Проект реконструкции Зила

В начале сентября в Москве объявили о создании технопарка ЗИЛ возле Третьего транспортного кольца (ТТК). Проект обещает быть масштабным: он создаст более 1,1 тыс. рабочих мест, а в его реализацию инвестор вложит не менее 4 млрд рублей. Зачем в Москве взялись менять бывшие промзоны — в материале «Известий».

Какие изменения ждут территорию автомобильного завода им. Лихачева.

В старых границах Москвы 208 промзон занимают почти 19 тысяч гектаров – это 17% от площади мегаполиса. Чтобы избавиться от «ржавого пояса» и использовать промышленные площадки для градостроительного развития, за восемь лет власти столицы утвердили 84 проекта реорганизации этих территорий. Вот почему треть от всего объема строительства в пределах МКАД ведется на месте бывших заводов и заброшенных складов.

Сейчас в стадии активной реализации находятся 63 проекта, где комплексно возводят новое современное жилье, детсады и школы, спортобъекты и культурные центры, парки и зоны отдыха. Масштабное преображение переживает и территория автомобильного завода им. Лихачева – этот проект уже называют олицетворением Москвы XXI века.

АФК «Система» и «Группа ЛСР» победили в конкурсе на право застройки южного участка московской промзоны ЗИЛа, предложив за объект 34,2 млрд руб. До 2022 года они построят там 1,5 млн кв. м жилья

Проект реконструкции Зила

Покупателям 100%-ной доли в ООО «ЗИЛ-Юг», владеющем правом на застройку 109,33 га в промзоне ЗИЛа на юге Москвы, стало ООО «Развитие», сообщила пресс-служба департамента города Москвы по конкурентной политике (тендерный комитет). По 50% «Развития» принадлежит структурам АФК «Система» Владимира Евтушенкова и «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. На конкурсе компания предложила за объект 34,2 млрд руб., превысив стартовую цену на 8,3 млрд руб. Компания готова постепенно выкупать ООО «ЗИЛ-Юг» в течение восьми лет, добавляется в сообщении.

Других претендентов на участие в конкурсе не было, хотя на road-show проекта, которое проходило в апреле, корреспондент РБК, помимо представителей ЛСР и «Системы», заметил менеджеров почти всех крупных девелоперов и инвесторов, работающих в Москве: ГК «Пионер» Андрея Грудина, «Кортрос» Виктора Вексельберга и AEON Романа Троценко. «Интерес к конкурсу проявляли несколько компаний, но до финиша дошла одна», — цитирует слова главы тендерного комитета Геннадия Дегтева пресс-служба комитета.

«В ближайшие дни конкурсная комиссия проверит соответствие претендента квалификационным требованиям к участникам конкурса и не позднее следующей недели вынесет решение», — цитируются в сообщении слова Геннадия Дёгтева. Источник, близкий к конкурсной комиссии, добавил РБК, что окончательное решение будет принято ориентировочно в начале следующей недели.

Что построят на ЗИЛе

Проект редевелопмента участка бывшего автомобильного завода им. Лихачева, принадлежащего ООО «ЗИЛ-Юг», предусматривает, что до 2022 года здесь будет построен микрорайон общей площадью 1,558 млн кв. м. Из них на жилье придется 1,1 млн кв. м, 400 тыс. кв. м займут коммерческие и промышленные объекты, остальные площади отведены под социальную инфраструктуру.

Объем инвестиций в проект оценивается в 230 млрд руб. Конкурс на право освоения участка был объявлен в начале октября. На условиях единовременной оплаты стартовая цена лота составляла 14,37 млрд руб., при рассрочке до 2022 года — 25,9 млрд руб. В тендерной документации указано, что переплата при рассрочке рассчитана исходя из 15,2% годовых. Если инвестор выплатит сумму в рассрочку быстрее чем за восемь лет, выплаты снижаются.

На апрельском road-show чиновники говорили, что предполагают выручить за объект 32 млрд руб., но торги несколько раз переносились, а цена была снижена.

«Группа ЛСР», подконтрольная экс-сенатору Юрию Молчанову (57,6%), ранее называлась одним из фаворитов конкурса: ЛСР уже застраивает другую часть промзоны ЗИЛа. В апреле 2014 года ЗАО «ЛСР Недвижимость — М», входящее в группу, победило в первом конкурсе. Тогда за 99,9% ООО «Промобъект», владеющее тремя участками общей площадью 65 га, компания согласилась заплатить 23,4 млрд руб. ЛСР уже приступила к реализации проекта общей площадью 1,56 млн кв. м, получившего название «Зиларт».

АФК «Система» тоже не новичок на ЗИЛе. В начале ноября 2013 года холдинг купил 100% ЗАО «Лидер-Инвест», основным активом которого является 75% ОАО «Московский бизнес-инкубатор» — девелопера проекта Nagatino i-Land, предполагавшего строительство около 900 тыс. кв. м недвижимости у метро «Коломенская» на территории, принадлежавшей ранее ЗИЛу. В мае 2015 года газета «Коммерсантъ» написала, что АФК решила снизить общий объем застройки до 795 тыс. кв. м и начать строить в рамках проекта жилье. До этого в Nagatino i-Land строились только офисные площади.

В пресс-службе «Группы ЛСР» заявили, что предоставят информацию о проекте и схеме участия в нем совместно с АФК «Система» после официального объявления победителей. В АФК «Система» также не ответили на вопросы РБК.

Реализовывать столь крупный проект в одиночку рискованно, особенно учитывая, что такой же объем жилья по соседству возводит «Группа ЛСР», объясняет партнерство «Системы» и ЛСР региональный директор по развитию бизнеса Сolliers International Владимир Сергунин. «Стороны просто решили разделить риски его реализации, — предполагает эксперт. — В городе сейчас и так много жилья, но оно еще имеет шансы быть проданным в отличие от офисов». Правда, проект будет реализован полностью только через семь лет, к тому времени рынок еще может восстановиться. «Будучи фактически монополистами строительства на ЗИЛе, АФК «Система» и ЛСР получат возможность контролировать объемы строительства и уровень цен», — отмечает Сергунин.

Гендиректор «ИРН-Конслтинга» Татьяна Калюжнова считает, что в нынешней экономической ситуации строительство более чем 1 млн кв. м жилья в этом районе «вряд ли можно считать разумным шагом». «В районе от ТТК до МКАД сегодня уже продается около 1,2 млн кв. м жилья, еще примерно 500–600 тыс. кв. м девелоперы придерживают, — говорит она. — Этого хватит на три года продаж». При этом цены в массовом сегменте жилья (так называемый комфорт-класс) в следующем году продолжат снижаться. По данным компании «Бест-Новострой», если сегодня средняя цена в новостройках Москвы около 150 тыс. руб., то в 2016 году она может снизиться на 15–18%, достигнув 130 тыс. руб. В «ИРН-Консалтинге» также прогнозируют падение средней цены в комфорт-классе в 2016 году, но на 10%.

