:: Путин подписал закон о всероссийской реновации

:: Путин подписал закон о всероссийской реновации

Что изменилось ко второму чтению

В голосовании по включению дома в программу реновации, согласно принятым поправкам, должны участвовать собственники жилых помещений в доме. За включение в программу должны высказаться две трети участников голосования. Для выхода из программы достаточно одной трети.

Документом предполагается также предоставление равноценного или равнозначного жилья либо денежное возмещение.

Из проекта закона убрали спорное положение, по которому программа реновации могла реализовываться на застроенных территориях, не менее 50% земель которых занимают аварийные и подлежащие сносу многоквартирные дома. Теперь параметры территорий под реновацию будут определять субъекты.

Помимо ветхого и аварийного жилья, в программу снова могут включать и неаварийные дома в случае износа крыши или фундамента, а также в случае, если капитальный ремонт дома будут признан дорогим и поэтому нецелесообразным.

В законопроекте прописали несколько вариантов, когда может проводиться комплексное развитие территорий — когда это касается территорий жилой застройки и нежилой застройки по инициативе правообладателя.

Вице-премьер Марат Хуснуллин назвал закон о комплексном развитии территорий одним их самых важных для развития страны и населенных пунктов. Он «подробно обсуждался с регионами в «штабном режиме». В нем учтены все вопросы и предложения, которые были озвучены в ходе обсуждений», — отметил Хуснуллин на пресс-конференции после обсуждения законопроекта.

Законопроект о реновации. что предлагают регионам

  • Программа добровольная, участие в ней будет, как и в столице, определяться голосованием.
  • Законопроект предусматривает общественные слушания и обсуждения.
  • Правом принимать решение о реновации будут наделены высшие исполнительные органы субъектов России.
  • Собственникам и нанимателям в сносимых домах будут предоставляться равнозначные жилые помещения. Собственники также смогут потребовать предоставить им не равнозначное помещение, а равноценную квартиру или получить денежное возмещение.
  • Если собственник в течение 45 дней не подписал договор о предоставлении ему денежного возмещения или новой квартиры, его могут обязать к переселению через суд.
  • Нежилые помещения, принадлежащие частным собственникам, изымут, а их владельцам выплатят компенсацию.

По мнению авторов законопроекта, его реализация даст старт комплексной программе улучшения качества жилищных условий российских граждан во всех регионах.

Госдума приняла в первом чтении закон о всероссийской реновации 17 ноября. 18 сентября сенаторы от «Единой России» Николай Журавлев, Олег Мельниченко, Андрей Шевченко и депутат Госдумы Евгений Москвичев внесли в Госдуму данный законопроект.

Как узнать, что мой дом попал в крт?

Есть несколько способов получить информацию о планируемом КРТ.

Получается, если в вашем районе КРТ на карте нет, это может ничего не значить: там все равно могут начать проект реновации. А если КРТ на карте есть, это может означать как то, что реновация только планируется, так и то, что мероприятия по проекту уже начались.

Чтобы сказать точно, необходимо понимать специфику законодательства и практики конкретного региона. Например, в Санкт-Петербурге нет специального требования заблаговременно отражать КРТ на карте зонирования, а значит, действует общее правило: КРТ могут отразить на карте и после начала проекта.

Но с картой все равно стоит ознакомиться: если увидите там КРТ, это уже повод задуматься и разбираться дальше.

Найти ПЗЗ можно на официальном сайте вашего муниципального образования или в федеральной государственной информационной системе территориального планирования, ФГИС ТП, в разделе «Документы». Хотя к этой системе я бы относился с осторожностью: сам сталкивался с ситуациями, когда информация там была неактуальной. Да и поиск по ней, на мой взгляд, не очень удобный.

Раздел «Документы» ФГИС ТП. В качестве типа документа я указал ПЗЗ, а регион не задавал

Проект решения о КРТ должны разместить:

  1. На сайте правительства субъекта, если решение о КРТ принимается на региональном уровне.
  2. На сайте уполномоченного органа местного самоуправления и/или в государственной или муниципальной информационной системе для общественных обсуждений и публичных слушаний — в Москве, например, это система «Активный гражданин». Либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг.
  3. На информационных стендах около здания местной администрации, в многолюдных местах и на территории, где планируется реновация.

