формируя культурную среду

«паспорт национального проекта «культура» (утв. президиумом совета при президенте рф по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2021 n 16)

— последняя редакция | база нпа

Утвержден
президиумом Совета
при Президенте Российской Федерации
по стратегическому развитию
и национальным проектам
(протокол от 24 декабря 2021 г. N 16)

ПАСПОРТ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «КУЛЬТУРА»

1. Основные положения

2. Цели, целевые и дополнительные показатели
национального проекта

3. Структура национального проекта

4. Задачи и результаты национального проекта

4.1. Федеральный проект «Культурная среда»

4.2. Федеральный проект «Творческие люди»

4.3. Федеральный проект «Цифровая культура»

5. Финансовое обеспечение реализации национального проекта

6. Дополнительная информация

В Российской Федерации культура возведена в ранг национальных приоритетов и признана важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России. Приоритет — сделать богатейшую культуру нашей страны более доступной для российских граждан. Для этого планируется создать и реконструировать объекты культуры, провести их техническое переоснащение, цифровизацию культурной сферы, создать условия для раскрытия творческого потенциала людей.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2021 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Минкультуры России был сформирован и поддержан Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец состав общественно-экспертного совета.

При разработке национального проекта «Культура» особое внимание было обращено на необходимость укрепления российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных ценностей народов России. Данная задача решается путем проведения мероприятий, направленных на популяризацию русского языка, литературы, как основы национальной идентичности, на сохранение национальных культурных традиций, промыслов и ремесел, а также раскрывается в комплексе мер по созданию широкого доступа к культурным благам и повышению качества жизни каждого человека.

В основе задачи лежат следующие понятия:

«духовно-нравственные ценности» — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, национальные традиции и обычаи, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты;

«гражданская идентичность» — это осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан государства на общекультурной основе.

Основная идеология национального проекта «Культура» — обеспечить максимальную доступность к культурным благам, что позволит гражданам как воспринимать культурные ценности, так и участвовать в их создании.

Цель: увеличить на 15% число посещений организаций культуры и в 5 раз число обращений к цифровым ресурсам культуры.

Увеличение посещений учреждений культуры будет достигнуто путем модернизации инфраструктуры культуры и создания условий для творческой самореализации и досуга.

Задачи:

1. модернизация инфраструктуры культуры: создание (реконструкция) культурно-образовательных и музейных комплексов с концертными и выставочными залами, центров культурного развития в малых и средних городах, создание и капитальный ремонт сельских культурно-досуговых учреждений, реконструкция и капитальный ремонт детских театров, создание модельных муниципальных библиотек, приобретение автоклубов, обеспечение детских школ искусств и училищ музыкальными инструментами и оборудованием и создания кинозалов;

2. продвижение талантливой молодежи в сфере искусства путем создания молодежного симфонического оркестра, проведения детских творческих фестивалей;

3. развитие гастрольной и выставочной деятельности ведущих федеральных, региональных и муниципальных театров и музеев в субъектах Российской Федерации;

4. поддержка самодеятельного народного творчества, гражданских творческих инициатив, добровольческого движения в сфере культуры;

5. поддержка системы непрерывного повышения квалификации в сфере культуры;

6. внедрение цифровых технологий в культурное пространство страны.

При расчете посещаемости будут учтены посещения всех организаций культуры в соответствии с приоритетами по темпам роста и видам учреждений, самостоятельно определяемым субъектами Российской Федерации. Также в расчет посещаемости будет включена посещаемость негосударственных организаций культуры, система учета которых будет разработана дополнительно к данным отраслевого статистического наблюдения в 2021 году.

Показатели будут достигнуты за счет модернизации культурной среды путем создания и реновации объектов культуры, широкой поддержки творческих инициатив граждан и организаций, культурно-просветительских проектов, переподготовки специалистов сферы культуры, развития волонтерского движения и внедрения информационных технологий.

Для достижения целей сформировано три федеральных проекта: «Культурная среда», «Творческие люди» и «Цифровая культура».