Алексей Пастушин (РБК)

Архитекторы показали, какие дома возведут в новом квартале у Москвы-реки

Проект реконструкции Зила

Застраивать территорию автомобильного завода имени Лихачева (ЗИЛ) будут сразу девять архитектурных студий. Об этом на презентации жилого комплекса «Зиларт» на прошлой неделе рассказали представители «Группы ЛСР» — девелопера проекта. Осваивать 65 га земли на побережье Москвы-реки поручили архитекторам из России, Нидерландов и США: в общей сложности они разработали десять проектов жилых домов. Дома будут отличаться друг от друга, однако все постройки сохранят единый дизайн-код, разработанный московской студией «Проект Меганом» Юрия Григоряна.

Архитектурной доминантой квартала «Зиларт» станет 150-метровая башня с псевдоизогнутыми стенами, благодаря которым создается ощущение, что дом извивается на ветру. Внутри расположатся коммерческие помещения, офисы и квартиры. Башня спроектирована основателем нью-йоркской студии Asymptote Architecture Хани Рашидом. На счету американца здание театра Universe в датском Орхусе, цилиндрический небоскреб Velo Towers в Сеуле, плавучий оперный театр в Корее и грандиозный отель Yas Viceroy в Абу-Даби — единственная гостиница в мире, которая проходит над трассой Формулы-1.

Общий вид квартала

В Москве на территории ЗИЛа по проекту Рашида также построят футуристичное здание музейного центра «Эрмитаж-Москва», от которого начнется большой пешеходный бульвар протяженностью 1,2 км. Вдоль центральной улицы нового квартала расположатся театры, галереи, торговые центры, гостиницы и концертный зал на 3 тыс. мест.

Вокруг бульвара построят 1,5 млн кв. м жилой недвижимости в домах бизнес-класса переменной этажности — от 6 до 14 этажей. Среди архитекторов — голландское бюро Neutelings Riedijk Architecten и российские Speech, «Сергей Скуратов Architects», «Мезон проект», «Цимайло, Ляшенко и партнеры», «Урбис», «Евгений Герасимов и партнеры» и «Проект Меганом». На территории в 4,5 га вдоль Москвы-реки девелопер обустроит набережную. Расстояние между кромкой воды и ближайшими к ней зданиями составит 90 м, в этом промежутке появятся автомобильная дорога, прогулочные зоны и велодорожки.

Редакция «РБК-Недвижимости» отобрала наиболее яркие и необычные здания будущего жилого квартала.

Квартиры без балконов

Отличительная черта домов «Мезон проекта» — полное отсутствие балконов. Вместо них обустроены просторные эркеры с высокими вертикальными батареями. Как объяснил основатель архитектурного бюро «Мезон проект» Илья Машков, он отказался от лоджий из-за того, что покупатели квартир их утепляют, и это приводит к искажению фасада. С эркерами такая проблема не стоит: даже после заезда жильцов дома будут выглядеть так, как задумал архитектор.

«Каждая из проектных команд начала свою работу независимо, и лишь после первого представления концепций заказчику мы ознакомились с творчеством соседей, — рассказал «РБК-Недвижимости» Илья Машков. — На первой же встрече стало понятно, что, не договариваясь заранее, мы разделились на два лагеря: тех, у кого на фасадах будет кирпич серых тонов, и тех, у кого за основу берется терракота. Перекличка домов получилась через одного: Speech, «Цимайло Ляшенко», «Герасимов», «Урбис» — цветные, «Мезон проект» и «Скуратов» — в оттенках серого. Кроме того, мы со Скуратовым, не сговариваясь, ввели кортеновскую сталь в отделку фасадов. На наших зданиях она использована в уровне первого этажа».

Дом из металла и дом-комета

Дом из металла Сергей Скуратов называет жемчужиной «Зиларта». Семиэтажное здание затаилось внутри квартала, который проектирует «Сергей Скуратов Architects»: увидеть дом с металлическими фасадами можно, только находясь внутри жилого комплекса. «Это дом для гурманов архитектуры: небольшой корпус со сложной пластикой фасадов выполнен из кортеновской стали, — рассказал Скуратов. — Все здания комплекса сделаны из одних материалов, но имеют подчеркнуто разную архитектуру. Это важно для обогащения внешнего облика комплекса и для удовлетворения эгоистических амбиций покупателя».

В ансамбле, который спроектировал Сергей Скуратов, доминирует дом-комета: так архитектор назвал здание, которое «воплощает идею движения из заводского прошлого к жилому будущему». «Это движение из глубины квартала к воде, от вертикали к горизонтали. У самой воды «голова» дома-кометы высветляется и становится полукруглой, обтекаемой. Вертикальные кирпичные пилоны, расположенные по всему фронту здания и формирующие его фасадный шаг, сдвигаются с постоянного ритма: на полукруге они утапливаются внутрь тела дома, оставляя на поверхности яркий рисунок горизонтальных поясов. В современной форме проступают черты конструктивизма», — заявил Скуратов.

Фасады с орнаментом

Проект студии «Цимайло, Ляшенко и партнеры» — это четыре отдельно стоящих дома, выполненных в единой стилистике. «На наш взгляд, отдельно стоящий дом дает будущему жильцу ощущение приватности и индивидуальности, столь необходимое в достаточно плотной урбанизированной застройке. Этой же цели служат небольшие по размеру секции и неповторимый индивидуальный дизайн фасадов каждого дома», — описал свой проект Александр Цимайло.

Дома отличаются друг от друга рисунком кирпичного орнамента. С точки зрения планировки архитекторы добивались «создания камерной среды», утверждает Цимайло: «Максимальное число квартир с хорошими видовыми характеристиками, светлый двор, органичное восприятие квартала с ближних точек — это те задачи, которые мы пытались решить».

Конструктивизм XXI века

Еще один «опорный» дом «Зиларта» — проект архитектурной студии Speech. Одной стороной здание выходит на пешеходный бульвар, другой — на автомобильную магистраль. «Это комплекс квартального типа с внутренним замкнутым двором. Внутри расположены прогулочные зоны и детские площадки, в том числе входящие в состав встроенного детского сада, — рассказал руководитель архитектурного бюро Speech Сергей Чобан. – Принципиально важным для меня в этом проекте является качество детали. Крупно заявленная композиция, которая будет заметна издали, по мере приближения должна не исчезать, а проявляться в каждом отдельном элементе, будь то окна, карнизы или пилоны».

