На месте «Горбушки» в Москве построят 500 тыс. кв. метров

На месте «Горбушки» в Москве построят 500 тыс. кв. метров

Содержание:

Завод под снос. что построят в московских промзонах

Что же будет на месте заброшенных предприятий и складов – аналоги «Москвы-Сити», парки или глухие ряды жилых многоэтажек?

На месте «Горбушки» в Москве построят 500 тыс. кв. метровБолее 17% ограниченных МКАД территорий столицы (именно столько занимают некогда процветавшие заводы и фабрики) изменится до неузнаваемости. «На сегодняшний день в границах старой Москвы самый большой градостроительный потенциал имеют именно промзоны, – уверен МаратХуснуллин, заммэра столицы по вопросам градостроительной политики и строительства. – Мы запланировали реорганизовать 4 тыс. га. На строительство 4 млн «квадратов» уже выданы планы земельных участков, активное строительство началось на 10 площадках». 

Точно идут под снос ЗИЛ, «Южный порт», «Верхние Котлы», «Александровка», участки в районах Богородское, Западное Дегунино, Текстильщики, Москворечье-Сабурово, а также территория на Бережков­ской набережной. 

До конца года будет решена судьба земли, которую долгие годы занимал завод «Серп и молот», – приём заявок от архитекторов заканчивается 7 ноября, но основные требования уже известны. Вместо 58 га складов и бывших цехов нужно возвести современные кварталы, где есть квартиры, рабочие места, продумана социальная и транспортная составляющие. Главное – никаких унылых коробок из бетона, внешний вид не менее важен, чем «начинка» зданий. Похожая судьба ждёт все промзоны без исключения.

Читайте также:  Северное измайлово в контакте

На месте «Горбушки» в Москве построят 500 тыс. кв. метров«Мы очень заинтересованы в том, чтобы промышленность осталась в Москве, – объясняет АлексейКомиссаров, руководитель Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, – но не любой ценой. Отдавать огромные площади под складские помещения в черте города, как это делалось раньше, неразумно и невозможно в нынешних условиях. Мы стремимся к компромиссу – к многофункциональной застройке». Чтобы реорганизованные территории не превратились в черкизоны и общежития для мигрантов, мэрия решила пристально следить за работой фирм, которые пропишутся в будущих технополисах. Они каждый год будут доказывать, что действительно занимаются наукой или производством в предоставленных им зданиях, а не пустили туда арендаторов, которые торгуют непонятно чем. 

На месте «Горбушки» в Москве построят 500 тыс. кв. метровКстати, в список адресов на обновление попала и закрытая овощебаза в Бирюлёво. «Как будет выглядеть будущая по­стройка, сказать пока сложно, – считает СергейКузнецов, главный архитектор Москвы. – Там может появиться спортивный комплекс или бизнес-парк».

Промзоны Москвы, подлежащие застройке. Инфографика: АиФ / Юлия Аганина

Оставить
комментарий (5)

"память революции" под снос для нового проекта гк "пик" | москва.ру

В августе прошлого года градостроительная земельная комиссия приняла решение согласиться с застройкой территории по адресу Пресненский вал, вл. 27, где располагается промышленный завод Памяти революции 1905 года, часть корпусов которого признана памятником архитектуры. Застройщиком выступает группа компаний «ПИК», один из крупнейших застройщиков по реновации. Местные жители хотят сохранить исторический облик центра и выступают за реконструкцию завода.

Читайте также:  РЕМОНТ ШКОЛ ЭТО

Площадь Тверской заставы может кардинально поменять свой облик из-за нового проекта высотных зданий ГК «ПИК». Предельная высота застройки — 120 метров, общая площадь — 400 тыс. кв. м. В планы застройщика входит отдать 260 тыс. кв. м. под жилые комплексы и 140 тыс. кв. м. — под «общественную застройку», что, скорее всего, означает под бизнес-центры и торговые ряды. Офисы в данном расположении будут востребованы, так как участок находится в сложившимся бизнес-районе Белой площади.