1. Федеральный проект «Культурная среда» направлен на повышение качества жизни граждан путем модернизации инфраструктуры культуры и реновации учреждений от национальных, имеющих мировое значение до сельских организаций культуры. Все эти объекты формируют культурное пространство нашей страны.

В результате проекта жители городов и сел получат более 1 000 новых и модернизированных объектов культуры, современное оборудование получат более 3 000 организаций культуры.

Драйверами станут 39 центров культурного развития (далее — ЦКР), которые будут построены по типовым проектам в городах с количеством жителей до 300 тыс. человек. ЦКР — это многофункциональное культурное пространство с концертным залом и кинозалами для детей и взрослых, сервисными зонами (кафе, сувенирные киоски).

В результате реализации проекта доступ к современным услугам ЦКР получат около 4,2 млн. человек.

В 2021 — 2020 гг. за счет средств федерального бюджета будут утверждены 8 компоновочных вариантов планировки ЦКР (проектов строительства, предполагаемая стоимость строительства объекта — 150 млн. рублей). Заказчиком разработки проектной документации выступит подведомственное Минкультуры России учреждение, которое в установленном порядке утвердит проектную документацию, прошедшую государственную экспертизу, и передаст соответствующим субъектам Российской Федерации для осуществления в 2021 — 2022 гг. строительства первых 8 ЦКР (собственность субъектов Российской Федерации, при софинансировании за счет средств федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов — субсидий на софинансирование капитальных вложений). Проектная документация будет направлена в Минстрой России для принятия в установленном порядке решения о признании экономически эффективной документацией повторного использования и на ее основе начиная с 2021 года по 2024 гг. будет осуществлено строительство 39 ЦКР (при софинансировании за счет средств федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов — субсидий на софинансирование капитальных вложений).

Для жителей сельских населенных пунктов доступность к качественным услугам культуры будет обеспечена за счет создания (реконструкции) и капитального ремонта 500 сельских культурно-досуговых объектов. Реконструкция и капитальный ремонт позволят модернизировать пространство и оснастить культурно-досуговые учреждения мультимедийным оборудованием. Участие в мероприятиях по созданию (реконструкции) и капитальному ремонту сельских культурно-досуговых учреждений будет осуществляться на конкурсной основе. Работы по созданию сельских культурно-досуговых учреждений, а также их реконструкция и капитальный ремонт будут осуществляться субъектами Российской Федерации при софинансировании за счет средств федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов. Дальнейшее содержание будет осуществляться за счет средств муниципальных бюджетов.

При реализации проекта планируется охватить все федеральные округа Российской Федерации. Особое внимание будет уделено субъектам Российской Федерации, входящим в состав Северо-Кавказского и Дальневосточного федеральных округов. В результате будет обеспечена доступность к современным услугам культуры не менее чем для 1,5 млн. сельских жителей. При этом на всех современных культурно-досуговых объектах будут предусмотрены условия для беспрепятственного посещения инвалидами.

В 2021 — 2021 гг. в рамках мероприятий, направленных на устойчивое развитие сельских территорий, будет создано (реконструировано) 26 культурно-досуговых учреждений в сельской местности (нарастающим итогом).

Для людей, проживающих в сельских населенных пунктах без стационарного культурного обслуживания, доступность будет обеспечена за счет приобретения 600 передвижных многофункциональных культурных центров. Комплектация специализированного автотранспорта позволит обеспечить концертную деятельность, библиотечное обслуживание, организовать познавательный досуг для детей. Минимальный комплект предусматривает сцену-трансформер, спутниковую антенну, звуковое, компьютерное и мультимедийное оборудование. За счет оснащения передвижных центров Интернетом будут организованы онлайн трансляции культурных проектов и общественно значимые консультации (с представителями социальной защиты, медицинских и других учреждений). С учетом вклада субъектов Российской Федерации в данный проект, обеспеченность специализированным транспортом муниципальных районов будет выровнена до 80%, что обеспечит доступ к услугам культуры свыше 20 млн. человек.