«В архитектурном решении дома мы стремились подчеркнуть преемственность с конструктивистской архитектурой самого ЗИЛа, создав столь же лаконичную и в хорошем смысле брутальную композицию: акцентированные вертикальные членения в виде пилонов треугольного сечения здесь дополнены широкой горизонтальной «балкой» верхних этажей, имеющих более масштабное по сравнению с типовыми этажами остекление. Дом состоит из нескольких секций, имеющих разную высоту: этажность понижается по мере приближения к пешеходному бульвару. Постепенно трансформируется и цвет фасадов: в качестве основного облицовочного материала используется клинкерный кирпич, цвет которого градиентно меняется от терракотового к светлому», — добавил Чобан.

Читайте также:  Доплата по программе реновации в Москве: кому положено расширение, механизм и условия предоставления

Башни с позолотой

Пожалуй, самый заметный жилой дом «Зиларта» спроектировало голландское бюро Михила Ридейка. Пять жилых башен, объединенных на одном постаменте, выглядят так, словно сделаны из золота: иллюзию создает не только цвет зданий, но и особая форма окон, маскирующихся за внешними выступами. «Тектоническая форма фасада состоит из стеклянно-стальных элементов в форме бриллиантов, — рассказали «РБК-Недвижимости» в Neutelings Riedijk Architects. — Пять башен с элитным жильем насажены на трехэтажный постамент, в котором расположатся магазины, рестораны и спа-центр. Высота домов составит 75 м, площадь — 39 тыс. кв. м».

Проект реконструкции Зила

Проект реконструкции Зила

Через дорогу от жилой застройки от «Зиларта» разместится образовательный кластер: два детских сада и две школы, связанные общими спортивными объектами и инфраструктурой на 4,8 тыс. детей. Попасть на закрытую территорию школ и детсадов из жилого квартала можно будет по подземным и надземным пешеходным переходам.

Городской парк со спортивными и игровыми площадками займет 14,5 га из 65 га комплексной застройки. Прямо в парке «Группа ЛСР» намерена разместить арт-объекты, которые должны привлечь дополнительных посетителей. Общая площадь озелененных территорий в рамках «Зиларта» достигает трети от всей площади застройки. Первая очередь застройки комплекса будет сдана в эксплуатацию в 2017 году.

ЗИЛ — новый район города на месте огромного завода. Я бы даже сказал, это один из самых масштабных строительных проектов города. Теперь вместо огромной закрытой территории появляются улицы, парки, набережные и дома с жильём и рабочими местами — территория начинает работать на общее благо.

https://youtube.com/watch?v=zaGAvRn5Foo%3Fautoplay%3D0%26loop%3D0%26mute%3D0

Содержание:

От завода к жилью

Когда-то это место было окраиной Москвы, закрытая территория не создавала проблем. Но город вырос, и тут у самого центра оказался огромный полуостров за забором.

Даже если бы у ЗИЛа всё было хорошо с производством и продажами, его бы всё равно пришлось выносить за пределы Москвы и реновировать место — это вопрос эффективного использования земли. Дешёвую землю вне города не жалко закрыть и застроить простыми цехами, но в самом городе такой подход разрывает городскую среду, усложняет логистику жителей и грузов, люди не могут взаимодействовать с местом — в общем, тормозится экономическое развитие всего города. Большим производствам во все времена приходилось «убегать» от растущих городов.

фото от 2018 года

Поэтому сам подход реновации полуострова во что-то общественно-полезное — правильный. Новые дома растут не просто в полях, а садятся на готовую инфраструктуру вокруг, сохраняется принцип компактного города. Относительно недавно я рассказывал про такой же процесс в Амстердаме — это общемировая практика.

Зонирование

Здесь ушли от типичных спальных микрорайонов — это будет полноценный район со смешанными функциями. Проще говоря, можно будет жить в шаговой доступности от работы, арены и магазинов, район не будет вымирать в рабочие часы или по выходным.

картинка Стройкомплекса Москвы

У Третьего кольца получился спортивный кластер:

С одной стороны, выбор места понятен: размещать жильё или офисы у магистрали было бы античеловечно, никто не хочет жить у дороги.

С другой стороны, здесь получилось очень много пустого пространства, которое редко заполняется людьми. Даже если здесь будут проводить соревнования раз в неделю, то инфраструктура будет работать 1 день в неделю, а убирать и ремонтировать территорию нужно постоянно.

Странно, что не продумали временное использование и хоть какое-то мобильное благоустройство. Получилось просто продуваемое и безлюдное плиточное поле:

Изолированность

Одна из вечных проблем Москвы и новых районов российских городов. ЗИЛ окружён водой с трёх сторон, а с четвёртой — третьим кольцом:

Проблему пытаются решить автомобильными мостами, но их будет всего несколько на весь район. И мы-то с вами знаем, что проницаемость и связность опирается на пешеходов, велосипедистов и общественный транспорт — как раз машинки закладывают в последнюю очередь, чтобы не получить спровоцированный спрос. У нас же ровно наоборот — люди вне автомобиля без боли и страданий не покинут полуостров.

Но проблемы не только по границе района — сам ЗИЛ разделён пополам железной дорогой. МЦК хоть и неплохая городская электричка, но внутри района перемещаться будет адово.

Чтобы попасть на другую сторону, нужно подняться на уровень третьего этажа. К счастью, это нормальный вестибюль МЦК с лифтами и эскалаторами, но он всего один. В будущем будет ещё один с другой стороны платформы, возможно, будет проход со стороны набережной. Итого аж три перехода на другую сторону района — это дико мало.

Было бы хорошо опустить железную дорогу ниже уровня улицы или наоборот поднять — это сложно, но МЦК по сути строили с нуля и это можно было заложить. Или же нарастить уровень улицы и перекинуть дополнительно пешеходные мосты.

Почему я не пишу про новый автомобильный путепровод? Всё просто: там даже нет тротуаров, будто бы это не жилой район, а загородная трасса. Про главный проспект района я напишу чуть позже, это чистый ужас.

фото 2018 года

Как усложнить жизнь пассажира

Здесь сначала запустили городскую электричку, после чего уже начали сдавать дома вокруг — это немного нетипично для России, но именно так и должно быть. К сожалению, на этом хорошие новости кончаются. Взять хотя бы станцию МЦК и пересадку на наземный транспорт.

Тут мы сделаем небольшое отступление и посмотрим на дореволюционный пример из центра Москвы. Белорусский вокзал и путепровод: остановка трамвая на мосту и сход прямо на платформу. Максимально короткая и простая вертикальная пересадка, минимум вложений.

