Регенерация промышленных территорий и XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум

Регенерация промышленных территорий и XII Международная студенческая научная конференция
 Студенческий научный форум

Регенерация промышленных территорий и XII Международная студенческая научная конференция
 Студенческий научный форум

Одним из интереснейших примеров реновации промзон является HafenCity, расположенный в Гамбурге (Германия). Так называемый город-порт, состоящий из прорезающих сушу каналов и узких длинных «языков» бывших исторических гаваней, обладающий ярко выраженным «морским» характером. В 1997 году немецкие власти приняли решение о выводе порта на Эльбе из центра города, тем самым освободив 155 га.

На этой территории с 2000 года началось строительство нового многофункционального район, одинаково насыщенный жильем и офисами для 14 тыс. жителей и 45 тыс. рабочих мест, а также объектами инфраструктуры. К ним относится нетронутый проектировщиками промышленный комплекс Шпайхерштадт, в котором расположились музеи и галереи современного искусства.

В HafenCity уже обустроены набережные общей протяжённостью 10,5 км, а также 28 га парков, площадей и пешеходных зон. На сегодняшний день полностью завершено строительство 57 объектов, среди которых экологически чистый жилой комплекс Elbe Arcades и университет HafenCity. Ещё 50 объектов, в том числе два парка и Эльбская филармония (Elbphilarmonie), которые будут введены в эксплуатацию до 2030 года.

Читайте также:  Rue Nizhnyaya Pervomaiskaya et rue Nizhnyaya Pervomaiskaya à Moscou

Регенерация промышленных территорий и XII Международная студенческая научная конференция
 Студенческий научный форум

На сегодняшний день известно, что обновление коснется не только бывшей электростанции, но и прилегающей территории площадью 16 га, которая станет новым культурно-развлекательным и деловым районом столицы Великобритании. Здесь будет возведен жилой комплекс на 1305 квартир, а также гостиница с фондом из 160 номеров, десятки ресторанов и магазинов. Общая площадь офисов составит 116 тыс. кв.м. При этом в здании самой электростанции будут находиться 44 тыс. кв.м офисных помещений, но внешний облик здания не изменится.

Регенерация промышленных территорий и XII Международная студенческая научная конференция
 Студенческий научный форум

Регенерация промышленных территорий и XII Международная студенческая научная конференция
 Студенческий научный форум

Около десяти лет индустриальный памятник оставался заброшенным. Но в 1995 году венскими властями было принято решение о преобразовании функции существующих газгольдеров в жилье и торгово-деловые помещения. Архитекторы сохранили исторический облик четырех «крепостей» (62 м внутренний диаметр и 72 метра высотой), лишь накрыв их стеклянными куполами, и, соединив воздушными мостами и переходами. Внутри комплекса расположилось студенческое общежитие, жилые квартиры, отделения банка, магазины, кинотеатр и даже свой собственный концертный зал, рассчитанный на 2-3 тысячи человек.

Регенерация промышленных территорий и XII Международная студенческая научная конференция
 Студенческий научный форум

Любопытным является проект преобразования заброшенной железной дороги в многофункциональный комплекс Hudson Yards в Нью-Йорке (США). На платформе над железнодорожными путями планируется построить 16 небоскребов общей площадью чуть больше 1,8 миллиона кв.м., а пространство между ними озеленить. Официальный старт строительству был дан в декабре 2012 года. В сентябре 2014 года было завершено строительство третьей, последней, части парка Хай-Лайн. Разбитый на месте эстакадной железной дороги, парк опоясывает Hudson Yards от 30-й улицы и Десятой авеню, заканчиваясь на 34-й улице.Еще один парк находится к северу от железнодорожных путей, и имеет площадь 16 тыс кв.м.

Регенерация промышленных территорий и XII Международная студенческая научная конференция
 Студенческий научный форум

Регенерация промышленных территорий и XII Международная студенческая научная конференция
 Студенческий научный форум

Несколько лет назад в Баку (Азербайджан) начали реализовывать масштабный проект Baku White City. Сегодня его называют одним из крупнейших проектов в мире, реализуемых в экологически-регенерируемой промышленной зоне.В течение нескольких лет на месте индустриальной территории площадью 221 Га в непосредственной близости от центра города, где ранее располагались предприятия нефтяной промышленности, появится 10 уникальных городских кварталов на 50 000 жителей. Авторы проекта создали разноплановое пространство со стильной архитектурой, зонами для отдыха и развлечения, парками, бульварами, достопримечательностями и другими элементами социальной инфраструктуры.

Помимо этого, транспортная городская сеть пополнится новой станцией метро, а близость к воде позволит использовать и водный транспорт. Строители провели огромную работу по очистке загрязненного грунта и благоустройству прибрежного бульвара. Таким образом, эта территория, называвшаяся ранее Черным городом, получила новую жизнь как Baku White City.