На месте «Горбушки» в Москве построят 500 тыс. кв. метров
Площадь Тверской заставы. Фото: Wikipedia.org

Официально четыре корпуса завода Памяти революции 1905 года считаются памятниками архитектуры. В мае 2021 года им был присвоен статус выявленных объектов культурного наследия по заявке активиста общественного движения «Архнадзор» в Департамент культурного наследия города Москвы. Однако местные жители считают, что исторических памятников на территории куда больше — как минимум еще 13. Всего на заводе 28 корпусов. Но московских застройщиков мало волнует сохранность исторических построек, обеспокоенность и негодование москвичей они не разделяют.

На месте «Горбушки» в Москве построят 500 тыс. кв. метров

Известная своими старинными фабричными постройками Пресня могла бы стать кварталом лофтов и арт-пространств. Ведь сегодня бывшие промзоны — это кладезь идей для современных решений. Местные жители считают, что корпуса завода вполне пригодны для творческого кластера и хотят пересмотра высотного проекта.

Название завода хранит в себе память об одном из ключевых событий нашей истории —  Декабрьском восстании 1905 года.
Местные жители называют завод «Кросной» — по названию группы компаний «Кросна», купившей его в начале 1990-х годов. Часть корпусов комплекса сдаются в аренду, но предприятие функционирует и сегодня. ЗАО «Московский электромашиностроительный завод Памяти революции 1905 года» конструирует, испытывает и изготавливает электротехническое оборудование, применяемое в самых разных областях. Но и действующее производство и исторический памятник могут кануть в лето в угоду застройщика.

На месте «Горбушки» в Москве построят 500 тыс. кв. метров
Фото: wikipedia.org

«горбушкин двор» не будет снесен еще как минимум 5 лет

Спустя год после начала пандемии ограничения постепенно начали снимать: кафе, рестораны и другие развлекательные заведения снова работают по стандартному для себя режиму, многие офисные сотрудники вернулись на свои рабочие места. Ношение масок в общественных местах пока что остается обязательным, однако люди привыкли.

Но смог ли бизнес приспособиться к новым условиям так же легко, как это сделали обычные жители России? На этот вопрос мы постарались получить ответ у управляющего директора гипермолла «Горбушкин двор» Александра Волкова.

– Александр, ограничения наверняка ударили по торговым центрам. Расскажите, как сейчас у вас обстоят дела?

– Пандемия ударила по абсолютному большинству представителей бизнеса, работающих в офлайне, особенно это сказалось на представителях ритейла и сферы услуг. В период самых жестких ограничений мы вынуждены были полностью закрыть гипермолл, а в остальное время его проходимость снизилась на 20-30%. Только сейчас, после отмены большей части запретов люди постепенно начали возвращаться в торговые центры. В марте мы фиксируем рост проходимости на уровне 5-10% по сравнению с прошлым месяцем. Конечно, мы потеряли часть арендаторов – некоторые из них не выдержали того падения выручки, которое стало результатом пандемии и им пришлось закрыться. Однако тех, кто остался, мы старались всячески поддерживать – давали скидки на аренду, с каждым из них прорабатывали индивидуальные варианты выхода из сложившейся ситуации. Вообще, кризис – это время, когда собственники бизнесов вне зависимости от их масштаба должны сплотиться и совместными усилиями разрабатывать сценарии минимизации потерь. К счастью, со многими арендаторами мы работаем еще с момента открытия и проблем с достижением консенсуса у нас не возникает.

– И теперь, когда люди возвращаются в ТЦ, все вернется на круги своя и будет как до пандемии?

– Прошедший год настолько изменил бизнес и потребительское поведение россиян, что «так как до пандемии» уже никогда не будет. На пример, люди привыкли покупать многие товары – от еды и до различной техники через интернет, они отвыкли ходить по магазинам. Пандемия стала гигантским трамплином для развития всевозможных маркетплейсов и онлайн-торговли. Через сеть сейчас успешно продаются даже квартиры и премиальные автомобили, что еще год назад считалось практически неосуществимым. Теперь, когда стало ясно, что конец ограничений не за горами, нам, как и многим другим бизнесам необходимо адаптироваться к новым условиям. Мы запустили новую концепцию развития на ближайшие годы, которая позволит нам восстановить и даже увеличить проходимость гипермолла. Аналогичные процессы запущены и в находящемся рядом с нами торговом центре «Филион». И, если наша концепция уже готова, и мы начали ее реализацию, то коллеги из «Филиона» в настоящий момент работают над ней сразу с несколькими консалтинговыми компаниями.