Станций МЦК ЗИЛ (открыта 2016 году) и тот самый новый путепровод без тротуаров (открыт в 2018 году). К станции два отдельных прохода вдалеке от остановок и центрального проспекта — вместо одного простого и недорого решения здесь решили всё усложнить и раздуть бюджет, усложнив путь каждого пассажира.

В итоге с одной стороны путь от остановки до платформы занимает 5 минут с подъёмом и спуском:

Сам путь будет проходить через заливные поля и парковку:

Нужно дойти до арены? Не проблема:

Переход в газон с парковкой — модное нынче явление среди городских планировщиков:

С другой стороны всё чуть лучше, путь из автобуса до поезда стал ближе и проще, но если смотреть на общую мобильность, то здесь просто уничтожили потенциал самой дорогой земли. Тут просто сделали отстойно-разворотную площадку, залив огромную территорию асфальтом:

Есть очень простая взаимосвязь инфраструктуры и застройки: город вкладывает деньги в транспорт (МЦК), повышается доступность, земля растёт в цене, город её продаёт и окупает эту самую инфраструктуру. Кроме того, высокая плотность у станций метро и электричек наполняют этот самый транспорт пассажирами — это взаимовыгодный процесс для всех. Здесь же территорию в квартал отдали под парковку автобусов — это можно было сделать где-нибудь на окраине, но это сделали на самом дорогом куске земли.

Если же человек решит дойти пешком до поезда, то он наткнётся на поле, где даже нельзя спрятаться от дождя.

Взлётные проспекты

Теперь перейдём к проспекту им. Лихачёва. Вообще, изначально обещали сделать такие улицы:

Но что-то пошло не так, поэтому по стандартам 1970-х годов был сделан проспект, на который можно посадить Боинг:

Серьёзно, тут умудрились сделать РАЗГОННЫЕ ПОЛОСЫ! Для чего? Там через 50 метров светофор! Проектирование улиц отличается от загородных трасс!

В москомархитекту надо бы завезти новые учебники по проектированию и мобильности, хотя бы от NACTO. Или наоборот, взять пособия 1950-х годов, тогда и то проектировали лучше!

Тут даже умудрились построить подземный переход. Само собой, уже сейчас люди перебегают улицу над ним.

Но этого оказалось мало! Город решил не останавливаться на проспекте, поэтому была сделана набережная:

Малые улицы тоже не пощадили: узко, заборы, столбы посреди тротуара — всё это построили с нуля.

А как вам бульвар? Он утыкается в большой коллектор, там не получится высадить деревья или кусты. То есть кто-то с самого начала заложил бульвар в никуда, это прошло по всем инстанциям и это построили — работа ради работы, а не результата.

Частные улицы

К счастью, частично район смогли спасти. Как я понимаю, здесь поиграли с землепользованием, чтобы получилась нормальная квартальная сетка с активными первыми этажами домов. Плюс застройщики сделали нормальные улицы — если не прав, то поправьте в комментариях.

Это уже больше походит на картинки проектов:

Здесь широкий тротуар, неплохая городская мебель, красивые фонари, озеленение, обособленная от машин и пешеходов велодорожка — почти Европа! Вот только судя по знаку остановки, тут скоро вытопчут все кусты:

На заднем плане новая школа, но она вся за забором

Хотя уже сейчас видны обидные ошибки. Например, велодорожка утыкается в перекрёсток без велопереезда. Да и велопаркова неправильная, за неё не получится зацепить велосипед за раму. Такое случается, когда среду проектируют люди, которые никогда не пользовались велосипедом в транспортных целях.

Широкий тротуар, который закрыт цепочкой. Да и проезд в паркинг настолько большой, что на нём всегда так будут парковаться.

Другая улица. В целом дизайн без изысков, но приятный и функциональный. Местные улицы с зеленью и ориентированы на пешеходов — жить на такой приятно.

В некоторые дома уже заехал бизнес, улицы стали раскрывать свой общественный потенциал:

Отдельный большой плюс застройки: пешеходный каркас, некоторые улицы сделаны чисто пешеходными. Пока это всё выглядит пустынным, но далеко не все дома на фото успели сдать, зато улицы уже готовы:

Такие улицы важны по двум причинам:

  • Это общественный центр района, с заселением людей и появлением бизнеса жители смогут здесь гулять, сидеть в ресторанах, общаться с друзьями или назначать бизнес-встречи. Не нужно будет ехать в центр ради кофе и хороших эмоций.
  • Пешком или на велосипеде будет быстрее доехать до нужного дома внутри района. На машине придётся петлять, зато для всех остальных будет максимально короткий путь.

Обидно, что пересечение пешеходных и обычных улиц сделали без приоритета людей. Здесь очень напрашивается приподнятый переход, а не эти тумбы с цепочкой:

На улицах многолетнее озеленение, но вот деревья успели высадить не везде. Радует, что не забыли про ёлки:

Нормальная набережная

К счастью, девелоперы не дали превратить всю местную набережную в огромную магистраль.

Тут уже взрослые деревья, многолетники и стоит мебель. Судя по новостям, официальное открытие запланировано на сентябрь.

Очень классно объединили павильоны с лавками:

Я так понимаю, это велосипедная и беговая дорожки:

Размещать велодорожку за скамейками не очень хорошая идея — сидящий человек должен чувствовать себя в безопасности, а пробегающие и проезжающие люди будут постоянно вызывать чувство тревоги, будто бы кто-то крадётся сзади.

Спусков к воде замечено не было, что печально. Зато есть причал:

Качество выше общегородского:

Надеюсь, что уход за растениями будет на местных садоводах. Иначе по весне придёт ГБУ АД или Жилищник, и от этой красоты останутся лишь тюльпаны:

Проезд для машин тоже остался, но без подземных переходов и взлётных полос:

Это как раз пример относительно нормальной магистральной улицы района. Но заборы и огромные указатели с МКАДа портят всю картину. И хочется верить, что здесь не забудут про островки безопасности на переходах.

Школа

Её построили, и она огромная. Но за глухим поликарбонатным забором, поэтому без обзора.

Новый парк

Здесь разбили новый парк «Тюфелева роща». Это историческая местность на территории Даниловского района Москвы. Сто лет назад тут была Тюфелева роща, в которой охотился Петр Первый. Парк появился ещё до завершения строительства первых домов.

Читайте также:  Чуксин тупик москва. Загадка чусина в москве

Тут всё очень хитро 🙂 У нас наконец-то переняли общемировую модель развития новых районов, когда сначала делают инфраструктуру для нормальной жизни, а потом сдают дома. Так сложнее, но эти инвестиции повышают добавочную стоимость недвижимости.