Регенерация промышленных территорий и XII Международная студенческая научная конференция
 Студенческий научный форум

Впечатляющих размеров комплекс Manufaktura площадью почти в 30 гектаров создали в Польше в городе Лодзь на основе фабрики текстильного магната Израиля Познаньского, построенной в XIX веке. После проведенной здесь реконструкции Manufactura стала одним из крупнейших торгово-развлекательных центров Центральной Европы (110 тыс. кв.м). В состав комплекса входят Малый театр и несколько музеев: Музей города Лодзь, Музей фабрики и Музей современного искусства MS2; научно-познавательный центр «Экспериментариум», роллердром, скейт-парк, стена для скалолазания, отель, фитнес-клуб, более 200 магазинов, рестораны, кафе и даже автоцентр. В центре обустроена площадь, на которой часто проводятся всевозможные мероприятия и концерты. Каждое лето здесь действует песочный пляж, а зимой — ледовый дворец.

Регенерация промышленных территорий и XII Международная студенческая научная конференция
 Студенческий научный форум

ВТБ Ледовый дворец был введен в эксплуатацию в 2015году, а уже в мае 2016 принял в своих стенах событие мирового масштаба – Чемпионат мира по хоккею с шайбой.

В начале 2017 г. состоится официальное открытие еще одного спортивного сооружения – Комплекса водного спорта, который объединит в себе первый в России Олимпийский центр синхронного плавания Анастасии Давыдовой и другие водные и оздоровительные площадки. Проектом также предусмотрено строительство девяти 24-этажных жилых корпусов с подземным паркингом на 1 030 машиномест, многофункционального центра, включающего в себя комплекс апартаментов, деловой центр и многоуровневую парковку на 3,5 тыс. машиномест, гостинично-деловой комплекс, а также социальных объектов инфраструктуры: детского сада, школы и Музея хоккея.

На начало будущего года в квартале «Парк Легенд» запланирован ввод в эксплуатацию собственного энергоцентра, который решит вопрос оптимизации расхода энергетических ресурсов. Общая площадь всех зданий квартала составит порядка 700 000 кв.м., жилого комплекса — 150 тыс. кв.м. В соответствии с мировой практикой решается вопрос с транспортной доступностью. Рядом с новым районом Москвы была построена, и уже функционирует станция МЦК «ЗИЛ».

Регенерация промышленных территорий и XII Международная студенческая научная конференция
 Студенческий научный форум

Стоит отметить, что программа реновации территории ЗИЛа является крупнейшим в мире проектом реорганизации промышленных зон. Достаточно сказать, что здесь предусмотрено строительство недвижимости общей площадью 4,5 миллиона квадратных метров. В ближайшем будущем здесь появятся 1,6 миллиона квадратных метров новой недвижимости, три школы, 12 детских садов, музейный центр «Эрмитаж-Москва» и парк развлечений «Остров мечты». Будет также реконструирована Симоновская набережная. После реализации этого амбициозного проекта на ЗИЛе смогут проживать 30 тысяч, а рабочих мест будет 40 тысяч.

Помимо полуострова ЗИЛ, реорганизовать в градостроительном плане предлагается 4,3 тыс. Га промышленных территорий. Среди них такие проекты, как: «Тушинский аэродром», «Алтуфьевское шоссе», «Силикатные улицы», «Огородный проезд», «Магистральные улицы», «Северянин», «Грайвороново», «Ленино», «Перово», «Верхние котлы», «Серп и молот», «Шелепихинская набережная», «Южный порт», и «Павелецкая».

Власти российской столицы, детально изучив мировой опыт, не стали механически копировать его, а пошли своим путем. При этом все специалисты едины во мнении, что задача, стоящая перед московским правительством, беспрецедентна по уровню сложности и затратам.

Реконструкция здания бывшего сахарного
завода в районе DUMBO. Бруклин, Нью-Йорк, США

Нью-Йоркское архитектурное бюро ODA превратило фабрику в бруклинском
арт-районе DUMBO с видом на Ист-Ривер в офисное здание с огромным
блестящим стеклянным фасадом. Новый офисный комплекс занимает бывшее
здание сахарного завода Arbuckle Brothers.

Проект дал “вторую жизнь” историческому промышленному зданию,
построенному в 1898 году George M Newhall Engineering Co. Сахарорафинадный
завод Arbuckle Brothers не пережил Великой Депрессии, потерял свой
западный фасад и около 50 лет находился в запустении. В 1991 году
собственником здания стала инвестиционная фирма Triangle Assets и
доверило бюро ODA проект реновации.

ODA восстановила три оригинальных фасада кирпичной кладки
на восточной, северной и южной сторонах здания и добавила, похожий
на оригами, стеклянный западный фасад, в котором отражаются расположенные
рядом парк и набережная. Из его окон открывается великолепный вид
на Манхэттен. Ряд существовавших особенностей здания архитекторы постарались
сохранить, среди которых – сводчатые кирпичные потолки и существующие
стены.

Блестящая, геометрическая структура, по задумке архитекторов, ассоциируется
с кристаллами сахара и отсылает к истории здания. Основатель ODA Эран
Чен описывает адаптивное повторное использование здания как “красивое
и провокационное”.

