Содержание:
Проблемы при получении компенсации за изъятие имущества в рамках КРТ
После обновления механизма комплексного развития территорий (КРТ) федеральным законом № 494-ФЗ (от 30.12.2020) одним из самых активных регионов по темпам его внедрения и реализации стала Москва. Практически ежемесячно городские власти сообщают о все более высоких цифрах проектов в реализации и разработке. Одним из последних стало заявление столичного мэра Москвы Сергея Собянина о том, что в городе по состоянию на январь 2024 года число проектов КРТ увеличилось до 228.
Алмаз Кучембаев, руководитель юридического агентства Кучембаев и партнеры, рассказал Стройгазете о возникающих проблемах при получении компенсации за изъятие имущества в рамках КРТ.
Рост числа проектов и изъятий
Рост числа проектов приводит к увеличению числа изъятий недвижимости у правообладателей, попавших в границы проектов КРТ. По общим правилам изъятия недвижимости, изъятие производится на основе предварительной и равноценной компенсации как стоимости имущества, так и убытков, связанных с изъятием.
Размер компенсации
Размер компенсации за изъятие недвижимости закреплен в статье 56.8 ЗК РФ. Особенности для КРТ указаны в статье 56.12 ЗК РФ, но не содержат отличных нюансов определения размера компенсации.
Порядок взаимодействия
В Москве предусмотрен порядок взаимодействия лиц, реализующих проекты КРТ, представленный в приложении № 6 к постановлению правительства Москвы от 23.12.2016 № 941-ПП. По данному порядку предусмотрено, что предварительную оценку размера компенсации проводит город, а застройщик также проводит свою оценку. Реализующее проект лицо обязано направить соглашение об изъятии в адрес правообладателя недвижимости, указав размер компенсации.
Сроки изъятия
Ни московский порядок, ни глава VII.1 ЗК РФ не устанавливают сроки для осуществления изъятия. Сроки зависят от условий договора о КРТ, которые не являются публичными.
Пример практики
На практике, застройщики изымают территорию по частям, по мере продвижения стройки, не спеша изымать всю территорию разом. Между принятием решения о КРТ и моментом изъятия существует временной промежуток, в рамках которого город или застройщик проводят оценку, переговоры и, при необходимости, обращаются в суд для изъятия.
Первичный взгляд на компенсацию при изъятии объектов под КРТ
Первичный взгляд на актуальную практику показывает, что в рамках судебных разбирательств к изначальному составу компенсации добавляются убытки в виде недополученного дохода (А40-192354/2022), расходы на улучшение земельного участка, находящегося в аренде у правообладателя (А41-49754/2022), убытки, понесенные ввиду необходимости расторжения договоров аренды с третьими лицами (А40-21644/2023), расходы на риэлтора для поиска нового объекта (А40-84682/2022) и проч.
Однако эти факторы не объясняют того, что в актуальной практике изъятия наблюдается значительный разрыв между первоначальным предложением и установленной по решению суда компенсации. Если взять дела по изъятию в 2019-2020 годах, то можно увидеть, что размер компенсации по итогам судебного разбирательства редко превышал 30%.
Примеры же дел 2022-2023 годов показывают, что размер компенсации может вырастать и в 10 раз (А40-131192/2021). А случаи, когда предварительная оценка компенсации была в 2-3 раза ниже реальной стоимости уже не являются из ряда вон выходящими.
Разница в компенсации по КРТ
Были представлены цифры по арбитражным спорам по всем видам изъятия. Рассмотрим отдельно дела именно по КРТ.
Редкие примеры завершившихся дел об изъятии, где размер компенсации был установлен по итогам судебных разбирательств показывает, что в среднем в рамках КРТ выдерживается формат 30-40% разницы между изначально заявленной компенсацией и итоговым ее размером. Однако, это только среднее значение. Из попавшихся примеров, наибольшая разница была выявлена в деле № А40-159306/2023 (84%), наименьшая в деле № А40-170828/2023 (2%).
И во втором случае стоит иметь ввиду, что за эти 2% скрываются 30 млн рублей разницы (общая стоимость объекта составляла 1,7 млрд рублей).
Законодательство и практика по КРТ
Полный анализ затрудняется и тем, что практика по выделению споров о размере компенсации в отдельное производство не только закрепилась в судах, но и обрела свое выражение в законе — Федеральный закон от 10.07.2023 № 310-ФЗ: в статье 7.2 Закона РФ от 15.04.1993 № 4802-I О статусе столицы Российской Федерации появилось спорное (как минимум с точки зрения юридической техники) положение о том, что при рассмотрении споров об изъятии недвижимости для целей реализации программы реновации в городе Москве, суды выделяют спор о размере компенсации в отдельное производство, в основном деле определяя размер компенсации на основании исключительно городской оценки. А случаи объединения проектов КРТ с задачами по достижению целей программы реновации в Москве нередки.