С целью развития художественного образования 1 700 школ искусств и 100 училищ (34% от общего числа ДШИ и 42% от общего числа училищ) будут модернизированы посредством обновления парка музыкальных инструментов, приобретения современного оборудования. Результатом решения данной задачи станет улучшение качества учебного процесса, а также увеличение числа учащихся в учреждениях дополнительного и профессионального образования в сфере культуры на 10% за счет расширения перечня реализуемых образовательных программ и учебных дисциплин, в том числе интерактивной направленности. В рамках совместной программы Минпромторга России и Минкультуры России детские школы искусств будут оснащены 900 пианино отечественного производства.

Для повышения качества библиотечного обслуживания будет создано 660 модельных библиотек (180 муниципальных библиотек, имеющих в соответствии с действующим законодательством статус «центральной» (муниципального района, муниципального образования, городского округа и 480 муниципальные библиотеки, в том числе, библиотеки — филиалы централизованных библиотечных систем). Согласно модельному стандарту это будут интеллектуальные центры, оснащенные скоростным Интернетом, доступом к современным отечественным информационным ресурсам научного и художественного содержания, к оцифрованным ресурсам периодической печати. Стандарт предусматривает создание точек доступа к НЭБу и электронной библиотеке диссертаций, комплектование мультимедийными ресурсами, а также организацию современного комфортного библиотечного пространства. В составе библиотечных фондов будут предусмотрены носители информации, изготовленные в форматах, доступных для инвалидов по зрению. Будут созданы дискуссионные клубы, консультационные пункты и лектории для всех возрастных групп. Обновление муниципальных библиотек повысит эффективность их работы и посещаемость не менее, чем в 2 раза.

В целях обеспечения доступа к национальным фильмам будут созданы 1 200 современных кинозалов в населенных пунктах с числом жителей до 500 тыс. человек. Современные кинозалы могут размещаться на базе различных организаций (в домах культуры, на частных досуговых площадках), формируя новый культурный облик населенных пунктов. Условия инвестирования в создание кинозалов предусматривают обязательный прокат не менее 50% национальных фильмов в общем объеме репертуара в течение трех лет с момента открытия переоборудованного кинозала. За проектный период будут созданы условия для просмотра качественного отечественного кино не менее чем для 60 млн. человек.

Будет оцифрован архив фильмовых материалов Госфильмофонда России (не менее 22 500 наименований фильмов), что обеспечит сохранность кинематографического наследия и широкий доступ к лучшим образцам кинематографии.

Приобщение детей и молодежи к театральному искусству будет обеспечено за счет реконструкции и капитального ремонта 40 детских театров, что составляет 25% от действующей сети, что увеличит количество новых постановок и рост посещаемости до 15% (свыше 4 млн. зрителей).

Качество культурной среды для людей будет обеспечено за счет выделения средств федерального бюджета направленных на реновацию 15 федеральных учреждений отрасли культуры путем предоставления бюджетных инвестиций и субсидий, а также 15 региональных и муниципальных учреждений отрасли культуры путем предоставления иных межбюджетных трансфертов.

В результате реновации (реконструкция, строительство, капитальный ремонт, работы по сохранению объектов культурного наследия, благоустройство и др.) действующие организации отрасли культуры станут современными объектами, оснащенными мультимедийными технологиями, новейшими инженерными и коммуникационными системами. Реновация будет способствовать увеличению качества и объемов услуг, предоставляемых учреждениями отрасли культуры населению, вовлечению различных социальных групп в культурную деятельность и, как следствие, повлияет на динамику посещаемости.

На объектах, созданных (реконструированных) в рамках федерального проекта «Культурная среда» предусматривается возможность использования механизмов государственно-частного партнерства при организации кинопоказа, создания сервисных зон (кафе, дизайнерских салонов, другое). Условия использования механизма государственно-частного партнерства будут отражены в соглашениях.