Роскошные квартиры вместо
газгольдеров. Лондон, Великобритания

WilkinsonEyre завершила трансформацию
трио газгольдеров в роскошные апартаменты с интерьерами от Jonathan
Tuckey Design. Лондонское архитектурное бюро, возглавляемое Крисом
Уилкинсоном и Джимом Эйром, выиграло в 2002 году конкурс на строительство
квартир в трех газгольдерах.

Проект является частью генерального плана для участка площадью 27
га вокруг станции Кингс-Кросс в Северном Лондоне, который также включает
в себя офисный блок Duggan Morris Architects и
торговый центр Coal Drops Yard.

Три корпуса построены в 1860-е годы и представляют собой оригинальные
кованые каркасы с цилиндрическими формами. Каркасы были демонтированы,
отреставрированы и вновь возведены на том же месте. Внутри комплекса
есть внутренний двор, бассейн, рядом – парк Gasholder.

“Газгольдеры создают динамический контрапункт
между старым и новым”, – сказал Крис Уилкинсон, который решил
купить здесь квартиру для своей семьи.”Он представляет собой
самую суть городской жизни и открывает уникальный вид на канал”,
– сказал он. “Нам нравится идея прыгнуть в поезд и умчаться
в Париж на выходные, при этом мы хорошо связаны с остальной частью
Лондона и вообще всей страной”.

Превращение топливных баков в художественные
галереи. Аэропорт Лонхуа, Шанхай

Пять контейнеров с авиационным топливом в бывшем аэропорту Лонхуа
в Шанхае преобразованы студией Open Architecture в парк искусства
и культуры. Бюро спроектировало 60 000 квадратных метров пространства
галереи на бывшей промзоне для китайского коллекционера Цяо Чжибина.

Контейнеры плавно соединяются друг с другом с помощью оригинального
решения ландшафта – проектировщики “поиграли” разными уровнями
и волнообразными зелеными насаждениями. “Этот проект – история
о том, как промышленные реликвии перевоплощаются через искусство в
новую эру развития города”, – рассказали в студии, которую
возглавляют архитекторы Ли Ху и Хуан Вэньцзин. – “Резервуары
превращаются из контейнеров с нефтью в контейнеры искусства и жизни.”

Два резервуара стали художественными галереями – один выполнен в виде
традиционного белого куба, а другой имеет оригинальное внутреннее
решение, оставленное открытым для обозрения. Остальные три бака –
это многофункциональные выставочные и развлекательные пространства.

Являясь отдельными формами снаружи, под землей резервуары соединяются
“артериями” в виде широких лестниц. Появившиеся в стенах
резервуаров окна помогают привлечь в выставочные пространства естественный
свет.

Две больших общественных площади urban plaza и event plaza, расположенные
в ландшафтном парке, спроектированы как места, где можно проводить
церемонии, вечеринки и выступления, при этом чувствуя себя за пределами
города, в окружении природы. “Это драгоценный кусочек городской
экосистемы, который, надеемся, привлечет птиц и белок”, –
сказали архитекторы.

Отель TWA в терминале, спроектированном
Ээро Саариненом, аэропорт Джона Кеннеди. Нью-Йорк, США

15 мая 2019 года для всех желающих остановиться в здании бывшего терминала
TWA аэропорта Джона Кеннеди в Нью-Йорке, спроектированного архитектором
Ээро
Саариненом, спустя 16 лет реставрации распахнул свои двери отель.

Оригинальное здание было построено в 1962 году для Trans World Airlines
– крупнейшей американской авиакомпании, которая работала с 1930 до
2001 годы. Ранее известное как центр полетов TWA, здание было закрыто
в 2001 году, поскольку не могло больше соответствовать современным
условиям авиаперевозок.

Нью-йоркские фирмы Lubrano Ciavarra Architects и Beyer Blinder Belle
способствовали масштабному обновлению и расширению терминала, Inside,
INC Architecture & Design спроектировала помещения для проведения
мероприятий, а Stonehill Taylor – номера.

Интерьер общественных зон оформлен в красных тонах, “изюминкой”
стала гостиная с монолитными креслами и ковром оттенка перца чили.

512 номеров отеля расположены в двух новых зданиях и спроектированы
в духе 1960-х годов, чтобы погрузить постояльцев в историю оригинального
терминала. В номерах – белые стены, полы из темного дерева, акценты
из ореховых панелей и бронзы, и окна – от пола до потолка, через которые
проникает достаточное количество естественного света. В распоряжении
гостей отеля TWA шесть ресторанов, восемь баров, банкетный зал, фитнес-центр,
магазины и аутлеты, бассейн на крыше, смотровая площадка и музей.

На летном поле также есть коктейль-бар, который занимает модернизированный
самолет Lockheed Constellation L-1649A Starliner 1956 года.

