Представляете, каково нам слышать, что риски огромные, гарантий сохранить наш дом у них нет.
Независимые эксперты, которых по собственной инициативе привлекли жители, высказывают те же опасения.
К тревогам подключилась муниципальный депутат района Измайлово Надежда Загордан. Отправила в Москомархитектуру официальный запрос, приложив к нему подписи жильцов и просьбу к г-же Княжевской о личном приеме инициативной группы собственников. Через две недели пришел ответ от зам. председателя Москомархитектуры Александра Ильина. По словам Загордан, он сообщил, что «запрошенная информация является конфиденциальной», т.е. у районного мудепа не тот уровень, чтобы посвящать ее в проблемы градостроительства. Что же касается личного приема граждан, то он невозможен в связи с противоэпидемиологическими мерами. По доброй традиции остался без ответа запрос депутата Мосгордумы Елены Янчук и Круглый стол в Мосгордуме с участием представителей правительства, которым напрямую был задан вопрос «Какая необходимость сносить прочный кирпичный дом (при возможности его реконструкции),да еще с риском разрушения соседнего, который уже реконструирован?»
Письмо мэру Собянину
«Уж не потому ли, – высказывают догадку в коллективном письме мэру Собянину жители 39-го ома, – что Префектура ВАО г.Москвы не сумела реализовать ранее утвержденный проект реконструкции указанных 5-ти этажных кирпичных домов, много лет (с 2002 года) не занималась расселением общежития в доме 19 по 7-й Парковой ул., и сейчас за счет Программы реновации решает вопрос обеспечения отдельным жильем нанимателей жилых помещений?»
Сергей Собянин – последняя инстанция, которая, по мнению адресатов, может не только разобраться в кризисной ситуации, но и развернуть ее на 180 градусов. «Мы на это рассчитываем, – пишут мэру отчаявшиеся жители. ( Копия письма есть в редакции «НИ» и в администрации президента РФ). -Невозможно представить, чтобы в результате чьих-то решений, о которых нас даже не информируют, и ради чьей-то прибыли возникла угроза нашей жизни и имуществу. Но это может произойти вследствие реализации в районе «Измайлово» ВАО г. Москвы Программы реновации. Неужели при реновации целого квартала не нашлось другого места (100 м) для возведения жилья, и все упирается» в единственный московский двор, где расположен наш дом? Напомним, что только в Измайлове десяток непригодных для проживания общежитий, в городе, согласно данным ДГИ, 247 ветхих домов, но при этом внимание правительства Москвы направлено на крепкий жизнеспособный комплекс, который переживет и нас с вами, и наших внуков».
С той же задушевностью авторы описывают проблемы, которые свалились на мэра в ходе программы реновации, – вдруг он не в курсе? «Не секрет, что на месте снесенных зданий инвесторы в погоне за прибылью строят дома значительно большей этажности. Соответственно, реконструкция 5-ти этажных кирпичных домов, которая приносит меньшую прибыль, инвесторов мало интересует, а наш 7-ми этажный дом с мансардой является помехой для возведения рядом высотных домов. Все это дает основание полагать, что под видом реновации задумано расширение строительной площадки».
Опустим опасения и риски для дома № 39, о них подробно рассказано выше. Мэру наверняка будут интересны конструктивные предложения москвичей. Вот такое, в частности: «Проектная документация на строительные работы по сносу дома 19 по ул. 7-я Парковая и проект на объект нового строительства еще не разработаны. Нам неизвестно, планируется ли выполнение комплекса мероприятий по сохранению дома 39 по Верхней Первомайской, включая укрепление фундамента и стены. В любом случае, это потребует значительных финансовых затрат. К сожалению, мы на своем собственном горьком опыте знаем, как трудно принимаются решения, которые могу «подвинуть» интересы Инвестора в пользу граждан, и, как «эффективно» Инвесторы отстаивают каждый рубль своей прибыли. Но лишаться своих квартир ради чьих-то финансовых интересов и чьих-то безответственных решений мы тоже не хотим. Следовательно, для положительного решения нашей проблемы целесообразно и возможно на данном этапе принять решение о реконструкции общежития по ул. 7-я Парковая. При этом не потребуется изменение или доработка проектной документации, будет сохранен архитектурный облик комплекса и москвичи получат не скороспелые новоделы, а настоящее модернизированное жилье, о котором вы рассказывали москвичам в начале реновации».