Парк расположен аккурат у нового выхода из МЦК, именно через него потенциальные покупатели пойдут смотреть себе квартиры. Нужно ли говорить, что идти через парк куда приятнее, чем по центральному проспекту или Третьему кольцу? Это магнит для покупателей:

С каждым годом впарить обычную двушку в человейнике с двором-парковкой становится сложнее, люди ответственнее вкладывают свои деньги — конкуренция вынуждает застройщиков создавать комфортную среду за пределами квартир.

Но ни один бюджет не потянет делать дворы-сады, поэтому в центре района создаётся один крутой парк, а жильё строят равноудалённо от него. Это не что-то новое, так же делают, например, в Базеле.

Парк довольно большой, есть несколько зон, в том числе с прудом:

Ржавая линия символизирует конвейерную ленту, а со второго уровня открываются неплохие обзорные виды:

Есть помещения для бизнеса, но без людей ему тут пока делать нечего. Лет через 5, когда тут будет жить много людей и будет уверенный поток до МЦК, картина явно будет иной.

Сам парк крайне приятный, но я бы рассматривал его как очень крутую пиар кампанию всего района.

Сами дома

Ура, добрались до самих домов!

Застройка идёт кварталами, но вот от первоначально среднеэтажной застройки в итоге отказались. Кварталы плохо переваривают дома выше 7-9 этажей, поэтому приходится начинать играть с формами. Тут мы видим высотные вставки, но для сохранения инсоляции с одной из сторон идёт низкоэтажная секция:

Вроде бы костыль, но впервые у нас с массовым жильём делают таунхаусы — это очень круто с точки зрения разнообразия квартир. Проще говоря, в одном квартале смогут подобрать себе жильё и холостяк, и семейная пара с детьми — разное жильё лучше отвечает на разные запросы людей.

Этажность нужно ограничивать, но это сложно политически. Сами застройщики должны понять выгоду комнатных среднеэтажных кварталов и перестроиться на новый уклад. Но мы явно на верном пути.

Фото 2018 года.

Да-да, ещё тут дома РАЗНЫЕ. Наконец-то в наши новые районы стало возвращаться архитектурное разнообразие! Просто сравните это с другим новым районом Москвы, где всё однотипное.

Почти везде первые этажи приспособлены для торговли. Входы на уровне тротуара, само собой:

Вот только смущает, что нигде нет грязесборников перед входом, уже можно жалеть будущих уборщиц.

Все дворы пешеходные. Благоустройство сдержанное, но приятное:

Просто напомню, что у жителей есть крутой парк с пешеходными улицами — граница комфорта людей не ограничена калиткой двора. При этом везде разное благоустройство:

Итого

ЗИЛ — пример нового подхода к застройке, более цивилизованного и вдумчивого, это безусловно радует. Если не верите, то сравните с новыми районами Петербурга — ЛСР строит и там, и там.

Но как же бесят эти типичные ошибки градостроительства полувековой давности! В кои-то веки архитекторы сделали неплохие кварталы, получились нормальные жилые улицы, а потом человек просто упирается в магистраль посреди района!

Завезите, пожалуйста, в Москву нормальных транспортных планировщиков, а уважаемых дорожников отправьте разрушать города врагов России.

Больше постов и роликов про урбанистику в других соцсетях:

Телеграм, ВК, ФБ, Тик-ток, Твиттер, Инстаграм, Ютуб

Технопарк у «Технопарка»

Возле станции «Технопарк» на базе четырех цехов ЗИЛа вводятся все новые корпуса Московского городского технопарка «Nagatino i-Land» – это второй по величине офисный объект столицы. Всего в бизнес-парке намерены построить 1 млн кв. м, а центр малого бизнеса обеспечит работой не менее 40 тысяч человек.

Город в городе

Старая промзона «ЗИЛ» на юге столицы занимала около 40% территории Даниловского района, а сейчас постепенно превращается в один из самых развитых, красивых, благоустроенных и престижных мест Москвы.

В ближайшие годы здесь возведут более 6 млн кв. метров недвижимости, в том числе 4,7 млн «квадратов» – на месте заводских цехов. После завершения строительства в этом «городе в городе» будут проживать 77 тыс. человек, а благодаря развитой инфраструктуре появится 66 тыс. новых рабочих мест. Реализовать проект планируется до 2022 года. На бывшей территории автозавода строится не просто спальный район – создается одна из крупнейших в столице территорий комплексного развития.

Вторая жизнь промзон

Новый ЗИЛ расположится на территории площадью 4 га возле ТТК в районе Автозаводской. Его планируют ввести в эксплуатацию в 2023 году. Проект позволит решить несколько задач: благоустройство территории, создание рабочих мест, стимулирование развитие промышленности города и ее работы по современным нормам и стандартам.

— Проект реновации промзоны ЗИЛ и создания технопарка — это новые рабочие места для города, более 1,1 тыс., новый облик устаревших зданий, и всё это в рамках общей стратегии развития столицы и комплексного развития ее территорий, — сообщил на церемонии подписания соглашения заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

Вскоре на территории, где сегодня расположены устаревшие и заброшенные корпуса завода им. И.А. Лихачева, разместятся производители современной микроэлектроники, автокомпонентов, разработчики информационных технологий в сфере безопасности и другие. Они создадут полноценную площадку по разработке и выпуску инновационной продукции.

Строительство нового ЗИЛа полностью укладывается в логику развития города, по которой мегаполис должен быть комфортным, современным и безопасным для жизни и работы. Эти требования предъявляются не только к бизнесу, но и к промышленным объектам.

Деловое сообщество столицы поддерживает реконструкцию промзон.

— Совершенно прекрасный проект ЗИЛ! К счастью, в Москве много таких территорий, которые все вместе делают наш город суперсовременной городской средой. Наверное, нет европейской столицы, где в таком масштабе и с таким вкусом джентрифицируются промзоны, — прокомментировал гендиректор Центра пищевых экструзионных технологий (ЦПЭТ) Денис Семыкин.

По словам руководителя исполкома московской «Деловой России» Евгения Базылева, проект ЗИЛа — отличный пример комплексного подхода к развитию территорий.

— Сразу бросаются в глаза крайне удобная локализация, удобная логистика и транспортная доступность. Одна из главных проблем действующих парков с набором резидентов — как раз частая их удаленность от центра города и ключевых транспортных артерий. В случае с ЗИЛом такой проблемы, очевидно, нет, следовательно, востребованность площадки бизнесом будет на самом высоком уровне. Ориентация на высокотехнологичный сектор не повысит экологическую нагрузку на прилегающие жилые районы, а значит, востребовано будет и жилье рядом с новым центром занятости столицы. Кроме того, подобные проекты серьезно помогут оживить экономику города после периода самоизоляции.