Получается, чтобы узнать о КРТ, в первую очередь необходимо следить за сайтами государственных и муниципальных органов, а также обращать внимание на информационные доски около дома. Но пока непонятно, как все это будет реализовано на практике: будут ли органы стараться всеми возможными способами донести информацию до жителей или ограничатся формальными объявлениями на маленьких щитах во дворе здания местной администрации.

Если вы услышали, что в вашем районе планируется КРТ, но не смогли самостоятельно найти информацию, попробуйте обратиться в местную администрацию и региональное правительство — там подскажут, планируется ли реновация и когда.

Вопросы и ответы о программе реновации в москве

  • Зачем нужна программа реновации?

    Цель программы реновации — улучшение качества жизни москвичей. Благодаря ей 350 тысяч столичных семей, то есть более миллиона человек, переедут в новые квартиры с отделкой комфорткласса. Кроме того, жители районов реновации получат новые социальные объекты, благоустроенные территории, зеленые дворы и в конечном итоге новую городскую среду.

  • Зачем нужно сносить дома, вошедшие в программу?

    Срок эксплуатации большинства таких домов уже истек или истечет в ближайшее время. Они будут снесены, а на их месте построят новое качественное жилье. При этом здания, имеющие архитектурную и историческую ценность, будут сохранены и реконструированы.

  • Какие конкретно дома включили в программу в реновации?

  • На основании чего составлялся перечень домов, включенных в проект программы реновации?

  • Что будет с пятиэтажными домами, не включенными в программу реновации?

    Эти дома не будут сносить.

  • Как определялись итоги голосования по отдельной квартире?

    Если квартира имеет одного собственника или нанимателя по договору социального найма, то его голос определил мнение всех жителей квартиры. Если в квартире два и более собственника или нанимателя, каждый из них мог принять участие в голосовании. Итоги голосования по данной квартире определялись большинством голосов. При равенстве голосов считалось, что жители этой квартиры не выразили своего мнения. Голосование по такой квартире не учитывалось. Участие в голосовании всех собственников или нанимателей отдельной квартиры было необязательным. При подведении итогов учитывалось мнение только тех, кто принял участие в голосовании. Если никто из собственников квартиры не проголосовал, то голос этой квартиры «молчунов» учли пропорционально голосам проголосовавших квартир. Например, из 140 квартир 80 проголосовали за реновацию, 20 — против, остальные не голосовали. Тогда из 40 квартир «молчунов» 32 (80 процентов) учли как проголосовавших за, а восемь (20 процентов) — как проголосовавших против. Получается, что по итогам общедомового голосования 112 голосов за (80 плюс 32 «молчуна») и 28 голосов против (20 плюс восемь «молчунов»).

  • Как определяли итоги голосования по дому в целом?

    Дом включили в программу реновации, если число квартир, проголосовавших за, составило более двух третей от общего числа квартир в доме, исключая квартиры, мнения жителей которых разделились поровну и потому не учитывались при подведении итогов голосования.

  • Как проверить, правильно ли учли мой голос?

    Если вы проголосовали на портале «Активный гражданин» или в центре «Мои документы», то получили персональный код. Чтобы проверить, как учли ваш голос, введите этот код на портале renovaciya5.ru. Те, кто голосовал на портале «Активный гражданин», могут посмотреть свой код там же в личном кабинете. Если вы голосовали в центрах «Мои документы», то код вам прислали по электронной почте или с помощью СМС.

  • Закон г. москвы о реновации – 2020 реновация пятиэтажек в москве

    «О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве»

    17 мая 2021 г. Московская городская Дума приняла Закон города Москвы «О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве».

    Московский закон вступит в силу после принятия аналогичного федерального закона, который в настоящее время рассматривается Государственной Думой.