– Вы говорите о запуске новой концепции развития «Горбушкиного двора», но при этом ходят слухи, что его скоро снесут. Может быть, вы сможете эти слухи развенчать?

Слухи о сносе «Горбушкиного двора» по разным причинам появляются практически ежегодно на протяжении уже многих лет. В этот раз они были вызваны сообщением Правительства Москвы о том, что назначение земли под гипермоллом было изменено. Однако изменение назначения земли не означает, что «Горбушкин двор» в ближайшей перспективе будет снесен. Здесь действительно будет построен жилой комплекс, но это произойдет не раньше, чем через 5-7 лет: к подготовке проекта еще не приступали, нет четкого понимания, как он будет выглядеть, пока что есть только потенциальное решение о такой возможности. Цикл проведения таких работ и получения всех согласований – минимум 3-5 лет. При этом вполне вероятно, что торговый центр в том или ином формате сохранится в будущем проекте.

Более того, в развитие гипермолла в том виде, в котором он существует, в течение 5 лет будет выделено 1,5 миллиардов рублей. Эти средства пойдут на модернизацию торгового комплекса, внешнюю и внутреннюю отделку, а также его популяризацию среди жителей Москвы.

– Вы упомянули о «Филионе». Он находится буквально в соседнем здании от вас, нет ли между вам конкуренции? Знаете ли вы что-то о том, как будет развиваться этот торговый центр?

– Конкуренции между нами нет и вряд ли она возможна, слишком разные потребности удовлетворяют у покупателей два наших торговых центра. «Филион» – это скорее торговый центр «у дома», чьими посетителями в первую очередь становятся жители ближайших районов. Здесь они могут приобрести продукты в «Ашане», перекусить в фудкорте или пройтись по магазинам одежды после работы, чтобы не тратить много времени на поездки в другие ТЦ. И именно в этом направлении «Филион», вероятно, и будет развиваться. «Горбушкин двор» же, в свою очередь, место, куда приезжают люди со всей Москвы и Подмосковья. Все они знают, что здесь можно купить все, что связано с электроникой, бытовой техникой, любую музыку и фильмы на всех возможных носителях. Здесь нет фудкорта, люди приезжают сюда не для того, чтобы просто провести время, они оказываются на Горбушке, когда им нужно что-то действительно редкое и уникальное.

«горбушку» сносят: собянин утвердил проект застройки на месте тк «горбушкин двор» | business

Мэр Москвы Сергей Собянин утвердил проект планировки территории в границах бывшей производственной зоны №40-А «Западный порт», предполагающий строительство 562 тысяч квадратных метров недвижимости, сообщила пресс-служба столичного департамента градостроительной политики.

Проект разработан для 23 гектаров, ограниченных Багратионовским проездом, улицей Барклая и Промышленным проездом, на которых расположены здания ПАО «Московский трубный завод «Филит» и ОАО «Московский телевизионный завод «Рубин».

Что будет на месте Горбушки
Проект планировки территории бывшей производственной зоны №40-А «Западный порт» в Москве

В бывших производственных корпусах «Рубина» сейчас расположены торговые центры «Горбушка» и «Горбушкин двор».

«Всего здесь планируется построить 562 тысячи квадратных метров недвижимости, из которых жилье составит более 450 тысяч квадратных метров. Помимо двух высотных жилых комплексов тут появятся многофункциональный общественный центр, а также две школы на 375 и 350 мест соответственно с дошкольными отделениями и административные здания», — говорится в сообщении департамента.

Как уточняется в нем, корпуса «Рубина» и «Филита» предполагается снести.

Ранее газета «Ведомости» сообщала, что застройкой территории «Филита» будет заниматься девелоперская компания ПИК. Часть площадей в проекте предполагается передать для московской программы реновации. Застройщик весной подавал иск к МТЗ «Рубин», в котором просил досрочно прекратить правовую охрану товарного знака «Мой дом», зарегистрированного заводом в 2006 году. Но осенью девелопер от иска отказался.