Преображение советского издательства в
отель. Тбилиси, Грузия

Совсем недавно в развивающемся районе Вера в Тбилиси открылся отель
Stamba. Проект представляет собой реконструкцию печатного издательства
советской эпохи местными девелоперами Adjara Group.
Отель примечателен своим аутентичным вестибюлем, в котором сохранилось
множество оригинальных деталей здания, включая печатное оборудование,
подвешенное к потолку. Проектировщики хотели показать, как выглядело
здание, когда оно было издательством – стены и потолки остались такими
же, какими они были раньше.

В то время как пространство вестибюля сохранило большую часть своего
первоначального облика, Adjara Group сделала одно поразительное дополнение
– установленный на крыше бассейн со стеклянным дном, через который
в здание проникает естественный свет.

Просторные номера отеля Stamba имеют высокие потолки, а стены оформлены
работами грузинских художников. Идея концепции Stamba – содействовать
взаимодействию между международными гостями и местными жителями в
общественных зонах отеля, которые включают два двора, ориентированных
на социальную деятельность и проведение мероприятий.

Превращение скотобойни в
культурный центр. Порту, Португалия

Kengo Kuma & Associates и португальская архитектурная фирма OODA
объединились, чтобы превратить заброшенную скотобойню Matadouro площадью
20 500 квадратных метров в культурный центр. Этот проект должен активизировать,
переосмыслить и задействовать местную историю и память города.
Бывшая скотобойня будет включать в себя несколько новых мест для отдыха,
среди которых художественная галерея, музей, кафе и обширная библиотека
с оригинальными книжными стеллажами от пола до потолка.

Весь комплекс будет увенчан широкой крышей из терракотовых керамических
плиток, перекликающихся с палитрой местных домов. Крыша также будет
оформлена многочисленными стеклянными панелями, позволяющими дневному
свету проникать в здание и одновременно освещать пространство ночью.

Waypoint – кислотный шар. Беллингем ,
Вашингтон, США

Большая стальная сфера, найденная на территории закрытой бумажной
фабрики, была перепрофилирована бюро Mutuus Studio в артефакт Waypoint
в парке Wayfront на набережной Беллингема. 13 гектаров парка включают
в себя газоны, тропиночную сеть и пространства для отдыха и развлечений.

Проект предусматривал трансформацию большой части оборудования закрытой
целлюлозно-бумажной фабрики. Шарообразная структура, имеющая толстые
стальные стены и внутреннюю бетонную облицовку, начиная с 1938 года
была частью системы, которая использовала кислоту для разрушения древесной
щепы.

Металлическая сфера около девять метров в диаметре, весит более 179
тонн и поднимается на высоту 11 метров. Структура “должна стать
мощным аутентичным артефактом, соединяющим сообщество с могучим промышленным
прошлым Беллингема”, – сказали архитекторы Mutuus Studio в описании
проекта.

В оформлении сферы используется уникальное покрытие – проектировщики
искали прочный материал с низким уровнем обслуживания, который был
бы устойчив к вандализму и ненастной погоде.

“Мы неустанно удивлялись экспериментам с этим простым материалом
и были загипнотизированы тем, как свет отражался и взаимодействовал
с окружающей средой вокруг него”, – сказала команда, отметив,
что покрытие придало структуре захватывающее качество. “От фонарика
до фар проезжающего автомобиля, от солнечного луча до убывающей Луны,
Waypoint использует свет вокруг города Беллингем и меняется в течение
каждого сезона, в течение дня и ночи”.

Роскошный отель в переоборудованном зернохранилище.
Кейптаун, Южная Африка

Отель с оригинальными окнами – это часть реконструированного пространства
от архитектурного бюро Heatherwick Studio бывшего здания зернохранилища
в гавани Кейптауна. Лондонская студия Heatherwick, возглавляемая дизайнером
Томасом Хизервиком, занимается преобразованием здания, где ранее открылся
музей
современного искусства Zeitz Africa (MOCAA). Занимая шесть этажей
над музеем, отель The Silo размещается в части зернового элеватора
здания, где зерно когда-то поднималось лифтами для взвешивания, очистки
и хранения.

Зернохранилище открылось в 1924 году и являлось на протяжении 80 лет
центром международной торговли и экспорта в гавани бухты. Архитекторы
Heatherwick Studio постарались сохранить многие оригинальные черты
здания, в том числе 42 цилиндрических бункера для хранения, вырезанные
внутри и сформировавшие большой атриум для музея.

Наиболее заметным изменением экстерьера здания являются ряды стеклянных
окон, вставленных в существующий бетонный каркас верхних этажей. Из
окон открывается потрясающий вид, а ночью они превращают верхнюю часть
здания в светящийся маяк. Интерьеры отеля были спроектированы его
основателем и владельцем Лиз Байден, чей эклектичный подход к декору
призван дополнить контраст между старым и новым. Каждый из 28 номеров
и люксов уникален – с тканями, обоями и мебелью, придающими индивидуальный
характер этим пространствам.