    Читайте также:  Реновация в России: как будет работать новая программа :: Жилье :: РБК Недвижимость

    Настоящий Закон устанавливает дополнительные гарантии жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве, порядок и условия обеспечения указанных гарантий.

    Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

    1. Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

    • реновация жилищного фонда в городе Москве (далее — реновация) — совокупность мероприятий, осуществляемых в целях предотвращения формирования аварийного жилищного фонда в городе Москве, обеспечения устойчивого развития жилых территорий, создания благоприятной среды жизнедеятельности, создания общественных пространств и благоустройства территории и предусматривающих комплексное обновление среды проживания граждан;
    • программа реновации — нормативный правовой акт Правительства Москвы, определяющий перечень многоквартирных домов, в отношении которых осуществляется реновация. В такой перечень могут быть включены многоквартирные дома первого периода индустриального домостроения, многоквартирные дома, аналогичные им по своим конструктивным характеристикам, в которых в соответствии со статьей 3 настоящего Закона жители поддержали включение соответствующего многоквартирного дома в проект программы реновации, программу реновации.

    2. Иные понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том значении, в каком они определены в федеральном законодательстве и законодательстве города Москвы.

    Статья 2. Правовая основа обеспечения гарантий жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации

    1. Правовую основу обеспечения гарантий жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, Гражданский кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты города Москвы.
    2. Иные законы города Москвы, регулирующие отношения в сфере обеспечения жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц, применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.

    Статья 3. Гарантии учета мнения жителей при формировании и реализации программы реновации

    1. В проект программы реновации может быть включен только тот многоквартирный дом, жители которого большинством не менее двух третей поддержали включение такого многоквартирного дома в проект программы реновации. Формы и порядок выявления и учета мнения жителей многоквартирного дома, в том числе путем проведения общего собрания, устанавливаются Правительством Москвы.
    2. На любой стадии формирования программы реновации и ее реализации (до дня заключения первого договора, предусматривающего возникновение права собственности на предоставляемое жилое помещение) может быть проведено общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, на котором может быть принято решение об исключении такого многоквартирного дома из проекта программы реновации, программы реновации.

    Статья 4. Предоставление равнозначных жилых помещений при осуществлении реновации

    1. Собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, подлежащих реновации, и гражданам, занимающим жилые помещения в многоквартирных домах, подлежащих реновации, по договорам социального найма, освобождающим такие жилые помещения, в целях обеспечения их жилищных прав взамен таких жилых помещений бесплатно предоставляются равнозначные жилые помещения.

    2. Под равнозначным жилым помещением в настоящем Законе понимается жилое помещение, одновременно соответствующее следующим требованиям:

    1) жилая площадь такого жилого помещения и количество комнат в таком жилом помещении не меньше соответственно жилой площади и количества комнат в освобождаемом жилом помещении, а общая площадь такого жилого помещения превышает общую площадь освобождаемого жилого помещения;

    2) такое жилое помещение является благоустроенным и соответствует стандартам благоустройства, установленным Законом города Москвы от 14 июня 2006 года № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», а также имеет улучшенную отделку в соответствии с требованиями, установленными правовым актом города Москвы;

    3) такое жилое помещение расположено в том же районе города Москвы, в котором расположен соответствующий многоквартирный дом, подлежащий реновации, за исключением случая, если такой многоквартирный дом расположен в Зеленоградском, Троицком или Новомосковском административных округах города Москвы. В этом случае равнозначное жилое помещение предоставляется в границах административного округа города Москвы, в котором расположен соответствующий многоквартирный дом, подлежащий реновации.

    3. Гражданину, занимающему жилое помещение в многоквартирном доме, подлежащем реновации, по договору социального найма, взамен освобождаемого им жилого помещения бесплатно предоставляется равнозначное жилое помещение на праве собственности или на основании письменного заявления указанного лица — по договору социального найма.