  Ещё: Застройка 5 Га за западе Москвы: точные границы участка.

Комплекс градостроительной политики и строительства города москвы

Промзона завода имени И.А. Лихачева занимает большую часть территории Даниловского района Москвы, который получил свое название от села Даниловское, также известного как Даниловская слобода.

До революции это место славилось благодаря нескольким объектам – Симонову и Даниловскому монастырям и знаменитой Тюфелевой роще. Мало кто сегодня может вообразить, что раньше нынешняя промышленная зона «ЗиЛ» ассоциировалась не с автомобильным производством, а с духовным центром, девственно чистой природой, ландышами и многочисленными водоемами.

Симонов монастырь был основан в 1370 году. В царские времена он являлся одним из самых известных и почитаемых в России: сюда всегда стекалось огромное количество людей. Продолжалось это вплоть до конца ХVIII века, когда монастырь был упразднен Екатериной II. В его здании был создан изолятор для больных чумой, эпидемия которой случилась в 1770-х годах. Спустя 25 лет комплекс зданий был восстановлен в своем религиозном качестве и просуществовал до 1920 года. Сначала здесь организовали музей, а в начале 1930 года правительственная комиссия признала, что часть древних сооружений на территории монастыря могут быть сохранены как исторические памятники, но собор и стены следует снести.

На месте «Горбушки» в Москве построят 500 тыс. кв. метров

В начале 1990-х годов монастырь вернули церкви и начали восстанавливать. До наших дней дожила лишь малая часть построек Симонова монастыря. Уцелела южная стена с тремя башнями: угловая «Дуло», пятигранная «Кузнечная» и круглая «Солевая». Также сохранились «новая» трапезная с церковью Святого Духа постройки конца ХVII века, «старая» трапезная (конец ХV века), братский корпус, мастеровая палата и некоторые более поздние хозяйственные постройки.Взрыв прогремел в ночь на 21 января. На воздух взлетели пять из шести церквей, в том числе Успенский собор, колокольня, надвратные церкви, а также Сторожевая и Тайницкая башни с прилегавшими к ним постройками. На этом месте в 1932 – 1937 годах появился Дворец культуры ЗиЛа.

Впрочем, в советские времена, как и многие монастыри и храмы, он был закрыт. В конце 1920-х годов советские власти разобрали колокольню и планировали пустить большие колокола на переплавку. К счастью, их спас американский дипломат Чарльз Крейн, и до недавнего времени они находились в Гарвардском университете. В 2007 году, после многолетних переговоров, колокола монастырской звонницы были возвращены на свое историческое место.

На месте «Горбушки» в Москве построят 500 тыс. кв. метров

Второй монастырь, которым известен этот район Москвы, – Даниловский, основанный в конце ХIII века. Он расположен на правом берегу Москвы-реки (Даниловский Вал, 22). Практически полностью он сохранился до наших дней, и сейчас его настоятелем является Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В 1931 году вблизи монастыря было уничтожено местное захоронение, где покоились писатель Н.В. Гоголь, поэт Н.М. Языков, художник В.Г. Перов, их останки были перенесены на другие московские кладбища. В 1930 году здесь был организован изолятор НКВД для детей репрессированных лиц.

На месте «Горбушки» в Москве построят 500 тыс. кв. метров

С севера, запада и юга рощу окружала река Москва, вдоль которой тянулись озера Постылое, Черное, Болотное, а немного восточнее располагалась деревня Кожухово (включена в состав Москвы в 1923 году).Еще одно достопримечательное место Даниловского района до наших дней не сохранилось – это знаменитая Тюфелева роща. Сейчас в честь нее названа улица Москвы, а на ее месте находится завод имени И.А. Лихачёва (ЗиЛ).

С конца ХVIII века роща наряду с близлежащими объектами находилась в собственности у архитектора и государственного деятеля Н.А. Львова, который начал возводить здесь промышленные предприятия. Так на месте нынешней промзоны появился первый завод, который производил картон. Также Н.А. Львов начинал разработку торфяных залежей Сукиного болота (возле деревни Кожухово).