Реконструкция здания бывшей пожарной станции
в порту Антверпена, Бельгия

Впервые представленный в 2009 году, проект стал одним из самых амбициозных
предложений реконструкции здания, которое должно было стать штаб-квартирой
администрации порта. Огромный стеклянный объем более 100 метров в
длину должен был разместиться над существующим историческим зданием
бывшей пожарной станции.

В основе проекта – чередование прозрачных и непрозрачных треугольных
стеклянных панелей, расположенных таким образом, чтобы визуально с
одной стороны структура казалась плоской, а с другой – повторяло рябь
воды, при этом ломала масштаб, обеспечивала достаточное количество
дневного света, тени и из нее открывался прекрасный вид на реку Шельда,
город и порт. И, конечно же, новый объем не должен был скрыть фасады
существующего исторического здания. “Новый корпус выглядит
как тщательно вырезанная форма, меняющая свой внешний вид с изменением
интенсивности дневного света”, – поделились архитекторы.
“Как рябь на поверхности воды в окружающем порту, новый фасад
отражает изменение условий освещения и его прозрачный объем придал
новому зданию сверкающий вид, таким образом переосмыслив прозвище
Антверпена как города алмазов.”

В верхних уровнях существующего здания и в нижних этажах новой пристройки
разместились ресторан, конференц-залы и аудитория на 90 мест, а на
остальных этажах расположены офисы открытой планировки.

Реконструкция московской ГЭC-2. Москва,
Россия

По проекту итальянского архитектора Ренцо Пьяно ведется преобразование
электростанции на берегу Москвы-реки в новую площадку для современного
искусства.

Построенная между 1904 и 1907 годами в районе Якиманка электростанция
когда-то была поставщиком энергии для города. Теперь она будет переосмыслена
для поставки энергии другого рода – творческих идей. Здание электростанции
занимает двухгектарный участок по соседству с “Красным Октябрём”
на знаменитой стрелке Москвы-реки. И уже совсем скоро бывшая ГЭС-2
будет преобразована в новое творческое пространство.

Территория бывшей ГЭС-2 будет разделена на три ключевые зоны – общественные
места, демонстрирующие бесплатные экспонаты, крытые художественные
галереи и учебные заведения. Территория будет благоустроена для создания
парка скульптур в окружении берез и амфитеатра для проведения мероприятий,
включая показ фильмов под открытым небом. Библиотека, книжный магазин,
кафе и аудитория будут расположены рядом с атриумом галереи.

В главных галереях будет представлена выставочная программа фонда
V-A-C, а образовательная часть будет включать в себя проведение художественных
мастер-классов и курсов. Здесь же расположатся блоки резиденций художников
с проектными комнатами. Официальное открытие арт-центра запланировано
на 2021 год.

Содержание:

Реновация промышленных территорий и объектов

Регенерация промышленных территорий и XII Международная студенческая научная конференция
 Студенческий научный форум

Удачные и не очень примеры реновации промышленных объектов, преобразования, приспособления для новых функций и целей. Рассмотрены проекты российских и зарубежных архитектурных мастерских.

В структуре развивающегося современного города в последние годы проблема реновации промышленных территорий является особенно актуальной. Под термином реновация понимается адаптивное использование зданий, сооружений, комплексов при изменении их функционального назначения.

Целесообразность реновации, внедрения альтернативных функций обуславливают социальные, экономические, психологические, исторические и эстетические факторы. Многие промышленные предприятия переносятся из центра города на его окраины, в область. При отказе от промышленного использования территории предусматривается снижение негативного воздействия на экологию.

Именно поэтому в данной работе я и хочу рассмотреть примеры различных вариантов преобразования промышленных территорий и объектов с сохранением зданий и изменением функции, проанализировать опыт различных стран и архитектурных мастерских.

Регенерация промышленных территорий и XII Международная студенческая научная конференция
 Студенческий научный форум

Центр искусств и медиатехнологий в Карсруэ

Начать сравнение хотелось бы с примеров из зарубежной практики проектирования.

Размещение в 1997 году на территории и в корпусах индустриального предприятия «IKWA-Карлсруэ-Аугсбург» современного общественного центра стало одним из примеров радикального пересмотра роли промышленного объекта в обновлении городского ландшафта. Широкие, высотой в три этажа блоки здания фабрики симметрично расположены вокруг десяти внутренних дворов. Здание выполнено из бетонных рам с заполнением кирпичной кладкой по фасадам. Заброшенное в семидесятые, а затем оккупированное художниками, в конечном счете здание было переведено в ряд памятников промышленной архитектуры.

Конкурс на реконструкцию, обслуживание и расширение здания завода выиграла архитектурная мастерская ASP SCHWEGER ASSOZIIERTE. Архитекторы удачно сохранили здание 1918 года и внедрили новые высокотехнологичные элементы. Например, для избежания негативного влияния шума и вибрации на здание, звуковая студия была вынесена за пределы фабрики в виде большого стеклянного куба перед фасадом.

Современные электронные технологии, как правило, требуют пространство — не более чем обыкновенную коробку, поэтому в промышленных масштабах залов, с крупными пролетами, фабрика представляла потенциально идеальный контейнер.

Перекрыв дворы фонарями и преобразив внутренние пространства, архитекторы добились идеального современного и функционального пространства. Размещенные на крышах солнечные генераторы питают трамвайные пути прилегающих территорий.

Особое внимание на данном объекте было уделено преобразованию участка вокруг здания, попытке создания максимально естественного природного комплекса вокруг здания, тем самым играя контрастами между высокими технологиями и возвращением к природе при выходе из здания. Проблема с парковками была решена устройством заглубленного паркинга на протяжении всего здания. Вся площадь над этим гаражом представляет собой зеленый газон, с восемью модулями искусственного рельефа с посадками деревьев. Модули выполнены из металлических листов, сохраняя таким образом «память места», его индустриальное прошлое.

  • Mixed media — architectural design of an art center in Karlsruhe, Germany. The Architectural Review, April, 1998 by Layla Dawson
  • Официальный сайт мастерской ASP SCHWEGER ASSOZIIERTE

Регенерация промышленных территорий и XII Международная студенческая научная конференция
 Студенческий научный форум

Газгольдеры в Вене

Газгольдеры были построены в Вене между 1896 и 1899 годами. Изначально эти громоздкие здания (62 м внутренний диаметр и 72 метра высотой) служили резервуарами для газа, но в 1970 они стали не востребованы и всё техническое оборудование было удалено. Осталась кирпичная оболочка и 90000 кубометров внутреннего пространства, охраняемые как памятники архитектуры.

В 1995 году было принято решение о преобразовании функции существующих газгольдеров в жилье и торгово-деловые помещения. После проведенного конкурса определись 4 архитектурных мастерских, каждая из которых взяла для работы одно из 4-х зданий: Coop-Himmelb(l)au, Manfred Wehdorn, Wilhelm Holzbauer и Jean Nouvel.

Все архитекторы подошли к преобразованию зданий по-разному. У Нувеля внутренняя часть состоит из 9-ти сегментов, расположенных по кругу, с небольшим отступом от существующих стен. Здесь располагается 14-этажное жилье. Внутри расположен торговый центр, перекрытый куполом, имеющий связь со всеми 4-мя газгольдерами, окруженный газоном и растительностью. В проекте у Нувеля также была идея создать собственный микроклимат внутри газгольдера, подвесив под куполом климатическое оборудование, но она не осуществилась.

Газгольдер «B» был поручен мастерской Coop Himmelb(l)au. Если все остальные архитекторы формировали только внутренние объемы, то Вульф Прикс предложил дополнить 3 новых формы, причем одну из них — снаружи, тем самым показывая современную архитектуру тем, кто не попадает внутрь комплекса. Внутри здания – цилиндрический объем с офисами, снаружи — ломаная плоская форма-экран, также с офисными помещениями, а на 1-м этаже располагается многофункциональный зал для общественных мероприятий, магазины и развлечения.

В проекте Ведорн Архитектс внутри газгольдера пространство разделено на 8 секторов, каждый из которых по высоте делится на функциональные зоны: жилье, офисы, торговля, паркинг (сверху вниз). Двор над гаражом перекрыт большим стеклянным куполом, образуя рекреационную общественную зону.

Wilhelm Holzbauer подошел к проектированию начинки 4-го газгольдера иным образом. В его проекте нет общего внутреннего пространства. Напротив, внутри на всю высоту поднимается цилиндрический объем жилого здания. От него тремя лопастями отходят корпуса, деля таким образом весь внутренний объем на 3 двора.

Помимо 4-х основных зданий комплекс включает в себя множество других построек различной инфраструктуры. Сюда включены развлекательный центр, построенный Rüdiger Lainer, и торговый мол-галерея, соединяющий газгольдеры. Большое развитие комплекс получил и под землей.

Регенерация промышленных территорий и XII Международная студенческая научная конференция
 Студенческий научный форум

Регенерация промышленных территорий и XII Международная студенческая научная конференция
 Студенческий научный форум

Высотный центр Мельбурна

Жители Мельбурна считают свой город самым «технически оснащенным» в Южном полушарии, этот комплекс нередко называют «Колизеем потребителей». Автором его проекта является Кишо Нориаки Курокава.

Строительство комплекса, расположенного в историческом центре города, велось в 1986—1991 годы. Он состоит из высотного офисного здания, торгового центра футуристической формы, а также других учреждений культурно-развлекательного назначения. 55-этажный небоскреб нависает над соседним торговым центром; при отделке его фасадов применялись различные материалы: алюминий, камень, зеркальное и тонированное стекло.

В сооружении явственно чувствуются японские мотивы. Частью торгового центра является огромный 20-этажный стеклянный конус. Внутри него стоит памятник австралийской истории — построенная в 1894 году кирпичная башня — единственная сохранившаяся постройка бывшей фабрики по выпуску свинцовых труб, когда-то стоявшей на этом месте.