    Статья 5. Гарантии прав граждан на получение равноценного возмещения за освобождаемое жилое помещение при осуществлении реновации

    Собственник жилого помещения в многоквартирном доме, подлежащем реновации, вправе на основании письменного заявления вместо предоставляемого равнозначного жилого помещения получить за освобождаемое жилое помещение предварительное и равноценное возмещение в денежной форме или в форме равноценного жилого помещения на праве собственности. Размер такого возмещения, порядок его предоставления определяются в соответствии с федеральным законодательством, в том числе законодательством об оценочной деятельности.

    Статья 6. Дополнительные гарантии внеочередного улучшения жилищных условий при осуществлении реновации

    1. Собственнику жилого помещения в многоквартирном доме, подлежащем реновации, членам его семьи или гражданину, с которым заключен договор социального найма жилого помещения в многоквартирном доме, подлежащем реновации, членам его семьи, состоящим на жилищном учете, улучшаются жилищные условия путем предоставления жилого помещения по норме предоставления на одного человека, установленной Законом города Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», вне очереди в порядке и на условиях, установленных Законом города Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».
    2. В случае отказа указанных в части 1 настоящей статьи граждан от улучшения жилищных условий, а также при несоблюдении условий, установленных законом города Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», им предоставляется равнозначное жилое помещение в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом. Указанные граждане сохраняют право состоять на жилищном учете до получения ими жилых помещений или до выявления предусмотренных жилищным законодательством оснований снятия их с данного учета.

    Статья 7. Оказание содействия отдельным категориям граждан при переселении в рамках осуществления реновации

    Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в порядке, установленном нормативным правовым актом города Москвы, при осуществлении реновации оказывает содействие в организации и осуществлении переселения ветеранов, одиноких и (или) одиноко проживающих лиц, достигших пенсионного возраста, инвалидов, малоимущих граждан, а также иных категорий граждан, установленных нормативным правовым актом города Москвы.

    Статья 8. Гарантии прав собственников нежилых помещений в многоквартирных домах на получение равноценного возмещения при осуществлении реновации

    Собственнику нежилого помещения в многоквартирном доме, подлежащем реновации, предоставляется предварительное и равноценное возмещение в денежной форме или в форме равноценного нежилого помещения на праве собственности. Размер, порядок и условия предоставления указанного возмещения определяются в соответствии с федеральным законодательством, в том числе законодательством об оценочной деятельности.

    Статья 9. Освобождение от уплаты взносов на капитальный ремонт при осуществлении реновации

    С момента утверждения программы реновации собственники жилых помещений многоквартирных домов, включенных в программу реновации, освобождаются от уплаты взносов на капитальный ремонт, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

    Статья 10. Дополнительные гарантии создания комфортной среды проживания граждан при осуществлении реновации

    1. Территория для размещения многоквартирных домов, предназначенных для переселения граждан при осуществлении реновации (далее также — многоквартирные дома, предназначенные для переселения), предусматривается преимущественно в границах квартала, в котором расположен многоквартирный дом, включенный в программу реновации.

    2. Правительство Москвы утверждает с учетом положений настоящей статьи требования к подготовке градостроительной документации в целях осуществления реновации, предусматривающие в том числе требования к:

    1) формированию сети улиц и дорог, парковочного пространства;

    2) формированию тротуаров, в том числе в части требований к прифасадной зоне (размещение входных групп, информационных конструкций и площадок сезонных (летних) кафе), пешеходной зоны (организация транзита пешеходов, в том числе маломобильных граждан, размещение мест кратковременного отдыха); зоны озеленения (выполнение санитарно-защитной и эстетической функции, размещение газона, деревьев и кустарников), технической зоны (содержание проезжей части, организация площадок общественного транспорта, размещение технических средств организации дорожного движения);

    Читайте также:  Реновация в районе Южное Медведково: свежие новости

    3) организации дворовых и внутриквартальных озелененных территорий, которые должны формироваться в виде единой системы, включающей участки зеленых насаждений вдоль пешеходных и транспортных коммуникаций (газоны, рядовые посадки деревьев и кустарников), озелененные площадки вне дворовых территорий (отдыха, игр детей, спортивные, спортивно-игровые), объекты рекреации (внутриквартальные скверы, бульвары, сады).