После выхода повести «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина Лизин пруд в окрестностях Симонова монастыря и Тюфелева роща стали популярным местом для прогулок и романтических встреч. Светские дамы со всей Москвы и близлежащих сел каждую весну приезжали сюда собирать ландыши, подобно тому, как это делала героиня повести.

На месте «Горбушки» в Москве построят 500 тыс. кв. метров

       ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КОРПУС МОСКОВСКОГО АВТОЗАВОДА (1934 Г.)

В конце ХIХ – начале ХХ века в роще начинается бум промышленного строительства. Появляются кожевенный завод Торгового дома «Волк и К», химический завод Русского акционерного общества «Шеринг». В 1903 – 1908 годах через ее территорию прошла Окружная железная дорога (ныне Малое кольцо Московской железной дороги) со станцией Кожухово, для которой в 1907 году через Москву-реку был сооружен Алексеевский мост (ныне Даниловский). Так луга и сельскохозяйственные угодья изрезали железнодорожными путями, а сама роща потеряла половину высоких сосен. Несколько лет спустя, в 1916 году, в Тюфелевой роще началось строительство первого автомобильного завода (сейчас – завод имени Лихачева).

Газета «Русские ведомости» сообщала, что 20 июля состоялись торжественный молебен и закладка первого в России автомобильного завода в рамках правительственной программы создания в России автомобильной промышленности. Постройкой ЗиЛа занялся торговый дом «Кузнецов, Рябушинские и К». Договор с правительством на постройку завода предусматривал следующие условия: «27 февраля 1916 года Главное Военно-техническое управление (ГВТУ) и «Торговый дом Кузнецов, Рябушинские и К» заключили договор на поставку 1500 машин. Полный заказ составляет общую сумму в 27 000 000 рублей. Завод поставщика должен быть пущен не позднее 7 октября 1916 года. К 7 марта 1917 года должно быть изготовлено не менее 10 процентов всей поставки (то есть 150 автомашин)».

Из-за революций 1917 года, инфляции, высоких процентных ставок по кредитам строительство в срок завершено не было. Тогда руководство завода приняло решение закупить в Италии комплекты деталей и начать «отвёрточную» сборку машин в Москве. В результате в течение всего 1917 года было собрано лишь 432 автомобиля. Вскоре недостроенный завод превратился в крупные ремонтные мастерские.

15 августа 1918 года всё имущество завода «АМО» было признано собственностью государства, и в октябре 1918 года предприятие занялось капитальным ремонтом грузовиков.

С 1920 года «АМО» участвовал в советской танковой программе и изготавливал двигатели для танка «Русский Рено».

На месте «Горбушки» в Москве построят 500 тыс. кв. метров

       АВТОМОБИЛИ «АМО-Ф-15» (1926 Г.)

На месте «Горбушки» в Москве построят 500 тыс. кв. метров

     СКЛАД ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ (1959 Г.)

На месте «Горбушки» в Москве построят 500 тыс. кв. метров

     АВТОМОБИЛЬ «ЗИЛ» ВО ВРЕМЕНА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1944 Г.)

В 1922 – 1923 годах Совет Труда и Обороны выделил средства на производство на заводе «АМО» грузовых автомобилей. Первый полуторатонный грузовик АМО-Ф-15 был собран 1 ноября 1924 года, а 7 ноября колонна из десяти таких автомобилей принимала участие в параде на Красной площади, и с марта 1925 года началось их серийное производство.

В 1927 году директором был назначен И.А. Лихачёв. Производство постепенно возрастало, и к 1931 году были собраны почти семь тысяч автомобилей. Однако стоимость машины, содержавшей большое количество деталей из цветных металлов, по мнению советских чиновников, была слишком высокой. Примерно в десять раз дороже иностранных машин с учетом их доставки в СССР. Поэтому было принято решение о полной реконструкции завода и начале производства совершенно новой модели грузового автомобиля.

В начале 1930-х начинается масштабная реконструкция, в ходе которой территория завода расширяется до нынешних размеров. Вот что пишет в журнале «Строительство Москвы» главный архитектор завода имени Сталина Е.М. Попов: «Территория, отведенная под промышленное строительство завода, 2,5 на 2 километра, только на четвертую часть занята реконструируемыми цехами, остальные три четверти территории сплошь заняты строительством новых цехов, образующих новые заводские площади, улицы и магистрали.

Участок строительства делится на три четко выраженных сектора, границы примыкания друг к другу совпадают с направлениями будущих магистралей, а именно: административно-бытовой сектор в северной стороне заводского участка, район подсобного и складского хозяйства в юго-восточной полосе промплощадки, район расположения основных производственных цехов, занимающих среднюю и заднюю части участка.

Новые магистрали Москвы, парковое кольцо и магистраль набережной, сливаясь в единую мощную магистраль, ведут к главному входу на автозавод, в районе культсектора, проектиромому в виде предзаводской площадки.

В состав административного и культурно-бытового сектора входят здания заводоуправления, общественных организаций, амбулатории, детских яслей и главной проходной конторы. Здесь же отводится место для стоянки машин, принадлежащих рабочим завода. Узкая полоса участка строительства зданий культсектора южной стороной примыкает непосредственно к фронтовой линии застройки производственных цехов, а с северной – выходит на набережную Москвы-реки.

На месте «Горбушки» в Москве построят 500 тыс. кв. метров

       ГЛАВНАЯ ПРОХОДНАЯ АМО «ЗИЛ»

На месте «Горбушки» в Москве построят 500 тыс. кв. метров

     ГЛАВНЫЙ КОНВЕЙЕР

На месте «Горбушки» в Москве построят 500 тыс. кв. метров

     НЕИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЦЕХА

Площадь главного входа образована с восточной стороны величественным высоким зданием заводоуправления.

Здания культсектора располагаются как бы по течению реки, композиционно дополняя друг друга и нарастая к месту главного входа.

Средняя часть промплощадки занята в основном сооружениями производственных цехов, расположенных по четкой схеме поточности производственного процесса. Планировка производственных цехов предусматривает расположение бытовых помещений с выходом на главную магистраль.

Главную магистраль заканчивает южная площадь, решающая вход в район подсобных цехов и складского хозяйства. Здесь располагаются деревообрабатывающие цеха, склады готовой продукции, ТЭЦ».

На месте «Горбушки» в Москве построят 500 тыс. кв. метров

     СТРОИТЕЛЬСТВО КУЗНЕЧНОГО ЦЕХА (1929 Г.)

На месте «Горбушки» в Москве построят 500 тыс. кв. метров

     МИТИНГ В ЧЕСТЬ ПРИЕЗДА БРОЗ ТИТО (1956 Г.)

На месте «Горбушки» в Москве построят 500 тыс. кв. метров

     СОРТИРОВКА СВЕЖЕВЫПУЩЕННЫХ «ЗИЛ-130» И «ЗИЛ-131»

После модернизации завод начинает массовое производство грузовиков ЗИС-5. В сутки рабочие собирали по 60 автомобилей. На базе него в будущем были созданы 25 моделей и модификаций, из которых 19 выпускались серийно.

В 1953 году согласно cоветско-китайскому договору о дружбе и взаимопомощи по документации советского завода имени Сталина в Китае был построен Автомобильный завод № 1, позже ставший Первой Автомобилестроительной Компанией (First Automotive Works – FAW), которая по сей день является лидером автоиндустрии Китая. Стажировку и обучение китайские инженеры проходили в СССР, на заводе ЗиС, примечательно, что в их числе был и будущий руководитель КНР Цзян Цзэминь.

На месте «Горбушки» в Москве построят 500 тыс. кв. метров

     ПЕРВЫЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ЛИМУЗИН «ЗИС-101» (1937 Г.)

На месте «Горбушки» в Москве построят 500 тыс. кв. метров

     ГРУЗОВИК «ЗИС-15» (1940 Г.)

На месте «Горбушки» в Москве построят 500 тыс. кв. метров

     АВТОБУС «ЗИЛ-158» (1957 Г.)

После распада СССР предприятие стало быстро деградировать: производственные мощности разрушались, объемы выпуска продукции многократно снизились.

В 2008 году АМО ЗиЛ планировало организовать совместное предприятие с китайской компанией Sinotruk по производству тяжелых дизельных грузовиков марки HOWO. Однако из-за случившегося в нашей стране кризиса проект реализован не был.