2. Федеральный проект «Творческие люди» направлен на поддержку творческих инициатив, способствующих самореализации населения, в первую очередь талантливых детей и молодежи. Задачей проекта также является выравнивание условий доступности для жителей всех регионов страны к лучшим образцам музыкального, театрального, хореографического и изобразительного искусства, народного творчества.

В целях выявления талантливой молодежи и формирования кадрового резерва для музыкальных профессиональных коллективов страны на основе конкурсного отбора будет создан молодежный симфонический оркестр.

Для развития творческих способностей детей будет создана и поддержана за счет субсидий система конкурсов и фестивалей всех жанров. Проект послужит социальным лифтом для одаренных детей.

Будут обеспечены условия для творческой самореализации граждан (в форме субсидий) путем организации и проведения фестивалей любительских (самодеятельных) коллективов. Эти меры позволят популяризировать народное творчество и фольклор, художественные народные промыслы и ремесла и в итоге повысят рост участников самодеятельных коллективов (до 6,5 млн. человек).

Государственная поддержка в форме субсидий будет оказана музыкальному и театральному искусству. Значение театральных и музыкальных фестивалей заключается в силе их эмоционального воспитательного и просветительского воздействия и является одним из инструментов неформального образовательного процесса посредством знакомства с лучшими образцами русской и мировой классики, предоставляя возможность изучения школьной программы и обеспечения преемственности исторических традиций между поколениями. Предоставление субсидий на создание инновационных театральных творческих проектов, направленных на синтез театрального, музыкального, хореографического и визуального видов искусства с использованием мультимедийных технологий и коммуникаций, применением интерактивных методов работы с аудиторией, новых форм творческого поиска и новаций позволит выявлять талантливых драматургов и композиторов, обогащать репертуар концертных организаций и учреждений новыми произведениями.

Будет оказана поддержка гражданским культурным инициативам в форме субсидий некоммерческим организациям (далее — НКО), которые являются создателями собственных творческих мастерских, культурных центров, музеев (НКО, созданные для удовлетворения духовных потребностей граждан, для достижения благотворительных, культурных, образовательных и общественных благ. НКО могут создаваться в форме общественных организаций, общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами).

Будет поддержано проведение творческих лабораторий, конкурсов, фестивалей, выставок народного творчества и современного искусства. Тематика проектов — национальные обычаи и традиции народов России, нравственное и патриотическое воспитание молодежи. Эти масштабные проекты в регионах дадут мультипликативный эффект и станут драйверами культурного развития. Будет создана база данных база данных лучших практик НКО. Будут предусмотрены мероприятия, направленные на социокультурную реабилитацию инвалидов.

Создание условий доступности к лучшим образцам отечественной и зарубежной культуры, хранящихся в национальных и региональных музеях, планируется в рамках реализации выставочных проектов федеральных и региональных музеев, что позволит увеличить количество посещений не менее чем на 20%.

В целях обеспечения организаций отрасли культуры высокопрофессиональными кадрами на базе ведущих творческих вузов будут созданы 15 Центров непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры, в результате чего 200 тыс. человек или 24% работников отрасли культуры (справочно: по состоянию на 1 января 2021 г. численность работников учреждений сферы культуры составляет 831 219 человек, в том числе основной персонал — 555 390 человек) смогут пройти повышение квалификации. Центрами, оснащенными современным оборудованием, будут разработаны и реализованы инновационные программы дополнительного профессионального образования по всем специальностям и направлениям подготовки в области искусства и культуры, в том числе в области современного менеджмента, а также для обучения технических специалистов (звукорежиссеров, светорежиссеров, работников театрального цеха и др.) с использованием дистанционных технологий, стажировочных площадок.

3. Федеральный проект «Цифровая культура» обеспечит широкое внедрение цифровых технологий в культурное пространство страны.