    3. Показатели минимальной обеспеченности жителей многоквартирных домов, предназначенных для переселения, объектами социальной инфраструктуры, а также показатели максимальной территориальной доступности объектов социальной инфраструктуры для жителей указанных многоквартирных домов определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы, а также с учетом существующего дефицита указанных объектов социальной инфраструктуры на конкретной территории.

    Статья 11. Требования к архитектурно-градостроительным решениям многоквартирных домов, предназначенных для переселения граждан при осуществлении реновации

    1. Правительство Москвы утверждает требования к архитектурно-градостроительным решениям многоквартирных домов, предназначенных для переселения граждан при осуществлении реновации, с учетом положений настоящей статьи.

    2. В целях переселения граждан при осуществлении реновации осуществляется строительство монолитных многоквартирных домов, многоквартирных домов из современных панельных конструкций, обладающих высокой энергоэффективностью, и с соблюдением современных стандартов по приспособлению таких многоквартирных домов для маломобильных граждан.

    3. Внутренняя планировочная организация жилых помещений в многоквартирных домах, предназначенных для переселения, должна предусматривать возможность вариативности планировки или предусматривать проемы в межкомнатных стенах.

    4. Для размещения наружного блока кондиционера в многоквартирных домах, предназначенных для переселения (кроме многоквартирных домов с централизованными системами кондиционирования воздуха), должны предусматриваться специально выделенные конструктивные и инженерные элементы.

    5. При формировании жилой застройки должно предусматриваться размещение входов в жилую часть многоквартирных домов, предназначенных для переселения, со стороны двора и с улицы, в нежилые помещения в указанных многоквартирных домах — только со стороны улицы.

    6. При организации входных групп в многоквартирных домах, предназначенных для переселения, в целях обеспечения доступа для маломобильных граждан и создания безбарьерной среды должны быть одновременно предусмотрены:

    1) единый уровень отметки пола этажа: без перепадов уровней между вестибюльно-входной группой и входами в лифты;
    2) минимизированный перепад между уровнем входа с тротуара и уровнем пола входного вестибюля.

    Статья 12. Вступление в силу настоящего Закона

    1. Настоящий Закон вступает в силу со дня вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей реновации жилищного фонда в столице Российской Федерации — городе федерального значения Москве», за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.

    2. Статьи 1 и 3 настоящего Закона в части выявления и учета мнения жителей при формировании проекта программы реновации вступают в силу со дня его официального опубликования.

    Пояснительная записка к проекту закона города Москвы «О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве»

    В целях предотвращения формирования аварийного жилищного фонда в городе Москве, обеспечения в городе Москве устойчивого развития жилых территорий в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона № 120505-7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей реновации жилищного фонда в столице Российской Федерации — городе федерального значения Москве», который был принят в первом чтении 20 апреля 2021 года.

    Принимая во внимание необходимость создания дополнительных гарантий защиты прав физических и юридических лиц при осуществлении планируемой в рамках указанного проекта федерального закона реновации жилищного фонда в городе Москве, подготовлен проект закона города Москвы «О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве» (далее — законопроект).

    При этом предусмотренные настоящим законопроектом гарантии жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц не отменяют иные гарантии жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц, ранее установленные федеральным законодательством и законодательством города Москвы, в том числе Законом города Москвы от 14 июня 2006 года № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».

    Законопроектом предлагается определить понятия «реновация» и «программа реновации».

    Перечень многоквартирных домов, в отношении которых осуществляется реновация, будет определен в программе реновации. При этом в такой перечень могут быть включены многоквартирные дома первого периода индустриального домостроения, многоквартирные дома, аналогичные им по своим конструктивным характеристикам, в которых жители поддержали включение соответствующего многоквартирного дома в проект программы реновации, программу реновации.