Согласна с этим и президент фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева. Она отметила, что инновационный парк на территории бывшей промышленной зоны ЗИЛ — перспективный и успешный комплексный проект.

— На сегодняшний день всеми авторитетными градостроителями признано, что без создания рабочих мест при такой комплексной многофункциональной застройке обеспечить комфортную и качественную среду для жизни и работы невозможно. Тот факт, что на территории разместятся высокотехнологичные производства, говорит о правильности выбора направления кластера экономической деятельности. Во-первых, они безопасны в рамках соседства с жилыми массивами и для экологии города в целом, а во-вторых, создается передовая линия инновационного производственного развития.

По мнению гендиректора бизнес-центра и технопарка «Калибр» на Рижской Сергея Севостьянова, Москва сейчас уделяет большое внимание развитию территорий, делая их комплексными и универсальными.

— В районе бывшего автозавода ЗИЛ есть крупная жилая застройка, и тот факт, что рядом появится современный технопарк и будут созданы новые рабочие места, говорит о правильных шагах по снижению уровня маятниковой трудовой миграции. Это колоссальный труд по созданию комфортной городской среды и снижению нагрузки на транспорт и новый толчок развитию территории: район станет более живым и будет сильно отличаться от привычных спальных и рабочих.

Мировой опыт

Комплексная застройка и редевелопмент эффективно применяются и в других крупных городах мира, где целые городские районы выстраиваются вокруг больших промышленных комплексов, создавая комфортную среду для жизни и работы. Например, район концерна Siemens в немецком Мюнхене устроен так, что производственные мощности соседствуют с жилой средой, современными школами и детскими площадками.

Как пояснила директор отдела стратегического консалтинга CBRE Ольга Земцова, КРТ в Москве — один из ключевых драйверов развития города. По ее словам, в столице довольно много мест, которые используются неэффективно и заняты устаревшими или устаревающими объектами, уже не выполняющими свои первоначальные функции.

— При этом они находятся в структуре города и обеспечены транспортной и даже инженерной инфраструктурой. Их развитие затрудняется большим количеством правообладателей и отсутствием единой стратегии развития, которую практически невозможно сформировать, если ты не владеешь ситуацией в целом. И только в результате комплексного развития территорий может возникать эффективная ткань города, которая соответствует современным запросам горожан и бизнеса.

Она добавила, что государственное регулирование имеет огромное значение для развития института комплексного развития.

— В Европе и США этот институт существует уже давно, в Штатах уже в 50-е годы прошлого века были приняты законы, которые регулировали комплексный редевелопмент территории, и это дало сильный толчок для развития таких проектов, а в Европе множество проектов, как Дефанс в Париже, Канари Ворф в Лондоне, Ливерпуль, есть целый ряд проектов в Германии. Поэтому в принципе мы уже можем смотреть на международный опыт и понимать, что только комплексные развитые проекты могут соответствовать самым высоким стандартам качества, — заключила Земцова.

Комплексное развитие

Тенденция превращать бывшие промзоны в уютные и благоустроенные территории — жилые комплексы, парки, торговые и промышленные центры — появилась по мере решения проблемы советского и постсоветского наследия. У Москвы всегда была мощная промышленная база, на ее территории находилось множество промзон, но после развала СССР большая часть пришла в упадок, превратилась в многокилометровые руины в разных районах города. К тому же комплексы строились по стандартам и правилам середины прошлого века.

Снести полуразрушенные здания ради парков и жилых массивов было бы неверно — невозможно вынести промышленность за пределы городского кольца. Это рабочие места, поступления в бюджет, инфраструктура и драйверы развития городской экономики.

В столице должна быть промышленность, но выглядеть и работать ей нужно не так, как в советскую эпоху. Многоцеховые заводы, колючие проволоки и заборы ушли в прошлое. Современные промышленные комплексы — это безопасное производство, новая эстетика и ухоженная территория.

Единственный действенный механизм вовлечения заброшенных территорий в экономический оборот, который используется не только в Москве, но и в других крупных городах мира, — комплексное развитие территорий.

— Проекты комплексного развития территорий позволяют дать новую жизнь невостребованным пространствам и создавать современную городскую среду, удобную для жизни и работы, — подчеркивает вице-мэр столицы Владимир Ефимов.

Первый в России договор о комплексном развитии промышленных территорий был подписан в Москве в июле 2020-го — на реновацию промзоны «Октябрьское поле». Вскоре на площади в 6 га появятся два детских сада, школа, поликлиника и технопарк. Предполагаемый бюджетный эффект от проекта — около 1,8 млрд рублей, ожидается, что он создаст 500 рабочих мест.

При его разработке инвестор, компания «Стройэкспорт НП», тщательно изучила мировой опыт в области редевелопмента территорий, в частности пример района Доклендс в Лондоне. Проект должен повысить качество жизни и жителей прилегающих районов благодаря новой инфраструктуре и дополнительным возможностям для жизни и бизнеса. Первые результаты можно будет увидеть в следующем году.

Попасть на «Остров мечты»

В 2019 году через проспект Андропова перекинут 200-метровый стеклянный надземный пешеходный переход с лифтами и траволаторами, который свяжет между собой «Nagatino i-Land», станцию метро «Технопарк» и крупнейший в Европе крытый детский тематический развлекательный парк.

«Остров Мечты» откроется осенью на берегу Нагатинской поймы на площади 100 гектаров и на ряду с Парком Горького, «Зарядьем» и ВДНХ станет для москвичей и туристов еще одним любимым местом семейного отдыха. Кроме аттракционов, «Панда-парка», кинотеатра и концертного зала, здесь также появится живописный ландшафтный парк с аллеями и озерами, городской променад с миниатюрами мировых достопримечательностей, а на берегу поймы откроются детская яхтенная школа и отель.

Читайте также:  ООО "Ре Реставрация Реконструкция Реновация", Парголово (ИНН 7802599631, ОГРН 1167847436393)

Самая большая школа в России

По планам, рядом с жилыми кварталами построят 10 детских садов, детско-взрослую поликлинику и медицинский центр. А уже в 2019 году здесь откроется самая большая школа в России, в которой смогут учиться 2,5 тыс. детей. В этом экспериментальном образовательном центре-гиганте заработает детский технопарк «Кванториум», где школьники будут изучать прикладную космонавтику и микробиологию, лазерные и IT-технологии, наноматериалы.

Промзону спасет красота

Проект реконструкции Зила

Проект реконструкции Зила

Проект реконструкции Зила

Проект реконструкции Зила

Некоторые заводские корпуса сохранят и наладят в них автосборочное производство ЗИЛа, которое от жилых домов уже отделяет зеленая зона – в 2018 году открылся парк «Тюфелева роща».