На площадках учреждений культуры (концертных организаций, домов культуры, библиотек, музеев) будет создано 500 виртуальных концертных залов, оснащенных мультимедийным оборудованием и скоростным Интернетом, формат которых позволит в онлайн режиме обеспечить жителям участие в знаковых федеральных и региональных культурных мероприятиях. В основе концертных программ будет лежать видеозапись или онлайн трансляция, которую обеспечивает Минкультуры России. Афиша онлайн трансляций будет размещена на портале «Культура.РФ». Проект на новом техническом уровне позволит обеспечить условия доступности к концертам музыкального и театрального искусства для жителей населенных пунктов, отдаленных от крупных культурных центров.

Национальные и региональные музеи получат возможность оснастить цифровыми гидами 450 лучших проектов.

За проектный период будет обеспечено 600 онлайн-трансляций ключевых мероприятий в сфере культуры, знаковых театральных постановок, экскурсий по крупнейшим выставкам, что создаст условия доступа к услугам культуры для 30 млн. человек.

Сохранение и предоставление доступа к уникальному культурному наследию страны будет обеспечено за счет оцифровки 48 тыс. книжных памятников. Фонд оцифрованных изданий Национальной электронной библиотеки пополнится за счет оцифрованных изданий, представляющих наибольшую культурную и историческую ценность.

Ввиду того, что взаимодействие аудитории с информационными ресурсами отрасли культуры происходит в цифровой среде, Минкультуры России планирует исключить применение традиционных методов сбора агрегированной отчетности и ввести систему прямого объективного измерения числа обращений к цифровым ресурсам культуры на основе системы счетчиков и аналитических инструментов.

Перечень цифровых информационных ресурсов о культуре (далее — Перечень ресурсов) создается Минкультуры России в целях координации действий органов исполнительной власти, государственных, коммерческих и некоммерческих организаций по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации по доступу к культурному наследию и участию в культурной жизни страны.

Под цифровым информационным ресурсом о культуре понимается совокупность данных, представленных в виде сайта в сети Интернет, способствующих достижению следующих задач:

1. предоставление доступа к культурному наследию;

2. популяризация культуры и традиций народов России;

3. повышение посещаемости организаций культуры;

4. распространение русского языка.

Перечень цифровых информационных ресурсов о культуре включает:

1. Базовые цифровые информационные ресурсы:

— федеральные информационные ресурсы;

— региональные и муниципальные информационные ресурсы.

В перечень базовых цифровых информационных ресурсов о культуре включены:

— единый портал популяризации культурного наследия и традиций народов России «Культура.РФ» (culture.ru);

— платформа цифровых гидов по музеям и выставочным проектам в дополненной реальности «Артефакт» (ar.culture.ru);

— портал популяризации истории «История.РФ» (histrf.ru);

— портал Национальной электронной библиотеки (нэб.рф);

— государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации (goskatalog.ru);

— официальные сайты и другие информационные ресурсы организаций культуры, подведомственных Минкультуры России.

2. Дополнительные цифровые информационные ресурсы, включаемые в Перечень ресурсов их владельцами на добровольной основе и в порядке, установленном Минкультуры России, в том числе информационные ресурсы иных государственных, муниципальных, коммерческих и некоммерческих организаций.

В публичной части паспорта национального проекта «Культура», а также паспортов федеральных проектов «Культурная среда», «Творческие люди» и «Цифровая культура» отражены все мероприятия, в том числе содержащиеся в действующих государственных программах, направленные на достижение заявленных в проектах целей и решение соответствующих задач:

1. создание центров культурного развития в субъектах Российской Федерации;

2. поддержка отрасли культуры, включая мероприятия по:

— созданию и модернизации учреждений культурно-досугового типа в сельской местности;

— обеспечению учреждений культуры специализированным автотранспортом для обслуживания сельского населения;

— созданию модельных библиотек;

— созданию кинозалов;

— поддержке творческих проектов независимых театральных и музыкальных коллективов (субсидии);

— техническому оснащению и содержанию виртуальных концертных залов.

3. приобретение музыкальных инструментов и специального оборудования для образовательных учреждений отрасли культуры.