    Законопроект также направлен на создание гарантий учета мнения жителей при формировании и реализации программы реновации в формах и в порядке, установленных Правительством Москвы. Соответствующий порядок был утвержден постановлением Правительства Москвы от 2 мая 2021 года № 245-ПП «Об учете мнения населения по проекту реновации жилищного фонда в городе Москве».

    Устанавливается, что на любой стадии формирования программы реновации и ее реализации (до дня заключения первого договора, предусматривающего возникновение права собственности на предоставляемое жилое помещение) может быть проведено общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, на котором может быть принято решение об исключении такого многоквартирного дома из проекта программы реновации, программы реновации.

    Кроме того, законопроектом предусматривается ряд положений, закрепляющих конкретные дополнительные гарантии жилищных и имущественных прав, связанных с осуществлением реновации жилищного фонда в городе Москве.

    Законопроектом определяется, каким требованиям должно соответствовать равнозначное жилое помещение.

    Необходимо отметить, что уровень защиты прав переселяемых в рамках реновации граждан существенно повышается по сравнению с действующими нормами законодательства города Москвы, согласно которым переселение граждан возможно в район города Москвы, где они проживали, и граничащие с ним районы в рамках одного административного округа, а в случае с Центральным административным округом города Москвы — в границах административного округа.

    Впервые гарантируется предоставление переселяемым гражданам благоустроенных жилых помещений с улучшенной отделкой, параметры которой будут определены правовым актом города Москвы. При этом уровень комфорта предоставляемых жилых помещений будет существенно выше, чем в жилых помещениях с «муниципальным ремонтом», и позволит переселяемым гражданам незамедлительно въехать в новые квартиры без затрат на ремонт.

    При этом на практике предоставление равнозначных жилых помещений будет осуществляться с учетом конструктивных особенностей современных квартир, что приведет к увеличению общей площади новой квартиры по сравнению с квартирой, расположенной в старом, сносимом доме. Увеличится в новых домах и площадь помещений общего пользования, в том числе межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтовых шахт, коридоров, подвальных помещений.

    Строительство домов в рамках реновации предполагается из монолита или современных панельных конструкций, с высокой энергоэффективностью, возможностью внутренних перепланировок, с соблюдением современных стандартов по приспособлению домов для маломобильных граждан. В целом, по рыночной оценке, увеличение стоимости предоставляемых новых квартир по сравнению со стоимостью освобождаемых квартир может составить до 35 процентов.

    Законопроектом также предусматривается возможность для собственников жилых помещений вместо равнозначного жилого помещения выбрать равноценное возмещение в денежной или натуральной форме.

    Для граждан, состоящих на жилищном учете, законопроектом закрепляется возможность улучшения жилищных условий, в частности, возможность предоставления им жилых помещений по предусмотренной законодательством города Москвы норме предоставления (18 кв. метров на одного человека) в порядке, установленном Законом города Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».

    Читайте также:  В Тимирязевском районе построили два жилых дома по программе реновации / Новости города / Сайт Москвы

    Для нанимателя жилого помещения по договору социального найма законопроектом устанавливается право по его выбору получить новое жилье в собственность бесплатно или по новому договору социального найма.

    Ветеранам, одиноким и (или) одиноко проживающим лицам, достигшим пенсионного возраста, инвалидам, малоимущим гражданам и иным категориям граждан, установленным Правительством Москвы, будет оказано содействие в организации и осуществлении переселения.

    Для собственников нежилых помещений в соответствии с законопроектом устанавливается возможность получить равноценное возмещение в денежной или натуральной форме.

    Согласно законопроекту с момента утверждения программы реновации жители многоквартирных домов, включенных в программу реновации, освобождаются от уплаты взносов на капитальный ремонт, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

    Наконец, законопроектом предусмотрены дополнительные гарантии создания комфортной среды проживания граждан при осуществлении реновации.

    Законопроектом предусматривается вступление в силу его положений со дня вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей реновации жилищного фонда в столице Российской Федерации — городе федерального значения Москве», за исключением норм в части выявления и учета мнения жителей при формировании проекта программы реновации, которые вступят в силу со дня его официального опубликования.