На площади в 10 гектаров высадили сотни деревьев и кустарников, устроили искусственный пруд с чистейшей водой площадью 3 тыс. кв. метров, оборудовали спортивные и детские игровые зоны. Доминантой этой зоны отдыха стала пергола: этот навес из кортеновской стали – одновременно и беседка, и смотровая площадка, и прогулочная зона длиной 1,3 км (читайте подробнее: «Гусеница из голубой лагуны, или Чем удивит парк «Тюфелева роща»»).

Кроме этого, в 2019 году от Третьего транспортного кольца до старого русла Москвы протянется почти 4-километровая набережная Марка Шагала, которая станет одной из самых протяженных в столице. Для парка с «секретными садами» на берегу Москвы-реки отведут почти половину бывшей промзоны. Здесь проложат четыре тематических маршрута – «Отдых», «Променад», «Магниты» и «Спорт», а также построят амфитеатр и стоянку для яхт.

Как будет выглядеть территория ЗИЛа после реконструкции

Крупная столичная промзона будет разделена на девять частей

Проект реконструкции Зила

Столичные власти разработали проект реорганизации территории бывшей промзоны ЗИЛ. Предполагается, что она будет поделена на девять многофункциональных зон. Здесь будет построено около 900 тыс. кв. м жилья, несколько школ, детских садов и поликлиник. Заводские помещения будут приспособлены под торгово-деловые центры, сообщает пресс-служба Комплекса градостроительной политики Москвы. (СМ. ВИДЕО ВНИЗУ)

Проект реконструкции Зила

Всего в рамках проекта, который утвержден столичными властями, планируется построить 4,5 млн кв. м недвижимости. Площадь наземных проектов составит 3,8 млн кв. м. Благодаря реорганизации промзоны около 30 тыс. москвичей смогут получить жилье. Этот проект также даст городу 45 тыс. рабочих мест. Автомобильное производство здесь сохранится, но не в таких масштабах, как раньше.

Проект реконструкции Зила

Общая площадь территории ЗИЛа сейчас составляет 275 га, но большая ее часть сейчас никак не используется. Здесь разрушаются цеха и образуются тонны мусора. Выбитые стекла, затопленные тоннели внутреннего сообщения, остатки поломанной мебели – в таком плачевном состоянии сейчас находится промзона. И все это в непосредственной близости от центра города. Неиспользуемые территории не только не приносят дохода, но и требуют серьезной финансовой подпитки для поддержания экологической безопасности, отмечают столичные чиновники.

Проект реконструкции Зила

Как будет выглядеть промзона ЗИЛ после реконструкции

Особое значение московские власти уделили транспортной доступности и дорожному обеспечению нового района.

Здесь будет открыта новая станция метро “Технопарк”, а на Малом кольце железной дороги появится транспортно-пересадочный узел.

На территории промзоны также появится первый ледовый дворец площадью 372, 4 тыс. кв. м, включающий в себя арену на 18 тыс. зрителей, а также гостиницу, детскую спортивную школу и музей хоккейной славы. Здесь также появятся офисы и гостиницы. В промзоне ЗИЛ также предполагается построить ледовый дворец с двумя аренами, который сможет вместить 17 тыс. болельщиков, а также первый в России Музей хоккейной славы.

Проект реконструкции Зила

Здесь построят 4,5 млн кв. м недвижимости

Проект реконструкции Зила

На территории ЗИЛа разместятся элементы планировочной структуры, состоящие из девяти многофункциональных и производственных зон.

Вдоль Симоновской набережной на месте сносимых производственных корпусов предлагается размещение жилой застройки общей площадью 583 тыс. кв. м. Также предполагается застройка апартаментами общей площадью 365 тыс. кв. м. Будут также построены подземные гараж-стоянки на 11,4 тыс. машино-мест. В рамках проекта также будут построены две школы на 825 и 1100 мест. А на базе медицинского центра ЗИЛа будет организована городская поликлиника.

Территорию промзоны столичные власти решили озеленить, в частности, набережную Москвы-реки, а также создать парк активного отдыха в зоне транспортно-пересадочного узла.

Во второй зоне будет построен общественно-деловой комплекс “Планета ЗИЛ” общей площадью 342,9 тыс. кв. м, а также комплекс административно-деловых объектов общей площадью 75,3 тыс. кв. м. Кроме того, создаются объекты природного комплекса: парк на берегу Москвы-реки и парк вдоль железной дороги.

В третьей зоне будут построены два многофункциональных комплекса с апартаментами площадью 45 тыс. кв. м и многофункциональный комплекс с гостиницей. Здесь столичные власти хотят разместить яхт-клуб 13,5 тыс. кв. м. Вдоль старого русла Москвы-реки разместится парк-набережная.

В четвертой и пятой зоне будут размещены административно-деловые и научно-исследовательские объекты площадью 670 тыс. кв. м. Шестая и седьмая – это особо охраняемые зоны. Восьмая и девятая зоны будут промышленными. В восьмой зоне планируется развитие АМО “ЗИЛ”, где на территории 9,6 га будут производиться автокомпоненты и 2 тыс. автомобилей. Здесь также разместится сборочное производство “Мосавтозил” площадью 55 га. В девятой зоне будет построен новый энергоэффективный центр ГТЭС “Нагатино”, который обеспечит возможность после вывода в 2016г. ТЭЦ-9 реконструировать ТЭЦ “ЗИЛ”. В рамках проекта также планируется реконструкция уличной сети и пешеходных объектов, а также организация пешеходных территорий.

Легендарные спортобъекты

Проект реконструкции Зила

Проект реконструкции Зила

Проект реконструкции Зила

На севере полуострова ЗИЛ расположился спортивно-развлекательный квартал «Парк легенд». В 2015 году здесь открылся Ледовый дворец, а уже в следующем году его большая арена на 12 100 зрителей принимала матчи чемпионата мира по хоккею.

Полное обновление ждет и стадион «Торпедо» на Автозаводской: после капитальной реконструкции по европейским стандартам арена сможет вместить 15 тыс. зрителей. Также здесь появятся новые помещения для занятий боксом и борьбой, тренировочные поля с современным покрытием, раздевалки, легкоатлетическое ядро и всесезонный футбольный манеж.

Строят дороги и станции метро

Проект реконструкции Зила

Проект реконструкции Зила

Проект реконструкции Зила

Проект реконструкции Зила

До 2015 года в районе была только одна станция метро – «Автозаводская». Поэтому новую транспортную инфраструктуру на «полуострове» ЗИЛ пришлось строить практически с нуля. В декабре 2015-го открыли новую станцию «Технопарк», которой уже сейчас ежедневно пользуются около 20 тыс. пассажиров. А когда на ее базе создадут крупный ТПУ – она сможет обслужить и 100 тысяч, и даже больше.