Общий бюджет мероприятий национального проекта «Культура» составляет 113 455,55 млн. рублей, в том числе: федеральный бюджет: 109 710,43 млн. рублей, из них межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации — 52 462,62 млн. рублей; консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации: 3 745,12 млн. рублей.

Таким образом, эти средства будут ориентированы на поддержку культуры в регионах. Для каждого мероприятия вводится характеристика возможности отказа от его финансирования при принятии решения отказа от его реализации. Отсутствие заявок, либо их несоответствие установленным критериям отбора является характеристикой возможности отказа от финансирования при принятии решения об отказе от мероприятия. Развитие национального проекта в ближайшие пять-шесть лет даст качественный импульс к созданию, обновлению культурной инфраструктуры и появлению нового, интересного, яркого культурного продукта, в результате которого посещение учреждений культуры, привлечение новых зрителей, экскурсантов, посетителей — это один из ключевых коэффициентов оценки эффективности национального проекта.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ И ОБОСНОВЫВАЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ
НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «КУЛЬТУРА»

1. Методика расчета целей и целевых показателей национального проекта

Подходы к определению показателей

1. Цель (целевой показатель): «Увеличение на 15% числа посещений организаций культуры (%)».

Для расчета целевого показателя «Увеличение на 15% числа посещений организаций культуры (%)» предлагается учитывать число посещений всех организаций культуры в соответствии с приоритетами по темпам роста и видам учреждений, самостоятельно определяемыми каждым субъектом Российской Федерации до 2024 года.

Рекомендуемый темп роста за проектный период:

— увеличение посещений домов культуры — 15%;

— увеличение посещений библиотек — 15%;

— увеличение посещений театров — 15% посещения частных театров — 3%;

— увеличение посещений концертных организаций — 15%;

— увеличение посещений парков культуры и отдыха — 15%;

— увеличение посещений цирков — 15%;

— увеличение посещений зоопарков — 15%;

— увеличение посещений музеев — 12% посещения частных музеев — 3%;

— увеличение количества обучающихся в школах искусств и училищах — 10%;

— увеличение участников клубных формирований — 5%;

— увеличение количества зрителей национальных фильмов — 5%.

Основанием для повышения посещаемости является создание и модернизация объектов культуры, повышение качества и доступности услуг, организация фестивальных и выставочных проектов, модернизация форм работы, внедрение информационных технологий, маркетинга, повышение квалификации.

Базовый показатель «количество посещений государственных и муниципальных театров, негосударственных организаций, осуществляющих театральную деятельность (мероприятий в России)».

При расчете посещаемости государственных и муниципальных театров в 2024 году за базовую основу берется 2021 год.

Негосударственные организации <1>, осуществляющие театральную деятельность — некоммерческие и частные организации, осуществляющие деятельность, направленную на создание и (или) показ спектаклей (см. Концепция развития театрального дела в Российской Федерации, раздел I абзац 5: «театральная деятельность» — деятельность, направленная на создание и (или) показ спектаклей; раздел II абзац 23: «задача — обеспечить государственную и общественную поддержку негосударственных театров, различных форм и моделей организации театрального дела, творческих инициатив, увеличение их доли в российском театральном деле»).

———————————

<1> Система учета посещаемости негосударственных организаций культуры будет разработана дополнительно к данным отраслевого статистического наблюдения в 2021 г.

При расчете посещаемости негосударственных театров, перечень которых определяется самостоятельно субъектами Российской Федерации, за базовую основу принимаются данные мониторинга, собираемые органами культуры субъектов Российской Федерации начиная с 2021 года. Предусматривается уровень повышения посещаемости негосударственных театров не менее 3% за проектный период.

Базовый показатель «количество посещений государственных, муниципальных и негосударственных организаций музейного типа».

При расчете показателя посещаемости государственных и муниципальных музеев в 2024 году за базовую основу берется 2021 год.