    Таким образом, принятие закона города Москвы «О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве» позволит существенно повысить уровень защиты прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве.

    Россиянам «обнулили» право частной собственности на жилье – статьи – недвижимость – свободная пресса

    В ходе совместного заседания Госсовета и Совета по стратегическому развитию и нацпроектам 23 декабря с.г. президент РФ Владимир Путин, говоря о расселении ветхого и аварийного жилья в России, заявил, что эту позорную страницу надо закрывать и вытаскивать людей из трущоб, но так, чтобы новые трущобы не росли и объёмы аварийного жилья не увеличивались. «Мы не можем забыть об этом и забыть об этой категории наших граждан, в сторону отодвинуть, как будто мы не замечаем ничего, что там происходит», — констатировал он.

    Интересно, что аккурат к началу этого заседания Государственная Дума оперативно приняла в третьем чтении соответствующий закон о комплексном развитии территорий (КРТ). А всего через два дня после этого, 25 декабря, Совет Федерации так же оперативно его утвердил.

    По мнению чиновников, его принятие крайне важно для будущего страны. Например, нынешний глава Минстроя Ирек Файзуллин подчеркнул, что его нормы особенно актуальны в связи с тем, что около 44% жилых помещений в России — старше 50 лет. «Принятие закона будет способствовать достижению национальных целей, поставленных президентом РФ», — заявил он.

    Впрочем, независимые эксперты, в том числе и юристы, имеющие солидную судебную практику по спорам граждан с властями в рамках московской реновации, ознакомившись с официальным текстом закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий», уверены — на деле его принятие фактически означает упразднение в России такого понятия, как право частной собственности на недвижимость.

    «Например, наличие критерия, что это „типовой проект индустриального домостроения“ — я имею в виду многоквартирный дом — на мой взгляд, совершенно не является основанием для того, чтобы этот дом сносить или реконструировать. Так можно снести целые микрорайоны, построенные в 1980-е годы, которые являются замечательным жильем на фоне другой нашей застройки. Или такой критерий, как несоответствие градостроительному регламенту, тоже неоднозначен», — считает, в частности, президент фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева.

    Помимо этого, равные и достойные гарантии гражданам, которые будут переселяться из жилья на включенной в план комплексного развития территории, не обеспечены, полагает социолог города Петр Иванов. Так, как и в случае с московской реновацией, 2/3 собственников помещений в МКД будут решать за всех, так что если с соседями не повезло, то людей будут выселять против своей воли, рассуждает он на своей странице в соцсетях. Кроме того, обращает он внимание, взамен собственникам по закону предоставят другое жилье, равноценное или равнозначное. Но на чем конкретно будет основана равноценность — на рыночной цене, кадастровой или же какой-то еще — не известно.

    «А вот тут самое весёлое — проголосовали люди за КРТ, вошли в него. И тут им предлагают договоры с неприемлемой оценкой стоимости их квартиры. И дальше через 45 дней могут через суд принудить собственников к заключению договора», — моделирует он возможную ситуацию.

    — То, что этот закон направлен, по сути, на отъем собственности у россиян, по-моему, абсолютно очевидно, — констатировала в беседе с «СП» депутат Мосгордумы Елена Шувалова. — Понимаете, идёт обман, подмена понятий. В принципе слова «реформа», «реновация», «комплексное развитие территории» и «оптимизация» сами по себе хороши, вот только они используются в системе капитализма для получения максимальной прибыли. И, учитывая цель, для которых они применяются, мы все прекрасно понимаем, какие именно территории -лучшие территории — будут подвергаться этому самому комплексному развитию, и как будут на месте малоэтажек вырастать башни, чтобы капиталист получил максимальную прибыль.

    Туда попадут лакомые кусочки, территории, где квартиры стоят больших денег. По-другому не будет, потому что ни один инвестор не придет туда, где высокая плотность населения и плохие условия жизни из-за соседства, например, с нефтеперарабытывающим заводом или мусороперерабатывающим комплексом. Ведь тогда ему очень много квартир надо предоставлять под переселение, а от коммерческой продажи квартир, на чем, собственно, и делается прибыль, он мало что получит.