Практика по изъятию в рамках КРТ в городе Москве лишь формируется. Как и рынок юридических и оценочных услуг. Очевидно, что размер разницы между предлагаемой и присуждаемой компенсации сам по себе будет стимулировать рынок достигать баланса интересов при изъятии объектов под КРТ. В обратном случае, есть риски, что существующие предприятия на базе так называемого ржавого пояса Москвы могут просто не восстановиться.
Подробнее о возмещении убытков при изъятии под КРТ
Алмаз Кучембаев отвечает на вопросы о возмещении убытков при изъятии под КРТ в нашей рубрике Вопрос-ответ.
Внесение изменений в приказ Департамента образования и науки города Москвы
- Внесение изменений в приказ Департамента образования и науки города Москвы от 3 июля 2023 г. № 606 Об утверждении стандартов проектов предпрофессионального образования в государственных образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы:
ункт 7 приказа изменить на:
- Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя руководителя Департамента образования и науки города Москвы Лукашук О.Н..
ополнения к Приложению 1:
12.3. Для организации сопровождения и создания безопасных условий посещения обучающимися 10-х классов мероприятий образовательного маршрута обучающегося в рамках Проекта для реализации в 10-х и 11-х классах, в рамках занятий внеурочной деятельности в вузе, в организациях и на предприятиях, профессионального обучения в колледже Школы-участники Проекта получают дополнительное финансирование.
Источником дополнительного финансирования на сопровождение обучающихся на мероприятия является субсидия на финансовое обеспечение государственного задания на выполнение государственной работы Организация и проведение (или обеспечение проведения) мероприятий.
Объемный показатель государственной работы — количество мероприятий. Одно мероприятие равняется одному часу.
Стоимость одного часа сопровождения одного класса составляет 870 руб. (включая страховые взносы в размере 30,2%). Количество сопровождающих — 2 человека на 1 класс.
Порядок предоставления отчетности и перерасчета государственного задания
13.1. Согласно постановлению Правительства Москвы от 5 декабря 2017 г. № 941-ПП О формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями города Москвы и приказу Департамента от 23 марта 2021 г. № 100 Об утверждении Регламента взаимодействия участников процесса формирования, утверждения и контроля за исполнением государственных заданий на оказание государственных услуг (государственных работ) учреждений, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, и соглашений на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий, школы направляют отчеты об исполнении государственного задания в ГКУ ЦФО ДОНМ.
Отчет о выполнении государственной работы
13.2. Отчет о достижении целевого и объемного показателей исполнения государственной работы школы направляют в адрес первого заместителя руководителя Департамента посредством системы электронного документооборота Правительства Москвы (приложение 6 к настоящему приказу) в срок до 20 июня текущего учебного года.
13.3. Первый заместитель руководителя Департамента перенаправляет посредством системы электронного документооборота Правительства Москвы сводные данные о достижении целевых и объемных показателей исполнения государственной работы школами в ГКУ ЦФО ДОНМ до 10 июля текущего учебного года.
Организация изменений в приказе
13.4. Первый заместитель руководителя Департамента при необходимости в срок до 20 июля текущего учебного года организует внесение изменений в приказ Департамента О распределении объема субсидии на финансовое обеспечение государственной работы в сроки выполнения государственного задания на учебный год.
13.5. ГКУ ЦФО ДОНМ на основании уточненного приказа о распределении субсидии на финансовое обеспечение государственной работы осуществляет внесение изменений в государственное задание и соглашение о порядке и условиях предоставления из бюджета города Москвы субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.
Возврат субсидии
13.6. В случае неутверждения уточненного приказа о распределении субсидии на финансовое обеспечение государственной работы в период действия государственного задания оценка исполнения государственной работы производится на основании годового отчета об исполнении государственного задания школы.
13.7. При выполнении объема государственной работы размер субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания школы сохраняется в полном объеме.
13.8. В случае невыполнения государственной работы школа производит возврат субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в течение 20 рабочих дней после сдачи годового отчета.
Расчет суммы возврата
13.9. Сумма возврата для перечисления в доход бюджета рассчитывается по формуле:
[ — (К/К), ]
- где финансовое обеспечение на выполнение мероприятий;
- К — фактическое количество проведенных мероприятий;
- К — плановое количество мероприятий.
13.10. ГКУ ЦФО ДОНМ в течение 5 рабочих дней с момента принятия отчета производит расчет суммы возврата субсидии и доводит до школ посредством системы электронного документооборота Правительства Москвы.
Школы производят возврат средств субсидии в сроки, установленные в пункте 13.7 настоящего Стандарта.
Дополнения к приказу
1.3. Приложения 2 — 5 к приказу дополнить пунктом 11.3 и разделом 12 в следующей редакции:
"11.3. Для организации сопровождения и создания безопасных условий посещения обучающимися 10-х классов мероприятий образовательного маршрута обучающегося в рамках Проекта для реализации в 10-х и 11-х классах, в рамках занятий внеурочной деятельности в вузе, в организациях и на предприятиях, профессионального обучения в колледже Школы-участники Проекта получают дополнительное финансирование.
Источником дополнительного финансирования на сопровождение обучающихся на мероприятия является субсидия на финансовое обеспечение государственного задания на выполнение государственной работы "Организация и проведение (или обеспечение проведения) мероприятий".
Объемный показатель государственной работы — количество мероприятий. Одно мероприятие равняется одному часу.
Стоимость одного часа сопровождения одного класса составляет 870 руб. (включая страховые взносы в размере 30,2%). Количество сопровождающих — 2 человека на 1 класс.
12. Порядок предоставления отчетности и перерасчета государственного задания
12.1. В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 5 декабря 2017 г. N 941-ПП "О формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями города Москвы" и приказом Департамента от 23 марта 2021 г. N 100 "Об утверждении Регламента взаимодействия участников процесса формирования, утверждения и контроля за исполнением государственных заданий на оказание государственных услуг (государственных работ) учреждений, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, и соглашений на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий" школы направляют отчеты об исполнении государственного задания в ГКУ ЦФО ДОНМ.
12.2. Отчет о достижении целевого и объемного показателей исполнения государственной работы школы направляют в адрес первого заместителя руководителя Департамента посредством системы электронного документооборота Правительства Москвы (приложение 6 к настоящему приказу) в срок до 20 июня текущего учебного года. Первый заместитель руководителя Департамента перенаправляет посредством системы электронного документооборота Правительства Москвы сводные данные о достижении целевых и объемных показателей исполнения государственной работы школами в ГКУ ЦФО ДОНМ до 10 июля текущего учебного года.
12.3. Первый заместитель руководителя Департамента при необходимости в срок до 20 июля текущего учебного года организует внесение изменений в приказ Департамента "О распределении объема субсидии на финансовое обеспечение государственной работы" в сроки выполнения государственного задания на учебный год.
12.4. ГКУ ЦФО ДОНМ на основании уточненного приказа о распределении субсидии на финансовое обеспечение государственной работы осуществляет внесение изменений в государственное задание и соглашение о порядке и условиях предоставления из бюджета города Москвы субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.
12.5. В случае неутверждения уточненного приказа о распределении субсидии на финансовое обеспечение государственной работы в период действия государственного задания оценка исполнения государственной работы производится на основании годового отчета об исполнении государственного задания школы.
12.6. При выполнении объема государственной работы размер субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания школы сохраняется в полном объеме.
12.7. В случае невыполнения государственной работы школа производит возврат субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в течение 20 рабочих дней после сдачи годового отчета.
12.8. Сумма возврата для перечисления в доход бюджета рассчитывается по формуле:
=-(К/К),
— финансовое обеспечение на выполнение мероприятий;
К — фактическое количество проведенных мероприятий;
К — плановое количество мероприятий.
12.9. ГКУ ЦФО ДОНМ в течение 5 рабочих дней с момента принятия отчета производит расчет суммы возврата субсидии и доводит до школ посредством системы электронного документооборота Правительства Москвы.
12.10. Школы производят возврат средств субсидии в сроки, установленные в пункте 12.7 настоящего Стандарта.".
2. Действие настоящего приказа распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2023 г.
3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя руководителя Департамента образования и науки города Москвы Лукашук О.Н.
| Руководитель Департаментаобразования и науки города Москвы | |
| ———————————————————- | |
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Департамента образования и науки г. Москвы от 22 апреля 2024 г. N 437 "О внесении изменений в приказ Департамента образования и науки города Москвы от 3 июля 2023 г. N 606"
Вступает в силу с 22 апреля 2024 г. и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2023 г.
Официальный портал Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru 22 апреля 2024 г.