За 2009 год АМО ЗиЛ произвел 2253 грузовых автомобиля и четыре автобуса (что почти на 50% меньше, чем годом ранее). В 2021 году компания произвела еще меньше – 1258 грузовых автомобилей и пять автобусов.

Сегодня предприятие находится в глубоком кризисе, накопились многомиллиардные долги. Значительная часть производственных площадей не используется, бывшие цеха и сооружения разрушены и напоминают картины американского города Детройт.

Когда-то Детройт являлся автомобильным центром США. Но в 1973 году разразился нефтяной кризис, который привел к банкротству многих американских автомобилестроителей. Заводы один за другим начали закрываться, люди теряли работу и уезжали в другие города и штаты. Население Детройта в его административных границах сократилось в 2,5 раза: с 1,8 миллиона в начале 1950-х до 700 тысяч к 2021 году.

В результате оттока населения целые районы города оказались оставлены людьми. Небоскребы, заводы, жилые кварталы стоят заброшенные и разрушаются от времени и вандализма.

Чтобы не повторять судьбу американских городов-призраков, власти Москвы приняли решение о реновации депрессивных территорий в городе. В конце 2021 года правительством Москвы было принято решение о сохранении производства на южной площадке завода «ЗиЛ» площадью 50 га, на остальной территории планируется разместить качественно новый район мегаполиса с парками, жильем, рабочими местами, объектами социальной и транспортной инфраструктуры. Вскоре здесь появится множество парковых зон с высокими деревьями, которые отчасти будут напоминать Тюфелеву рощу.

На месте «Горбушки» в Москве построят 500 тыс. кв. метров

На месте «Горбушки» в Москве построят 500 тыс. кв. метров

На месте «Горбушки» в Москве построят 500 тыс. кв. метров

На месте «Горбушки» в Москве построят 500 тыс. кв. метров

На месте «Горбушки» в Москве построят 500 тыс. кв. метров

На месте «Горбушки» в Москве построят 500 тыс. кв. метров

Проблемы и риски

Существует несколько возможных проблем в реализации программы, считают эксперты. Во-первых, это сложности, связанные со взаимодействием с собственниками данных площадок. Многим коммерческим предприятиям будет интересно продать участки, а вот с небольшими государственными предприятиями иногда договориться сложнее, считает председатель совета директоров компании «Бест-Новострой» Ирина Доброхотова.

«Вероятно, урегулировать отношения с собственниками территорий в промзонах власти будут так же, как это происходило до сих пор. Например, есть совершенно недееспособное производственное предприятие, в собственности которого находятся какие-то земельные активы.

В ситуации, когда собственники не приводят территории в порядок, правительство Москвы вправе обязать их приступить к реализации проектов комплексного развития территорий либо выкупить такие участки и самостоятельно заняться их развитием, уточнила Надежда Крокка.

Она предположила, что у новой программы, возможно, будут какие-то структурные локомотивы в форме компаний, так как причина ее возникновения состоит как раз в том, чтобы объединить множество собственников и арендаторов в едином направлении и вести согласованную работу по преобразованию территории.

Второй проблемой программы «Индустриальные кварталы» могут стать сложности, связанные с реновацией самой площадки. Например, дополнительные существенные расходы могут потребоваться на снос большого объема строений, вывод предприятия или рекультивацию земли, подчеркнула Доброхотова.

Еще одной сложностью программы является то, что реализация крупных жилых проектов на территории промзон требует значительных расходов на строительство социальной и транспортной инфраструктуры, пояснила председатель совета директоров «Бест-Новостроя».

Она подчеркнула, что с учетом этого такие площадки могут быть интересны лишь крупнейшим девелоперам из топ-10 или даже топ-5, у которых есть ресурсы и на вывод предприятий, и на реновацию территории, а также финансы на реализацию девелоперского проекта.

Четвертой проблемой является долгосрочность новой программы, уточнила Коркка. По ее словам, программа масштабная, сложная и ориентирована на сбалансированное развитие этих территорий, что может сказаться на сроках и в результате растянуться на десятилетия.

Ссылка на основную публикацию