В данном случае существовавшая башня не играла особой важности с архитектурной точки зрения. Однако это важная высотная доминанта Мельбурна, к которой привыкли жители города. Это часть прошлого, городской истории, которую Курокава бережно сохранил, защитив стеклянным конусом, сделав из нее деталь интерьера нового торгового центра.

Как говорит Курокава: «Один из методов создания многозначной и двойственной архитектуры — цитирование фрагментов исторических символов».

Регенерация промышленных территорий и XII Международная студенческая научная конференция
 Студенческий научный форум

Новая Голландия

Новая Голландия будет представлять собой треугольной формы остров в Санкт-Петербурге на собственных опорах с разнообразными культурными учреждениями, размещенными на площади в 7,6 гектаров. Проект включает помещение театра, залы для проведения конференций, галереи, гостиницу, магазины, квартиры и рестораны с подвижной ареной в самом центре.

Замечательные исторические постройки, первоначально предназначенные для хранения лесоматериалов, будут переделаны в гостиницы и места для розничной торговли, которые будут перемежаться целым рядом помещений для исполнительских и визуальных видов искусства. Целый комплекс деловых зданий, размещенный по периметру «треугольника», сделает остров центром деловой активности, а не только развлекательным центром.

Следуя контурам существующего портового бассейна, арену под открытым небом будут окружать театр, бутики и рестораны с видами на воду. Она предназначена главным образом для представлений под открытым небом, при необходимости может заполняться водой (для проведения регат), а также заливаться льдом для использования в качестве катка. Проект также обеспечивает инфраструктуру для соединения с городом. Будут построены новые мосты и дороги.

На мой взгляд, данный проект — один из наиболее достойных крупномасштабных проектов в центре Петербурга за последнее время. Складская территория, пустовавшая долгие годы, наконец, может стать достоянием общественности. Фостер с особой тщательностью продумывает каждую деталь нового комплекса. Внимание уделяется и цвету крыш, и сохранению тополей и другой растительности, которую предлагал убрать даже петербургский общественный совет, и даже композиции световых фонарей в крышах, из-за нежелательного света которых остров в ночное время может изменить свой привычный черный силуэт. Хотелось бы, чтоб такое же внимание уделялось и другим проектам новой застройки в центре города.

Регенерация промышленных территорий и XII Международная студенческая научная конференция
 Студенческий научный форум

Музей воды

Реконструкция здания водонапорной башни — это первый в Санкт-Петербурге опыт возрождения старых промышленных зданий, утративших свое былое назначение. Этот проект — эксперимент по смешению стилей XIX и XXI века. Основная задача состояла в восстановлении, очищении от позднейших «наслоений» и приспособлении к новым функциям внутренних пространств башни. Сохранение целостности интерьеров — красивых залов с арочными перекрытиями.

«А вот способ, которым мы эту «консервацию» обеспечили, принадлежит совсем другой архитектурной стратегии. Это скорее знак, функциональная скульптура. Не просто сильная форма — форма осмысленная. Архитектурная сущность любой башни — стремление вверх, и стеклянная вертикаль лестницы открывает это движение, обычно скрытое от глаз зрителя. Кирпичное здание как бы дублируется, утрачивая при этом свою материальность» — говорит Евгений Подгорнов, руководитель мастерской «Интерколумниум».

Красно-кирпичный восьмигранник водонапорной башни, спроектированной архитекторами Мерце и Шуберским в 1860—1863 годах, связан с водой лишь функционально: монолитный объем отрицает всякую текучесть. Архитекторам студии «Интерколумниум», реконструирующим башню, удалось решить не только вопросы содержательные — размещение в Башне музея «Мир воды», но и образные. Требования к сохранению исторических интерьеров Башни обусловили вынос лифта и лестницы в отдельную пристройку. Именно она стала основным акцентом реконструкции. В ее формах и материале можно прочесть образ воды. Вместе с башней была удачно преобразована и территория вокруг музея. Разбит сквер, устроен фонтан, поставлены скульптуры.

Регенерация промышленных территорий и XII Международная студенческая научная конференция
 Студенческий научный форум

Галерея Якута

Галерея — это только 1-я попытка преобразовать территорию фабрики в бизнес-парк, планируется устройство офисов, торговли. Хотелось бы, чтобы дальнейшее проектирование сложилось более удачно. В качестве примера можно привести дипломный проект выпускников МАРХИ 1998 года (авторы О. Дихтенко, Е. Винтова).

Регенерация промышленных территорий и XII Международная студенческая научная конференция
 Студенческий научный форум

Золотой остров

Теперь обратимся к еще пока не осуществленным проектам, посмотрим что ожидает нас в ближайшем будущем.

Программа «Золотой Остров» охватывает территорию острова напротив Кремля от Большого Москворецкого моста до памятника Петру Великому на Стрелке острова и впервые создает условия для комплексного освоения территории исторического центра площадью более 40 гектар. Нас же интересует часть острова, занимаемая сейчас фабрикой «Красный Октябрь» — западная оконечность острова.