Негосударственные организации <1>, осуществляющие музейную деятельность — некоммерческие и частные организации, осуществляющие музейную деятельность по хранению и популяризации материального и нематериального культурного наследия, а также современного искусства (см. ст. 30 ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»: «негосударственные музеи создаются в форме учреждения органами местного самоуправления, физическими или юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации»).

При расчете посещаемости негосударственных музеев, перечень которых определяется самостоятельно субъектами Российской Федерации, за базовую основу принимаются данные мониторинга, собираемые органами культуры субъектов Российской Федерации начиная с 2021 года. Предусматривается уровень повышения посещаемости негосударственных музеев не менее 5% за проектный период.

Базовый показатель «численность населения, получившего услуги автоклубов».

Новый показатель, который будет внесен в отраслевую статистику.

Если в 2021 году в регионе отсутствовали специализированные транспортные средства, то показатель посещаемости автоклубов на 01.01.2021 проставляется «0». В дальнейшем для подготовки отчета нарастающим итогом за базовый год принимается показатель посещаемости 2021 года.

Численность населения, получившего услуги автоклубов в отчетном году (нарастающим итогом):

АКОТЧЕТНЫЙ ГОД = АК2021 Ч x АНПК x ВАК

где: АКОТЧЕТНЫЙ ГОД — охват населения услугами спецавтотранспорта в отчетном году;

АК2021 — охват населения услугами спецавтотранспорта в базовом году;

Ч — численность жителей сельских населенных пунктов, не имеющих стационарных организаций культуры и получивших услуги автоклубов;

АНПК — количество автоклубов, приобретенных в рамках национального проекта «Культура»;

ВАК — количество выездов данных автоклубов в сельские населенные пункты, не имеющие стационарных организаций культуры в отчетном году.

Для расчета целевого показателя «Увеличение на 15% числа посещений организаций культуры (%)» предлагается учитывать число посещений всех организаций культуры в соответствии с приоритетами по темпам роста и видам учреждений, самостоятельно определяемыми каждым субъектом Российской Федерации.

Расчетные данные по показателю «Увеличение на 15% числа посещений организаций культуры (%)» заносятся в таблицу «Темпы роста показателей посещаемости по типам организаций культуры».

Темпы роста показателей посещаемости
по типам организаций культуры

———————————

<*> Расчет базового значения показателя «Увеличение на 15% числа посещений организаций культуры (%)» рассчитан в «млн. человек». Показатели посещаемости по типам организаций культуры исчисляются в «тыс. человек» для точности и достоверности расчета отчетного значения показателя.

2. Цель (целевой показатель): «Увеличение числа обращений к цифровым ресурсам в сфере культуры в 5 раз (млн. обращений в год)».

Базовый показатель «Количество обращений к информационным ресурсам культуры в сети Интернет, включенных в Перечень ресурсов, способствующих распространению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

Переход существенной части коммуникаций общества в цифровую форму в равной степени затронул и общекультурные процессы. Оценка реальной аудитории кинофильмов не может быть полной без учета аудитории онлайн кинотеатров и других видео-сервисов. Востребованность произведений современных музыкантов уже давно оценивается не только посещаемостью концертов, но и числом их подписчиков в социальных сетях. Музеи развивают онлайн-сервисы представления коллекций и виртуальные туры. Таким образом, и для отрасли культуры в целом, необходимо дополнить существующую систему оценки посещаемости организаций культуры показателями, характеризующими успешность их взаимодействия с обществом в цифровой среде.

Ввиду того, что взаимодействие аудитории с информационными ресурсами отрасли культуры происходит в цифровой среде, Минкультуры России планирует исключить применение традиционных методов сбора агрегированной отчетности и ввести систему прямого объективного измерения числа обращений к цифровым ресурсам культуры на основе системы счетчиков и аналитических инструментов.

Предлагаемая модель успешно применяется в интернет-коммерции для оценки взаимодействия аудитории с тем или иным интернет-ресурсом и может быть адаптирована для задач отрасли культуры.