В 2016 году в самом центре бывшей промзоны открылись станции МЦК «Автозаводская» и «ЗИЛ». До конца 2020 года планируется построить второй (западный) пассажирский терминал этого ТПУ.

Всего же  на территории ЗИЛа построят более 30 километров новых – местных и магистральных – дорог. В 2018-м, к примеру, над Московским центральным кольцом протянули 537-метровый путепровод – продолжение нового проспекта Лихачева.

Строительство 3-километрового участка проспекта имени основателя московского автогиганта началось в апреле 2016 года и завершилось в августе 2018-го, на восемь месяцев раньше контрактного срока. В скором будущем по этой главной дорожной магистрали ЗИЛа можно будет пересечь весь полуостров – от набережной Марка Шагала у Автозаводского моста ТТК до станции метро «Технопарк», и далее – выехать на проспект Андропова и Нагатинский мост.

Не только ЗИЛ

ЗИЛом и «Октябрьским полем» преображение городской среды не ограничивается. На очереди промзона «Автомоторная», где планируют построить жилой массив и производственные мощности. Этот проект даст москвичам около 18 тыс. рабочих мест.

Преобразуют и площади в Капотне и Коровино, где появятся новые промышленные объекты, бизнес-центры, торговые площади, кафе и рестораны. В Коровино общий объем потенциальных инвестиций составляет 15,7 млрд рублей, количество рабочих мест — до 13 тыс.

Всего в Москве потенциально пригодны для развития посредством КРТ около 1,9 тыс. га земли. Это примерно 500 тыс. новых рабочих мест. В их развитие намерены инвестировать около 7 трлн рублей.

Сергей Севастьянов отдельно отметил инициативу частного бизнеса по вложениям в такие крупные и долгие проекты, как промышленные предприятия и технопарки.

— Это означает, что инвесторы рассчитывают на долгосрочное развитие и готовы вкладывать средства в создание новой инфраструктуры и таких необходимых в проектах элементов, как, например, лаборатории и центры коллективного использования. Это принципиально новый формат интересного долгосрочного проекта, который доказывает правильность и востребованность той поддержки бизнеса, которую сегодня оказывает правительство Москвы.

Власти города активно привлекают инвесторов к реализации таких проектов и присваивают им специальный статус, что обеспечивает налоговые льготы и другие выгодные условия.

— Технопарку ЗИЛ присвоен статус инвестиционного приоритетного проекта. Это позволит компании на 26% уменьшить региональный налог на прибыль и обнулить ставку налога на имущество, а арендная плата за земельный участок составит всего 0,01% от кадастра. На сегодня статус инвестиционного приоритетного проекта в Москве, включая технопарк ЗИЛ, присвоен уже 14 инвестпроектам, совокупный объем инвестиций — более 30 млрд рублей, — рассказал Владимир Ефимов.

Среди таких проектов — создание индустриального парка, пищевых производств, завода автозапчастей и другие.

Например, в Западном административном округе появится новое мясоперерабатывающее производство — компания «Элитгрупп Инвест» вложит 2560 млн рублей в строительство комплекса площадью 22,5 кв. м. Еще три инвестора в рамках приоритетных инвестпроектов преобразуют существующие производства или построят новые корпуса заводов: компания «Пиксел СТ» займется реконструкцией производственно-испытательного корпуса Московского прожекторного завода, «Альфа Автоматив Техноложиз» инвестирует 1,2 млрд рублей в строительство нового завода по выпуску штампованных деталей для автомобильного кузова, «ДСК1-Ростокино» за 2,6 млрд рублей модернизирует производство изделий из бетона, цемента и гипса. Всё это не просто развитие промышленности и инвестиции, а прежде всего новые рабочие места для города.

Прослужит еще полвека

Проект реконструкции Зила

Нагатинский автометромост, 1969 год. Фото Виктор Будан / Фотохроника ТАСС

Проект реконструкции Зила

Кстати говоря, 805-метровый Нагатинский метромост – сооружение не совсем обычное: по одной его стороне едут автомобили, а по другой, на одном уровне с ними, – мчатся составы метро до станции «Коломенская». Пешеходы тем временем пересекают Москву-реку по двум широким тротуарам по краям 6-полосной автодороги.

Построили Нагатинский метромост еще в 1969 году, в то же время возводили и корпуса завода им. Лихачева. Авторов проекта тогда наградили Госпремией СССР, а огромное сооружение до сих пор является самым протяженным метромостом в столице, связывая сразу несколько районов: Нагатинский Затон, Нагатино-Садовники и Даниловский.

После 46 лет напряженной службы метромост потребовал ремонта. Работы по капитальной реконструкции сооружения завершили в 2017 году, и теперь этот транспортный объект без серьезных ремонтов послужит москвичам еще полвека.

Новое качество жизни

Проект реконструкции Зила

Проект реконструкции Зила

Бывшую территорию завода разделили на девять частей, и в каждой будет свой центр притяжения. В жилом комплексе таким местом, по аналогии с Арбатом, станет 1,2-километровый пешеходный бульвар Братьев Весниных. Здесь появятся концертный зал, драматический и кукольный театры, отель и торговые центры. И даже музей «Эрмитаж-Москва» – столичный филиал петербургского музея со своей библиотекой и культурно-исследовательским центром.

Своего часа ждет и огромная скульптура весом в 11,5 тонн и высотой с пятиэтажный дом, которую установят на бульваре. К арт-объекту «Рост Камней» подведут воду и электричество, чтобы зимой зеркальная поверхность из нержавеющей стали не покрывалась льдом.

Пять мостов в будущее

Скоро у Нагатинского моста появятся дублеры, а точнее, помощники: на территории промзоны «ЗИЛ» построят два автомобильных и три пешеходных моста. В 2018 году начали строить автомобильный мост параллельно железнодорожному Даниловскому мосту МЦК в районе 2-го Кожуховского проезда – он свяжет Третье транспортное кольцо с Варшавским шоссе.

К строительству второго автомобильного моста, который позволит проехать через затон Новинки до проспекта Андропова и станции метро «Технопарк», приступят в конце лета 2019 года. Кроме этого, берега старого русла реки соединят два пешеходных моста, которые построят с приличным отступом от береговой линии, чтобы они стали продолжением прогулочной зоны у воды.

А еще над Москвой-рекой протянется 680-метровый пешеходный вантовый мост – от набережной в районе бульвара Братьев Весниных на ЗИЛе в сторону ТПУ «Нагатинская».

Ссылка на основную публикацию