Корпуса фабрики, являющиеся памятниками промышленной архитектуры, после ее вывода планируется реконструировать. Учитывая высоту помещений и архитектуру зданий, здесь предполагается размещение различных общественных функций и индивидуальных «лофтов» — мест проживания и работы художников, скульпторов и представителей других творческих профессий.

На месте сносимых сооружений фабрики, не представляющих архитектурной ценности, планируется возведение элитного жилого комплекса. На западной части Стрелки Острова в месте, окруженном с трех сторон водой и удаленном от городских магистралей, расположится гостиница, кафе и рестораны.

Эта территория, в силу своего географического местоположения сама по себе является весьма привлекательной рекреационной и прогулочной зоной. Все набережные на этом участке превращаются в озелененную прогулочную зону, рассчитанную на свободное посещение москвичами и гостями столицы. Западная часть Стрелки будет соединена пешеходными мостиками с площадкой памятника Петру I и Парком искусств.

Удачно в этом месте решена и проблема парковок. Двухэтажная подземная автостоянка площадью около 50 тысяч кв.м. расположится под дном гидротехнического сооружения Водоотводного канала между памятником Петру I и Малым Каменным мостом. Подземное пространство автостоянки соединится с подземной частью комплекса «Мегаполис Центра» на Стрелке Острова.

Регенерация промышленных территорий и XII Международная студенческая научная конференция
 Студенческий научный форум

Красный пролетарий

В планировочной структуре проектируемой территории основным видится взаимопроникновение двух градостроительных направлений: «белого» и «красного». Их взаимодействие, основанное на цветовом решении красно-кирпичной и белокаменной архитектуры монастыря, становится главной стилеобразующей темой нового квартала. При этом красный цвет — это монастырская и красно-кирпичная промышленная застройка. Белый цвет декоративной отделки памятников классической московской архитектуры и основной цвет новой, легкой и динамичной архитектуры 20 века. Такое образное решение позволяет одновременно сохранить «гений места» и реабилитировать его под новую жизнь и новые функции.

Вся территория квартала делится по принципу «частное — общественное» на две категории пространств. Первая категория пространств — пешеходные бульвары, совмещенные с транспортным подъездом к домам. Десять дворовых пространств, приподнятых над землей на 4 метра, объединяют все жилые дома. В каждой группе разное количество домов, разная конфигурация в плане и разное функциональное насыщение. В центральной зоне всех дворовых пространств высаживаются крупномерные деревья. Периметр дворов имеет разную геометрию и разное решение.

Под пешеходно-транспортными зонами-бульварами организованы подземные автостоянки с автомойками, машиноместами для жильцов из расчета две машины на одну квартиру, гостевые машиноместа и места для сотрудников. На перекрестке двух пешеходных зон организованна европейская по масштабу площадь с расположенным на ней зданием гостиницы и торгово-развлекательным центром для жителей района.

В сохраняемом и реконструированном здании завода вдоль Малого Калужского переулка предлагается разместить выставочно-просветительский центр с художественными галереями, школой искусств и арт-салонами.

Особенность получившегося квартала — отсутствие забора и «проницаемость» — возможность пересечь его вдоль и поперек, за которую последние годы борются согласующие инстанции и о которой мечтают, вспоминая о прошлом, москвичи. Можно сказать, что в концепции Сергея Скуратова удачно предложен вариант создания открытого города через вертикальное разделение общественного и частного пространства.

Регенерация промышленных территорий и XII Международная студенческая научная конференция
 Студенческий научный форум

Заключение

Таким образом, на примерах из отечественной и зарубежной практик архитектурного проектирования и градостроительства мы рассмотрели различные варианты и методики внедрения новой архитектуры в существующую историческую промышленную застройку. Различных подходов довольно много, и многие их них удачны и оправданы.

Вернуть всем памятникам первоначальный вид без инвестиционных средств сегодня не представляется возможным, именно поэтому город возлагает большие надежды на арендаторов и владельцев исторических зданий. Политика создания чего-то нового, переосмысления промышленных зданий, приведет к притоку средств, инвесторов, сделает возможным воссоздание и поддержание памятников.

Комплексы заводов и фабрик, построенные в Санкт-Петербурге в XVIII — начале XX веков, изначально проектировались как объекты, формирующие огромное индустриальное пространство города. Это целые ансамбли, архитектура которых по силе своей выразительности и красоты не уступает другим памятникам истории и культуры.

Опыт зарубежных мастерских, а так же удавшиеся проекты наших архитекторов, очень важен. Заброшенных промышленных зданий в городе существует немало, например на набережной Обводного канала. В нашем городе новая архитектура — всегда компромисс, поэтому широко применяемая на западе практика соединения языка классики с языком новейшей архитектуры рассматривается как радикальный жест. Поэтому, чтобы воплотиться, он должен быть глубоко осмыслен и мотивирован.

Максим Андреев, Санкт-Петербург, декабрь 2007 г.
Данная статья является субъективным мнением автора
При использовании материалов ссылка на автора обязательна

Ссылка на основную публикацию