Перечень цифровых информационных ресурсов о культуре (далее — Перечень ресурсов) создается Минкультуры России в целях координации действий органов исполнительной власти, государственных, коммерческих и некоммерческих организаций по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации по доступу к культурному наследию и участию в культурной жизни страны.

Под цифровым информационным ресурсом о культуре понимается совокупность данных, представленных в виде сайта в сети Интернет, способствующих достижению следующих задач:

1. предоставление доступа к культурному наследию;

2. популяризация культуры и традиций народов России;

3. повышение посещаемости организаций культуры;

4. распространение русского языка.

Перечень цифровых информационных ресурсов о культуре включает:

1. Базовые цифровые информационные ресурсы:

— федеральные информационные ресурсы;

— региональные и муниципальные информационные ресурсы.

В перечень базовых цифровых информационных ресурсов о культуре включены:

— единый портал популяризации культурного наследия и традиций народов России «Культура.РФ» (culture.ru);

— портал популяризации истории «История.РФ» (histrf.ru);

— портал Национальной электронной библиотеки (нэб.рф);

— государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации (goskatalog.ru);

— платформа цифровых гидов по музеям и выставочным проектам в дополненной реальности «Артефакт» (ar.culture.ru);

— официальные сайты и другие информационные ресурсы организаций культуры, подведомственных Минкультуры России.

2. Дополнительные цифровые информационные ресурсы, включаемые в Перечень ресурсов их владельцами на добровольной основе и в порядке, установленном Минкультуры России, в том числе информационные ресурсы иных государственных, муниципальных, коммерческих и некоммерческих организаций.

Расчет целевого показателя «Увеличение числа обращений к цифровым ресурсам культуры в 5 раз (млн. обращений в год)» производится в отношении базовых цифровых информационных ресурсов, в сравнении с показателем числа обращений к базовым цифровым ресурсам культуры за 2021 год.

Для федеральных ресурсов число обращений к базовым цифровым ресурсам культуры за 2021 год составляет 16 млн.

Перечень базовых региональных и муниципальных информационных ресурсов о культуре должен быть определен субъектом Российской Федерации в рамках регионального проекта.

Для региональных и муниципальных информационных ресурсов число обращений к базовым цифровым ресурсам культуры за 2021 год должно быть определено в рамках подготовки регионального проекта.

Включение информационных ресурсов в Перечень ресурсов осуществляется на добровольной основе, путем регистрации юридического или физического лица в качестве владельца информационного ресурса на Едином портале популяризации культурного наследия и традиций народов России «Культура.РФ» (culture.ru) и размещения программного кода счетчика на страницах включаемого информационного ресурса.

Критерии включения информационных ресурсов в Перечень ресурсов утверждаются ведомственным актом Минкультуры России.

Посещаемость дополнительных цифровых информационных ресурсов, включаемых в Перечень ресурсов их владельцами на добровольной основе является справочным показателем, который не учитывается при оценке исполнения мероприятий национального проекта «Культура».

Подсчет числа обращений к информационным ресурсам, включенным в Перечень ресурсов, производится автоматически. Сведения о фактах взаимодействия аудитории с подключенным информационным ресурсом поступают в специализированную систему Минкультуры России — АИС «Цифровая культура».

АИС «Цифровая культура» обеспечивает сбор, хранение, статистическую и аналитическую обработку данных о взаимодействии аудитории с цифровыми информационными ресурсами культуры. Доступ к системе разделен на общедоступный и служебный разделы.

В общедоступном разделе публикуются обобщенные, агрегированные аналитические данные, в том числе в машиночитаемом формате открытых данных.

Служебный раздел предоставляет аналитический инструментарий для многопараметрического изучения цифрового взаимодействия общества с подключенными цифровыми информационными ресурсами о культуре.

Прототип АИС «Цифровая культура» может быть создан к концу 2021 года, создание продуктивной системы запланировано на 2021 год.

2. Цели, целевые и дополнительные показатели
национального проекта

Читайте также:  Дом по программе реновации построили на Севастопольском проспекте | Регионы | Селдон Новости
Ссылка на основную публикацию