    «СП»: — То есть комплексное развитие на деле будет фикцией, и никакого особенного улучшения качества жизни горожан не произойдет, во главу угла встанет чистая прибыль?

    — Еще в советское время люди бывали недовольны, когда их переселяли из центральных районов в периферийные. Но тогда, по крайней мере, при переселении жилье давали по социальным нормам. Например, жила какая-то семья, у них, предположим, двое детей подросли, сыграли свадьбы. При расселении такой квартиры давали уже три квартиры.

    А сейчас ничего такого нет, дают же метр в метр, а то и меньше. В итоге люди получают те же самые квартиры с огромным количеством забот, но ради чего? Исключительно ради того, чтобы потратить кучу сил и средств и переехать из благоустроенного зеленого низкоэтажного центра в какую-то башню на периферии возле транспортной магистрали?

    Если уж мы говорим о комплексном развитии территории, то как ее реализуют в России — с точки зрения любого здравомыслящего человека, считаю, полный бред. Возьмите Германию, да любую другую страну мира, где там проходят транспортные магистрали? В обход городов. У нас же, вон, прямо по столице прокладывают. То есть все комплексное развитие ограничивается небоскребами да транспортными магистралями, все, как будто больше ничего другого и не существует.

    «СП»: — Зачем понадобилось так срочно «протягивать» через парламент этот закон, да еще и под предновогодний шумок?

    — На мой взгляд, раньше строительная олигархия получала очень большую прибыль в Москве. Доход от продаж квартир в частные кипрские офшоры тек огромной рекой. Все же хотели переехать в Москву всеми правдами и неправдами, пусть с долгами, с ипотекой. Даже из мест, во сто раз более прекрасных, чем Москва, вынуждены были уезжать в столицу просто потому, что дома нет работы.

    Но сейчас тот огромный спрос на квартиры падает. И объективно — нет денег, и субъективно — все, кто мог, в столицу уже перебрались. Соответственно, как получать дальше прибыль? Нужны федеральные и городские программы, из которых можно качать деньги. Была московская реновация, стало всероссийская — комплексное развитие территорий.

    «СП»: — Как будут качать?

    — Все придут на готовую инфраструктуру. Она создана-то на бюджетные деньги, причем в большинстве случаев еще в советское время, а строят, не заботясь ни о мощности инженерных сетей, ни о пропускной способности дорог, ни о социальных объектах. Потом окажется, что не хватает ничего — канализация рвется, пробки парализуют город, и тогда вновь на решение этих проблем вынуждены тратить бюджет. Ведь только на развитие транспортной системы выделяется в год более 700 миллиардов рублей. И вот вам опять строители в шоколаде, а все остальные причастные — при доходах и прибылях.

    «СП»: — Можно ли предположить, что хоть что-то хорошее это закон о «всероссийской реновации» стране принесет? Может быть, хотя бы в депрессивных районах страны наконец-то начнется какое-то позитивное движение?

    — Я считаю, что строительная олигархия «откусит» только лакомые куски, творя там то, что заблагорассудится. А депрессивные районы так и останутся депрессивными. О чем надо заботиться прежде всего на депрессивных территориях? Развивать их с точки зрения организации рабочих мест. Предположим, поднимать сельское хозяйство, животноводство. При российском разнотравье на животноводстве можно зарабатывать, как говорится, по полной, невзирая на погодные условия.

    Но это же все разрушено! Ферм нет, их надо строить заново. Поля заросли не просто борщевиком, а уже березовыми рощами. Представляете, сколько сил нужно, чтобы это восстановить? Для этого нужно участие государства, как минимум перераспределение доходов от добычи полезных ископаемых. А вместо этого, к сожалению, такие доходы идут в строительную отрасль, чтобы еще и отсюда получать прибыль. Замкнутый круг.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector